Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная работа с неполной семьей.



2019-12-29 205 Обсуждений (0)
Социальная работа с неполной семьей. 0.00 из 5.00 0 оценок




В зависимости от характера семейных проблем, их сложности, остроты или запущенности, в работе с каждой конкретной неполной семьей используются различные формы и методы социальной работы. Это и индивидуальная, и групповая (клубная) социальная работа, работа в рамках семейного консультирования (семейной терапии) и социального патронажа, работа отдельно с ребенком, с родителем или с ними обоими одновременно.

В случае если неполная семья попала в поле зрения социальной службы из-за проблем, связанных с девиантным поведением ребенка (плохая успеваемость в школе, приводы в детскую комнату милиции, подозрения на употребление наркотиков и т.п.), усилия социальной службы направляются, прежде всего, на проведение социальной работы с неполной семьей в контексте оказания помощи данному ребенку. Для этого специалисты социальной службы проводят обследование неполной семьи и по ее результатам разрабатывают индивидуальную программу социальной реабилитации (ИПР) несовершеннолетнего.

Разработка и проведение индивидуальной программы реабилитации ребенка из неполной семьи включает в себя диагностику семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети подростка, обязательный анализ его медико-социального и психологического статуса, определение степени развития его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. На основе данных, полученных в ходе этой комплексной диагностики, составляется индивидуальная программа работы с ребенком, включающая меры по разрешению школьных проблем ребенка, вовлечению его в более благоприятное социальное окружение, разрешению его психологических проблем, содействие в преодолении у него девиантных наклонностей.

При сборе информации о ребенке во внешней среде (в школе, среди соседей и пр.) должны проявиться особые профессиональные качества социального работника: способность к наблюдению, коммуникабельность, умение анализировать ситуацию и делать выводы. При общении с лицами, способными дать необходимую информацию, необходимо соблюдать особенный такт: не дать повода соседям, учителям или др. собеседникам для лишних сплетен.

Специалисту следует разобраться, не является ли девиантное поведение ребенка демонстративным, с подсознательной целью привлечь к себе внимание взрослых и тем самым компенсировать недостающее ему внимание.

Параллельно с этими мероприятиями должна быть осуществлена социальная и психологическая диагностика семейной ситуации ребенка. В нее должны быть включены мероприятия по обследованию условий проживания ребенка в семье, а также должно быть проведено собеседование с его матерью (отцом) с целью выявления существующих в семье экономических, жилищных, бытовых, педагогических, психологических, проблем с трудоустройством и т.п.

Следует отметить, что сбор информации об образе жизни семьи сопряжен со значительными трудностями, связанными с необходимостью контактов с семьей для получения данных о ее ценностных ориентациях, духовных потребностях, нравственных принципах.

При проведении собеседования с родителем ребенка социальный работник должен преследовать главную цель: выявить проблемные зоны в жизнедеятельности неполной семьи, коррекция которых может помочь ребенку и семье в целом выйти из трудной жизненной ситуации.

В процессе последующей коррекции, в зависимости от того, командой или единственным специалистом совместно с членами семьи принимаются решения, выделяются следующие подходы к выбору используемых средств и методов:

- Согласие. Специалист принимает условия, поставленные семьей, безоговорочно, в отсутствие всякой критики, ничего не подвергая сомнению, то есть следуя принципу «клиент всегда прав». Данный подход малоэффективен, когда речь идет о кризисном состоянии семьи и осуществлении ее патронирования. Однако его использование целесообразно на начальных этапах работы, при наличии острого, почти стрессового состояния в целях имитации согласия с противоречивыми объектами.

- Соглашение. У семьи узнают, чего бы она хотела «на выходе», договариваются о характере желаемого результата и необходимых совместных действиях. Подход называется договорным или контрактным, хотя рабочий альянс этим не ограничивается.

- Указание. Социальный работник, педагог или психолог самостоятельно решает, что именно необходимо данной семье, и старается убедить ее в своей правоте.

Следует отметить, что социальная работа с неполными семьями не должна ограничивается только лишь вниманием к их дезадаптированным представителям. Даже если неполная семья относительно гармонична и достаточно хорошо справляется со своими основными функциями, она все равно нуждается время от времени в социальной и психологической поддержке.

Дело в том, что обычная семья проходит в своем развитии определенную последовательность типичных и потому ожидаемых событий – фаз, таких как вступление в брак, рождение первого ребенка, наступление у детей подросткового возраста, уход из дома самого младшего ребенка, выход супругов на пенсию и т.д. Эта последовательность типичных событий, или фаз, составляет, по аналогии с индивидуальным развитием человека, жизненный цикл семьи - цикл, связанный с взрослением и старением ее членов, а также с последовательной сменой их ролей.

Типичный жизненный цикл обычной семьи состоит из следующих фаз:

1) женатая пара (без детей);

2) рождение ребенка (старшему ребенку от 0 до 2,5 лет);

3) семьи с дошкольниками (старшему ребенку 2,5 года – 6 лет);

4) семьи со школьниками (старшему ребенку 6 – 13 лет);

5) семьи с подростками (старшему ребенку 13 – 20 лет);

6) семьи как стартовая площадка для образования новых семей (период ухода детей из семьи от старшего до самого младшего);

7) пожилые родители (жизнь без детей, до ухода на пенсию);

8) старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов).

При этом, конечно, любая семья может столкнуться и с неожиданными событиями: финансовые трудности, ранняя подростковая беременность и т.п. Такие кризисы нарушают нормальный ход развития семьи и неизбежно приводят к изменению взаимоотношений внутри семейной системы. Как «кризисы развития», так и неожиданные события ставят семью перед необходимостью отказаться от решения новых ситуаций прежними способами и усложнить свои приспособительные реакции.

Развод или преждевременная смерть одного из супругов являются одними из самых острых проявлений подобных семейных кризисов. Образовавшаяся неполная семья подвергается тяжелым психологическим испытаниям. Согласно исследованиям, по крайней мере, один год после развода все без исключения члены семьи пребывают в состоянии стресса. Относительное же равновесие восстанавливается не менее чем через 2 года.

Чтобы преодолеть это стрессовое состояние, требуется приложить немало усилий. Специалисты считают, что в идеале для преодоления стресса после развода или преждевременной смерти одного из супругов все оставшиеся члены ставшей теперь неполной семьи – взрослые, и дети - должны решить для себя следующие задачи:

1) пережить утрату семьи как целого;

2) принять долю своего участия в распаде семьи;

3) восстановить социальные связи;

4) внести свою лепту в перестройку родительско-детских отношений.

В результате этих взаимных и согласованных усилий, как взрослые, так и дети должны прийти к обоюдному пониманию, что распад («смерть») прежней семейной структуры одновременно означает и рождение новой семьи. В новой семье должны быть пересмотрены прежние правила, возникнуть новые паттерны взаимодействий, способствующие преодолению кризисного состояния и началу формирования новых семейных стратегий.

Все эти, простые на первый взгляд, действия могут помочь ставшим неполными семьям избежать большинства психологических ловушек. К сожалению, однако, во многих семьях перспектива необходимых изменений очень часто встречается с ригидностью, нежеланием перемен. Многие семьи, ставшие неполными в результате развода или смерти одного из родителей, еще долгое время по инерции пытаются сохранить «старый» жизненный цикл ядерной семьи. Ощущение внезапной утраты, страх перед незнакомым и непредсказуемым будущим вызывает чувство бессилия и мешает матери (отцу) адекватно реагировать на новую семейную реальность. Возникает симптом сопротивлениям изменениям, который выражается в подсознательном и тщетном стремлении членов семьи предотвратить изменения, возвратить паттерн отношений в семье в прежнее состояние.

Такие установки могут лишь законсервировать то изначальное стрессовое состояние, которое было вызвано разводом или смертью одного из родителей, и усугубить психологические проблемы семьи. В будущем они, скорее всего, лишь усилятся, и, в конечном итоге, отразятся на ребенке (детях), его социальном и психическом благополучии.

Нежелание принять наступившие изменения - это и есть самая главная психологическая ловушка, стоящая перед ставшими по воле случая или судьбы неполными семьями. Попавшие в нее матери (отцы) обречены на последующие ошибки в воспитании детей, установлении и поддержании с ними интеллектуального и эмоционального контакта.

Одним из наиболее эффективных методов социальной работы с неполной семьей, испытывающей временные социальные, психологические и иные трудности, является метод семейной терапии. Под семейной терапией принято понимать комплекс психологических методов и приемов, направленных на психологическую коррекцию индивидуума в семье и при помощи семьи, а также на оптимизацию семейных взаимоотношений.

Показанием к семейной терапии является ситуация, когда неполная семья не справляется с выполнением основных функций. Психологическая работа с семьей начинается с диагностического периода. Диагноз – термин из медицинской модели. В этом смысле семейного терапевта диагноз не интересует. Обычно не диагностируется один член семьи, так как он рассматривается только лишь как выразитель проблем семьи как целого организма, и индивидуальная работа именно с ним может усилить мнение всей семьи, что проблема заключается именно в нем. При работе с семьей у социального работника обязательно должен присутствовать образ целостной семьи, даже если семья пришла на встречу в неполном составе.

Обследование семьи должно включать в себя получение картины о сильных и слабых сторонах семьи, областях эффективного функционирования и дисфункциональных областях, а также поиск происхождения рассматриваемой проблемы. С целью выявления дисфункциональных областей используется наблюдение за паттернами взаимодействия членов семьи между собой, а также за взаимодействием семьи с внешним миром.

В процессе семейной социальной терапии выделают 4 этапа:

1) Присоединение социального работника или психолога к семье.

2) Диагностика. Постановка целей.

3) Реконструкция семейных взаимоотношений.

4) Завершение семейной социальной терапии.

Задача специалиста на первом этапе – объединение с семьей. Технический прием, используемый на первом этапе семейной терапии, - положительное эмоциональное подкрепление самой попытки обратиться за помощью. С помощью приема подражания специалист старается вступить в общение на том языке, который понятен и свойственен членам данной семьи. На первых консультациях не следует анализировать мотивацию поведения участников, пользоваться оценочными суждениями, так как это, с одной стороны, блокирует личностный рост членов семьи, а с другой – усиливает механизм как индивидуальной, так и групповой психологической защиты.

На втором этапе задача специалиста – выявление правил и системы убеждений семьи, с помощью которых происходит регуляция семейных отношений. Для успешности семейной терапии необходимо согласие в формулировании и достижении цели между членами и специалистом. Поэтому важной задачей на данном этапе работы является совместное формулирование психологического запроса, перевод манипулятивного запроса («Сделайте так, чтобы мой ребенок стал другим») на уровень осознавания истинных проблем в семье. В этот момент важно перевести психологическую работу из плоскости изучения прошлого в плоскость «здесь и сейчас». Исследуются цели, которые поставлены каждым членом семьи и которых они хотят достигнуть в ходе терапии. Формулирование целей каждого члена семьи приводит к формулированию целей семьи как единого психологического организма. На этапе диагностики используются такие методики как:

· Диагностика структуры семьи: тест-опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3); Тест «Семейная социограмма»; системные семейные расстановки, метод «Семейная доска», «Кукольные расстановки».

· Изучение семейной истории: Генограмма. Многие стереотипы поведения и закономерности взаимодействия воспроизводятся в поколениях. С помощью генограммы можно узнать семейную историю и правильно ее записать. Всем было бы полезно составить генограмму своей семьи и узнать: характер межпоколенного наследия, характер эмоциональных связей, отношений в семье; оценить коалиции, альянсы, треугольники; характерные проблемы и способы их решения в семье: связь между умершими и живущими и многое другое.

· Диагностика семейных / супружеских отношений: тест-опросник удовлетворенности браком (исследование эмоциональных отношений); тест супружеских отношений; тест-опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность); Висбаденский опросник изучения внутрисемейных отношений (WIPPF).;Тест-опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП).

· Диагностика семейных взаимоотношений в ситуации кризиса (Семейный кризис: его смысл, функция, способы преодоления): тест-опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ); тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях».

· Диагностика детско-родительских отношений: тест-опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ); тест-опросник Родительского Отношения А.Я.Варга, В.В.Столин;

· Оценка функционального ресурса семейной системы: тест функционального ресурса семьи В.В.Лавров, Н.М.Лаврова;

· Проективные рисуночные методики: «Рисунок Семьи», социометрический метод «Семейное пространство».

 

Не менее важной задачей специалиста на этом этапе является дисфункциональных шаблонов поведения семьи, а также существующих правил и семейных убеждений, которые мешают оптимальным взаимоотношениям.

Критерием оценки того, что семья готова работать со своими неосознаваемыми проблемами, служат доверительность и свобода, с которой члены семьи начинают рассказывать о себе, приводить такие факты, которые раньше вызвали у них выраженные негативные реакции. Поэтому на третьем этапе – этапе реконструкции семейных отношений - специалист путем присоединения к различным семейным подсистемам создает ситуации фрустрации с целью инициировать переход семьи на иной, более сложный уровень функционирования. Содержанием семейной терапии в этом случае является анализ взаимодействия всех членов семьи в ситуации «здесь и сейчас». Терапевтические действия основаны на принципе «действие предшествуют пониманию»: именно действие ведет к новому опыту, новым переживаниям и, как следствие, к пониманию необходимости изменений.

Используемые приемы: рассаживание членов семьи по-другому, разъединение различных членов семьи и объединение в новые коалиции, положительное подкрепление участников одних подсистем и блокировка других.

Актуализация и структурирование полученного материала осуществляется с помощью:

- разыгрывания ролевых ситуаций;

- построения семейной скульптуры;

- рисования семейного рисунка;

- видеотехник;

- переформулирования проблемы (рефрейминг).

Эффективен также метод «домашних заданий». Домашние задания можно разделить на 3 вида: прямые директивы, метафорические, парадоксальные. Цель этих заданий:

- изменение поведения членов семьи;

- придание дополнительного стимула к построению отношений между членами семьи и социальным работником;

- изучение реакций членов семьи при выполнении ими заданий;

- осуществление социальным работником поддержки членов семьи, так как во время выполнения задания специалист как бы незримо присутствует среди них.

Работа специалиста на этом этапе способствует установлению границ между подсистемами, усилению функционирования одних и связанному с этим ослаблению функционирования других подсистем. Например, если раньше мать и ребенок большую часть времени занимались обвинением друг друга, то в процессе семейной терапии произойдет их переориентация на конструктивное взаимодействие, нацеленное на обретение смысла семьи как единого целого.

Наконец, четвертый этап – это завершение терапии. Об его наступлении свидетельствует согласие членов семьи о том, что сформулированные цели терапии достигнуты. Основная задача при этом – взаимное отсоединение семьи и специалиста друг от друга.

 

Заключение

В данное время тема воспитания детей в неполной семье до конца не изучена, так как взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом и перед самим человеком.   Большое значение имеет сохранение в неполной семье культурного уровня воспитанности её членов. Грубость, нетерпимость, пьянство хотя бы одного из членов неполной семьи ведут к ее полнейшему разрушению. Проблема распада семьи, негативная семейная обстановка, а в результате и неправильное воспитание детей связана с отсутствием внимания и поддержки со стороны государства, низким уровнем культуры у современной молодёжи и порой не пониманием молодыми, что создание семьи это задача не из лёгких, требующая от человека больших эмоциональных затрат.

Цель данной работы состояла в составлении технологии социальной работы с неполной семьей, выявлении эффективных форм и методов социально-педагогической помощи неполным семьям в современных условиях. Она достигнута посредством реализации поставленных задач.

В теоретической части исследования нами были решены следующие задачи: раскрыто понятие неполной семьи, проблемы неполных семей, источники формирования неполных семей.

В практической части были предложены методы и формы социальной работы с неполной семьей, для изучения ее проблем, на основе которых может разрабатываться последующая работа социального педагога.

Изучив проблематику социально-педагогической работы с неполной семьей, формы и методы работы, можно сделать вывод о том, что социально-педагогическая работа с неполными семьями является одной из актуальных проблем современного общества. В целях улучшения социально-педагогической работы с неполными семьями должна совершенствоваться законодательная база по улучшению материального положения неполных семей, а также разрабатываться новые методы работы, создаваться и реализовываться программы поддержки и реабилитации неполных семей.

Семья как социальная группа, в которой совершаются определенные процессы и которая осуществляет определенные функции, исторически развивается. Неполные семьи – это та форма семейного жизнеустройства, которая на нынешнем отрезке человеческой истории стала достаточно распространенной. И это исторический факт.

Хорошо это или плохо – об этом можно судить по-разному. С точки зрения экономической безопасности государства, распространение неполных семей влечет за собой дополнительную финансовую нагрузку, поскольку значительная часть неполных семей на практике оказывается малообеспеченными и нуждающимися в мерах материальной поддержки. Существуют и другие проблемные аспекты, в частности, значительная доля асоциальных неполных семей, слабая защищенность одиноких матерей на рынке труда, теоретически (но отнюдь не всегда практически!) более низкий воспитательный потенциал семьи с одним родителем и т.д.

Одной из наиболее эффективных мер по поддержке неполных семей сегодня является развитие и законодательное закрепление механизмов привлечения отсутствующего родителя к воспитанию ребенка. Нужно стимулировать ответственность семьи, каждого родителя за воспитание детей. В последние годы наше законодательство способствовало равноправному распределению родительских ролей (была предоставлена возможность распределять отпуск по уходу за ребенком среди всех членов семьи), однако в отношении неполных семей данная проблема не решена.

Необходимо также усиливать меры адресной социальной поддержки матерей, воспитывающих детей в одиночку; разработать механизмы воздействия на рынок труда, создать возможности сочетать женщинам свои трудовые обязанности с воспитательными без риска потерять работу.

Литература

 

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996.

2. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социология семьи. - №6. - 2001.

3. Ершова Н.М. Воспитание детей в неполной семье. – М.: «Прогресс», 1980.

4. Зимняя И.А Семья как объект социальной работы. - Сер. "Социальная работа". Выпуск №7. - 1993. С. 71-81.

5. Кон И.С. Социологическая психология. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.

6. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г. Ф. Кумариной. - М.: ACADEMIA, 2001.

7. Кравченко А.И. Основы социологии: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. – 3-е изд., испр. – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Раритет, 1999.

8. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Б.Н.Алмазов, М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова и др.; Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В.Мардахаева. – М.: «Академия», 2002.

9. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: СК "Сфера", 2001.

10. Психология социальной работы / О.Н.Александрова, О.Н.Боголюбова, Н.Л.Васильева и др.; Под общ. ред. М.А.Гулиной. – СПб.: Питер, 2002.

11. Рубан М. Л. Неполная семья как субъект конструктивного взаимодействия с социальным педагогом школы в условиях северного региона // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru

12. Семья как объект и субъект социальной работы. Методическое пособие к курсу «Семьеведение». Ч.1 / Сост. Т.Н. Мартынова. Кемерово: Изд-во Кузбассвузиздат. 2000.

13.Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. - М.: ТЦ Сфера, 1996.

14. Тюгашев Е.А. Семьеведение. М., 2003.

15. Шапиро Б.Ю. Содержание социальной работы с семьей: проблемы и перспективы //

16. Э. Эйдмиллер, В. Юстицкис Психология и психотерапия семьи. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2008.

 

Приложение 1



2019-12-29 205 Обсуждений (0)
Социальная работа с неполной семьей. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная работа с неполной семьей.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)