Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мероприятия, предшествующие составлению годовой (бухгалтерской) отчетности



2019-12-29 272 Обсуждений (0)
Мероприятия, предшествующие составлению годовой (бухгалтерской) отчетности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Перед составлением бухгалтерской отчетности необходимо:

 

провести инвентаризацию имущества и обязательств организации;

 

внести исправления в учет, если в нем были допущены ошибки;

 

осуществить закрытие счетов;

 

провести реформацию баланса.

 

Инвентаризация является первым этапом подготовки составления годовой отчетности. Согласно п. 1 ст. 12 ст. 11 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 № 49 (далее - Методические указания по инвентаризации). Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

В частности, согласно п. 1.2 Методических указаний по инвентаризации необходимо инвентаризировать: основные средства; нематериальные активы; финансовые вложения; производственные запасы; готовую продукцию; товары; прочие запасы; денежные средства; прочие финансовые активы; кредиторскую задолженность; кредиты банков; займы; резервы.

Кроме того, инвентаризация проводится в отношении производственных запасов и других видов имущества, не принадлежащего организации, но числящегося в бухгалтерском учете (находящегося на ответственном хранении, арендованного, полученного для переработки), а также имущества, не учтенного по каким-либо причинам.

В ходе инвентаризации необходимо не только пересчитать количество и общую стоимость имеющихся в наличии товарно-материальных ценностей и денежных средств, но и проверить правильность их оценки (т.е. обоснованность определения стоимости, по которой они числятся в бухгалтерском учете). При проведении инвентаризации также должны быть проверены правильность и обоснованность отражения в бухгалтерском учете финансовых обязательств организации, выявлена задолженность, погашение которой маловероятно, а также долги, безнадежные к взысканию.

 На конец года проводят инвентаризацию основных средств, материально-производственных запасов в следующем порядке:

                       

3.1.1. Инвентаризация имущества и обязательств.

 

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии, которую назначает генеральный директор приказом, надлежит получить приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "..." (дата)", что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным. Особенно важно соблюдение этого правила в том случае, когда инвентаризация производится не на 1-е число месяца.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Согласно п. 2.7 Методических указаний по инвентаризации фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.

Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц (2.8 Методических указаний по инвентаризации).

Соответственно вместе с результатами инвентаризации организация получает возможность уточнить балансовую стоимость основных средств, товаров и прочего имущества. Однако при этом следует иметь в виду, что уточнение стоимости какого-либо инвентарного объекта по результатам инвентаризации возможно только в том случае, если ранее была допущена ошибка при определении его стоимости.

 

2. Инвентаризация основных средств

 

При инвентаризации основных средств, проверяется обоснованность остатков по счетам 01 "Основные средства", 02 "Амортизация основных средств".

Инвентаризация основных средств на предприятии проводилась по состоянию на 30 декабря 2007г.

До начала инвентаризации основных средств была проведена проверка:

- наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета основных средств;

- наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации на основные средства.

При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление. При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или в технической документации в них должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения. Все необходимые документы имеются в наличие, нарушения по их заполнению отсутствуют.

Инвентаризации основных средств проводится по каждому материально-ответственному лицу, за которым закреплено основное средство. В бухгалтерии формируется инвентаризационная опись (Приложение 2) по каждому материально-ответственному лицу. Комиссия производит осмотр фактического наличия объектов и заносит в опись.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.

Согласно п. 3.3 Методических указаний по инвентаризации при выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны не правильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

При проверке правильности начисления амортизации по объектам основных средств, проверяются:

- правильность определения месяца, с которого началось начисление амортизации;

- правильность определения срока полезного использования;

- соответствие способов начисления амортизации, фактически применяемых по группам однородных объектов, способам, указанным в учетной политике предприятия;

- правильность расчета сумм амортизационных отчислений и их отражения в учете;

- не было ли случаев начисления амортизации по объектам основных средств, по которым амортизации не начисляется.

По правильности начисления амортизации нарушений также выявлено не было.

 

3. Инвентаризация материально-производственных запасов

 

Инвентаризация материально-производственных запасов проводилась на основном складе предприятия по состоянию на 23 декабря 2007г. на основании приказа генерального директора.

В ходе инвентаризации материально-производственных запасов проверяют счета 10 "Материалы", 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей", 41 "Товары", 42 "Торговая наценка", 43 "Готовая продукция".

В материально-производственные запасы проверяют только счет 10 "Материалы", счета 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей", 41 "Товары", 42 "Торговая наценка", 43 "Готовая продукция" не ведутся.

Так же как и при инвентаризации основных средств формируется инвентаризационная опись по данным бухгалтерского учета.

Товарно-материальные ценности находятся в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица, поэтому инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (оно опломбировывается), и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

Комиссия в присутствии кладовщика (материально - ответственного лица) проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

По окончании инвентаризации материально-производственных запасов недостачи или излишек на конец года не выявлено.

Инвентаризация расчетов должна проходить в следующем порядке:

При инвентаризации расчетов с дебиторами проверке должны быть подвергнуты счета:

     "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";                 

"Расчеты с покупателями и заказчиками";

"Резервы по сомнительным долгам";

"Расчеты по краткосрочным кредитам и займам";

"Расчеты по долгосрочным кредитам и займам";

"Расчеты по налогам и сборам";

"Расчеты по социальному страхованию и обеспечению";

"Расчеты с персоналом по оплате труда";

"Расчеты с подотчетными лицами";

 "Расчеты с персоналом по прочим операциям";

"Расчеты с учредителями";

"Расчеты с разными дебиторами и кредиторами";

"Внутрихозяйственные расчеты".

 

Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами согласно п. 3.44 Методических указаний по инвентаризации заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

В соответствии с п. 3.48 Методических указаний по инвентаризации инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить:

а) правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;

б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;

в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

Согласно п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались.

В соответствии с п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

В целях исчисления налога на прибыль согласно ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными для взыскания) в соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ признаются долги перед налогоплательщиком с истекшим установленным сроком исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам, суммы отчислений в которые включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода. Настоящее положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности (п. 3 ст. 266 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:

- по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

- по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) - в сумму резерва включается 50% от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;

- по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней не увеличивает сумму создаваемого резерва.

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (для банков - от суммы доходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ, за исключением доходов в виде восстановленных резервов).

По задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.

При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).

 

В инвентаризационной описи необходимо выделить:

 

все выявленные случаи превышения фактически выданных сумм над суммами, которые должны быть выданы по документам, являющимся основанием для выдачи аванса;

 

общую сумму авансов, по которым не отчитались в срок;

общую сумму авансов, которые использовали не по целевому назначению.

При проведении инвентаризации дебиторской задолженности учитываются суммы дебиторской задолженности за отгруженные (выполненные, оказанные) переданные, но не оплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, которые не были включены в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость за истекшие налоговые периоды (2006-й и предыдущие годы) с момента образования дебиторской задолженности.

При проведении инвентаризации кредиторской задолженности учитываются суммы кредиторской задолженности за принятые к учету, но не оплаченные товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, имущественные права, в составе которой имеются предъявленные при их приобретении суммы налога на добавленную стоимость, которые не были включены в налоговые вычеты за истекшие налоговые периоды с момента образования кредиторской задолженности (за исключением кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности). Результаты инвентаризации оформляют справкой, в которой целесообразно указывать вид применяемой учетной политики ("по оплате" или "по отгрузке").

Записи по исправлению ошибок, выявленных при инвентаризации, должны отражаться в учете и отчетности того месяца, в котором инвентаризация была закончена, а если ошибки выявлены в следующем году, записями от 31 декабря отчетного года.

 

3.1.2. Закрытие операционных и результативных счетов.

 

Важным этапом подготовительной работы является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.

 

Приступая к закрытию счетов, следует иметь в виду, что современной организации являются сложными объектами учета и калькулирования себестоимости продукции. Их продукция используется по различным направлениям. Взаимные услуги оказывают друг другу и основному производству вспомогательные производства. При взаимном использовании продукции и услуг невозможно во всех случаях отнести на все объекты калькуляций фактические затраты. Какую-то часть затрат по некоторым объектам калькуляции организации вынуждены отражать в плановой оценке. В этих условиях важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов.

Обобщение накопленного опыта в этом деле позволило выработать следующие рекомендации: закрытие счетов начинают со счетов производств, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты, и заканчивают счетами с минимальным количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат. В соответствии с данным подходом закрытие счетов осуществляют в такой последовательности.

В первую очередь исчисляют себестоимость услуг вспомогательных производств и закрывают счет 23 "Вспомогательные производства". Во вторую очередь распределяют расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрывают следующие счета: 97 "Расходы будущих периодов", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы". Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 "Основное производство". После этого осуществляют списание затрат со счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства". В порядке последующей очередности производятся записи на счетах по учету капитальных вложений, определяется финансовый результат от деятельности организации и закрываются счета 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы", распределяется прибыль и закрывается счет 99 "Прибыли и убытки".

 

Под реформацией баланса понимают списание прибыли, полученной за отчетный год. Реформацию проводят 31 декабря после отражения в учете последней хозяйственной операции.

Реформация баланса производится следующим образом: 

1-й этап - Закрытие счета 90 "Продажи". Ежемесячно, определяя финансовый результат от осуществления обычных видов деятельности, бухгалтер сопоставлял обороты по счету 90 "Продажи". При получении прибыли или убытка делались проводки:

Дт 90/9 Кт 99 - отражена прибыль за отчетный месяц;

Дт 99 Кт 90/9 - отражен убыток за отчетный месяц.

В конце года все субсчета, открытые к счету 90, закрываются на субсчет 90/9 "Прибыль/убыток от продаж". При этом в учете делаются следующие проводки:

Дт 90/1 "Выручка" Кт 90/9 - закрыт субсчет "Выручка";

Дт 90/9 Кт 90/2 "Себестоимость продаж" - закрыт субсчет "себестоимость продаж";

Дт 90/9 Кт 90/3 "НДС" - закрыт субсчет "НДС";

Дт 90/9 Кт 90/4 "Акцизы" - закрыт субсчет "Акцизы".

 

В итоге на 1 января наступающего года по всем субсчетам счета 90 "Продажи" будет нулевой остаток.

2-й этап - Закрытие счета 91 "Прочие доходы и расходы". По счету 91 "прочие доходы и расходы" в течение года собирались операционные и внереализационные доходы и расходы, а результат от сопоставления оборотов по этому счету ежемесячно списывались по счет 99 "Прибыли и убытки". В учете делались следующие записи:

Дт 91/9 "Сальдо прочих доходов и расходов" Кт 99 - отражена прибыль за отчетный месяц.

Дт 99 Кт 91/9 "Сальдо прочих доходов и расходов" - отражен убыток за отчетный месяц.

В конце года счет 91 закрывается следующими проводками:

Дт 91/1 "Прочие доходы" Кт 91/9 "Сальдо прочих доходов и расходов" - списаны доходы, полученные за год.

Дт 91/9 "Сальдо прочих доходов и расходов" Кт 91/2 "Прочие расходы" - списаны расходы, произведенные за год.

3-й этап - Закрытие счета 99 "Прибыли и убытки". На счете 99 в течение года формируется финансовый результат от осуществления обычных видов деятельности и собираются операционные и внереализационные доходы и расходы. Кроме того, на этом счете накапливаются чрезвычайные доходы и расходы, суммы штрафных санкций за налоговые правонарушения, а также отражается задолженность организации перед бюджетом по налогу на прибыль. В результате получается, что сальдо этого счета будет равно чистой прибыли или убытку по итогом года. Это сальдо списывается на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". При это в учете делается проводка:

Дт 99 Кт 84 - списывается чистая прибыль (убыток), полученная организацией за отчетный год.

Эта запись является последней в отчетном году.

 

 



2019-12-29 272 Обсуждений (0)
Мероприятия, предшествующие составлению годовой (бухгалтерской) отчетности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мероприятия, предшествующие составлению годовой (бухгалтерской) отчетности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)