Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Закон предложения и факторы.




Закон предложения утверждает, что, при прочих равных условиях, производители предлагают большее количество продукта по высокой цене, чем по низкой. В результате связь между величиной предложения и ценой прямая, а кривая спроса – восходящая.

Сдвиг кривой спроса на продукт может быть вызвано следующими причинами:

Изменение цен на ресурсы. Существует самая тесная связь между издержками производства и предложением. Кривая предложения фирмы основывается на издержках производства. За дополнительные единицы продукта фирма должна устанавливать более высокую цену, поскольку производство эти дополнительных единиц требует больших издержек. Отсюда следует, что снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение, то есть переместит кривую предложения вправо. Пример, если цены на посевной материал и удобрения снижаются, можно ожидать увеличения предложения пшеницы. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, то есть сместит кривую предложения влево. Пример: повышение цен на железную руду и кокс увеличивает издержки производства стали и ведет к сокращению ее предложения.



Технологии производства. Совершенствование технологий означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на ресурсы снизятся производственные издержки и увеличатся предложение.

Налоги и дотации. Предприятия рассматриваю большинство налогов, как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются налогом наоборот. Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает предложение.

Цены на другие товары. Изменение цен на другие товары также способно сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на рожь может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше пшеницы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на рожь может заставить фермеров сократить производство и предложение пшеницы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.

Ожидания Ожидание изменения цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Однако трудно делать выводы о том, как скажутся ожидания, допустим, более высоких цен на нынешнюю кривую предложения продукта. Фермеры могут задержать вывоз пшеницы текущего урожая на рынок, ожидая повышения цен на нее в будущем. Это вызовет сокращение текущего предложения. Равным образом ожидание существенного повышения цен на продукцию некоторой фирмы может сократить текущее предложение этой продукции. С другой сторону, во многих отраслях обрабатывающей промышленности ожидание повышения цен способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.

Число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступление в отрасль большего количества фирм, кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньше количество фирм в отрасли, тем меньше рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.

Смещение кривой вправо означает увеличение объема предложение, а ее смещение влево – сокращение предложения. В противоположность этому, изменение цены данного продукта ведет к изменению величины предложения, то есть к передвижению от одной точки к другой на постоянной кривой предложения.

 

Рыночное равновесие.

В условия конкуренции взаимодействие рыночного спроса и рыночного предложения корректирует цену до того момента, пока величина спроса и величина предложения не совпадут. Это равновесная цена. Соответствующее количество (продукта) – это равновесное количество. Равновесная цена разгружает рынок, не оставляя обременительный излишек у продавцов и не создавая ощутимых нехваток у покупателей. Если бы конкурентные цены автоматически не согласовывали друг с другом решения о предложении и спросе, то понадобилась бы какая-то форма административного контроля со стороны правительства, чтобы устранять или регулировать нехватки или избытки, которые в противном случае могли бы возникнуть. Способность рыночных сил, таким образом, синхронизировать решения рынка о продажах и покупках, чтобы исключались потенциальные излишки и нехватки продукта, называется "уравновешивающей функцией" цен.

Рисунок 3. Равновесная цена и количество продукта определяется рыночным спросом и предложением.

Выше уже было рассмотрено, как неценовые факторы спроса и предложения влияют на равновесную цену. Теперь давайте рассмотрим, как влияет на равновесную цену взаимодействие спроса и предложения.

Изменение спроса. Вначале рассмотрим влияние изменения спроса, приняв допущение, что предложение остается постоянным. Предположим, что спрос вырос. Обратимся к рисунку 3 отметим, что новая точка пересечения кривых предложения и спроса окажется выше точки пересечения показателей на осях цены и количества, мы можем заключить, что увеличение спроса, при прочих равных условиях, порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Аналогично, уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект уменьшения количества продукта. Короче, мы обнаруживаем прямую связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесных цены и количества.

Изменение предложения. Теперь проанализируем воздействие изменения предложения, когда величина спроса остается постоянной. Когда предложение увеличивается, новая точка пересечения предложения и спроса находится ниже прежней, но равновесное количество продукта возрастает. С другой сторону, сокращение предложения ведет к повышению цены. Короче, увеличение предложения порождает эффект понижения цены и эффект прироста количества продукта. Существует обратная связь между изменением предложения и, вытекающим из этого, изменением равновесной цены. Но связь между изменением предложения и изменением количества продукта остается прямой.

 

Ценообразование.

Рассмотрим формирование цены на рынке, совместив два предыдущих графика. Равновесная цена - это цена, при которой количество товара, на которое покупатели предъявляют спрос, равняется количеству товара, предлагаемого на продажу производителями.

Если первоначально цена превышает значение Pe, то предложение превысит спрос в результате чего цена снизится до уровня Pe.

Если первоначально цена ниже значения Pe, то спрос превысит предложение, и цена начнет повышаться до уровня Pe.

Как известно, государство способно вмешаться в рыночный механизм ценообразования и зафиксировать либо нижний, либо верхний предел цен на тот или иной товар. Нижний предел т.е. минимальная цена (напр. Минимальный размер оплаты труда) будет эффективен, когда он выше равновесной цены (уровень Р1), т.к. фиксировать нижний предел цены труда ниже Ре бессмысленно, потому ,что спрос и предложение будут действовать в сторону повышения цены и на рынке быстро установиться цена Ре.

Если государство вводит “потолок” цен на какой - то товар, оно должно стремиться уравнять спрос и предложение либо в точке А (сократив спрос), либо в точке В (увеличив предложение).

Цели и задачи политики установления государством минимальных и максимальных цен:

защита доходов потребителей;

создание запасов в случаях затоваривания с целью облегчить случаи нехватки, которые могут возникнуть в будущем;

защита доходов производителей;

При установлении максимальных цен фиксируется верхний предел цены, ниже Ре, например, нулевые цены в некоторых государственных системах здравоохранения, фиксированные цены на билеты на концерты и спортивные мероприятия, нулевые цены на запрещенный товар, такой как наркотики.

При введении максимальных цен вполне вероятно возникновение черного рынка.

Как мы уже знаем существует ряд факторов, которые помимо цены воздействуют на спрос и предложение, что приводит к сдвигу кривых спроса и предложения. Строго говоря, все возможные варианты влияния факторов на спрос и предложение можно свести к четырем вариантам, что и позволяет сформулировать четыре закона спроса и предложения:

Увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества;

Сужение спроса приводит к уменьшению равновесной цены и равновесного количества;

Повышение предложения способствует возрастанию равновесного количества и снижению равновесной цены;

Сокращение предложения обусловит падение равновесного количества и рост равновесной цены.

Задание: Изобразить наглядно (на графике) действие законов спроса и предложения.

Эластичность спроса по ценам.

Начнем со связи между ценой и величиной спроса.

% изменение в величине спроса на товар

% изменение цены

Рассмотрим следующие ситуации:

Величина спроса ‘‘живо’’ реагирует на изменения цены.

Если процентное изменение спроса больше, чем изменение цены, то снижение цены вызывает рост доходов (т. е. цена * количество проданных товаров).

Когда спрос изменяется на больше процентов чем цена , так что падение цены вызывает увеличение количества - спрос эластичный.

Величина спроса не реагирует (мало реагирует) на изменение цены.

Теперь процентное изменение спроса меньше, чем процентное изменение цены. Общий доход падает : спрос неэластичен.

Изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение спроса, доход остается неизменным.

Это спрос с единичной эластичностью.

Крайние случаи эластичности.

не зависимо от цены, величина спроса равна 5 ед. - спрос совершенно неэластичен

выше 5 руб. не может быть реализована ни одна единица, но когда цена падает до 5 руб, нет предела тому, как много товара может быть продано.

Спрос совершенно эластичен.

Эластичность спроса это реакция объема спроса на изменения цены, товара, т.е. насколько изменится спрос на товар в ответ на изменение его цены.

 

Заключение

 

Взаимодействие спроса и предложения, колебательное движение цен как его результат выражают сущность закона спроса и предложения.

А.Маршалл правильно считал, что закон спроса и предложения есть результат действия более фундаментальных причин, способ реализации единства производства и потребления в рыночной экономике. Этот закон - всеобщая форма, через которую реализуется действие основных факторов, определяющих движение производства и цен.

 

Список литературы

 

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник - М., 2000.

 

2. Бункина М.К., Семенов В.А.Макроэкономика (основы экономической поли-тики). - М., 1996.

 

3. Герасименко В. Современная рыночная экономика и общественные блага (материалы к лекциями и семинарам) // Российский экономический журнал. 2004. 9-10

 

4. Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория - СПб., 2002

 

5. Курс экономической теории/ под ред. Чепурина М. Н. - М., 2003.

 

6. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика - М., 2000

 

7. Фишер С. Экономика. - М., 1996.

 

8. Экономическая теория/ Под ред. И. П. Николаевой. - М.: Инфра-М, 2004.

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (152)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.034 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7