Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности общей психологической подготовки лыжников к соревнованию



2019-12-29 168 Обсуждений (0)
Особенности общей психологической подготовки лыжников к соревнованию 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основные задачи общей психологической подготовки:

воспитание стремления постоянно улучшать спортивные результаты;

совершенствование психических функций, специализированных восприятий, свойств и качеств личности, необходимых для достижения успеха на соревнованиях;

адаптация к соревновательной обстановке.
Стремление улучшать спортивные результаты — главный побудительный мотив, «движущая сила» спортсмена, определяющая и направляющая деятельность лыжника не только в условиях (соревнований, но и в процессе подготовки к ним). Формированию этого стремления способствует организация деятельности лыжника-гоищика в процессе подготовки к соревнованиям.

Как и всякая человеческая деятельность, она должна быть целенаправленной, плановой, систематичной.

Под целенаправленностью деятельности лыжника-гонщика подразумевается наличие у него большой, вполне конкретной и доступной для выполнения цели. Спортсмен должен сознавать, что достижение этой цели требует немалых усилий, самодисциплины, организованности. Воспитание целеустремленности, настойчивости и упорства в достижении цели на тренировках способствует развитию стремления к достижению лучшего спортивного результата на соревнованиях. Улучшение результатов спортсмена связано с планированием его деятельности. Цель планирования — обеспечить подготовку спортсмена на современном научном уровне с учетом его индивидуальных особенностей. Планы определяют сроки участия в соревнованиях, выделяют для спортсмена главные соревнования. Планирование различных видов подготовки (физической, психической, технической и др.) и участие в инновациях делают деятельность лыжника-гонщика продуктивной и осмысленной и способствуют воспитанию чувства уверенности в целесообразности и правильности подготовки спортсмена[9].

Без систематических занятий невозможны успех и улучшение результатов от соревнования к соревнованию, поэтому для повышения мастерства на современном уровне развития спорта необходимо тренироваться круглогодично, не допуская больших перерывов в занятиях. По мере развития и совершенствования качеств спортсмена требуется более тонкий, дифференцированный подход к построению тренировок. Лыжникам высокой квалификации, например, в тренировках необходимо применять различные циклы (2 — 3-дневные, недельные и т. п.). Особенностью тренировок по таким циклам является чередование нагрузки и отдыха не через день, как у спортсменов-разрядников, а через 2, 3, 5 тренировочных дней.

Очень часто стремлению спортсменов улучшить результаты препятствуют многочисленные факторы (постоянные и неожиданные неудачи, болезнь, отсутствие интереса, стимула, физическая и психическая усталость и т. п.). Все это нарушает целенаправленность и плановость занятий, делает их нерегулярными, приводит к снижению результатов на соревнованиях, поэтому особого внимания заслуживают вопросы воспитания и формирования идейных, политических и моральных качеств спортсменов.

Воспитание идейной направленности, моральных черт личности, чувства патриотизма, долга, ответственности и спортивной чести, формируя личность спортсмена как члена нашего общества, одновременно способствует воспитанию специальных качеств, необходимых спортсмену в условиях тренировок и соревнований (дисциплинированности и организованности, волевых, интеллектуальных качеств, убежденности, способности к произвольному управлению поведением в условиях соревнования и т. п.).

Воспитание моральных черт и качеств спортсмена достигается в процессе длительной и повседневной воспитательной работы.

Спортсмены находятся в спортивном коллективе до десяти и более лет, и от того, как поставлена в нем воспитательная работа, зависит общий успех и успех каждого спортсмена.

Совершенствование психических функций, специализированных восприятий, свойств и качеств личности, необходимых для достижения успеха на соревнованиях. Одной из главных задач общей психологической подготовки к соревнованиям является развитие волевых качеств спортсменов.

Эта задача решается приближением условий тренировочных занятий к условиям деятельности лыжника-гонщика на соревнованиях.

Тренировка на местности с различным рельефом, в сложных погодных условиях, в гололед или оттепель не только развивает физические, технические и другие качества спортсмена, но и в большей степени формирует волевые качества спортсмена, воспитывает его навыки и умения, наблюдательность, критичность ума, интеллектуальные качества и пр.

Формированию необходимых волевых качеств лыжника-гонщика способствуют тренировки, направленные на развитие физических качеств: выносливости, скоростной выносливости, быстроты, силы. Так, продолжительные тренировки, развивая выносливость, способствуют также развитию ведущих волевых качеств лыжника-гонщика— инициативности, настойчивости и упорства[16,c.105].

Интенсивные тренировки переменного и повторного характера, повышая скоростные и силовые качества спортсмена, воспитывают выдержку и самообладание, способность вести борьбу с большим напряжением физических и психических сил.

Развитию волевых качеств способствуют групповые методы тренировки. Группы должны подбираться примерно равными по силам и быть небольшими по количеству.

Групповые тренировки в лыжном спорте необходимы не только в силу специфики вида спорта (метель, отсутствие лыжни и т. п.), они также повышают эмоциональность тренировочных занятий и способствуют формированию у занимающихся отсутствующих волевых качеств. Чувства долга, ответственности перед товарищами формируют у спортсменов инициативность, настойчивость и упорство, выдержку и самообладание.

В лыжном спорте большое значение имеют специализированные восприятия: чувство времени, чувство снега, чувство скорости, чувство лыж.

В последние годы в связи с внедрением в практику лыжного спорта метода управления тренировочным процессом при помощи специальных технических устройств, позволяющих спортсменам тренироваться при запрограммированном пульсовом режиме (Н. А. Корягин, 1969), к специализированным восприятиям лыжника-гонщика можно отнести и чувство пульса.

Специализированные восприятия следует разливать целенаправленно с помощью специальных тренировок, применения портативных устройств, использования хронометража, контроля, информации.

Для развития чувства времени субъективную оценку времени прохождения участка следует подкреплять на отдельных участках дистанции истинным временем, зафиксированным тренером по секундомеру. Изменяя длину этих участков и скорость передвижения и используя информацию о субъективной оценке и истинном времени, спортсмен овладевает чувством времени[9].

Чувство снега лучше развивать на трассах с различной лыжней: плотной и сыпучей, разбитой, мягкой и покрытой льдом и т. д. Следует тренироваться в любую погоду, специально искать сложные трассы с неудобной (широкой, разбитой и т. п.) лыжней.

Методика воспитания чувства скорости имеет много общего - с методикой воспитания чувства времени. Однако в первом случае следует больше внимания уделять воспитанию у спортсменов правильной оценки скорости передвижения с различной затратой энергии. Здесь полезно применять передающие устройства о работе сердца, дыхании и информацию об истинном времени прохождения участка. Спортсмен может 'Сравнить субъективное ощущение скорости и нагрузки на организм. Изменяя пульсовой режим тренировки и проверяя истинное время прохождения отрезков, спортсмен вырабатывает тонкую дифференцировку чувства скорости в зависимости от получаемой нагрузки. Аналогичный эксперимент можно организовать и на трассах со сложным и простым рельефом (подъемы и спуски).

Чувство лыж, как это ни парадоксально, необходимо развивать для того, чтобы не чувствовать лыжи. Это чувство приходит с годами в результате выработки тонких мышечных ощущений. Развитию чувства лыж можно способствовать, применяя в тренировочных занятия утяжеленные лыжи со свинцом. Обычно эти лыжи применяют в начале зимнего сезона (в период вкатывания) для развития выносливости, однако параллельно решается задача развития чувства лыж. Управление лыжами в сложных условиях, на трассах с большим количеством поворотов также способствует развитию чувства лыж.

На исход соревнования большое влияние оказывает правильное распределение сил на дистанции, однако эмоции в соревнованиях бывают настолько сильны, что необходимо наличие развитого чувства контроля за своим самочувствием в сложных условиях борьбы, чтобы не отступить от заранее намеченного плана. В таких случаях приобретает значение степень развития чувства пульса у спортсменов[1,c.59].

Развивают чувство пульса, контролируя пульс в процессе тренировки. Сравнивая его частоту (спортсмен останавливается и подсчитывает пульс за 10 сек.), субъективное ощущение скорости и нагрузки, можно регулировать скорость передвижения. Практика показала, что это неплохой и объективный способ контроля за самочувствием и получаемой нагрузкой. Однако этот способ применим лишь в летних условиях подготовки. В зимних условиях хорошо зарекомендовала себя методика контроля за пульсом с помощью портативных передающих устройств. Они легки и удобны, не мешают движениям спортсмена и позволяют контролировать скорость передвижения при различных пульсовых режимах от 90 до 200 уд/мин с достаточно большой точностью (отклонение 3—5 уд/мин).

В плане общей психологической подготовки спортсмена к соревнованиям следует учесть развитие его специализированных интеллектуальных качеств.

На соревнованиях лыжники демонстрируют не только свои физические возможности, техническое и тактическое мастерство, но и в неменьшей степени ум и интеллект, поэтому у них необходимо развивать аналитико-синтетические качества и критичность ума, наблюдательность, творческое воображение, глубину, устойчивость и гибкость мышления. Для этого на тренировках следует создавать условия для проявления и развития их качеств, например тренироваться на сложном рельефе, требующем быстроты реакции, принятия решений, умения мыслить. Большую роль здесь должны сыграть тренировки игрового характера, эстафетные гонки и т.п

Адаптация к соревновательной обстановке. В период подготовки к соревнованию и во время его проведения на спортсмена действуют различные неблагоприятные факторы, мешающие ему и отвлекающие его от борьбы: обстановка, присутствие зрителей и вызываемые ими реплики, информация и т. п. Чтобы лик видировать или уменьшить их влияние, у спортсменов необходимо развивать адаптацию к мим. Для этого на тренировках следует воспитывать сосредоточенность и умение распределять внимание.

Нужно научить спортсменов при любой скорости увидеть окружающее, принимать решения при неожиданных препятствиях (которые можно создавать и искусственно), например переставив контрольные флажки и т. д.

Усложнением обстановки и (вводом элементов «соревнования воспитываются выдержка и самообладание, умение быстро овладевать собой, трезво оценивать ситуацию, принимать решения для достижения цели.

Все большее значение в лыжном спорте приобретают вопросы сохранения нервно-психической свежести к моменту соревнования, которая может быть достигнута следующим:

1. Воспитанием адаптации к соревновательной обстановке.

Этот вопрос можно решать, во-первых, проводя соревнования, участие в которых и приобретенный опыт благоприятно действуют на психику спортсмена (конечно, в разумных пределах, при достаточной готовности к ним и т. п.), во-вторых— введением элементов соревнования в тренировки, т.е. проводя контрольные прикидки, групповые занятия в скоростных тренировках, эстафеты, игры, приглашая зрителей на тренировки и т. п.

2. Снижением нагрузки накануне соревнований.

Беседы с ведущими спортсменами и опытными тренерами показывают, что снизить нагрузку целесообразно за 1-2 недели до соревнований, а проводить скоростные тренировки в последние 3—4 дня до соревнования.

Следует учитывать психическое состояние спортсмена накануне выступлений. Если спортсмен возбужден уже за 1—2 недели до соревнований, необходимо снять возбуждение, проводя продолжительные тренировки равномерного характера. Накануне соревнований скоростные возможности спортсменов можно усилить и восстановить. В случае апатии, вялости накануне соревнования рекомендуется провести ряд интегративных тренировок. Характер предстартовых психических состояний у спортсменов различен, и для каждого нужны индивидуальные тренировочные нагрузки, позволяющие сохранить нервно-психическую свежесть.

3. Овладением приемами саморегуляции неблагоприятных предстартовых состояний.

К специальным «приемам саморегуляции состояния лыжника-гонщик а можно отнести:

а) воспитание самоконтроля за внешними проявлениями эмоциональной напряженности, возбуждения или угнетения (выражением лица, тонусом мышц и т. п.). В случае закрепощенности или угнетения следует расслабиться, усилить или успокоить дыхание;

б) овладение приемами словесного самовнушения, выбор которых зависит от ряда факторов, и прежде всего от особенностей характера и личности спортсмена. Самовнушение, необходимое для сохранения нервно-психической свежести к соревнованиям, должно способствовать борьбе с навязчивыми мыслями, ликвидации (психологических барьеров накануне соревнований.

В случае поражения или неиспользования всех сил в соревновании словесные самовнушения содействуют быстрому переключению, восстановлению активности и желания спортсмена тренироваться и участвовать в соревнованиях;

в) развитие умения различными способами отвлекаться и отключаться от неблагоприятных влияний среды, обстановки и т. п.

Очень часто разговоры накануне ответственных соревнований создают атмосферу нервозности, беспокойства. Спортсмен, сам того не замечая, невольно расходует нервную энергию, поэтому нужно подбирать темы для разговоров, не имеющие отношения к соревнованию.

В день соревнований не нужно пренебрегать разминкой, так как во время ее проведения можно успокоиться и хорошо подготовить организм к выступлению. Лучше разминаться в лесу, вдали от соревновательной обстановки.

Отвлечься от соревнований помогут хорошая книга, просмотр кинофильма или спектакля, подготовка инвентаря или занятие каким-либо интересным делом;

г)  овладение приемами аутогенной тренировки и использование ее в практической деятельности лыжника-гонщика, что должно иметь прежде всего профилактическое и психогигиеническое значение.

В сочетании с разминкой аутогенная тренировка способствует непосредственной подготовке спортсмена к соревнованиям[9,c.83-88]



2019-12-29 168 Обсуждений (0)
Особенности общей психологической подготовки лыжников к соревнованию 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности общей психологической подготовки лыжников к соревнованию

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)