Особенности пред профильной подготовки и обучения
Важнейшими направлениями инновационной деятельности в сфере образования являются предпрофильная подготовка и профильное обучение. Предпрофильное обучение – это компонент модернизации образования, позволяющий отработать определенное программно-методическое, материально-техническое, информационное и кадровое обеспечение. Предпрофильная подготовка – это часть системы, внутри которой формируются профессиональные интересы школьников. Она представляет собой совокупность педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки, направленной на самоопределение выпускников основной школы. Логическим продолжением предпрофильной подготовки является профильное обучение, реализующее личностно ориентированный подход. Профильная ориентация школьников – смыслообразующий элемент предпрофильной подготовки, а предпрофильная подготовка создает условия, повышающие готовность подростка к социальной, профессиональной и культурной самоидентификации. Задачи предпрофильной подготовки: – выявить интересы, склонности и способности школьников; - дать школьникам возможность получить практический опыт в различных сферах профессиональной и познавательной деятельности; - помочь получить верное представление о жизненных, социальных ценностях, в том числе, связанных с профессиональным становлением, сформировать познавательные и профессиональные интересы. Компоненты предпрофильной подготовки: - информирование и профильная ориентация учащихся 9-х классов в отношении возможного выбора профиля обучения на третьей ступени; - организация и освоение учащимися курсов по выбору (элективных курсов). Система предпрофильной подготовки включает в себя ряд педагогических идей: - введение за счет школьного компонента элективных курсов: предметных, межпредметных, ориентационных; - введение активных методов преподавания элективных курсов; - проведение эвристических проб для учащихся 9-х классов, позволяющих более точно определить в выборе профиля; - введение накопительной оценки учебных достижений учащихся (портфолио); - проведение единого государственного экзамена для учащихся 9-х классов (Малый ЕГЭ); прохождение всеми учащимися 8–9-х классов курса обучения выбору профиля образования; – зачисление в 10-й профильный класс на основе решения комиссии, учитывающей результаты психолого-педагогической диагностики; психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки обучающихся; проведение олимпиад, научно-практической конференции, школы юных экологов и других мероприятий, позволяющих использовать ресурс портфолио. Выбор профиля будет обоснованным, если учащиеся к нему готовятся во время всего периода обучения в основной школе. В 9 классе познавательные способности учащихся дифференцируются, начинается профилизация. У школьников появляются первые представления о творческой научно-исследовательской деятельности, накапливаются умения самостоятельно расширять знания. На этапе предпрофильной подготовки элективные курсы поддерживают зарождающийся у школьников интерес к той или иной дисциплине, проверяют возможности, способности ребят, помогают выбрать им профиль обучения в старшей школе. К другим формам занятий по выбору существующих в учебных заведениях относятся: кружки и факультативные курсы. Статус элективных курсов значительно превосходит статус факультатива. Так как факультативные курсы не являются обязательными, и школьники могут посещать факультатив по желанию. Но с элективными курсами дело обстоит не так. В рамках часов базисного учебного плана школьник обязан выбрать элективный курс. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля должно быть избыточным по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. Элективные курсы могут быть краткосрочными и чередующимися. Вводить их нужно постепенно: если одновременно ввести множество разнообразных курсов, то ученики окажутся перед трудной задачей выбора. От базовых общеобразовательных и профильных курсов элективные курсы отличаются, как по форме, так и по содержанию, являясь важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ школьников. Они напрямую связаны с выбором каждым обучающимся содержания образования в зависимости от его интересов, способностей и жизненных планов. Элективные курсы могут помочь в решении двух важнейших задач: – создание условий для осознанного выбора учениками направлений дальнейшего обучения, связанных определенными видами профессиональной деятельности; – помочь старшекласснику, совершившему первоначальный выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней [4]. Пользуясь технологией разработки элективного курса [5], мной разработан элективный курс «Система счисления». Данный курс предназначен для классов физико-математического и информационно-математического профилей.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |