Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Консультирование в социальной работе




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Социально-психологическое консультирование представляет собой особую область практической социальной психологии, связанную с оказанием со стороны практикующего специалиста непосредственной социально-психологической помощи людям, которые в ней нуждаются. Такая помощь может быть направлена на: достижение социально-психологического комфорта; личностный рост; развитие жизненной и профессиональной карьеры; содействие преодолению индивидом патологий и т.д.

Консультирование как вид деятельности характеризуется следующими особенностями и требованиями:

1) Деятельность консультанта соответствует минимальным образовательным и профессиональным стандартам и строится в соответствии с нормами профессионального этического кодекса;

2) Консультанты работают с проблемами людей, которые имеют отношение к их приспособлению в таких сферах как семья, профессиональная карьера и группа сверстников;

3) Консультирование проводится как с людьми, имеющими значительные проблемы (активное консультирование), так и с клиентами, считающимися вполне благополучными (проактивное - с акцентом на профилактику);



4) Консультирование опирается на положения различных теорий, в том числе когнитивных, аффективных, бихевиоральных и системных, которые могут быть применены и в индивидуальном консультировании, и в работе с группами и семьями;

5) Процесс консультирования строится и зависит, в первую очередь, от целей клиента. Консультирование может быть как средством развития, так и способом вмешательства;

6) Консультирование включает в себя различные специализации. Специалист по социальной работе, применяющий в своей деятельности консультирование, должен самоопределиться в направлении консультирования и соответственно ему целенаправленно приобретать специфическое образование и опыт, но все консультанты должны отвечать общим требованиям практики профессионального консультирования.

Система общих, профессиональных и морально-этических требований, предъявляемых к специалисту - консультанту, отражена в соответствующих кодексах профессиональной этики.

Существует ряд основных отличий, характеризующих профессионально подготовленного консультанта от профессионально недостаточно подготовленного (См. табл. 1.1).

социальный защита прогнозирование инновационный

Таблица 1.1

  Особенность профессионального поведения «Хороший» консультант «Плохой» консультант
1 Постановка целей консультирования Помогает клиенту самому определить цели Навязывает клиенту собственные цели
2 Стратегия консультирования «Ищет» вместе с клиентом способы поведения, которые могут быть эффективными Предлагает клиенту конкретные способы поведения
3 Восприятие происходящего во время консультации Способен признать как правильную любую точку зрения на проблему клиента Имеет набор «правильных» и «неправильных» точек зрения на проблему
4 Теоретическая психологическая ориентация Знает, понимает и практически работает внутри разных теорий Знает и практически работает внутри одной, «хорошей» теории
5 Осознание собственных возможностей и ограничений Согласен сотрудничать со своими коллегами с целью преодоления своих ограничений, о которых знает и признает их Не осознает ограничения в собственной деятельности
6 Осознание психологического взаимовлияния Осознает собственное влияние на клиента и как поведение клиента влияет на него Отсутствие осознания, особенно влияния клиента на него
7 Ориентация на личность клиента и его проблему во время консультирования Строит процесс с учетом чувств и мыслей клиента Строит процесс в соответствии с собственным пониманием проблемы клиента

 

Исследователи и практики считают, что профессионально пригодным к консультативной деятельности можно считать специалиста, характеризующегося следующими личностными качествами:

–способность проявлять естественный позитивный интерес к другим людям;

–умение использовать слушание в качестве стимулирующего фактора;

–способность получать удовольствие от словесного обмена;

–свободно проявлять разнообразные чувства - от гнева до радости;

–способность чувствовать свое внутреннее состояние;

–готовность отложить свои собственные дела в пользу другого;

–способность поддерживать эмоциональную близость с другим;

–способность признавать власть, сохраняя необходимую меру независимости;

–умение воспринимать неоднозначные стороны жизненных событий и видеть в них смешное.

Консультирование – не одноразовое действо. Это процесс со своими характеристиками и технологиями.

Прежде всего, в процессе консультирования между клиентом и специалистом складываются отношения, «в которых, по крайней мере, одна из сторон имеет намерение способствовать росту, развитию, зрелости, улучшению функционирования, развитию способностей к преодолению жизненных трудностей другой» (К. Роджерс, 1961) и которые характеризуются: высокой эмоциональностью; интенсивностью; постоянной изменчивостью в ходе взаимодействия клиента и консультанта; конфиденциальностью; честностью; поддержкой со стороны консультанта, которая позволяет клиенту пойти на риск и изменить поведение.

Важно также иметь ввиду, что эффективность консультирования зависит от такого фактора как терапевтический климат, сложившийся в процессе коммуникации. Во-первых, он строится на: доверии друг к другу; принятии специалистом клиентам, независимо от существующей у него системы ценностей и установок. Во-вторых, консультант не использует тех способов коммуникации, которые являются барьерами на пути к результативности, а именно: а) не предоставляет советов, б) не предлагает готового решения, в) не занимается морализаторством и не читает проповеди, г) не анализирует и не ставит диагноз, д) не оценивает и не критикует действий клиента или его личность в целом, е) не хвалит и не предоставляет клиенту положительных оценок, ж) не утешает.

В технологии консультирования можно отчетливо выделить основные стадии с хорошо видимыми переходами.

На первой стадии происходит формирование отношений. Целью данной стадии является вовлечение клиента в обсуждение его проблем. Работа начинается с первичного интервью, в ходе которого и специалист, и клиент решают, во-первых, вопрос состоится ли вторая встреча вообще. Специалист, во-вторых, должен оценить, способен ли он справиться с проблемами клиента, а клиент - доверяет ли он специалисту.

На второй стадии (стадии понимания и действия) специалист решает задачи, как помочь клиенту снять напряжение, что бы он смог рассказать свою историю и раскрыть свои жизненные сведения; как создать условия для анализа клиентом сведений о себе, что позволяет войти в «слепую» область своего сознания - область, о существовании которой он и не подозревал (Окно Джогари).

На данном этапе специалист использует ряд специальных средств (в соответствии с избранным теоретическим подходом), которые помогают клиенту измениться.

Третья фаза консультирования завершает процесс консультирования. Квалифицировано завершенная консультация выполняет следующие функции: во-первых, развивающая - в консультировании завершение «является больше, чем действием, означающем конец коррекционной работы», оно является мотиватором для дальнейшей работы над собой и с собой клиента (Ялом И.); во-вторых, педагогическая - в ходе консультирования клиент приобрел что-то новое, и теперь необходимо новые приобретения осуществить в реальном мире; в-третьих, адаптивная - в результате успешного решения проблемы, клиент приобретает новое понимание своих способностей, которое остается в памяти и может быть вызвано в необходимом случае.

При необходимости консультация может целенаправленно быть преобразована в постконсультационное сопровождение.

 




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (113)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7