Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность и общая модель индивидуальной работы со случаем



2019-12-29 278 Обсуждений (0)
Сущность и общая модель индивидуальной работы со случаем 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В практике социальной работы последовательные действия социальных работников относительно клиентов группируются следующим образом:

– работа в микросоциальной среде, представляющая собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на единой территории и имеющим общие проблемы;

– социальная групповая работа, которая помогает личности расширять своё социальное функционирование и через целенаправленный опыт группы более эффективно справляться со своими индивидуальными, групповыми проблемами или проблемами в микросоциуме;

– индивидуальная работа с конкретным случаем (social casework) – метод социальной работы, осуществляемый в ситуации «один на один», когда социальный работник решает личностные и социальные проблемы клиента.

Социальная индивидуальная работа представляет собой оказание профессиональными методами помощи отдельным людям и семьям в разрешении их социальных проблем и достижении ими адекватного уровня функционирования. К этой проблеме ныне существует ряд подходов.

Развитие направления практики индивидуальной работы, впоследствии получившей название «диагностическая школа», связывают с именем Мэри Ричмонд. Адаптируя медицинские подходы лечения больных к практике индивидуальной работы, она развивает оригинальный метод, позволяющий анализировать социальные и психологические проблемы клиента. Согласно её концепции, интервенции со стороны социального работника могли осуществляться директивными и недирективными методами. «Директивное лечение» осуществлялось в непосредственном взаимодействии - «ум на ум». «Недирективное воздействие» состояло в том, что процесс помощи сосредотачивался на окружении клиента, на изменении среды его обитания.

В процессе взаимодействия с социальным работником клиент должен был получить объективную картину своей ситуации, личностных и социальных зависимостей, отношений в социальных институтах и сообществе в целом, осложняющих его социальное функционирование.

В индивидуальной работе с клиентом в позиции автора постепенно намечаются отходы от методов моральных убеждений и переход к методам социально-психологического воздействия и взаимодействия. В работе «Социальные диагнозы» впервые описывается процесс взаимодействия социального работника и клиента и определяются его принципы. Впоследствии эти принципы будут взяты в качестве основы этического кодекса социального работника:

– симпатизировать клиенту;

– отдавать ему предпочтение;

– поощрять его;

– строить с ним совместные планы действий.

С теоретической деятельности М. Ричмонд начинает оформляться определённый подход, школа социальной работы, которая вошла в научный обиход под названием «диагностическая школа» или диагностический подход в социальной работе.

В основе диагностического подхода лежат два основополагающих принципа:

– социальная помощь основана на индивидуализации клиента и его проблемы;

– помощь направлена на улучшение социальной жизни клиента.

Эти два взаимно обусловленных процесса описаны как диагноз и лечение.

Начиная с 30-х гг. XX в. в Пенсильванской школе социальной работы разрабатывается функциональный подход в индивидуальной социальной работе. В основу функциональной индивидуальной работы положен психологический подход Отто Ранка. Отталкиваясь от идей З. Фрейда, он считал, что кризисные состояния, возникающие в процессе развития каждой личности, вызваны родовыми травмами – в процессе рождения ребёнок переживает смертельный приступ страха от неизбежного удушья – вся последующая жизнь человека является серией сложных попыток преодолеть или вытеснить этот страх. Поэтому встреча индивида и социального работника является неизбежной, независимо от различных социальных условий.

Позднее О. Ранк развивает идеи, связанные с отношениями клиента и терапевта. Также как и З. Фрейд, О. Ранк полагал, что отношения между клиентом и терапевтом несут в себе терапевтический эффект. Главная задача – подвести клиента к осознанию своих проблем, остававшихся до этого бессознательными. Основным моментом в этой ситуации должна быть воля индивида к переменам.

Х. Перлман синтезировала подходы диагностической и функциональной школ, предложив в качестве новой модели индивидуальной работы метод решения проблем. Основополагающим в данном подходе является предположение о неизбежных трудностях, с которыми сталкиваются при решении тех или иных проблем. Большая часть людей умеет разрешать эти проблемы в процессе своей жизнедеятельности. Однако на определённом этапе жизненного пути используемые методы разрешения конфликтов становятся неэффективными и не дают возможности адекватно реагировать. Деятельность социального работника состоит в том, чтобы решить проблему клиента и помочь ему наладить полноценное функционирование в обществе.

Последовательность действий социального работника можно представить в следующем виде:

1)снятие беспокойства, формирование положительной мотивации, поддержка клиента;

2)снятие эмоциональной блокады;

3)рационализация проблемы – формирование нового понимания, нового отношения к проблеме;

4)социальный работник находит совместно с клиентом доступные возможности и ресурсы, которые помогут в решении проблемы.

Новое развитие получают концепции диагностических и функциональных подходов в работах Ф. Холлис. Начиная с 1960-х гг. она развивает психосоциальный подход в социальной работе. Метод предполагал сложную диагностику «личности в ситуации» при непосредственном участии самого клиента. Психосоциальный подход интенсивно применяется в случаях понимания индивидуальных и социальных проблем, а также проблем, связанных со здоровьем клиента.

Первые практические шаги в области индивидуальной социальной помощи связаны с теоретическими установками бихевиористской психологии, пока она не вытиснилась практикой психоанализа. Однако в 1960–1970-е гг. на основе поведенческих подходов складываются новые техники помощи. Поведенческие методы социальной работы направлены на обучение клиентов продуктивным моделям поведения. Социальный работник выступает по отношению к индивиду в большей степени как педагог. Основные техники индивидуальной работы в поведенческом подходе – техники модификации поведения. В процессе помощи клиенту модификация поведения осуществляется по двум направлениям: техники оперантного изменения поведения и респондентное изменение поведения

С развитием практики определились системные черты этого подхода, что позволило исследователям выйти на рабочее определение индивидуальной работы. Сегодня её принято трактовать как «деятельность профессиональных социальных работников, основанную на психосоциальных, поведенческих, системных концепциях и имеющую системные ценности, помогающую индивидам и семьям справиться с интрапсихическими, межличностными, социоэкономическими, проблемами развития, осуществляющуюся при непосредственном взаимодействии с клиентом, лицом к лицу».

Типичными индивидуальными проблемами в практике социальной работы являются эмоциональные проблемы, семейные и личностные кризисы, семейные конфликты, проблемы на производстве, потеря работы, безработица, трудности в общении и т.п.

Ситуация «один на один» предполагает определённые отношения между социальным работником и клиентом. В процессе индивидуальной помощи не только планируется соответствующая процедура взаимодействий, но и выдвигаются специфические требования к ролям социального работника, необходимым знаниям о клиенте, обеспечивающие условия для работы в системе «один на один».

Взаимодействие в системе индивидуальной работы со случаем происходит через систему последовательных действий, представляющих собой общую модель социальной индивидуальной работы со случаем. Ее можно представить в последовательности этапов: 1) установление контакта – а) начальная стадия, где главным является осознание наличия проблемы клиентом; б) обязательства и индуцирование ролей, где главное – осознание клиентом полезности данной социальной службы в сложившихся обстоятельствах; в) предварительный контракт, самоидентификация субъекта с ролью клиента, осознание, что проблема находится в границах компетентности социального работника.

2) Определение и понимание проблемы – а) оценка, цель которой как можно больше собрать различной информации для анализа ситуации клиента; б) установление целей, определение объективно необходимых изменений и вмешательства, активизация клиента; в) развитие плана интервенций, имея в виду, что каждый клиент уникален, как и его проблемы; г) контракт, который может существовать как в устной, так и в письменной форме. Оговариваются частота встреч, место встреч, оплата и ответственность сторон.

3) Осуществление интервенций – а) подготовка к интервенции, формирование и поощрение положительной мотивации у клиента, его поддержка, для того, чтобы состоялся процесс изменения; б) осуществление интервенций, обеспечение выполнения клиентом взятых им на себя обязательств; в) оценка барьеров, с которыми в процессе взаимодействия может сталкиваться социальный работник (внутренние конфликты клиента, отсутствие навыков взаимодействия у клиента, давление окружающей среды, препятствующей процессу изменения, проблемы взаимодействия между социальным работником и клиентом, культурная идентификация, социализация и уровень образования клиентов).

4) Контроль и оценка вмешательства – а) оценка вмешательства (при достижении поставленной цели и при переходе к другим стадиям он должен вернуться к стадии №4, чтобы оценить полученный результат, скорректировать процесс стратегий, уточнить план взаимодействий с клиентом); б) эволюция (при конструктивном изменении, которое должно быть длительным и постоянным, клиент должен достигнуть необходимых перемен, и отношения между ним и социальным работником должны быть прекращены).

Специфика взаимоотношений в помогающем процессе подразумевает заключение контракта между клиентом и социальным работником. Контракт для клиента несёт определённую степень защиты, даёт основания для иска в случае нарушения его прав, определяет его место в системе взаимоотношений с социальным работником.

Социальный контракт в системе взаимодействия социального работника и клиента есть соглашение относительно взаимных обязательств, задач, целей и процедур, которые должны быть выполнены в процессе терапевтического контакта.

Контракт основан на оценке плана взаимодействий, связан с особенностями случая, оценкой действий и планированием процесса интеракций. При заключении контракта необходимо соблюдение следующих принципов:

1)приоритетность проблем клиента;

2)ответственность за оказание помощи клиенту;

3)ответственность за разъяснение возможностей социальных служб в оказании поддержки, обязанность ознакомить клиента с условиями контракта (обязательства, средства и процедуры, время, необходимое для изменения ситуации клиента, санкции со стороны социальных служб);

4)чёткость формулировок, большой выбор средств и ресурсов для решения проблемы;

5)принцип последовательного структурирования – клиенты последовательно, по мере решения отдельных задач, расширяют область проблем, требующих вмешательства;

6)гибкость.

Хотя индивидуальная работа со случаем обычно весьма тревожна для социального работника, она всегда полезна, так как даже минимальное вмешательство часто приносит облегчение клиенту. Кроме того, преодоление трудной жизненной ситуации представляет прекрасную возможность для изменения, потому что люди обычно готовы более активно изменяться во время кризиса, чем в любое другое время.

 



2019-12-29 278 Обсуждений (0)
Сущность и общая модель индивидуальной работы со случаем 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность и общая модель индивидуальной работы со случаем

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)