Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Глава 2. Экспериментальная методика по обучению рассказыванию как методу формирования связной монологической речи




Обследование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста

Таким образом, целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в системе работы с детьми дошкольного возраста. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении дошкольников.

Экспериментальное исследование проводилось в подготовительной группе детского сада №34 города Смоленска.

В исследовании приняли участие десять детей контрольной группы и десять детей экспериментальной группы.

Целью констатирующего этапа исследования было выявить уровень связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи констатирующего эксперимента:

1) определить критерии сформированности связной монологической речи у детей 6-7лет;

2) подобрать диагностический материал и оборудование;

3)провести диагностику уровня сформированности связной монологической речи у детей 6-7 лет.

Для определения уровня сформированности связной монологической речи использованы критерии, предлагаемые в своих исследованиях (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук) [12].

При обследовании монологической речи повествовательного типа:



Ø Умеет ли ребенок выстроить правильную последовательность картинок, объединённых единым сюжетом.

Ø Способен ли вычленить главную тему (идею) своего рассказа через вопрос: «О чем будет твой рассказ (сказка)?

Ø Может ли доказать правильность своей логики (через собственный рассказ).

Ø Выявление умения ребенка ориентироваться в структуре повествовательного текста, т.е. умение выделять начало, середину и конец произведения.

При обследовании монологической речи описательного типа:

Ø Умеет ли ребенок определять объект речи.

Ø Выдерживать элементарную логику описания предмета, которая проявляется в последовательном перечислении признаков, относящихся к следующим группам:

1-я группа – внешние (телесные) признаки: качества и свойства;

2-я группа – внутренние (скрытые) признаки: целевое назначение (для чего создан предмет) и функция (как пользоваться, использовать объект).

С целью изучения особенности формирования связной монологической речи у детей седьмого года жизни мы использовали следующие методики (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук) [12].

Методика 1.

Цель:Изучение особенностей повествовательных высказываний.

Оборудование:серия сюжетных картинок «Трусиха» (по первому этапу обследования), текст сказки «Курочка, мышка и тетерев» (по второму этапу обследования), тетрадь, ручка или диктофон (см. приложение).

Проведение обследования: обследование включает в себя два этапа.

Первый этап.

1. Педагог выкладывает перед ребенком четыре картинки с последовательным развитием действия в произвольном порядке и говорит: «Картинки перепутались, но в них спрятался рассказ (сказка). Разложи картинки в той последовательности, в какой развивались события в рассказе».

Фиксируется, в какой последовательности ребенок выложил картинки (по номерам картинок).

2. Педагог задает ребенку вопрос: «О чем этот рассказ?»

Ответ ребенка коротко записывается; обращается внимание на степень развернутости ответа (например:«Этот рассказ про девочку, мальчика и собаку»; «Этот рассказ про то, как девочка не испугалась большую, страшную собаку»).

3. Педагог просит ребенка рассказать этот рассказ.

Рассказ дословно записывается в тетрадь или на диктофон. Педагог благодарит ребенка.

Анализ результата.

Второй этап.

Предварительно воспитатель знакомит всех детей со сказкой «Курочка, мышка и тетерев». Далее обследование проводится в индивидуальной форме.

Педагог интересуется, помнит ли ребенок сказку. Предлагает:

v Пересказать начало сказки («У этой сказки есть начало.Расскажи его»);

v Перечислить события средней части («Перечисли все события в середине сказки»);

v Пересказать конец сказки («Расскажи конец сказки»).

Примечание. Если ребенок увлекается пересказом (рассказывает все от начала до конца), то надо выслушать его и попросить повторить задание («Повтори, о чем я тебя просила»).

Анализ результата.

Если ребенок правильно повторяет задание педагога, то воспитатель интересуется: «Ты считаешь, что выполнил задание?» В случае утвердительного ответа ребенка ставится « 1балл ».

Если ребенок не может повторить задание педагога, то воспитатель дает установку во второй раз и предоставляет ребенку еще одну возможность выполнить задание.

Методика 2.

Цель: изучение особенностей описательных высказываний.

Оборудование: две картинки: с изображением робота и куклы (малыша с соской и бутылочкой).

Проведение обследования: Педагог предлагает детям две картинки на выбор: с изображением робота и куклы. Предлагает описать картинку.

В дополнительных наблюдениях фиксируется интерес ребенка к описанию объекта; внеречевые реакции, замена слов показом, тяготение к повествовательному высказыванию.

Описания детей записываются с последующим анализом.

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (119)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7