Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Практическая часть. Исследование динамики процесса заучивания.



2019-12-29 525 Обсуждений (0)
Глава 2. Практическая часть. Исследование динамики процесса заучивания. 0.00 из 5.00 0 оценок




Запоминание — процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с уже приобретенным ранее. Запоминание есть закономерный продукт действия субъекта с объектом. Характеристики запоминания того или иного материала определяются мотивами, целями и способами деятельности личности.

Для исследования процесса запоминания используют классические методы: метод удержанных членов ряда, метод заучивания, метод удачных ответов и метод антиципации. При методе заучивания испытуемому предлагают заучить ряд элементов (слогов, слов, чисел, фигур и т. п.) до критерия их безошибочного одно- или двукратного воспроизведения в любом порядке. С этой целью ряд стимулов предъявляют несколько раз. После каждого предъявления ряда испытуемый пытается его воспроизвести. Количество повторений, которое потребуется для первого безошибочного воспроизведения всех элементов ряда в любом порядке, служит показателем запоминания. Фиксация количества элементов, правильно воспроизведенных после каждого предъявления, позволяет построить график заучивания. Фиксация элементов ряда, правильно воспроизведенных после каждого предъявления позволит построить график частоты воспроизведения каждого стимула за все предъявления.[3, с 107]

Позиционная зависимость продуктивности запоминания имеет вид U-образной кривой: начало и конец ряда запоминаются лучше, чем его середина. Это так называемый фактор края.

Цель исследования.

Исследование динамики и позиционной зависимости продуктивности запоминания.

Методика.

Используется метод заучивания. Экспериментальным материалом служат не связанные между собой по смыслу слова (из четырех-шести букв): яблоко, вечер, лось, тетрадь, ключ, девять, коньки, цветок, дверь, лопата, кожа, огонь. Материал предъявляют слуховым способом.

Процедура исследования.

Исследование проводилось в первой половине дня, временной интервал с 10:00 до 15:00. Спокойная обстановка. Следует учесть тот факт, что процесс исследования проводился в рабочее время и на рабочем месте, что заставляло людей психологически и эмоционально настраиваться при переключении на другой вид работы. Исследование проводилось в паре экспериментатор – испытуемый. В качестве испытуемого выбрана женщина 27 лет, имеющая высшее образование. Её результаты сравниваются с результатами группы из 7 человек, имеющие высшее образование входящие в возрастную категорию от 25 до 30 лет.

Испытуемому предлагают ряд из 12 слов с требованием заучить его до безошибочного воспроизведения в любом порядке. После каждого предъявления ряда испытуемый воспроизводит его. Ряд повторяется спустя 5 секунд после окончания воспроизведения. Удержанные элементы фиксируются в протоколе знаком «1»; если испытуемый называет слово, которого ранее не было, оно записывается в примечании к протоколу. Опыт продолжается до полного заучивания всего ряда. [3, c. 107]

Экспериментатор.

Ермакова Елена Алексеевна

Протокалист.

Ермакова Елена Алексеевна

Измеряемая характеристика:

Процесс запоминания.

Протокол 1

Испытуемый контрольный: женщина, 27 лет.

Время: 13:00.

Субъективный отчет испытуемого:

Усталость, утомленность однообразной работой, вялость. Слова запоминались ассоциативно, связываясь между собой в единый рассказ. Первые четыре слова и последние два запомнились сразу, первые пыталась соединить между собой как рассказ. При втором повторении пыталась запомнить группу последних слов, связав их с уже запомнившимися 11 и 12 словами. Далее единой фразой пыталась объединить 5, 6 и 7 слова. Сложность вызвало 9 слово. В итоге получилось 3 предложения: первое и первых четырех слов, второе из 3 следующих и третье и 10,11 и 12 слова. Запомнился порядок этих предложений и выучивание 9 слова, которое никак не связывалось ассоциативно с другими словами из списка. Сложность задание не вызвало, но заставило сконцентрироваться и сосредоточиться.

Наблюдение экспериментатора:

В процессе воспроизведения вела себя сдержанно, сосредоточенно. Во время запоминания не отвлекалась, вслух проговаривая свои связки слов. Вела себя спокойно, без эмоциональных всплесков, которые иногда прослеживались у других испытуемых. Сложность вызвало 9 слово, которое было произнесено лишь в 4 воспроизведении и сразу в нужном месте. Все произнесенные слова были строго из списка, не тратила время на процесс вспоминания, если не помнила порядок слов, просто называла первую часть списка и группу последних слов, удерживая середину, которая не запомнилась.

Протокол 2

Испытуемый № 1: женщина, 25 лет.

Время: 10:40.

Субъективный отчет испытуемого:

Немного не выспалась. Задание не сложное, внешне ничего не отвлекала, только «мысли в голове» (со слов испытуемого). Старалась запоминать как стихотворение, пыталась провести ассоциацию слов, тем самым, связав их в правильную последовательность.

Наблюдение экспериментатора:

Периодически отклонялся от хода эксперимента на разговоры, комментировала процесс запоминания, тем самым сбивался порядок слов, но слова были воспроизведены из списка. В ходе первого повторения выпала середина, вспомнила только первые и последние слова. Во втором воспроизведении все слова были произнесены, только порядок не до конца был соблюден.

Протокол 3

Испытуемый № 1: женщина, 26 лет.

Время: 11:30.

Субъективный отчет испытуемого:

Бодрое состояние, нет усталости, выспалась. Было сложно запомнить порядок слов. Запоминать пыталась просто зубрением, не строя никаких ассоциаций. В процессе проведения исследования ничего не отвлекало, но нужно было прилагать усилия для включения в работу, сосредоточится.

Наблюдение экспериментатора:

В процессе воспроизведения вела себя сдержанно, сосредоточенно. Один раз эмоционально с недовольством отреагировала на сложность в запоминании последовательности слов, после 5 слова в списке. Только на 4 воспроизведение произнесла все слова, в середине списка произведя замену порядка нескольких слов. Слова 9 и 10 постоянно менялись местами.

Протокол 4

Испытуемый № 3: женщина, 30 лет.

Время: 10:40.

Субъективный отчет испытуемого:

Безразличие, ничего не хочется, усталости нет, не выспалась. Первую часть списка запомнила, проведя ассоциацию, середину просто пыталась выучить, конец сложился как стих. Сложности не было, не пыталась заставлять себя, всё само собой.

Наблюдение экспериментатора:

В процессе воспроизведения вела себя сдержанно, сосредоточенно, не эмоционально, иногда жестикулировала руками. Во время запоминания не отвлекалась, молча сидела 3-5 секунд.

Протокол 5

Испытуемый № 4: женщина, 27 лет.

Время: 13:30.

Субъективный отчет испытуемого:

Расслабленное, спокойное состояние. При запоминании пыталась представить картинку, постепенно цепочкой связывая все слова друг за другом, какая бы абсурдная она не получалась. Отвлекал небольшой шум в помещении. Вынуждена силой воли себя заставить включаться в процесс.

Наблюдение экспериментатора:

В процессе воспроизведения вела себя сдержанно и сосредоточенно. После первого воспроизведения попросила замедлить темп, т. к. не успевает связать слова друг с другом ассоциативно. Произошла замена 6 слова при 4 воспроизведении, на «стакан», которого вообще в списке не было. При обращении в конце исследования объяснить данную замену, человек не вспомнил, что он произнес данное слово.

Протокол 6

Испытуемый № 5: женщина, 27 лет.

Время: 12:20.

Субъективный отчет испытуемого:

Чувство расслабленности, вялости, легкой утомляемости. При запоминании пыталась связать слова друг с другом группами, а не последовательно. Сложно в запоминании оказались 5 8 слово. Ничего не отвлекало.

Наблюдение экспериментатора:

Периодически отклонялся от хода эксперимента на разговоры, комментировала процесс запоминания. Только на 6 воспроизведение произнесла все слова, но произведя замену порядка нескольких слов. Произошла замена 9 слова при 2 воспроизведении, на «лес», которого вообще в списке не было. При обращении в конце исследования объяснить данную замену, человек объяснил это ассоциацией с 6 словом. Слова 11 и 12 периодически менялись местами.

Протокол 7

Испытуемый № 6: женщина, 26 лет.

Время: 12:00.

Субъективный отчет испытуемого:

Легкая усталость. Первые четыре слова запоминались с помощью ассоциативной связи их между собой. Два последних запомнились сразу. Далее запомнилось 7 слово и два перед ним и после него, т.к. произошла привязка этого слова с образом жизни испытуемого.

Наблюдение экспериментатора:

В процессе воспроизведения пыталась прокомментировать процесс запоминания, жестикулируя руками. В ходе первого повторения выпала середина, вспомнила только первые и последние слова, а также 7 слово, но не в том порядке, где оно находилось в списке. В третьем и следующих воспроизведениях все слова из списка были названы, но не соблюдался правильный порядок слов в списке. Эмоционально отреагировала на завершение эксперимента.

Протокол 8

Испытуемый № 7: женщина, 25 лет.

Время: 14:00.

Субъективный отчет испытуемого:

Усталость. В первый раз испытуемый просто пытался воспринять все слова на слух, не пытаясь сделать усилие на их запоминании, но пытаясь их разделить на группы. После второго прочтения списка, пыталась провести ассоциации во второй группе слов и припомнить слова из первой группы, которые запомнились сразу. Далее запоминала последнюю группу ассоциативно и мысленно проговаривала с экспериментатором слова из первой части списка, которые уже запомнились.

Наблюдение экспериментатора:

В процессе воспроизведения вела себя сдержанно, сосредоточенно. Процесс запоминания происходил абсолютно не эмоционально, молча. Достаточно легко и уверенно воспроизводила слова из списка, если не помнила порядок слов, не тратила время на процесс вспоминания.

Обработка и анализ результатов.

В ходе проведения исследования были построены таблицы по результатам воспроизведения элементов из списка по каждому испытуемому (смотри Приложение 1- Приложение 8). В каждой таблице было подсчитано общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении (обозначено буквой V), и опираясь на эти данные, были построены графики заучивания (смотри Приложение 1- Приложение 8). В данных графиках по оси абсцисс откладываются порядковые номера повторений, по оси ординат – количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении (V). Далее по формуле подсчитываем частоту воспроизведения каждого слова за все повторения:

Кi= Pi/n,

где Ki – частота воспроизведения i-го слова, Pi – количество его правильных воспроизведений, n – количество повторений. На основании полученных по формуле данных строим диаграмму частот воспроизведения слов в зависимости от их порядковых номеров (смотри Приложение 1- Приложение 8).

Имея результаты исследования частоты воспроизведения слова по каждому испытуемому в группе из 7 человек, можно построить таблицу и найти среднее значение частоты воспроизведения по каждому слову (Приложение 9). На основании полученных результатов строим диаграмму зависимости среднегрупповой частоты воспроизведения слова от его порядкового номера (Приложение 9).

Динамика заучивания

Изучая динамику процесса заучивания, мы составили таблицы по каждому испытуемому, на основе которых были построены графики. Исходя из полученных результатов, можно отметить, что динамика процесса заучивания испытуемого не сильно отличается от обще-групповой динамики. Как и для группы в целом, так и для контрольного испытуемого, характерно увеличение количества запоминаемых слов с каждым новым прочтением. На основании данных таблиц мы построили сводную таблицу по всей группе из 7 человек (Приложение 10). Первое восприятие списка слов было очень эффективным (6 слов), тогда как среднее значение по группе составляет 3 слова. Второе прочтение прибавило количество воспроизведённых слов как группе в целом (5 слов), так и испытуемому (7 слов). Однако более эффективным было четвертое восприятие для испытуемого (11 слов), чем для группы, где среднее значение воспроизведенных слов не изменилось по сравнению с третьим воспроизведением (7 слова). Пятое восприятие было самым благоприятным для испытуемого, когда он смог впервые назвать все 12 слов и в нужном порядке, чего нельзя сказать о среднегрупповом значении, которое составило 9 слов. В целом, можно сделать вывод, что результаты по  контрольному испытуемому много лучше, чем по группе в целом. Испытуемому было достаточно 5 прочтений, чтоб воспроизвести все слова из списка в нужном порядке, тогда как среднее значение для группы составило 7 прочтений (Приложение 10).

Подводя итоги по сводной таблице, можно сказать, что индивидуальный и обще-групповой графики по направлению не различны, т.е. стабильно прослеживается движение вверх не наблюдается особых спадов и подъемов, движение графика достаточно плавное. Но если сравнивать результаты по количеству прочтений, необходимых для полного и верного воспроизведения списка, то здесь явно видно, что у испытуемого они выше чем среднегрупповые.



2019-12-29 525 Обсуждений (0)
Глава 2. Практическая часть. Исследование динамики процесса заучивания. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Практическая часть. Исследование динамики процесса заучивания.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (525)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)