Глава 2. Особенности медико-демографической ситуации Воронежской области
2.1 Показатели воспроизводства населения
Таблица 6 Общие итоги естественного движения населения
Проведя анализ показателей естественного движения населения в Воронежской облалсти, на основании заранее определенных критериев оценки можно утверждать, что на протяжении всего периода исследования уровень рождаемости в данном субъекте является невысоким, в 1995 снизившись до очень низкого. В последние годы (2007-2008) наметилась тенденция к повышению уровня рождаемости. В целом, динамика рождаемости в субъекте соответствует динамике по стране. Темпы прироста рождаемости отражены в табл. 7. В 2008 году уровень рождаемости в Воронежской области был ниже, чем по стране в целом на 23,4 %. В периоде с 1995 до 2008 года уровень смертности в области находится на высоком уровне. Прослеживается тенденция к стабилизации смертности, тогда как в целом по России в последние годы она снижается. Темпы прироста смертности показаны в табл. 7. Однако, уровень смертности все равно остается выше, чем средний по стране (в 2008 г. выше на 21,2%). Возрастная структура населения Воронежской области отличается высокой долей пожилых. Старше трудоспособного возраста 25,3% населения (по стране – 21%, по ЦФО – 23,9%). На детей до 16 лет приходится только 13,8% (по РФ – на 2% больше). Ниже среднего по стране и доля трудоспособного населения – 61%. Поэтому демографическая нагрузка на 1000 трудоспособных одна из самых высоких в ЦФО (5 место) – 641 нетрудоспособный (по данным 2007 г.). В 2000-х гг. Воронежская область была одним из лидеров ЦФО по ожидаемой продолжительности жизни. Но темпы роста этого показателя невысоки, и в 2007 г. область перестала выделяться в лучшую сторону на общероссийском фоне (рис. 6).
Рис. 6. Ожидаемая продолжительность жизни в регионах ЦФО, лет
Воронежская область – моноэтничный регион, доля русских по данным переписи 2002 г. составляла 94,2% и даже выросла по сравнению с 1989 г. (93,3%). Доля украинцев (область имеет общую границу с Украиной) снизилась с 5 до 3% вследствие ассимиляции. В постсоветский период появилась небольшая армянская диаспора.
Таблица 7 Темпы прироста (убыли) показателей естественного движения населения (в %)
Таким образом, проанализировав основные характеристики естественного движения населения, можно сделать вывод о том, что показатели улучшились после 1995 года. Рождаемость и естественный прирост, начиная с 1995 года, имеют положительную динамику, заметно улучшились в период с 2000 по 2005 года. Показатель смертности не имеет тенденции к улучшению, но также как и остальные показатели естественного движения населения находится на более низком уровне, чем средние показатели по стране. Рассмотрим более подробно различные характеристики смертности населения.
Таблица 8 Умершие в трудоспособном возрасте1) в 2008 г.
1) Мужчины 16 - 59 лет, женщины 16 - 54 года.
Проанализировать В отличие от общего показателя смертности, который стабильно выше общероссийского, смертность населения в трудоспособном возрасте в Воронежской области имеет примерно одинаковый уровень. Смертность мужчин в трудоспособном возрасте на 10 % выше в области, чем в среднем по стране, смертность женщин ниже на 3,5 %. Высокая преждевременная смертность в трудоспособном возрасте влияет на показатель продолжительности жизни в регионе: Таблица 9 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
Как видно из таблицы 9, продолжительность жизни в Воронежской области чуть выше продолжительности жизни в целом по России.
Таблица 10 Смертность населения по основным классам причин смерти в 2008 г (число умерших на 100 000 человек населения)
Основной причиной смертности в Воронежской области являются болезни системы кровообращения, которые в сравнении с показателями РФ превышают их на 39,8%. Общий показатель смертности в области больше на 21,1%, чем в целом по стране.
Таблица 11 Младенческая смертность (число детей, умерших в возрасте до 1 года)
В 2008 году из федерального бюджета на реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье" учреждения здравоохранения Воронежской области получили денежных средств и материальных ценностей на сумму более 1,5 млрд. рублей. Более 225 млн. рублей к этой сумме добавил консолидированный бюджет региона. Только за медицинскую помощь, оказанную в минувшем году женщинам в период беременности и родов, а также за диспансеризацию детей первого года жизни в ЛПУ области было перечислено около 230 млн. рублей, что на 26% больше, чем в 2007 году. По оценке экспертов, взвешенная государственная политика в решении демографических проблем, укрепление материальной базы службы медицинской помощи матерям и детям – важнейший фактор положительных сдвигов в этой сфере. В 2008 году число родов в Воронежской области увеличилось на 9% - на свет появилось 22178 малышей. Улучшились в Воронежской области и качественные показатели медицинской помощи будущим мамам. Материнская смертность в регионе снизилась на 8,3 %. Отметим, что этот показатель в Воронежской области сегодня значительно ниже среднего по России и по Центральному федеральному округу. Примечательно, что и сами женщины стали во время беременности более внимательно относиться к своему здоровью. В прошлом году на медицинский учет в ранние сроки встали уже 90,5% будущих мам против 87,9% в 2007 году. Снизилось число женщин, не наблюдавшихся в женской консультации, а также количество родов вне родильного отделения. Специалисты также отмечают уменьшение числа осложнений беременности и родов[7].
Таблица 12 Материнская смертность (на 100000 родившихся живыми)
Материнская смертность — один из основных критериев качества и уровня организации работы родовспомогательных учреждений, эффективности внедрения научных достижений в практику здравоохранения. Однако большинство ведущих специалистов рассматривают этот показатель более широко, считая материнскую смертность интегрирующим показателем здоровья женщин репродуктивного возраста и отражающим популяционный итог взаимодействий экономических, экологических, культурных, социально-гигиенических и медико-организационных факторов. Взвешенная государственная политика в решении демографических проблем, укрепление материальной базы службы медицинской помощи матерям и детям - важнейший фактор положительных сдвигов в этой сфере. В 2008 году число родов в Воронежской области увеличилось на 9% - на свет появилось 22 178 малышей. При этом впервые за последние 20 лет количество родов превысило число абортов. Воронежских женщин, выбравших материнство, оказалось в 1,2 раза больше. Улучшились в Воронежской области и качественные показатели медицинской помощи будущим мамам. Материнская смертность в регионе снизилась на 8,3 %. Отмечается, что этот показатель в Воронежской области сегодня значительно ниже среднего по России и по Центральному федеральному округу. И сами женщины стали во время беременности более внимательно относиться к своему здоровью. В 2008 на медицинский учет в ранние сроки встали уже 90,5% будущих мам против 87,9% в 2007 году. Снизилось число женщин, не наблюдавшихся в женской консультации, а также количество родов вне родильного отделения. Специалисты также отмечают уменьшение числа осложнений беременности и родов. Необходимо отметить две группы проблем и рисков. 1. С точки зрения формирования ресурсного потенциала области и влияния на экономику наиболее острыми являются следующие проблемы: низкая рождаемость; высокий уровень смертности. Угрозу представляет тенденция большой смертности среди мужчин среднего трудоспособного возраста; продолжающаяся депопуляция, не компенсируемая миграционным приростом. Сокращение численности населения представляет реальную прогнозируемую угрозу абсолютного снижения численности трудовых ресурсов и их недостатка для удовлетворения потребностей экономики области; снижение численности и доли лиц молодежных возрастов, вследствие чего выбытие из трудоспособного возраста старших трудовых поколений все в меньшей степени компенсируется молодой трудовой сменой; идущая опережающими темпами депопуляция сельского населения, на которую накладывается тенденция повышенного механического оттока жителей сел в города. Особенно острой является проблема оттока наиболее активной части молодежи и невозвращения в места прежнего проживания молодых людей, получивших профессиональное образование в городах; диспропорция гендерной структуры, начинающая проявлять себя уже в старшей молодежной группе населения и представляющая угрозу его естественному воспроизводству. 2. С позиции социально-экономических угроз: старение населения, увеличение демографической нагрузки на лиц трудоспособного возраста. С 2009 года демографическая нагрузка начнет возрастать и к 2015 году может составить почти 900 человек на 1000 трудоспособных граждан.
Таблица 13 Динамика младенческой и материнской смертности в Воронежской области (нормируемый интенсивный показатель)
Анализируя НИП, можно сделать вывод, что уровень материнской смертности в Воронежской области значительно ниже среднего в РФ (в 2008 году на 35,2 %), что характеризует более благоприятную ситуацию региона в этой сфере. Таким образом, анализ показателей младенческой и материнской смертности говорит об их пониженном уровне по сравнению со средним по стране. Также в данных показателях отсутствуют четкие тенденции. Это можно объяснить тем, что регион средней численности. Цели, задачи и приоритеты стратегии в сфере демографии. Исходя из анализа ситуации и демографических тенденций, стратегической целью демографической политики Воронежской области на период до 2020 года определяется создание условий для обеспечения простого воспроизводства населения, стабилизации его демографической структуры и формирования на этой основе необходимых экономике трудовых ресурсов. Эта цель достигается на основе решения следующих задач: повышения рождаемости до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения (2,10−2,15 рожденных детей в среднем на одну супружескую пару, общего коэффициента рождаемости – до 12 чел. на 1000 чел. населения); снижения смертности − до 15,5 чел. на 1000 чел. населения; стабилизации показателя среднегодовой естественной убыли населения на величине не более 0,3-0,4 %; обеспечения механического прироста населения до величины, компенсирующей его естественную убыль не менее чем на 50−60 %; стабилизации численности населения области на этой основе; обеспечения допустимой для экономики области демографической нагрузки. Приоритетными направлениями демографической политики на период до 2020 года являются: 1. Повышение рождаемости и укрепление института семьи, сохранение и укрепление репродуктивного здоровья населения. 2. Снижение уровня смертности, в первую очередь среди детей, подростков и лиц трудоспособного возраста, увеличение продолжительности жизни населения. 3. Создание условий для стабилизации демографических процессов в сельской местности. 4. Создание условий для переселения в область граждан репродуктивного возраста из числа соотечественников, проживающих за рубежом, управление трудовой миграцией. Основное внимание в демографической политике должно быть обращено на контроль и регулирование следующих индикаторов: численность постоянного населения; ожидаемая продолжительность жизни на-селения; общий коэффициент рождаемости на 1000 населения; суммарный коэффициент рождаемости в расчете на одну женщину репродуктивного возраста; общий коэффициент смертности на 1000 населения; коэффициент младенческой смертности на 1000 детей, родившихся живыми; коэффициент миграционного прироста (убыли) на 10 тыс. населения; коэффициент общего прироста (убыли) на 10 тыс. чел. населения.
2.2 Показатели заболеваемости
Управление Роспотребнадзора по Воронежской области сообщало, что по данным социально-гигиенического мониторинга за период 2000-2008 гг. отмечалась тенденция роста показателя первичной заболеваемости. Анализ данных социально-гигиенического мониторинга за 2008 год показал, что территориями риска по уровню первичной заболеваемости болезнями органов дыхания у взрослого населения являются Каменский, Новоусманский, Павловский, Семилукский муниципальные районы и городской округ г. Воронеж. Рост показателя первичной заболеваемости отмечается у детей – болезнями органов дыхания, инфекционными и паразитарными болезнями при относительно высокой степени достоверности аппроксимации; у подростков – травмами, отравлениями, болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезнями кожи и подкожной клетчатки, глаза и его придаточного аппарата; у взрослых – болезнями мочеполовой системы и болезнями системы кровообращения.
Таблица 14 Первичная заболеваемость в динамике (зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, на 1000 человек населения)
Из табл. 14 видно, что по сравнению со средним уровнем по стране уровень первичной заболеваемости в Воронежской области является значительно более низким. В 1995 году уровень первичной заболеваемости в области был ниже общего на 22,7%, в 2005 – на 28,3%, в 2008 – на 31,7 %.
Таблица 15 Темп прироста (убыли) показателя первичной заболеваемости
Как видно из табл. 15 в период с 1995 до 2005 года прослеживается тенденция роста первичной заболеваемости в Воронежской области. В 2008 году в области произошло снижение данного показателя. Рис. 6. Структура первичной заболеваемости населения по группам болезней
Как видно из рис. 6 основными в структуре первичной заболеваемости населения являются болезни органов дыхания.
Таблица 16 Контингенты больных психическими расстройствами и расстройствами поведения по субъектам Российской Федерации (численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях; на конец года)
Из вышеприведенной таблицы видно, что численность больных психическими расстройствами и расстройствами поведения в Воронежской области, начиная с 2000 падала, так же, как и общероссийская, которая характеризуется постоянной тенденцией к снижению. Если анализировать этот показатель на 100000 человек населения, то становится понятным, что его уровень меньше средний по стране (в 2008 году он ниже, чем общероссийский на 9,4%). Данная проблема тесно связана и зависит от уровня заболеваемости алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.
Таблица 17 Контингенты больных алкоголизмом и алкогольными психозами по субъектам Российской Федерации (численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях; на конец года)
Численность больных алкоголизмом и алкогольными психозами в Воронежской области по сравнению с 2000 годом резко увеличилась, данный показатель на 100000 человек населения имеет тенденцию к снижению после 2007 года. Необходимо отметить, что общероссийский показатель не характеризуется ярко выраженной тенденцией к снижению, но по сравнению с ним область имеет чрезвычайно большой уровень заболевания алкоголизмом. В 2008 году этот уровень был на 31,6% выше.
Таблица 18 Контингенты больных наркоманией по субъектам Российской Федерации (численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях; на конец года)
Численность больных наркоманией, в отличии от общероссийской тенденции к повышению, имела пик в 2005 году, после чего резко снизилась. Анализ этого показателя на 100000 человек населения показывает, что по сравнению с 2000 годом в 2008 его уровень стал ниже на 105,3%. По сравнению со средним уровнем по стране этот показатель в Воронежской области на порядок ниже (в 2008 году – ниже в 4 раза).
2.3 Показатели инвалидности
Таблица 19 Общая численность инвалидов по субъектам Российской Федерации (на 1 января)
В период с 2006 по 2009 численность инвалидов в Воронежской области возросла на 6,8%, в сравнении с численностью по Российской Федерации, которая увеличилась на 4,2%.
Таблица 20 Численность лиц в возрасте 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами, по субъектам российской федерации (человек)
При анализе показателя численности лиц впервые признанных инвалидами становится видно, что в 2000 году в Воронежской области его уровень был ниже, чем в последующие годы. Сложно выделить четкие тенденции как в области, так и в целом по стране, но начиная с 2005 года произошло снижение показателя (табл.20). Таблица 21 Темп прироста (убыли) численности лиц, впервые признанных инвалидами(%)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в РФ численность лиц, впервые признанных инвалидами, имеет тенденцию к снижению, но на данный момент находится на более высоком уровне, чем в 2000 году. А численность лиц, впервые признанных инвалидами, на 10 000 человек населения в Воронежской области составляет всего лишь 38,5% от общероссийского уровня, что свидетельствует о значительно лучшей ситуации в этой области в регионе. Меры и механизмы регулирования демографической политики в Воронежской области Меры реализации Стратегии демографической политики Воронежской области на период до 2020 года предусматривают обеспечение четырех основных направлений: 1. Сохранение человеческого капитала. 2. Стимулирование рождаемости, укрепление семьи и повышение престижа семьи и семейных ценностей. 3. Улучшение миграционной ситуации. 4. Повышение качества жизни населения области как средство смягчения негативных тенденций в демографических процессах. Реализация стратегических целей и задач, кардинальное улучшение демографической ситуации в Воронежской области требует проведения комплекса мер, относящихся к сфере государственного регулирования: координации мероприятий и сбалансирования показателей демографической и социально-экономической политики; разработки и реализации ОЦП "Демографическое развитие Воронежской области на период до 2020 года"; реализации ОЦП "Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом"; разработки и реализации программ и мер управления трудовой миграцией, использования в области иностранной рабочей силы; улучшения среды проживания в населенных пунктах области; ресурсного (финансового, материального, кадрового, организационного и др.) обеспечения мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации, здоровья населения, поддержку семьи, материнства и детства и т.д. Информационной основой развития областной демографической политики является проведение социально-демографических исследований, направленных на выявление территориальных и категориальных особенностей и причин депопуляции, изучение отраслевой и территориальной специфики миграционных процессов, направлений эффективного использования труда мигрантов, целесообразной доли замещения трудовых ресурсов области трудом мигрантов и др. Слабая управляемость демографических процессов, их инертность определяют необходимость заблаговременного формирования социально-экономических механизмов регулирования демографических процессов с использованием наиболее управляемых факторов. Реализация мероприятий ОЦП и ведомственных целевых программ по улучшению уровня и качества жизни населения, региональной и муниципальных программ экономического и социального развития, приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, развития АПК и улучшения жилищных условий также обеспечит повышение уровня и качества жизни населения и окажет положительное влияние на развитие демографической ситуации.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (311)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |