Основные составляющие скоростных способностей и факторы, определяющие их развитие
12 Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ) Специальность: Физическая культура КУРСОВАЯ РАБОТА На тему: Средства и методики развития скоростных способностей, уровни развития этих способностей у учащихся ДЮСШ
Киров 2011 Оглавление
Введение Глава 1. Обзор литературных источников 1.1 Основные составляющие скоростных способностей и факторы определяющие их развитие 1.2 Возраст и формы проявления быстроты и скорости движении у школьников 1.3 Развитие основных физических качеств при тренировке в беге на короткие дистанции 1.3.1 Развитие быстроты и скорости движений 1.3.2 Развитие силы 1.3.3 Развитие выносливости Заключение по 1 главе Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 2.1 Задачи исследования 2.2 Методы исследования 2.2.1 Анализ научно – методической литературы 2.2.2 Педагогическое наблюдение 2.2.3 Тестирование 2.2.4 Педагогический эксперимент 2.3 Организация исследования Глава 3. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение 3.1 Основная направленность и средства, примененные в тренировке учащихся 3.2 Результаты тестирования и их обсуждение Выводы Список литературы Приложения Введение
Актуальность. Бег на короткие дистанции (спринт) является одним из самых зрелищных видов легкой атлетики. Спринт предъявляет высокие требования ко всем сторонам физической подготовленности, особенно к скоростным способностям. скоростной способность физический школьник Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.[8,10,15] Анализ материалов научных исследований ученых свидетельствуют о том, что каждому возрастному периоду присущи свои особенности.[4,22] В возрасте 11 – 13 лет начинается период полового созревания, который является одним из важнейших этапом совершенствования организма. В этом периоде происходит интенсивное изменение структурных и дифференцированных процессов в тканях и функциональных системах. Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14 – 15 лет. Но целенаправленные воздействия оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5 – 20% и более.[22] Высокий уровень развития скоростных способностей необходим не только для спортивной и трудовой деятельности, но и в определенных видах (быстрота реакции водителя, летчика и т.д.)[22] В настоящее время уделяется много внимания разработке методик по развитию скоростных способностей. Но, проведя анализ кировских спортсменов, мы выяснили, что большинство спортсменов, показывающих высокие результаты, жили и тренировались в городе. Это и послужило актуальностью нашего исследования. Гипотеза. Можно предположить, что уровень скоростных способностей в таком возрасте не зависит от места жительства, а имеет зависимость от примененных методик, методических приемов тренировки в ДЮСШ. Цель работы. Цель работы заключается в сравнении уровня развития скоростных способностей у учащихся 11 – 13 лет ДЮСШ №2 г. Кирова и ДЮСШ г. Омутнинска Кировской области. Объект исследования. Объектом исследования являются скоростные способности учащихся городской ДЮСШ. Предмет исследования. Предметом исследования являются средства и методики развития скоростных способностей, уровни развития этих способностей у учащихся городской и сельской ДЮСШ. Практическая значимость. Предложенный комплекс тестов скоростных способностей может быть рекомендован для оценки эффективности учебно – тренировочного процесса и коррекции тренировочных программ. Положения, выносимые на защиту. 1) уровень развития скоростных способностей не зависит от места жительства, а имеет зависимость от примененных методик тренировки; 2) предложенный комплекс тестов позволяет оценить эффективность тренировочного процесса по развитию скоростных способностей. 3) Глава 1. Обзор литературных источников. Основные составляющие скоростных способностей и факторы, определяющие их развитие Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают следующие виды скоростных способностей [10,15]: - быстрота двигательной реакции; - быстрота одиночного движения; - частота (темп) движений. Их принято считать элементарными видами (формами) проявления скоростных способностей. К скоростным способностям относят также быстроту выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее. Это комплексные виды скоростных способностей. [15] Двигательная реакция – это ответ на внезапно появляющийся сигнал определенными движениями или действиями.[8] Быстрота двигательной реакции оценивается латентными временем реагирования. Латентный период и его время определяется максимально быстрым ответным движением на раздражитель, причем движение должно быть минимальной амплитуды. Распространение звуковой волны, трансформация механических колебаний в первый импульс, поиск адреса команды, проведение первого импульса и развертывание активной деятельности мышечных волокон – такого упрощенное содержание латентного периода двигательной реакции.[15,18] Исследования в различных видах спорта свидетельствуют, что латентное время простой двигательной реакции практически не поддается тренировке, не связано со спортивными мастерством и не может приниматься за характеристику быстроты человека.[4,8] Быстрота одиночного движения. Возможность проявления быстроты движения обусловлена целыми рядом факторов – морфологических, биохимических, физиологических. Значение морфологических особенностей строения мышц особенно ясно выступает при сравнении характера сокращения гладких и поперечно – полосатых мышц. Скорость сокращения гладких мышц продолжается от нескольких секунд до нескольких минут. В то же время одиночное сокращение поперечно – полосатых мышц продолжается сотые и десятые доли секунды. Существенные различия скорости сокращения наблюдаются в скелетных мышцах. Тонические, или красные мышечные волокна, сокращаются медленнее, чем белые волокна. Важное значение имеет другой морфологический признак – мышцы с преобладанием длинных, параллельно расположенных мышечных волокон, бедно снабженных соединительно – ткаными прослойками, например, двуглавая мышца плеча, портняжья, сокращаются быстрее, чем мышцы с более короткими волокнами.[10,15] Приспособленные к выполнению скоростных движений, мышцы отличаются и по своему химическому составу – содержанию фосфагена, миоглобина, холестерина, глютадиона, аскорбиновой кислоты и др. Сравнение мышц животных, подвергшихся систематическим упражнениям, с мышцами контрольных животных, показывает, что после тренировки в скоростных движениях увеличивается содержание свободного гликогена, фосфагена и фосфоролитической активности.[23] Быстрота движения зависит и от скорости мышечного сокращения. Из работ В.П. Филина [21] известно, что наибольшая лабильность нервно – мышечного аппарата – это проведение наибольшего или максимально возможного числа импульсов в единицу времени. Лабильность нервно – мышечного аппарата определяет быстроту одиночного движения. Быстрые движения, совершаемые при выполнении различных физических упражнений, представляют собой проявление высокой степени координации деятельности нервных центров. Это координация складывается условно – рефлекторными путем.[4] В результате координации деятельности нервных центров происходит быстрое вовлечение в процесс сокращения всех необходимых мышц – синергистов, и торможение деятельности мышц – антагонистов. Частота (темп) движения. Частота движений характеризуется максимальным количеством движений за определенное время. Частота простых движений не связана с темпом движений и скоростью передвижений спортсмена в циклических локомоциях. Не найдено корреляции между максимальной частотой всех односуточных движений с максимальной частотой шагов и скоростью спринтерского бега. Не обнаружено связи между частотой движений и другими формами быстроты.[4] Частота движений повышается, если в работу включается симметричная группа мышц или стимулируется слуховой анализатор. Прямое воздействие на частоту движений оказывает темп дыхания.[4,8] В качестве важного условия, способствующего высокой частоты движений, выступает способность к произвольному расслаблению мышц. Частота движений тренируема. Выявлено увеличение темпа движений с ростом мастерства.[5] Выделенные формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга и слабо связаны с уровнем общей физической подготовленности.[4,8,15] Таким образом, быстрота во всех специфических формах ее проявления определяется преимущественно двумя факторами: оперативностью организации и регуляции нейромоторного механизма, оперативностью мобилизации двигательного состава действия. Развитие быстроты конкретного двигательного действия обеспечивается, главным образом, за счет приспособления моторного аппарата к условиям решения двигательной задачи и овладение рациональной мышечной координацией, способствующей полноценному использованию индивидуальных свойств ЦНС, присущих данному человеку.[4] Для детального анализа или научных исследований более показательны вышеописанные элементарные формы скоростных способностей. А вот для практики физического воспитания наибольшее значение имеет быстрота выполнения целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д. Однако надо иметь в виду, что скорость в целостных сложнокоординационных двигательных актах зависит не только от уровня быстроты, но и от техники владения действием, координационных способностей, мотивации, волевых качеств и др. Поэтому при оценке скоростных способностей на основе комплексных форм движений эти слагаемые стараются максимально нивелировать или уровнять.[10,15] Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет, от 4 до 6 сек. Способность, как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости. В многочисленных исследованиях показано, что все вышеназванные виды скоростных способностей специфичны. Прямой положительный перенос быстроты имеет место лишь в движениях, у которых сходные смысловые и программирующие стороны, а также двигательный состав. Можно иметь высокий показатель простой двигательной реакции, но низкую скоростную выносливость, хороший стартовый разгон и низкую скоростную выносливость.[8,15] Принимая во внимание вышесказанное, надо иметь в виду, что перечисленные элементарные и комплексные формы скоростных способностей можно и нужно развивать на основе всех основных физических упражнений. Уровень и качество скоростных способностей человека определяют разными факторами. В первую очередь нервно – мышечные и центрально – нервные влияния (физиологические) и биохимические факторы. Так, быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих фаз[15,22]: 1) возникновение возбуждения в рецепторе (зрительной, слуховом, трактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала; 2) передачи возбуждения в центральную нервную систему; 3) перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала; 4) проведения последнего от центральной нервной системы к мышце; 5) возбуждения мышцы и появления в ней механической активности. Специалисты считают, что сокращения латентного периода реакции, прежде всего, связано с укорочением третьей фазы.[15] Максимальную частоту движений определяют скоростью перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно. Быстрота как способность, определяющая скоростные возможности человека, определяется скоротечность. Возникновения, распространения и смены процессов, характерных для нервно – мышечного аппарата и собственно мышц.[15] С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания АТФ мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтеза АТФ происходит за счет фосфокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно). Доля аэробного источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности оставляет 0 – 10%.[15] На скоростные способности свой отпечаток накладывают и личностно – психические факторы: мотивация, проявление воли, эмоции. На разные виды скоростных способностей эти факторы влияют неодинаково – в зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей детей, уровня скоростной подготовленности.[15,22] Генетические исследования свидетельствуют, что рассматриваемые нами двигательные способности существенно зависят генотипа. По данным разных авторов, быстрота простой реакции примерно на 60 – 88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают на себе скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40 – 60%). Данные науки хорошо подтверждаются практикой. Специалисты считают, что различные показатели скоростных способностей в значительной мере предсказывают моторную одаренность детей уже на первых этапах отбора для занятий спортом.[15]
12
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |