Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Аудит расчетных и кредитных операций



2019-12-29 589 Обсуждений (0)
Аудит расчетных и кредитных операций 0.00 из 5.00 0 оценок




МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

КУРСОВАЯ РАБОТА

студентки 5 курса

 

факультета экономики и финансов

 

Каменской Татьяны Николаевны

 

Дисциплина: Аудит

 

ТЕМА: «Проверка учета расчетных и кредитных операций»

 

 

Руководитель-консультант

Жигалкина И.А.

 

Защищена                                                       Оценка

 

«__»__________2009г.                           «_____________»

 

Волгоград – 2009

Содержание.

Введение…………..………………………………………………………………3

1.Аудит расчетных и кредитных операций………………………………….6

1.1. Аудиторская проверка расчетов…………………………………………….6

1.1.1. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками……………….....6

1.1.2. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками…………………...13

1.2. Аудит кредитных операций………………………………………………..18

2. Аудит учета расчетных и кредитных операций на примере ООО «Табачная фабрика Реемтсма-Волга»………………………………………26

2.1. Краткая характеристика ООО «Табачная фабрика Реемтсма-Волга»…..26

2.2. Аудит учета расчетных операций в ООО «Табачная фабрика Реетсма-Волга»……………………………………………………………………………28

2.3. Аудит учета кредитных операций в ООО «Табачная фабрика Реемтсма-Волга»……………………………………………………………………………33

Заключение……………………………………………………………………..36

Список литературы……………………………………………………………39

Приложения

Введение

В процессе осуществления своей деятельности предприятия вступают в хозяйственные связи с разными предприятиями, организациями и лицами. Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Расчеты могут быть как внешними, так и внутренними, а организации могут выступать как продавцами, так и покупателями. Наиболее распространёнными видами внешних расчётов являются: расчёты с поставщиками и подрядчиками за сырьё, материалы, товары, расчеты с покупателями и заказчиками. От состояния этих расчетов во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность. Из внутренних расчетов следует обратить особое внимание на расчеты с подотчетными лицами и на расчеты с персоналом по прочим операциям. Эти расчеты производятся в основном наличными денежными средствами и связаны с оплатой расходов предприятия. Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление в ней договорной и расчетной дисциплины и улучшение ее финансового состояния. Кроме того, рациональная организация расчетов, правильность постановки их учета предупреждают негативные последствия по этим операциям.

 Расчеты осуществляются в денежной форме. Денежные средства – это финансовые ресурсы организации, самые высоколиквидные активы, возможные обеспечить выполнение обязательств любого уровня и вида. От их наличия зависит своевременность погашения кредиторской задолженности предприятия. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций, замещающих наличные деньги в обороте. Поэтому большое значение имеет учет денежных средств и контроль за их обращением.

Контроль за движением денежных средств, расчетами и банковским кредитом является одной из основных задач для предприятий. Обычно контроль осуществляется аудиторами. Если в составе организации нет аудиторской службы, то необходимо прибегнуть к помощи сторонней аудиторской фирмы.

В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы учета и аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками, расчётов с покупателями и заказчиками, кредитных операций.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что в современных условиях своевременное обращение денежных средств, а также тщательно поставленный учет расчетных операций с поставщиками и покупателями, оказывают значительное влияние на финансовые результаты предприятия среди которых основное место занимает прибыль от реализации товарной продукции. При расчетах с поставщиками и покупателями, в зависимости от хозяйственной ситуации, возникает дебиторская и кредиторская задолженность, что существенно влияет на финансовое состояние предприятия. Четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств. В связи с этим возникает необходимость проведения аудиторской проверки расчетных операций.

Цель работы: изучение методики проведения аудита расчетных и кредитных операций на примере ООО «Табачная фабрика Реемтсма-Волга»

Исходя из актуальности темы, при написании курсовой работы поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть понятие основных расчетных операций, банковского кредита, их документальное оформление и отражение на счетах бухгалтерского учета;

2. изучить аудиторскую проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, кредитных операций.

3. провести аудиторскую проверку расчетных и кредитных операций ООО «Табачная фабрика Реемтсма-Волга»

4. дать рекомендации по улучшению аудита расчетных и кредитных операций.

Объектом исследования является ООО «Табачная фабрика Реемтсма-Волга».

Предметом исследования является проверка расчетных и кредитных операций ООО «Табачная фабрика Реемтсма-Волга».

 

 

Аудит расчетных и кредитных операций

1.1. Аудиторская проверка расчетов

1.1.1. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками

Основная цель проверки – установить соответствие совершенных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности.

Согласно основной цели аудитору в первую очередь необходимо проверить наличие договоров с поставщиками и подрядчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершенных сделок.[20] При этом все сделки с поставщиками и подрядчиками можно разделить на две группы в зависимости от предмета и сущности заключаемых договоров. В первую группу входят расчеты с поставщиками. Предмет договоров данной группы - приобретение любых товаров  и имущественных прав. Основные формы заключаемых договоров в рамках этой группы: договор купли-продажи, договор поставки, договор энергоснабжения, договор мены. Во вторую группу входят расчеты с подрядчиками. Предметом договоров этой группы является выполнение определенной работы и сдача ее результата заказчику. Основные формы договоров: договор подряда, договор возмездного оказания услуг, договор на выполнение НИОКР. Подобное деление на группы обусловлено тем, что специфика договоров внутри каждой из групп требует различных подходов при проведении аудита. В первую очередь это разница в используемых приемах сбора аудиторских доказательств и порядке построения аудиторской выборки.[23]

В ходе аудита данного раздела учета подлежат проверке: поступление товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе неотфактурованные поставки и поставки, обеспеченные векселями; выставленные поставщикам и подрядчикам претензии; списанные безнадежные к взысканию долги; выданные авансы и полученные коммерческие кредиты. При этом особое внимание должно быть уделено просроченной задолженности и задолженности с истекшим сроком исковой давности. Аудитору следует выяснить причины возникновения такой задолженности и уточнить, какие были приняты меры к ее взысканию. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату и причину ее возникновения.

В случае, если среди контрагентов предприятия есть поставщики-нерезиденты, осуществляющие поставки за иностранную валюту, следует выяснить, как велся учет курсовых разниц, и уточнить, производился ли пересчет остатков по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на отчетную дату. При наличии поставщиков-резидентов, договоры на поставку от которых выражены в иностранной валюте (или в условных единицах), необходимо определить, каким образом в учете отражались суммовые разницы, возникшие до даты принятия товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг) к учету и после этой даты.

При применении на предприятии журнально-ордерной формы бухгалтерского учета, все операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками отражаются в журнале-ордере № 6. При ведении учета с использованием средств автоматизированной обработки данных — все операции группируются в различных аналитических карточках и ведомостях аналитического и синтетического учета.

Данные синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должны давать полное представление о расчетах:

• с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

• с поставщиками и подрядчиками по неоплаченным в срок расчетным документам;

• с поставщиками по неотфактурованным поставкам;

• по авансам выданным;

• с поставщиками и подрядчиками по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;

• с поставщиками и подрядчиками по просроченным оплатой векселям;

• с поставщиками по полученному коммерческому кредиту и др.

Основные источники информации для проверки данного раздела учета:

• договоры на поставку товарно-материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг);

• счета-фактуры поставщиков (при импортных операциях - таможенные декларации);

• накладные на поступившие ТМЦ, акты выполненных работ;

• документы оплаты поставщикам (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах и проч.);

• журналы регистрации счетов-фактур;

• книга покупок;

• регистры аналитического и синтетического учета, в ОКДЦ используется М-О №6 для регистрации операций с поставщиками, дебиторами и кредиторами.

Непосредственную проверку начинают с установления соответствия данных бухгалтерского баланса, Главной книги, регистров синтетического и аналитического учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», актов сверки расчетов с данными по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет».

Проверка по счетам расчетов должна осуществляться по следующим основным направлениям: наличие и правильность оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке материальных ценностей (работ, услуг); правильность оплаты или получения сумм за полученные или отгруженные материальные ценности; полнота оприходования и списания полученных ценностей.

Проверяя расчеты, аудитор должен обратить внимание на наличие всех оправдательных документов, а в отдельных случаях – провести встречные проверки на предприятиях, при необходимости запросить в банках копии документов.

На практике бывают случаи, когда подлинные акцептные поручения – например, на перечисление денежных средств отделениями связи, на выплату почтовых переводов – уничтожают, а списанные суммы по учету относят на взаимные расчеты с другими предприятиями. Результаты проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками можно отразить в ряде рабочих документов (таблицах, справках).

Одним из этапов при проведении аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками может быть инвентаризация(взаимная сверка) расчетов. Эту процедуру целесообразно про­водить посредством запроса к контрагенту о состоянии расчетов на определенную дату, прилагая к запросу выписку — расшиф­ровку задолженности, числящейся на аудируемом предприятии.

При пренебрежении проведением инвентаризации расчетов с поставщиками и под­рядчиками, как правило происходит нарушение Методических указаний по инвентари­зации расчетов и финансовых обязательств, в соответствии с которыми на предприятии ежегодно в сроки, установленные ру­ководством организации, должна осуществляться инвентариза­ция расчетов с дебиторами и кредиторами. В ходе инвентаризации устанавливаются сроки возникновения задолженности, реальность ее погашения, тождественность расчетов с различными организациями, правильность и обоснованность числящейся на балансе суммы задолженности по недостачам и хищениям, пра­вильность и обоснованность числящихся по балансу сумм деби­торской и кредиторской задолженности, а также предъявлены ли иски на взыскание в принудительном порядке дебиторской задолженности.

Учитывая, что сами предприятия инвентаризацию расчетов, как правило, проводят некачественно или не проводят вовсе, эту работу должен организовать аудитор. Для этого можно использовать следующий этап проверки - получение подтвержде­ния от третьих лиц. Аудитор может запросить данные об остат­ках на счетах или данные о конкретных счетах-фактурах, если суммы в них значительны. Запросы-подтверждения или акты сверок (обычно используют именно их) могут быть оформлены на бланке предприятия. Предприятие, получившее запрос, проставляет сумму, которую оно подтверждает. Такой запрос отсылают поставщику в двух экземплярах, один из которых возвра­щается аудитору.

Результаты инвентаризации расчетов должны быть оформле­ны актом. В акте следует перечислить наименование проинвен­таризованных счетов и указать суммы выявленной несогласо­ванной дебиторской и кредиторской задолженности, безнадеж­ных долгов, кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности.

По указанным видам задолженности к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена справка, в которой приводятся наименования и адреса дебиторов и кредиторов, сумма задол­женности, за что числится задолженность, с какого времени и на основании каких документов.

По суммам дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности, в справках указываются лица, винов­ные в пропуске этих сроков. Анализ имеющихся на аудируемом предприятии материалов инвентаризаций расчетов или проведе­ние инвентаризации самим аудитором дает возможность сосре­доточить внимание на проверке тех расчетов, по которым уста­новлены расхождения.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются, как правило, безналичным путем с применением форм: расчетов платежными поручениями в по­рядке плановых платежей; в порядке за­чета взаимных требований; с использованием векселей.

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором или соглашением. Аудитор должен обратить особое внимание на наличие всех оправдательных документов, а в отдельных случаях запросить в банках копии недостающих документов.

Результаты предварительной оценки действующих договоров системы расчетов с поставщиками и подрядчиками, результаты инвентаризации и анализ опроса служащих можно использовать в определении набора аудиторских процедур по проверке.

План и программа проведения аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками строятся с учетом результатов проверки системы внутреннего контроля данного раздела. При этом план аудита должен охватить следующие основные направления проверки:

• правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками с позиций действующего законодательства;

• организация первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;

• организация бухгалтерского учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;

• организация налогового учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками.[21]

Содержание плана и программы проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками приведены в табл. 1 и 2.

Разработка программы проведения аудита включает те же этапы, что и разработка общего плана аудита. Программа явля­ется развитием общего плана аудита и представляет собой де­тальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она служит подробной инструкцией аудиторам и одновременно — средст­вом контроля сроков проведения работы для руководителя ау­диторской организации и аудиторской группы.[22]

Аудитору следует документально оформить программу ауди­та, присвоить номер (код) каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в рабочих документах. Содержание программы аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками приведены в таблице № 2.

Экспертиза договоров с поставщиками. Договоры этой группы оформляют операции по поступлению на предприятие различных товарно-материальных ценностей и имущественных прав. Сюда относятся: договор купли-продажи, договор поставки, договор энергоснабжения, договор мены. Аудитору в ходе проведения аудита надлежит убедиться в том, что форма заключенного договора полностью соответствует экономическому смыслу совершенной предприятием сделки. Кроме того, должна быть получена уверенность в том, что договор содержит все существенные условия риск признания договора недействительным отсутствует. Как правило, договоры с поставщиками проверяют, используя репрезентативную выборку, поскольку все они достаточно однотипны, и при проверке определенного количества отобранных договоров можно составить мнение о всей проверяемой совокупности.[21]

Экспертиза договоров с подрядчиками. Гораздо более трудоемкая процедура — подтверждение факта выполнения работ, оказания услуг по договорам с подрядчиками. Здесь наиболее распространены: договор подряда, договор возмездного оказания услуг, договор на выполнение НИОКР. Это связано с тем, что предметом названных договоров является выполнение определенной работы и сдача ее результатов заказчику. Некоторые виды работ и услуг при этом не имеют вещевого выражения и определить их содержание и полноту не всегда просто. Среди договоров данной группы наибольший риск с точки зрения аудита представляют договоры возмездного оказания услуг, как то: реклама, маркетинговые исследования, консультационные услуги, нотариальные услуги, пожарные услуги, охранные услуги и т.д. Как правило, все перечисленные услуги очень дорогие, а риск того, что подтверждающие их совершение первичные документы (а для аудитора — аудиторские доказательства) некачественные — очень велик. Кроме того, здесь велика вероятность наличия фиктивных договоров, обеспечивающих фиктивные выплаты.

При аудите следует применять либо сплошную проверку таких договоров, либо непредставительную выборку договоров с большой степенью риска, опираясь на личное суждение аудитора. В случае возникновения необходимости аудитору следует привлечь к правовой экспертизе договоров эксперта, компетентного в юридических вопросах.

 

1.1.2. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками

Так же как и при проверке расчетов с поставщиками непосредственную проверку расчетов с покупателями начинают с установления соответствия данных бухгалтерского баланса, Главной книги, регистров синтетического и аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», актов сверки расчетов с данными по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет».[19]

При сверке обращают внимание на соблюдение следующих правил:

- аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

- дебиторская задолженность, по которой создан резерв по сомнительным долгам, должна быть уменьшена на сумму резерва.

Одновременно на основе данных аналитического учета по соответствующим счетам расчетов проверяют правильность группировки дебиторской задолженности на краткосрочную и долгосрочную с выделением "просроченной", а из нее - длительностью свыше 3 месяцев и более чем через 12 месяцев. Исходя из требований составления отчетности к долгосрочной относится задолженность, которая должна быть погашена в течение 12 месяцев, а не на дату заключения договора.

Для определения реальности задолженности анализируются материалы инвентаризации. В случае отсутствия материалов по инвентаризации или если данные инвентаризации вызывают сомнения, аудиторы проводят сплошную или выборочную инвентаризацию расчетов.

Реальность задолженности определяют также проверкой документальной обоснованности остатков дебиторской и кредиторской задолженности по каждому виду расчетов. Суммы задолженности, не подтвержденные документами, относятся к нереальной задолженности. К нереальной задолженности относятся также суммы задолженности с истекшими сроками давности, выявляемые при анализе задолженности по срокам возникновения.

По фактам обнаружения нереальной задолженности аудитор устанавливает причины, виновных лиц и влияние на достоверность соответствующих статей баланса.

Согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, а также другие долги, нереальные для взыскания, списываются по решению руководителя предприятия и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов, либо на результаты хозяйственной деятельности. Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

Истребованная дебиторская задолженность может числиться на балансе до истечения срока исковой давности - 3 года.

По фактам списания не истребованной дебиторской задолженности покупателей в связи с истечением предельного срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные товары (работы, услуги) проверяется правильность определения налогооблагаемой прибыли. Сумма списания такой задолженности не уменьшает финансового результата, учитываемого при налогообложении прибыли.

Процедуры проверки состояния дебиторской задолженности и ее списания пересекаются с проверкой правильности образования и использования резерва по сомнительным долгам. Проверка обоснованности использования резерва по сомнительным долгам рассматривается при проверке списания дебиторской задолженности.

Также как и при аудите расчетов с поставщиками и подрядчиками проверяя расчеты с покупателями, аудитор должен обратить внимание на наличие всех оправдательных документов на реализацию товарно-материальных ценностей, а в отдельных случаях – провести встречные проверки на предприятиях покупателях, при необходимости запросить в банках копии документов.

Программа проведения аудита учета расчетов с покупателями строятся с учетом результатов проверки системы внутреннего контроля данного раздела. При этом план аудита должен охватить следующие основные направления проверки:

• правовая оценка договоров с покупателями с позиций действующего законодательства;

• организация первичного учета операций по расчетам с покупателями;

• организация бухгалтерского учета операций по расчетам с покупателями;

• организация налогового учета операций по расчетам с покупателями.[21]

 

Содержание плана и программы проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками приведены в табл. 3.

Для обобщения информации о расчетах с покупателя­ми и заказчиками в новом Плане счетов предназначен счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчи­ками" дебетуется в корреспонденции со счетами 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" на сум­мы, на которые предъявлены покупателям расчет­ные документы.

Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчи­ками" кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы посту­пивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т. п. На счете 62 также отражаются сум­мы полученных авансов и предварительной оплаты. Их учет должен вестись обособленно на отдельном субсчете "Расчеты по полученным авансам" счета 62. Аналитический учет должен быть организован по каждому полученному авансу.

Если законом или договором купли-продажи не предусмотрен особый порядок перехода права соб­ственности на товар, то по общему правилу право собственности переходит от поставщика к покупа­телю в момент отгрузки товаров и отражается запи­сью Дт сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчи­ками", Кт сч. 90 "Продажи" независимо от того, какой порядок учета выручки принят для целей налогообложения - "по оплате" или "по отгрузке". Сопоставлением дат от­грузки по первичному документу и регистру сче­та 62 контролируется своевременность отражения операций.

При проверке документальной обоснованности операций устанавливается соответствие формиро­вания цены товара (продукции, работ, услуг) усло­виям договора, а также правильность сумм НДС и других элементов счетов, предъявляемых покупате­лям. Полнота и своевременность оплаты счетов по­купателями устанавливается путем взаимной сверки данных корреспондирующих счетов 50, 51, 52 и прослеживания записей в регистрах аналитического учета.

При аудите расчетов с покупателями и заказчиками необходимо проверить:

1. наличие заключенных с партнерами договоров на продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг, обратить внимание на законность совершения сделки в соответствии с ГК РФ;

2. согласованность цен на товары указанные в расчетных документах с ценами указанными в договорах;

3. при проверке проведенной инвентаризации расчетов проводились ли встречные проверки, особенно тогда, когда на финансовый результат списывается неподтвержденная дебиторская задолжность по которой истекли сроки исковой давности;

4. все случаи отнесения дебиторской задолжности на себестоимость;

5. правильность оформления счетов-фактур продавцов и покупателей, ведется ли их регистрация в книгах покупок и продаж;

6. своевременность предъявления штрафных санкций покупателям при нарушении договорных обязательств;

7. законность и документальное оформление списания задолжности с истекшим сроком исковой давности ГК РФ и причины ее возникновения;

8. законность осуществления расчетов по задолжности через третьих лиц (по договору уступки права требования долга третьему лицу);

9. расчеты по векселям;

10. правильность корреспонденции счетов и соответствие данных синтетического и аналитического учета с соответствующими показателями отчетности;

11. расчеты в иностранной валюте.

Путем прослеживания и арифметического контроля устанавливается правильность ценообразования при реализации продукции (работ, услуг), используемые наценок; отсутствие случаев расчетов с покупателями по ценам ниже себестоимости при бартерных сделках, взаимозачетах, использовании векселей.

 

 

1.2. Аудит кредитных операций

Для осуществления аудиторской проверки учета кредитов и займов аудитору следует руководство­ваться правилами (стандартами) аудиторской дея­тельности в Российской Федерации: "Аудитор­ские доказательства", "Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита", "Проверка соблюдения норматив­ных актов при проведении аудита", "Аналитиче­ские процедуры", "Действия аудитора при выяв­лении искажений в бухгалтерской отчетности", "Аудиторская выборка", "Аудит оценочных значе­ний в бухгалтерском учете", "Применимость допу­щения непрерывности деятельности".

Цель данной аудиторской проверки — полу­чить достаточные доказательства достоверности показателей отчетности, отражающих задолжен­ность организации по полученным заемным сред­ствам.

Для достижения цели аудиторской проверки учета кредитов и займов необходимо проверить:

• реальность и документированность кредитов;

• обоснованность получения кредитов и займов (источники получения заемных средств);

• целевое использование заемных средств, пол­ноту и своевременность их погашения (на ка­кие цели использованы заемные средства, как погашается задолженность по кредитам и займам, наличие просроченных задолжен­ностей);

• оценку остатков по непогашенным кредитам и уплату процентов по ним (учет процентов по кредитам, участие процентов в оценке имущества и в формировании финан­совых результатов);

• ведение синтетического и аналитического учета операций по кредитам (приме­нение счетов учета кредитов и займов, отра­жение операций получения и погашения заемных средств, соблюдение принципов фор­мирования финансовых результатов).

К источникам информации для проверки относятся следующие документы:

1. Учетная политика предприятия.

2. Первичные документы по разделу (участку) учета.

3. Регистры синтетического учета по разделу (участку) учета.

4. Регистры аналитического учета по разделу (участку) учета.

5. Бухгалтерская отчетность.

В учетной политике предприятия представлено описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту.

В соответствии с п. 32 ПБУ 15/08 в составе информации об учетной политике организации для целей бухгалтерского учета необходимо наличие, как минимум, данных о:

• переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную;

• составе и порядке списания дополнительных затрат по займам;

• выборе способов начисления и распределения причитающихся доходов по заемным обязательствам;

• порядке учета доходов от временного вложения заемных средств.

При аудите кредитов и займов аудитору в качестве первичных документов в бухгалтерии проверяемого предприятия предоставляют:

• выписки банка, если проценты снимаются с расчетного счета;

• платежные поручения, если проценты перечисляются в другой банк;

• мемориальные ордера банка;

• выписки банка по ссудному счету;

• кредитные договоры;

• договоры займа;

• договоры залога;

• договоры страхования невозврата кредитов;

• дополнительные соглашения к кредитным договорам и др.

Согласно п. 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.[23]

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту.[19]

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность.

Планом счетов бухгалтерского учета устанавливается состав обязательных аналитических группировок по каждому бухгалтерскому счету.

Экономический субъект в соответствии с принятой учетной политикой, разработанными системами управленческого, финансового и налогового учета, применяемой формой счетоводства может использовать различные регистры аналитического учета — карточки, ведомости, журналы, а также их машинные аналоги.

Аналитический учет по кредитам и займам на предприятии должен быть организован по:

• видам кредитов и займов (рублевый, валютный);

• банкам и прочим организациям и физическим лицам, у которых он был получен;

• целевому назначению кредитов;

• срокам (просроченные кредиты; кредиты, срок погашения которых еще не наступил);

• участию в расчете налогооблагаемой прибыли.

Тщательно продуманный и хорошо поставленный аналитический учет кредитов и займов у экономического субъекта поможет не только в работе бухгалтеру данного предприятия, но и проверяющим лицам установить правильность начисления процентов по этим кредитам.

При аудите кредитов и займов аудитор часто встречается с тем, что на предприятии не ведется аналитический учет кредитов. Поэтому в целях экономии рабочего времени аудитору не всегда следует сразу приступать к проверке правильности начисления процентов по кредитам и займам, если на предприятии плохо отлажен их аналитический учет. В подобных случаях аудитору вначале следует сгруппировать все кредитные договоры по определенным признакам и только затем приступить к проверке правильности начисления и отражения в бухгалтерском учете предприятия процентов по банковским кредитам или поручить выполнить эту работу работникам бухгалтерии проверяемого предприятия (соответственно скорректировав затраты времени на проведение проверки). [23]

Состав регистров синтетического учета зависит от применяемой на предприятии формы бухгалтерского учета (формы счетоводства). Методика проведения детальной проверки должна содержать перечень регистров синтетического учета, характерных для каждой формы счетоводства. Кроме того, данный раздел методики должен включать образцы регистров синтетического учета, описание принципов их заполнения и взаимосвязи с другими регистрами.

Учет кредитов при мемориально-ордерной форме счетоводства ведется в мемориальном ордере, которому присваивают определенный номер. При журнально-ордерной форме счетоводства учет кредитов и займов ведется в журнале-ордере ф. № 4.

Если бухгалтерский учет на предприятии полностью компьютеризован, то в программе, при помощи которой обрабатываются первичные данные, предусмотрен, как правило, большой перечень самых разнообразных форм. К наиболее часто встречающимся в различных бухгалтерских программах формам относятся:

• журнал-ордер по счету;

• карточка по счету;

• анализ счета;

• обороты по счету на определенную дату.

При аудите кредитов и займов, учет которых ведется экономическим субъектом с помощью компьютера, аудитору следует запросить или сформировать самостоятельно распечатку такой формы, из которой он сможет получить интересующую его информацию в различных разрезах.[21]

Бухгалтерская отчетность, в которой находит отражение раздел (участок, бухгалтерский счет), должна включать в себя:

· официальную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (бухгалтерский баланс по ф. № 1, отчет о прибылях и убытках по ф. № 2, приложение к балансу по ф. № 5, отчет о движении денежных средств по ф. № 3, отчет о движении капитала по ф.-4);

· отчетность, предоставляемую в соответствии с законодательством в органы Государственного коми



2019-12-29 589 Обсуждений (0)
Аудит расчетных и кредитных операций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Аудит расчетных и кредитных операций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (589)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)