Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ результатов эксперимента



2019-12-29 211 Обсуждений (0)
Анализ результатов эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В результате нашего исследования, мы смогли выявить пары клиентов с положительными взаимными выборами: Катя Ш. - Ольга А., Юлия Я. - Татьяна П., Наталья Н. - Татьяна П., Александр Д. - Алексей П., Андрей К. - Дмитрий З., Александр Д. - Дмитрий З., Наталья Н. - Елена Д., Катя Ш. - Юлия Я., Максим Ш. - Евгений С., Владимир С. - Алексей Ф., Мария Г. - Юлия Х., Михаил С. - Евгения Г..

Кроме того, мы выявили пары клиентов с отрицательными взаимными выборами: Татьяна П. - Ольга А., Юлия Я. - Ольга А., Николай С. - Дмитрий З., Владимир С. - Дмитрий З., Николай С. - Андрей К..

 

Так же мы упорядочили клиентов по авторитету:

Клиент Вес
Ольга А. 0,211
Евгения Г. 0,211
Дмитрий З. 0,158
Катя Ш. 0,158
Алексей Ф. 0,158
Александр Д. 0,158
Юлия Х. 0,158
Татьяна П. 0,105
Алексей П. 0,105
Елена Д. 0,105
Юлия Я. 0,105
Владимир С. 0,105
Наталья Н. 0,105
Андрей К. 0,0526
Евгений С. 0,0526
Максим Ш. 0,0526
Мария Г. 0,0526
Михаил С. 0,0526
Николай С. 0
Елена Ш. 0

 

Отдельно мы упорядочили клиентов по отверженности:

Клиент Вес
Николай С. 0,684
Андрей К. 0,368
Елена Ш. 0,368
Ольга А. 0,158
Владимир С. 0,158
Дмитрий З. 0,105
Евгений С. 0,105
Татьяна П. 0,0526
Юлия Я. 0,0526
Максим Ш. 0,0526
Алексей П. 0
Елена Д. 0
Катя Ш. 0
Алексей Ф. 0
Александр Д. 0
Юлия Х. 0
Мария Г. 0
Евгения Г. 0
Наталья Н. 0
Михаил С. 0

Таким образом, мы получили, что в исследуемой группе клиентов наибольший авторитет имеет Ольга А., а наиболее отверженным является Николай С.

Наглядно представить направленность положительных и отрицательных выборов поможет графическое их отображение (см. приложение 6).

Наибольшее количество положительных выборов получили Ольга А. и Евгения Г. Но Ольга А. имеет также некоторое число отрицательных выборов (3), в то время, как Евгения Г. отрицательных выборов не имеет. Таким образом, Евгения Г. имеет в данном коллективе статус «звезды». Статус «предпочитаемых» имеют Катя Ш., Алексей Ф., Александр Д.., Юлия Х.. У них 3 положительных выбора и 0 – отрицательных.

«Принятыми» в данной группе студентов являются Алексей П., Елена Д., Юлия Я., Максим Ш., Татьяна П., Дмитрий З., Мария Г., Наталья Н., Михаил С., Ольга А.

«Отвергаемые» (набравшие больше отрицательных выборов, чем положительных) - Евгений С., Андрей К., Владимир С., Елена Ш.

«Изолированным» оказался в исследуемой группе студент Николай С., т.к. у него самое большое количество входящих отрицательных выборов (13) и нет положительных входящих выборов.

 


Можно считать, что уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) группы выше среднего, так как количество представителей I и II социальных уровней («звезд» и «предпочитаемых») не превышает количество представителей групп «принятых», «отвергаемых» и «изолированных».

Рекомендации

 

Для повышения сплоченности группы мы рекомендуем использовать Тренинг сплоченности, который поможет создать ситуацию межличностного доверия и понимания между учащимися.

Данный тренинг может включать следующие блоки занятий:

1. Знакомство (для более близкого знакомства участников группы, установления новых контактов).

2. Повышение сплоченности группы.

3. Диагностика межличностных отношений в группе.

4. Выработка доверительных отношений у участников группы.

5. Снятие межличностного напряжения, устранение конфликтов.

6. Выработка лидерских качеств.

Методики работы по программе тренинга см. в приложении 7.


Заключение

 

Таким образом, малая группа является частью непосредственной социальной среды человека. Обычно она насчитывает от 2 до 20 человек. Процесс непосредственного социального взаимодействия, происходящий в малой группе и создающий социальную «микросреду» человека, является чрезвычайно сильным фактором формирования и воспитания личности, социально-психологического стимулирования и регулирования ее деятельности. Малая группа - важный элемент социальной системы в целом, она фокусирует в себе те общественные отношения, в которые она вплетена, воплощает их во внутригрупповые отношения. Знание механизмов этих отношений представляет собой необходимый элемент социального управления, построенного на научной основе.

Одним из наиболее эффективных способов исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы является социометрия. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе.

Социометрия обозначает с одной стороны отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы, а с другой стороны - прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач.

Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы.

Назначение социометрической процедуры может быть трояким:

1. измерение степени сплоченности - разобщенности в группе;

2. выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии, где на крайних полюсах оказывается «лидер» группы и «отвергнутый»;

3. обнаружение внутригрупповых подсистем - сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

С помощью этого способа можно установить популярность - непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т.п.

Важным является соблюдение следующих правил социометрического обследования:

а) границы обследуемой группы должны быть четко обозначены;

б) группа должна иметь определенный опыт совместной деятельности (обычно не менее трех месяцев);

в) опрос членов группы должен проводиться посторонним для данного коллектива лицом;

г) все выборы членами группы должны делаться самостоятельно;

д) вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы они были понятны всем членам группы;

е) критерии должны быть существенны для членов группы.

Обработка и представление полученных социометрических данных предусматривает построение социоматриц и социограмм, а также построение социометрических индексов.

Социометрическая техника - на сегодняшний день один из немногих способов, посредством которого можно увидеть зачастую скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в малой группе. В то же время эти методы имеют границы применимости, которые необходимо учитывать при исследовании малых групп.


Список литературы

 

1. Андреева Г. Социальная психология. – М.: Изд. РГУ, 2004. – 230 с.

2. Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика. Упражнения. Игры. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996. – 380 с.

3. Демчук И.В. Исследование динамики малых групп в процессе тренинга. – Ярославль, 2002. – 116 с.

4. Десев Любен. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы. - М.: «Прогресс», 1979. – 254 с.

5. Как построить свое «я» / Под ред. В.П. Зинченко. - М.: Просвещение, 1991. – 258 с.

6. Коломинский Я.Л. Социально-психологические проблемы взаимоотношений в малых группах и коллективах // Вопросы психологии. – 1971. - №6.

7. Кон И.С. Социология личности. - М.: Наука, 1967. – 312 с.

8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. – 328 с.

9. Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1975. – 276 с.

10. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1 / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. - М.: Наука, 1990. - 232 с.

11. Милорадова Н.Г. Студент в зеркале психологии // Архитектура и строительство России. 1995. № 9.

12. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. - М.:Просвещение, 1990. - 301 с.

13. Немов Р.С. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.

14. Нонан Э. Студент как личность // Высшее образование в Европе. 1994. Т. 19. № 3.

15. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. Юсупянц Э.А. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 548 с.

16. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. – 376 с.

17. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.И.Абраменко, А.А.Алексеев, В.В.Богословский и др.; Под ред. А.И.Щербакова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - 288 с.

18. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. - М.: ПРОГРЕСС, 1995. – 230 с.

19. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

20. Психология / Под ред. Крылова А.А. – М.: Проспект, 2002. – 584 с.

21. Робер М. - А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М.: Прогресс, 1988. - 256 с.

22. Сенько Т.В., Куренькова В.Г. Статусная психотерапия как метод коррекции положения человека в группе: Метод. рек. - Минск, 1987. – 186 с.

23. Социальная психология: история, теория, эмпирические исследования / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Изд-во Лен-го ун-та, - Ленинград, 1979. – 390 с.

24. Социология., Учебное пособие / А.Н.Елсуков, Е.М.Бабосов, А.Н.Данилов и др. Под ред. А.Н.Елсукова - Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 1998. - 560 с.

25. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Дону, 1997. – 736 с.

26. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. – Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2001. – 282 с.

27. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М.: Просвещение, 1988. – 288 с.

28. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 288 с.

29. Цапкин В.Н. Личность как группа - группа как личность // Московский психотерапевтический журнал. - 1994. - № 4.

30. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М.: Наука, 1972. – 328 с.


ПриложениЯ

Приложение 1

 

Психологические характеристики малой группы


Приложение 2

 

Соотношение социальных статусов, социальных ролей и поведения


Приложение 3

 

Стили лидерства

  Авторитарный стиль Демократический стиль Пассивный стиль
Природа стиля Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера. Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидеров. Снятие лидером с себя ответственности и отречение от власти в пользу группы, организации
Прерогатива в установление целей и выборе средств. Принятие решений раздельно по уровням на основе участия. Представление возможности самоуправления в желаемом для группы режиме
Коммуникационные патоки идут преимущественно сверху. Коммуникация осуществляется активно в двух направлениях Коммуникация строится на горизонтальной основе
Сильные стороны Внимание к срочности и порядку, возможность предсказания результата Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении Позволяет начать дело так, как это видится и без вмешательства лидера
Слабые стороны Имеется тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы Демократический стиль требует много времени и душевных сил Группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства.

Приложение 4

 

Таблица выборов

Клиенты, которые выбирают Ольга А. Татьяна П. Алексей П. Дмитрий З. Елена Д. Юлия Я. Катя Ш. Андрей К. Евгений С. Алексей Ф. Максим Ш. Александр Д. Юлия Х. Мария Г. Николай С. Владимир С. Евгения Г. Наталья Н. Елена Ш. Михаил С.
Ольга А.   - +     - +                          
Татьяна П. -         +                       + -  
Алексей П.       +         -   - +                
Дмитрий З.               +       +     - -        
Елена Д. -                       +         + -  
Юлия Я. - +         +                       -  
Катя Ш. +         +                 -       -  
Андрей К.       +         -     +     -          
Евгений С.                     +   +   -       -  
Алексей Ф.                             - + +   -  
Максим Ш.               - +           -   +      
Александр Д.     + +                     - -        
Юлия Х. +                         + - -        
Мария Г.         +     -         +   -          
Николай С.       -       -   +           +        
Владимир С.       -       -   +             +      
Евгения Г. +                           -       - +
Наталья Н.   +     +     -             -          
Елена Ш. +           + -             -          
Михаил С.               -   +         -   +      

 

 

Приложение 5

 

Результат исследования

 


Приложение 6

Направленность положительных выборов

 


Направленность отрицательных выборов


Приложение 7

 

Методики работы с группой



2019-12-29 211 Обсуждений (0)
Анализ результатов эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ результатов эксперимента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)