Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Итоги экспериментальной работы



2019-12-29 269 Обсуждений (0)
Итоги экспериментальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В период с августа 2007 по сентябрь 2007 года в логопедической группе муниципального дошкольного детского учреждения компенсирующего вида города Челябинска №221 была проведена диагностика детей с ОНР 6,5 – 7 лет для выявления детей со стёртой формой дизартрии. Детей с таким диагнозом в данной группе было выявлено три человека: две девочки и один мальчика.

Для проведения исследования двигательной сферы и состояния мелкой ручной моторики у детей использовались следующие тесты:

1. Обследование общей произвольной моторики.

2. Исследование ориентации в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив.

3. Исследование дифференциации пространственных понятий.

4. Исследование зрительно-пространственной ориентации движения (проба Хэда).

5. Исследование развития кинестетической основы движений руки.

6. Исследование оптико-кинестетической организации движений («праксис позы»).

7. Определение конструктивного праксиса.

8. Выявление синкинезий.

9. Исследование кинетической основы движений.

10. Исследование пространственного восприятия.

11. Исследование зрительно-моторной координации (Графические пробы).

12. Монометрический тест.

13. Исследование скорости движений (начертание игр шкальных линий).

14. Обследование кинестетического орального праксиса.

15. Обследование кинетического орального праксиса.

16. Обследования динамической координации артикуляционных движений.

17. Обследование мимической мускулатуры.

18. Обследование губной мускулатуры.

19. Обследование язычной мускулатуры.

Данные диагностики детей и анализ обследования приведены в диаграммах (приложение 1)

Для диагностики фонетико-фонематических нарушений использовалась следующая система:

1.узнавание неречевых звуков;

2.различение высоты, силы, тембра голоса;

3.различение слов, близких по звуковому составу;

4.дифференциация слогов;

5.дифференциация фонем;

6.навыки элементарного звукового анализа.

Данные диагностики детей и анализ обследования приведены в диаграммах (приложение 2).

Для обследования слоговой структуры были определены следующие параметры:

1.слоговая структура слов 1–3 классов;

2.слоговая структура слов 4–6 классов;

3.слоговая структура слов 7–9 классов;

4.слоговая структура слов 10–13 классов;

5.слоговая структура слов повышенной слоговой сложности;

6.повторение разного типа слоговых рядов;

7.воспроизведение ритмических структур;

8.воспроизведение ритмического рисунка слов;

9.воспроизведение предложений со словами сложной слоговой структуры;

10.воспроизведение слоговой структуры слов при ответах на вопросы.

Данные диагностики детей и анализ обследования приведены в диаграммах (приложение 3).

Предлагаемая система обследования грамматического строя речи сочетает традиционные для логопедии приемы обследования с некоторыми нейропсихологическими методами.

Программа обследования грамматического строя речи

I. Обследование синтаксического оформления высказывания. (Выявление структурных аграмматизмов.)

3.Повторение предложений.

4.Составление простой модели предложений по картинкам. (Подлежащее + сказуемое + простое дополнение.)

3. Составление сложной модели предложений по
картинкам с простыми и сложными предлогами.

8. Составление предложений повышенной сложности с прямым и косвенным дополнением.

9. Составление предложений из слов в начальной форме.

10.Верификация предложений.

11.Дополнение предложения предлогами.

8. Завершение союзного предложения словосочетанием.

9. Составление сложного предложения по двум картинкам с использованием союзов.

II. Управление. (Выявление морфемных аграмматизмов.)

5. Именительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных.

6. Родительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для отрицания чего-либо.

7. Родительный падеж с предлогами для обозначения места.

8. Дательный падеж с предлогами для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения.

5. Дательный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения лица.

10.Винительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения объекта.

11.Винительный падеж с предлогами для обозначения места.

12.Творительный падеж для обозначения орудийности.

13.Творительный падеж с предлогами для обозначения места, совместности.

10. Предложный падеж для обозначения места и объекта.

III. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.

7. Именительный падеж.

8. Родительный падеж.

9. Дательный падеж.

10.Винительный падеж.

11.Творительный падеж.

12.Предложный падеж.

IV. Согласование глагола с именем существительным, с местоимением.

4. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.

5. Изменение числа глагола.

Данные диагностики детей и анализ обследования приведены в диаграммах (приложение 4).

Параметры обследования сформированности просодики:

1. Обследование восприятия ритма.

2. Обследование воспроизведения ритма.

3. Обследование воспроизведения интонации.

4. Обследование восприятия логического ударения.

5. Обследование воспроизведения логического ударения.

6. Обследование модуляций голоса по силе.

9. Выявление назального тембра голоса.

10.Обследование восприятия тембра.

11.Обследование речевого дыхания.

12. Обследование темпо-ритмической организации речи.

13. Обследование состояния слухового контроля.

Данные диагностики детей и анализ обследования приведены в диаграммах (приложение 5).

Вывод. Особенности речевой моторики у детей со стертой дизартрией обусловлены нарушением функции тех двигательных нервов, которые участвуют в артикуляции.

Исследование моторики показало, что у всех детей со стертой дизартрией имеются нарушения функции мышц, иннервируемых нижней ветвью тройничного, лицевым, подъязычным и языкоглоточным нервами.

При исследовании функции тройничного нерва оказалось, что дети были не в состоянии воспроизвести движения для челюстей в полном объеме. Выполняемые ими движения характеризуются неточностью, приблизительностью, выполняются с наличием синкинезий, выражающихся в дополнительных движениях губ и языка. Дети не смогли выполнить движения челюстью из стороны в сторону, заменив их активными движениями губ или языка в ротовой полости.

Исследование функции лицевого нерва показало, что у всех детей имелись движения мышц артикуляторной мускулатуры, иннервируемых этим нервом. Однако для части детей характерно выполнение движений не в полном объеме, неточно, с пониженным мышечным тонусом, при наличии синкинезий. Во всех случаях отмечалась и трудность удержания артикуляторной позы. Нарушение функции лицевого нерва проявлялось в невозможности или трудности выполнения и мимических движений.

Исследование функции подъязычного нерва показало, что не все дети имеют движения мышц, иннервируемых этим нервом. Значительные трудности вызывают такие движения, как высовывание языка и удержание его в спокойном состоянии, поднимание и опускание кончика языка, удержание языка в широком и узком состоянии. Выполнение этих движений характеризуется нарушением объема выполняемых движений, беспокойством языка, тремором кончика языка, пониженным мышечным тонусом, наличием синкинезий, трудностью удержания заданной позы. Исследование функции языкоглоточного нерва показало, что в большинстве случаев для детей со стертой дизартрией характерно недостаточное поднятие мягкого неба, в ряде случаев с отклонением маленького язычка в сторону. Задания, связанные с переключением движения совершались с трудом, при длительных поисках артикуляции, в неполном объеме, медленном темпе, с появлением сопутствующих движений в мимической мускулатуре, с нарушением легкости, плавности, с возникновением персевераций и перестановок. В значительной степени нарушенной оказалась возможность одновременного выполнения движений. В большинстве случаев совершались быстрые, беспорядочные движения языком, иногда движения языка заменялись движениями головы вперед.

Вывод. Таким образом, у детей со стертой дизартрией оказывается нарушенной как статика, так и динамика артикуляторных движений. Среди движений, отражающих состояние статической координации, наиболее сложными для выполнения являются произвольные движения языка, динамической координации – воспроизведение одновременных движений. Нужно отметить, что прослеживается взаимосвязь между динамической организацией двигательного акта артикуляторных органов и кистей пальцев рук. Динамическая организация двигательного акта кистей и пальцев рук в большинстве случаев характеризуется трудностью или невозможностью быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений, наличием добавочных движений, персевераций, перестановок, нарушений оптико-пространственной координации.

При обследовании звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, а так же речь имеет нарушения и просодической стороны. Наиболее распространённым нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих звуков. Дети со стёртой дизартрией искажают, смешивают не только артикуляционные сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные.

Интонационно-выразительная окраска речи детей со стёртой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. Голос детей во время речи тихий, не удаётся модуляция по высоте.

Таким образом, благодаря специально разработанной методики диагностирования детей можно не только точно поставить диагноз (стертая форма дизартрии очень похожа на дислалию) но и достаточно чётко подобрать программу коррекции речевых нарушений каждому ребёнку со стёртой формой дизартрии.


Заключение

 

Диагностика детей со стёртой формой дизартрии строится на общем системном подходе, разработанном в отечественной логопедии, с учетом специфики описанных выше речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка и возраста. Чем меньше ребенок и чем ниже общий уровень его речевого развития, тем большее значение в диагностике имеет анализ неречевых нарушений. В настоящее время на основе оценки неречевых нарушений разработаны приемы ранней диагностики дизартрии.

Стертая дизартрия – сложное речевое расстройство, характеризующееся вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи. Для стертой дизартрии характерно наличие симптомов микроорганического поражения центральной ной системы: недостаточная иннервация органов речи – головного, артикуляционного и дыхательного отделов; нарушение мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры. При стертой дизартрии, как правило, отмечаются разнообразные стойкие нарушения фонетической и просодической сторон речи, являющиеся ведущими в структуре речевого дефекта, и специфические отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи. При стертой дизартрии состояние неречевых функций, психических процессов (внимания, восприятия, памяти и мышления) имеет ряд отличительных черт. У детей со стертой дизартрией выявляется как нарушение общей моторики, так и недостаточность тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук.


Список литературы

 

1.Архипова Е.Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии // Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. – М., 1997.

2.Аркина Е.А. Дошкольный возраст. – М., 1972.

3.Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 2005.

4.Бабский Е.Б., Ходоров Б.И. Сенсорные функции центральной нервной системы и регуляция движений // Физиология человека /Под ред. Е.Б. Бабского. – М.: Медицина, 1966.

5.Бадалян Л.О. Детская неврология. – М.: ООО «МЕД-пресс», 1998.

6.Бельтюков В.И., Салахова А.Д. Закономерности овладения произношением слышащими детьми // Дефектология. – 1976. – №5.

8. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медгиз, 1966. – 234 с.

10.Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. – М.: Просвещение, 1987. – 159 с.

11.Винарская Е.Н. Фонетические проблемы логопедии в России на рубеже XX–XXI веков // Проблемы детской речи: Сборник. – СПб, 1999. – С. 37–40.

12.Винарская Е.Н. Современное состояние проблемы дизартрии // Хрестоматия по логопедии /Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 1997. – Том 1. – С. 268–284.

13.Выготоский Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования. – М.: Лабиринт, 1966. – 416 с.

26.Лопатина Л.В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. – 1986. – №2. – С. 64–70.

27.Лоатина Л.В. Научно-теоретические основы изучения фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией // Теоретический и прикладные пробле мы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. – СПб., 1997. – С. 118–120.

33.Лопатина Л.В. Структура речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями речевого развития. – СПб, 1995. – С. 149–150.

34.Лопатина Л.В. Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией: Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. – СПб, 1996.

35.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.Н. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб.: Образование, 1994.

36.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.Н. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, Изд-во «Союз», 2001. – 191 с.

37.Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. – М., 2003

 



2019-12-29 269 Обсуждений (0)
Итоги экспериментальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Итоги экспериментальной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)