Глава 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ ПУТЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Государственные расходы осуществляются различными способами: путем предоставления бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и т.д., в том числе и путем финансирования. Финансирование государственных расходов – это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) государственных денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе, в форме дотаций и субвенций. Но в случаях необходимости получения бюджетных ассигнований и невозможности выделения средств на этих принципах участники финансирования в соответствии с законодательством могут получать денежные средства из бюджета на условиях возвратности и возмездности.[12] Источниками финансирования государственных расходов, включая инвестиции (долгосрочные вложения), выступают средства: 1) государственных и муниципальных бюджетов; 2) внебюджетных фондов; 3) централизованные фонды министерств, ведомств. 4) собственные финансовые средства предприятий.[13] К основополагающим принципам финансирования государственных расходов относят: 1) плановость; 2)соответствие планируемых расходов объему государственных или муниципальных доходов; 3) целевое направление средств (выражается в том, что расходы имеют предметно-целевое назначение – заработная плата, стипендии и т. д.); 4) соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц, государства и муниципальных образований; 5) безвозмездность и безвозвратность выделения средств; 6)соответствие финансируемых расходов экологическим, санитарно-гигиеническим и другим нормам; 7) контроль использования государственных и муниципальных средств и ответственность за правонарушения в этой области.[14] Можно выделить два основных правовых режима финансирования в зависимости от субъектов, использующих средства: 1) финансирование государственных или муниципальных коммерческих организаций, за которыми имущество закреплено на праве хозяйственного ведения; 2) финансирование государственных или муниципальных учреждений, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления, то есть сметно-бюджетное финансирование.[15] Оно представляет собой безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджетов различных уровней бюджетным учреждениям, т. е. учреждениям, действующим в отраслях непроизводственной сферы. Бюджетные учреждения получают средства на свое содержание из бюджета на основе финансовых документов, которые называются сметами. Смета - финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, обеспечивающих финансирование бюджетных учреждений и организаций. Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов, носящих строго обязательный характер и не подлежащих произвольному изменению. Данные положения следуют из требований сметно-бюджетной дисциплины и природы самого бюджета, имеющего силу закона. Статьи расходов составляются на основе норм расходов, то есть единые типовые измерители сметных расходов по однородным учреждениям.[16] На смету как финансовый акт распространяется правовое регулирование. Процесс прохождения сметы состоит из стадий свойственных бюджетному процессу: составление, утверждение и исполнение. Смета действует в течение финансового года - с 1 январядо31 декабря. После утверждения бюджета в смету могут вноситься необходимые поправки. Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, все свои основные производственные и непроизводственные расходы должны покрывать за счет собственных доходов либо банковского кредита. Финансирование из бюджета их расходов осуществляется только на определенные цели, установленные законом. В сравнении с другими государственными предприятиями казенные предприятия, действующие на праве оперативного управления имуществом, имеют особенности в порядке планирования и использования средств государственных средств, получаемых в порядке финансирования как на расходы по текущей деятельности, так и на инвестиционную деятельность.[17] Учреждения и организации бюджетной сферы и сметно-бюджетного финансирования могут иметь источники доходов, существующие вне бюджета. Эти источники называются внебюджетными и строго регулируются законодательством. Внебюджетные средства можно классифицировать по группам, главным критерием такой классификации следует признать характер источника доходов внебюджетных средств - заработанные доходы и незаработанные доходы. К заработанным доходам бюджетной организации относятся специальные средства, полученные не от основной его деятельности, но связанные с ней. Эти доходы формируются путем использования принадлежащего бюджетным учреждениям имущества, зданий; сооружений, транспорта и т. д. Незаработанные доходы - это средства бюджетного учреждения, не связанные с результатами его труда и не подлежащие возвращению. К ним можно отнести доходы от ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и др.) в виде дивидендов и процентов; добровольные пожертвования от национальных и иностранных юридических и физических лиц, то есть спонсоров; взносы в виде благотворительных отчислений от государственных, общественных и других организаций.[18] К внебюджетным средствам относятся депозиты. Они представляют собой сумму денежных средств, временно поступающие в распоряжение бюджетных организаций и при наступлении определенных условий подлежащие возврату или зачислению по принадлежности. К этим средствам относятся: своевременно неполученная заработная плата, стипендии студентам, которые хранятся на счетах до определенного для каждой категории срока, а затем невостребованные суммы перечисляются в доходы соответствующего бюджета.[19] Самым многочисленным подразделением сметно-бюджетного финансирования являются социально-культурные мероприятия, которые охватывают образование, подготовку кадров, культуру и искусство; средства массовой информации; здравоохранение; физическую культуру; мероприятия в области молодежной политики и социальное обеспечение. Значительная доля финансирования мероприятий этой сферы обеспечивается за счет внебюджетных фондов, которые аккумулируют (накапливают) денежные средства. Важное место в развитии производства принадлежит инвестициям – вложениям в основной капитал, включающие в себя затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инвентаря и другие затраты. Источниками финансирования капитальных вложений являются собственные или привлеченные средства инвесторов. Инвесторами, осуществляющими капитальные вложения, могут быть государственные органы, органы местногосамоуправления, физические и юридические лица, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности. [20]
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |