Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3 Наречение имени



2019-12-29 226 Обсуждений (0)
Глава 3 Наречение имени 0.00 из 5.00 0 оценок




Откуда ты, имя?

 

 

Исследовательский реферат

 

 

  Богомолова Алина Алексеевна, обучающаяся 5 класса МОУ Покров-Рогульской СОШ Пошехонского МР Удальцова Алина Алексеевна, обучающаяся 5 класса МОУ Покров-Рогульской СОШ Пошехонского МР
  Руководители: Удальцова Наталья Валерьевна учитель русского языка и литературы МОУ Покров-Рогульской СОШ Пошехонского МР Павлова Елена Анатольевна учитель начальных классов МОУ Покров-Рогульской СОШ Пошехонского МР Константинова Надежда Павловна учитель начальных классов Покров-Рогульской СОШ Пошехонского МР

 

 

С.Покров-Рогули. 2010 год

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3-6
Глава 1. История имени 7-13
Глава 2. Тайна имени 14-16
Глава 3. Наречение имени 17-20
Глава 4. Исследование 21-23
Заключение 24-25
Список литературы 26
Приложения 27
   
   
   
   

 

Введение

Если спросить человека о том, какое слово он слышит чаще всего, то, скорее всего, этим словом окажется имя человека. Действительно, имя - это первое, что получает человек, имя - это первое, что слышит ребёнок при рождении. Он ещё не понимает, что означает имя, но чаще других слов слышит именно своё имя. По имени в уменьшительно-ласкательной форме называет мать своего ребёнка, по имени общаются друзья и приятели друг с другом, по имени и отчеству обращаются к взрослым людям. Другими словами, нет ничего, чтобы человек слышал чаще, чем своё имя, ничего, чтобы было столь привычным, знакомым и любимым, чем имя человека.

 Имя человека играет значительную роль в его жизни. Имя человека во многом определяет его характер, его судьбу и его особенности. Ведь не случайно, в старину, в эпоху Христианства, людям давали так называемые крестильные имена, которые соответствовали именам Святых. При этом личное или мирское имя было необязательным, а вот крестильное имя давалось каждому человеку.

Ещё более интересным представляется имя человека с точки зрения его истории и происхождения. Ведь большая часть самых популярных и распространенных русских имён имеют совсем не славянские корни. Оказывается, исконно русских славянских имён, сохранившихся до наших дней, совсем мало. К их числу, например, относятся различные варианты "слав": Ярослав, Вячеслав, Милослав, Изяслав, Святослав, Станислав, Мстислав, Ростислав и другие. Также славянского, то есть исконно русского происхождения имена: Богдан, Борис, Владимир, Всеволод, Вера, Людмила, Надежда, Светлана. Подавляющее же большинство современных имён иностранного происхождения, и даже кажущиеся исконно русскими: Иван, Пётр, Степан, Фёдор и т.д. имеют совсем не славянские корни. При этом каждое имя человека, к какому бы происхождению оно не относилось, имеет свою историю, скрывает свою тайну и загадку.

Ещё более интересным представляется имя человека с точки зрения его истории и происхождения. Ведь большая часть самых популярных и распространенных русских имён имеют совсем не славянские корни. Оказывается, исконно русских славянских имён, сохранившихся до наших дней, совсем мало. К их числу, например, относятся различные варианты "слав": Ярослав, Вячеслав, Милослав, Изяслав, Святослав, Станислав, Мстислав, Ростислав и другие. Также славянского, то есть исконно русского происхождения имена: Богдан, Борис, Владимир, Всеволод, Вера, Людмила, Надежда, Светлана. Подавляющее же большинство современных имён иностранного происхождения, и даже кажущиеся исконно русскими: Иван, Пётр, Степан, Фёдор и т.д. имеют совсем не славянские корни. При этом каждое имя человека, к какому бы происхождению оно не относилось, имеет свою историю, скрывает свою тайну и загадку.

Вместе с тем, каждое имя человека, его происхождение и толкование связаны с определёнными периодами в нашей истории. Так, например, большинство русских имён греческого происхождения появились на Руси с приходом Христианства. К этому же периоду относится и появление русских имён латинского происхождения. Многие татарские имена образовались в результате заимствования слов у других народов, английские имена, немецкие имена, французские имена тоже имеют свою историю и своё происхождение.

Сегодня определить интуитивно происхождение имени человека очень сложно. Те имена, которые кажутся нам славянскими по происхождению, при их исследовании и анализе вполне могут оказаться скандинавскими, латинскими, еврейскими или греческими. Конечно, имя человека Джон или Ричард мы не примем за русское имя, а вот распознать в имени Олег скандинавские корни, в имени Максим - латинское происхождение, а в имени Анна - еврейское начало - не так уж легко и просто. Кроме того, история русских имён складывалась веками, одни традиции переплетались с другими, какие-то имена уходили в прошлое и забывались, какие-то формировались, преобразовывались и распространялись.

Актуальность темы

 Имя человека - это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозь улыбки и слёзы, сквозь удачи и неприятности. Именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека - это так важно и необходимо каждому из нас. Ну, а кроме того, изучение имени человека - это просто весьма познавательный и увлекательный процесс, который навряд ли оставит кого-либо равнодушным.

Проблема

Чем дальше от нас уходят те времена, откуда идёт история имён, тем загадочнее и таинственнее становится имя человека, тем интереснее узнать его значение, происхождение и толкование.

Разработанность проблемы

 Трактовка имени человека обязательно будет начинаться с происхождения имени, затем необходимо учесть накопленный исторический опыт, связанный с тем или иным именем человека, и, наконец, проанализировать его современное толкование с учётом множества нюансов и тонкостей.

Цель:

Узнать больше о своём имени, характере и своей судьбе, определиться с будущей профессией, с выбором спутника жизни, с самым эффективным способом самоусовершенствования, открывая тайну имени.

Задачи

-проанализировать литературу

-выяснить, что означает имя

-выявить самые популярные и употребляемые имена в стране и в своей школе

Методы:

-поисковый

-исследовательский

 

 

Глава 1 История имени

В истории русских личных имён выделяются три этапа: дохристианский, когда использовались самобытные имена, созданные на восточнославянской почве средствами древнерусского языка; период после введения христианства на Руси, когда церковь стала насаждать вместе с христианскими религиозными обрядами иноязычные имена, заимствованные византийской церковью от разных народов древности; и новый этап, начавшийся после революции 1917 года, когда в русский именослов стало проникать большое число заимствованных имён, и началось активное имятворчество.

До введения на Руси христианства личные имена были очень похожи на прозвания, данные по тому или иному поводу. В древности люди воспринимали имена материально, как неотъемлемую часть человека. Они скрывали свои имена от врагов, считая, что одного знания имени достаточно для того, чтобы навредить кому-нибудь.

Древнерусские имена раскрывают богатство русского народного языка, показывают широту фантазии, наблюдательность и сметливость русского человека, его доброту и общительность, порой грубоватую простоту и язвительность, когда дело касается нравственных пороков или физических недостатков.

Древнерусские имена были разнообразны. Например, в числовых именах представлен весь числовой ряд от 1 до 10: Перва и Первой, Второй и Вторак, Третьяк, Четвертавк, Четвертуня, Пятой и Пятак, Шесток и Шестак, Семой и Семак, Осьмой и Осьмак, Девятой и Девятко, Десятой. Как современные личные имена ни одно из них не зарегистрировано, а старые числовые заимствованные имена изредка встречаются и теперь: Прим (первый), Октавий (восьмой) и Октавия (восьмая).

Весьма популярны были также имена, данные по цвету волос и кожи: Черныш, Черняй, Чернява, Чернавка, Бел, Беляй, Белой, Белуха и другие.

Имена присваивались и по другим внешним признакам – росту, особенностям телосложения: Сухой, Толстой, Долгой, Мал, Малыш, Малюта, Малой, Малуша, Заяц, Губа, Беспалой, Голова, Головач, Лобан и другие.

Кроме имен, дававшихся по внешнему виду, были такие, которые присваивались в зависимости от характера и поведения ребёнка: Бессон, Булгак, Забава, Крик, Истома, Молчан, Неулыба, Смеяна, Несмеяна, Смирной; в некоторых именах отмечались желанность или нежеланность появления ребенка в семье и другие обстоятельства: Богдан и Богдана, Бажен (желанный, милый), Голуба, Любим, Любава, Ждан и Неждан, Чаян и Нечай, Милава, Поздей, Поспел, Хотен и другие. Некоторые имена давались по времени рождения ребёнка: весной родился – Вешняк, зимой – Зима, Мороз.

Были и другого порядка имена, восходящие к древним поверьям. Это «плохие» имена, которые якобы способны были отвращать злых духов, болезни, смерть: Горяин, Немил, Некрас, Нелюба, Неустрой, Злоба, Старой, Тугарин (туга – печаль).

По именам можно узнать о соседях, с которыми жили русские, например: Козарин (хазарин), Чудин (представитель финно-угорского племени чудь), Карел, Татарин, Онтоман (возможно, турок – оттоман; возможно, от атоман – главарь).

Многие имена, данные в детстве, оставались у людей на всю жизнь.

Среди древнерусских имён были такие, которые дошли до наших дней: Вадим, Всеволод; другие, долгое время забытые, ныне возрождаются: Добрыня, Ждан, Любава, Рогволод.

Второй, очень длинный период в истории русских имён наступил после введения христианства, вместе с которым вошли в практику именования так называемые календарные имена. Они стали составной частью русского языка, частью истории русского народа.

История русских календарных имён не менее интересна, чем история древнерусских. Она отражает взаимодействие русского народного языка и церковнославянского, официального языка русской православной церкви. Это проявилось в многочисленных орфографических преобразованиях личных имён, в борьбе древнерусских «языческих» имён за своё существование, в приспособлении «христианских» имён к условиям русской языковой среды.

Официальное принятие христианства на Руси произошло в 988 году, когда князь Владимир Святославович крестил жителей Киева. В его княжение христианство стало государственной религией. Принятие христианства диктовалось необходимостью укрепления княжеской власти и внутреннего единства древнерусского государства.

Христианизация населения Руси и обязательному при этом обряду крещения сопутствовало наречение людей новыми христианскими личными именами, перечни которых были переданы византийской христианской церковью с религиозными обрядами. Попали они в древнерусский язык не в переводах, а в подлинных иноязычных звучаниях, абсолютно непонятных и чуждых для русских людей. Многие имена древних русичей в точности соответствуют в переводе тем именам, которые пришли из Византии: греческое Агафон (в переводе - добрый) соответствует русскому имени Добрыня, латинское Павел (в переводе – малый) – русским Мал, Малой, Малыш, греческое Агапий и древнееврейское Кифа – русскому Любим, греческое Петр и сирийское Кифа – русскому Камень.

Принятие новых имён русским населением шло весьма медленно. Большинство русских людей и после обряда крещения продолжало вплоть до 17 века именовать своих детей по-своему, по обычаю, т.е. по-русски. Крещеное, или крёстное, имя – рекло, как тогда его называли, давалось священниками по святцам, в соответствии с тем, какое имя приходилось на день рождения или крещения ребёнка по календарю, чаще всего не предоставляя родителям возможности выбора. Вспомним стихотворение советского поэта М. Владимова:

Был в старину такой обычай:

Несли младенца в церковь. Там,

В страницы святцев пальцем тыча,

Поп имена давал по дням.

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким.

Но если в день Иеронима,

То – хошь не хошь – Иероним!

Древние русские имена церковь не признавала, заклеймив их как языческие. Например, именно поэтому великому князю киевскому Владимиру Святославичу при крещении было дано имя Василий. Таким же образом была переименована киевская княгиня Ольга, ездившая в Византию для заключения договора и одной из первых принявшая христианство. При крещении в 957 году ей было дано имя Елена.

Сложившийся в 14 веке способ именования, при котором разговорный вариант крестного имени сочетался с мирским прозванием (Федька Большой, Сидорко Литвин), просуществовал до 18 века, до петровского времени, когда в деловых бумагах стали требовать написания полного имени, совпадающего по форме с церковным; исключение допускалось лишь для нескольких имён, обиходная форма которых далеко отошла от канонической: Иван, Егор, Осип, Авдотья и некоторых других. Древнерусские имена перестали допускать в официальные записи.

В конце 19 века церковь предприняла пересмотр святцев.

По сравнению с древними минеями, в которых число имён было относительно невелико – 330 мужских и 64 женских, в месяцеслове 1891 года (в Санкт-Петербургской синодальной типографии в 1891 году был напечатан новый, выверенный месяцеслов, который синод разослал во все православные приходы Российской империи; причём было предписано «давать имена крещаемым только по этому месяцеслову, изданному с благословения святейшего синода») насчитывалось около 900 мужских и около 250 женских имён.

Третий этап развития русских имён, продолжающийся и в наши дни, начался со времени опубликования декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 января 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви. Этот декрет положил начало свободному выбору личных имён родителями и объявил законной гражданскую регистрацию рождений вместо церковного крещения. С этого времени в русский именной ряд вошли многие иноязычные имена – Жанна, Инесса, Эдуард, Тимур и другие, а также новые русские имена, возникшие в годы революционной ломки старого уклада жизни, многих традиционных представителей.

В первые годы после Октябрьской революции основной массе рождавшихся давали старые имена. Даже в самых передовых семьях бабушки тайком от родителей крестили своих внучат в церкви. Но вместе с тем сказывались и результаты активной антирелигиозной пропаганды – одни уже не хотели давать своим детям имена в память тех или иных святых и придумывали новые либо заимствовали иноязычные, не подозревая о том, что многие из них – те же самые, широко распространённые имена, только на другом языке. Началось имятворчество в основном в городах, где революционные события в первую очередь стали влиять на идеологию людей.

Вспомним вторую часть уже упоминавшегося стихотворения М. Владимова «Святцы»:

Эпоха новым лексиконом

Врывалась в речь цехов и сел.

Шли амфилохии в ревкомы,

Аделаиды – в комсомол.

Они своих созвучно эре

Именовали октябрят:

Заря, Идея, Пионерий,

Ревмир, Ревпуть и Диамат!

В середине 1920-х годов имятворчество достигло своего апогея. Новые имена печатались в различных календарях, в том числе в отрывных, издававшихся миллионными тиражами. Перечни, попадавшие в календари, были лишь частью имён, созданных в те годы. Однако это увлечение пошло на спад. К 1940-м годам и особенно после Великой Отечественной войны для именования детей стали использовать в основном старые, привычные русские имена. В первые послевоенные годы круг этих имён был очень узок, так как многим календарные имена казались устаревшими.

Чтобы расширить и пополнить современный именослов следует выявить исторический состав русских имён, ознакомить население с их огромным богатством. К старым русским именам следует относить все календарные имена греческого, латинского, древнееврейского и иного происхождения, употреблявшиеся в русском языке в их различных формах на протяжении столетий. К ним же можно отнести календарные имена, отсеянные православной церковью в 19 веке при создании единого регламентированного перечня.

Под новыми русскими именами подразумеваются:

а) послереволюционные, в том числе производные от старых календарных имён – мужские, образованные от женских, и наоборот;

б) модернизированные старые имена, например, Дарьяна от Дарья;

в) реставрированные из старых церковных форм: Бонифатий, а не Вонифатий, Публий, а не Пуплий и другие.

Новыми можно считать и те, которые были образованы в русском языке после Октябрьской революции от иноязычных слов и использованы в качестве личных имён впервые в нашей стране: Интерна, Юманита и другие. К ним же можно отнести некоторые имена зарубежных народов, которые вошли в русский язык в послереволюционные годы и с тех пор активно используются, например: Виолетта, Жанна, Инесса, Эдуард.

Особого внимания заслуживают иноязычные имена, влившиеся в русский именник. Тем не менее ко всем именам, попадающим в русскую языковую среду, следует относиться не только терпимо, но и с уважением, помня, что уважение к имени есть уважение к личности, к людям, выбравшим данное имя, к их традициям.

Итак, основу современного именника составляют старые календарные имена, потому что они органично вошли в систему русского языка. От них легко образуются отчества, а также многочисленные неофициальные сокращенные варианты, с помощью которых люди именуют друг друга в быту и в других неофициальных ситуациях. Кроме того, традиционные имена русского календаря связаны с историей нашей страны: всемирно известные полководцы и рядовые солдаты, прославившие наше отечество, знаменитые путешественники и мореплаватели почти все были носителями рядовых русских имён.

И поэтому большинство русских людей предпочитают старые, традиционные имена. Присвоенные многим предшествующим поколениям, они приобрели глубокий социальный смысл, стали дороги для русского народа. Именно из этого именного ряда были почерпнуты имена наших предков, наших родителей и огромное большинство имён молодого поколения.

 

 

Глава 2 Тайна имени

Первое слово, которое слышит только появившийся на свет малыш, - это его имя. Оно сопровождает человека всю жизнь, во многом определяя то, как сложится его судьба. Ещё древние мудрецы заметили, что между именем человека и его характером, поступками, образом мыслей существует некая таинственная связь.

Толкование имен – это целая наука, которая требует от специалиста глубоких знаний по истории появления личных имен, о происхождении имен, их значениях с психологической точки зрения. Иногда толкование имен включает в себя и анализ совместимости конкретного имени с другими именами. Поиск совместимости имен может фактически многое сказать о совместимости характеров двух человек.

Интересуясь значением и тайной своего имени, стоит уделить внимание толкованию его букв, которые также несут определенную информационную нагрузку. Так, буква «А» в имени может сказать о том, что человек стремится к власти, способен выдержать ее бремя.

Чтобы истолковать то или иное имя, сегодня активно используются достижения нумерологии. Каждый желающий может самостоятельно просчитать личное число имени. Это число часто играет роль ключа к пониманию стремлений человека и тех достижений, которые ему по силам совершить на протяжении своей жизни. Часто по числу имени определяется и его планета, которая оказывает влияние на человека, который носит такое же имя. Иногда для правильного толкования имени конкретного человека прибегают к законам астрологии, методы которой позволяют сопоставить имя человека с его личным гороскопом. Так или иначе, но толкование имени – это правильный путь к разгадке его скрытых тайн.

 

Существует немало теорий, тем или иным образом толкующих влияние имени человека на его характер и судьбу. Астрологи оперируют названиями планет и созвездий, мистики – свойствами растений и камней; последователи индуистских учений рассматривают энергетику имени и его карму, а закоренелые материалисты уверяют, что собственное имя – просто самое частое сочетание звуков, слышимое ребенком в период активного формирования его мозга…

Так какая же теория верна? Астрологическая, социальная, звуковая? В нашей работе мы не станем вмешиваться в спор. Мы обратили внимание вот на что: с каких бы позиций тайны имени ни рассматривались – между конечными результатами ощущается явственная перекличка! Все авторы тем или иным образом отмечают педантизм Антона, упрямство Виктора, доброту Анны и любопытство Лидии… Стало быть, тайна имени действительно существует; её можно вычислить, можно описать, можно узнать её и учитывать в повседневной жизни! И какая, в конце концов, разница, - планеты ли тому виной, или сочетания звуков, или некая мистическая аура; нам важен бесспорный итог, а не начальные предпосылки!

Конечно, невозможно точно сказать, как сложится судьба человека с определённым именем – слишком много других факторов влияет на поведение, характер и темперамент. Но если собрать полную информацию о дате и месте рождения, отчестве, фамилии, знаке зодиака, особенностях внешности и т.д., можно узнать массу интересных и полезных сведений о человеке.

Например, посмотрим, какая связь существует между именем и отчеством.

Все отчества условно можно разделить на твердые (жёсткие) и мягкие. Обладателями первых в жизни приходится труднее. Жёсткие отчества усиливают такие черты характера, как упрямство, неуступчивость, волю, нежелание прислушиваться к чужому мнению. К таким отчествам прежде всего относятся: Игоревна, Станиславовна, Анатольевна, Ростиславовна, Николаевна. Если же имя человека несёт в себе мягкость, доброту, терпимость, противоположные качества, заложенные в отчестве будут ослаблены.

Люди с мягким отчеством более спокойны, отзывчивы, легче находят общий язык с окружающими. Это такие отчества: Михайловна, Сергеевна, Ильинична, Владимировна, Петровна, Павловна, Викторовна.

Не следует также забывать, что многое зависит и от времени рождения. Люди, рождённые зимой, целеустремлённы, имеют большую силу воли. «Весенним», наоборот, не достаёт решительности и уверенности в себе.

Родившиеся в летнее время трудолюбивы и отзывчивы. Осень наделяет человека расчётливым, практичным умом и уравновешенным характером.

В каждом имени запечатлена тайна личности. Должно вникать в имя, которое мы носим. Если тебя зовут Татьяна – учредительница, распорядительница, это значит, что дом твой и хозяйство должно быть в полном порядке: все ложки, плошки – лежать на своем месте, в баночках здесь – тмин, там – корица, там – горчица, должен быть порядок.

А если тебя зовут Андрей – мужественный, то значит трусость тебе вовсе не к лицу, и уж, само собой разумеется, нужно знать житие своего святого, ибо его подвигам должен ты разумно подражать. Если ты назван в честь Преподобного Сергия – стремись к сердечной молитве, если у тебя святая праведная Иулиания – умей обращаться с людьми в духе мира и любви, а если ты – Архангел Михаил, то воюй против сатаны, не избивая людей дубинкою, а борясь со страстями и сокрушая их в тайне своего сердца.

Человек – создание сложное и непредсказуемое; кто знает, какая «грань» его имени придаст ему основную черту характера: память о славных тезках, сочетание звуков, мистические ассоциации…

Главное, взять на вооружение всё лучшее и полезное и развивать в себе именно эти качества.

 

 

Глава 3 Наречение имени

В прежние времена наречение имени совершалось на восьмой день после рождения ребёнка, по образу господа Иисуса Христа. Сейчас это происходит непосредственно перед совершением таинства Крещения, хотя и не входит непосредственно в последование Таинства.

Церковное имя при Крещении даётся в честь кого-либо из святых угодников Божиих, который с этого момента становится нашим Небесным покровителем. Как правило, к моменту совершения Таинства Крещения имя для крещаемого уже выбрано. В этом случае нужно определить, в честь кого из святых, носивших такое имя (если их несколько), будет совершаться наречение. Для этого по церковному календарю определяется ближайший день памяти святого с этим именем после дня рождения крещаемого. Этот святой и будет Небесным покровителем новокрещённого, а определённый по календарю день его памяти называется именинами, или днём Ангела, а на церковном языке – днём тезоименитства. Такое же правило применяется в том случае, если вы крещены (к примеру, в раннем детстве), однако не знаете, в честь какого святого совершалось Крещение.

Однако случается, что имя крещаемому нарекается в честь наиболее известного соименного святого. Поэтому при совершении Таинства Крещения лучше всего обратиться к священнику с просьбой указать небесного покровителя новокрещённого и дату имени. Во многих храмах эти сведения вписываются в свидетельство, которое выдаётся при совершении Таинства Крещения. Очень важно отметить, что именины – это день памяти Небесного покровителя, день церковного празднования ему, а не день рождения, как обычно понимается в светской традиции. Вообще стоит заметить, что на Руси в прежние времена дни рождения вообще не праздновались – вместо этого отмечали именины.

Некоторые затруднения могут возникнуть в том случае, если имени, которое носит крещаемый, нет в святцах Православной Церкви (как, к примеру, широко распространённых имён Станислав или Эдуард). В отдельных случаях это легко разрешимо – например, данному имени соответствует его имеющийся в святцах аналог на другом языке: гражданскому имени Светлана соответствует церковное имя Фотиния («фотос» по-гречески – «свет»), Виктория при Крещении будет именоваться Никой (Виктория – по-латински «победа», Ника – также «победа», но по-гречески); широко распространённому имени Юрий соответствует в церковной традиции имя Георгий. Однако в остальных случаях приходится, как правило, подбирать крещаемому церковное имя, близкое по звучанию к гражданскому (впрочем, здесь обычно выбор предоставляется самому крещаемому или его родителям).

Важно знать и то, что по своему произношению гражданское и церковное имя часто несколько разнятся: Иван – Иоанн, Фёдор – Феодор, Сергей – Сергий (ударение на первом слоге), Алексей – Алексий. Именно церковным именем мы должны называться, приступая к Таинствам Исповеди и Причащения.

Наречение имени совершается священником, благословляющим крещаемого и читающим над ним особую молитву.

Выбор имени: канонические правила.

По православным законам, выбор имени младенца предоставлялся родителям, с возможным участием восприемников, родственников и приходского священника. Главным условием было присутствие выбранного имени в православных святцах: считалось недопустимым давать детям имена языческих угодников или иноверных святых. В православии существовал древний обычай, согласно которому не следовало давать при крещении новорожденным младенцам имен Иисус и Мария. Во всей России, этот обычай не соблюдался, и имя Мария было самым распространенным в изучаемый период.

Но кто бы ни выбирал имя для новорожденного, первым источником всегда были святцы. Из всего многообразия имен, представленных в православном календаре, предпочтение отдавалось «имени того святого, который прилучится или в день чтения молитвы по новорожденному, или в восьмой день по рождении, или же в дни рождения или крещения».

Считалось недостойным священнослужителя, из мести родителям, восприемникам или родственникам новорожденного, давать младенцу неудобопроизносимое, неблагозвучное или не принятое в обществе имя, а также клеймить таким способом незаконнорожденных детей.

Кроме того, священнику не рекомендовалось давать одно и то же имя нескольким детям одних и тех же родителей, чтобы избежать недоразумений «в общественном отношении (например, в призыве к отбыванию воинской повинности, в определении прав наследства и т.п.) вследствие принятия одного лица за другое». То же и в отношении труднопроизносимых имен: священники, особенно сельские, не должны давать их, поскольку «народ часто коверкает их, что не узнать имена угодников Божиих». Даже самые распространенные имена имели свои народные, бытовые варианты, отличные от записанных в святцах: Евдокия - Авдотья, гулиания - Ульяна, Ксения - Аксинья, Стефан - Степан и пр.

Участие родителей и родственников в процессе выбора имени зачастую основывалось на суевериях и предрассудках. По мнению простых людей, бывают имена счастливые и «бесталанные»; первые, безусловно, предпочтительнее. По этой причине детям давались имена удачливых родственников или знакомых. Более образованные люди выбирали для своих детей имена благородные и благозвучные, «как у героев читаемых родителями романов».

Подобные рекомендации, ограничения, суеверия, а также местные обычаи и «мода» на имена приводили к тому, что из двухсот с лишним женских имен, записанных в списке православных святых, использовалась едва ли треть; из мужских же имен, выбор которых был гораздо обширнее - более 800 - в метрических книгах встречается чуть более 8%.

Обычаи и правила русской православной церкви существенно отличаются от тех, что мы наблюдаем в других ветвях христианства. С одной стороны, несколько дней памяти одного и того же святого в году, празднование памяти нескольких святых в один день, большое количество святых с одинаковым именем усложняют православный календарь. С другой стороны, дни памяти являются определяющими при выборе имени для новорожденного, оставляя при этом пространство для влияния других факторов, к примеру, почитаемости святого или моды на имена. Мода на имена меняется, но сезонность их распределения не исчезает, оставаясь по-прежнему связанной с церковным календарем.

 

 

Глава 4 Исследование

 

 

Имена, как и одежда, обувь, мебель, подвержены влиянию моды. Посмотрите на своих знакомых – 35-40 лет назад были популярны имена Ирина, Василий и Николай, 20-25 лет назад у всех на слуху были имена Наталия, Сергей, Елена, 5-10 лет назад пост-советское пространство заполонили Насти, Даши и Владики, а последние несколько лет всё чаще встречаются «древние» имена Полина, Даниил, Никита и Ксения. Но это – только приблизительная оценка популярности имён, с которой кто-то может и не согласиться.

Анализ на основе 2,7тыс. имён детей и 2,1тыс. их матерей. Такую базу удалось собрать в основном благодаря сайту «Одноклассники» с его 30-миллионной аудиторией.

    Все имена условно разделены на 3 группы – «популярные», «употребляемые» и «редкие». Промежутков времени, на которых делается анализ популярности женских имён, также три:
1) Сер.70-х-сер.80-х гг. – годы рождения современных мам.

2) 1995-2005гг. – старшие дети этих самых современных мам.

3) Последние 5 лет – младшие (ну а для кого и первые) детки современных мамочек .

2-я половина прошлого столетия, где-то 1975-1985 годы. Популярные и употребляемые в то время имена отображены на диаграммах (см. Приложение)

Самые популярные имена:

Женские: Наталья, Елена, Ольга, Ирина

Мужские: Александр, Сергей, Алексей, Дмитрий

Самые употребляемые имена:

Женские: Олеся, Надежда, Евгения, Алёна

Мужские: Роман, Владимир, Игорь, Павел

Идём дальше - 1995-2005гг. На диаграммах обозначены популярные и употребляемые имена этого времени (см. Приложение)

Самые популярные имена:

Женские: Анастасия, Дарья, Анна, Ирина

Мужские: Даниил, Никита, Артём, Дмитрий

Самые употребляемые имена:

Женские: Софья, Оксана, Алина, Александра

Мужские: Кирилл, Владислав, Алексей, Роман

Последние пять лет. Картина несколько поменялась (см. Приложение)

Самые популярные имена:

Женские: Софья, Анастасия, Дарья, Полина

Мужские: Никита, Артём, Даниил, Максим

Самые употребляемые имена:

Женские: Варвара, Алиса, Диана, Ангелина

Мужские: Матвей, Николай, Евгений, Константин

В нашей школе 42обучающихся. Анкетирование показало:

 1. Самое употребляемое имя в школе:

муж. – Иван, Дмитрий;

жен. – Елизавета, Светлана, Ксения, Анастасия, Алина, Дарья и Диана.

2. Самое популярное имя:

муж. – Дмитрий, Андрей, Александр, Артём;

жен. – Алина, Диана, Марина, Виктория, Анастасия.

3. Обучающиеся, названные в честь святых:

начальные классы – 2 человека;

5 класс – 1 человек;

6 класс – 2 человека;

7 класс – 1 человек;

10 класс – 1 человек.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что частота употребления разных имён неодинакова. Теперь, как и раньше, некоторые имена встречаются очень часто, иные реже, есть и совсем редкие, малоизвестные имена. При выборе имени определённую роль играют семейные традиции, личные вкусы, мода на имена и церковные каноны.   

 

Заключение

    История наших имен ярко свидетельствует о том, что значение имени во многом зависит от его происхождения. Причем узнавая больше о своем имени, можно найти ключ к познанию себя, своего характера, объяснить некоторые свои поступки и жизненные принципы.

Характеристика любого имени всегда начинается с указания его происхождения и нескольких емких вариантов его значения в переводе на наш родной язык. Но даже если происхождение имени доподлинно неизвестно, представление о характере человека все равно можно получить в полной мере. Более того, зная свои недостатки можно постараться их избежать, но для этого нужно познать тайну собственного имени.

Тайна имени всегда становиться явью.  В каждом имени сокрыта своя тайна. Человек, нареченный тем или иным именем, рано или поздно стремится сделать определенные шаги, чтобы тайна имени открылась ему. Это связано с тем, что выбранное родителями или бабушками и дедушками имя для младенца с первого дня его жизни несет в себе огромную информацию, а в некоторых случаях может оставить свой судьбоносный след в жизни уже взрослого человека.

Открывая тайну имени, ее значение, можно не только узнать больше о своем характере и своей судьбе, но и определиться с будущей профессией, с выбором спутника жизни, с самым эффективным способом самоусовершенствования. Тайна имени может нести в себе информацию о нраве не только взрослого человека, но и о несформированном характере ребенка, может указать на хозяйственность человека, на то, какими критериями он руководствуется при выборе друзей, какими его видят окружающие, к каким плохим привычкам у него есть склонность.

Даже если не интересоваться тайной своего имени, она все равно станет явью для тех людей, которые нас окружают, для наших друзей, родных, которые знакомы с нашим нравом. Ведь часто даже они, постигая тайну нашего имени, восклицают: «Это точно о тебе!». Чтобы приоткрыть завесу над тайной имени, исследователи разработали определенные методы для толкования имен.

         Имена связаны с бытом, художественным творчеством, историческими контактами, с фантазиями и верованиями… Они несут на себе отпечаток соответствующей эпохи и культуры. Каждый гражданин России является носителем и творцом русского языка и именослова, а значит – и нашей истории. Что достанется в наследство потомкам, а что унесёт река времени – зависит от нас.

 

 

Список литературы

1. Елизарова Е.М. К тайнам слова.- Волгоград, Учитель, 2008 г.

2. Миронов В.А. именины. Тайная власть. – Москва, Фаир-пресс, 2006 г.

3. Мороз И.Б. Тайна вашего имени и его святые покровители. – Харьков, 2008 г.

4. Православный церковный календарь. – Москва: Изд-во московской патриархии, 1991 г.

5. Суперанская А.В. О русских именах. – Санкт-Петербург, 2008 г.

6. Суперанская



2019-12-29 226 Обсуждений (0)
Глава 3 Наречение имени 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3 Наречение имени

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)