Глава 2. Экспериментальная методика по обучению рассказыванию как методу формирования связной монологической речи
Обследование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста Таким образом, целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в системе работы с детьми дошкольного возраста. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении дошкольников. Экспериментальное исследование проводилось в подготовительной группе детского сада №34 города Смоленска. В исследовании приняли участие десять детей контрольной группы и десять детей экспериментальной группы. Целью констатирующего этапа исследования было выявить уровень связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста. Задачи констатирующего эксперимента: 1) определить критерии сформированности связной монологической речи у детей 6-7лет; 2) подобрать диагностический материал и оборудование; 3)провести диагностику уровня сформированности связной монологической речи у детей 6-7 лет. Для определения уровня сформированности связной монологической речи использованы критерии, предлагаемые в своих исследованиях (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук) [12]. При обследовании монологической речи повествовательного типа: Ø Умеет ли ребенок выстроить правильную последовательность картинок, объединённых единым сюжетом. Ø Способен ли вычленить главную тему (идею) своего рассказа через вопрос: «О чем будет твой рассказ (сказка)? Ø Может ли доказать правильность своей логики (через собственный рассказ). Ø Выявление умения ребенка ориентироваться в структуре повествовательного текста, т.е. умение выделять начало, середину и конец произведения. При обследовании монологической речи описательного типа: Ø Умеет ли ребенок определять объект речи. Ø Выдерживать элементарную логику описания предмета, которая проявляется в последовательном перечислении признаков, относящихся к следующим группам: 1-я группа – внешние (телесные) признаки: качества и свойства; 2-я группа – внутренние (скрытые) признаки: целевое назначение (для чего создан предмет) и функция (как пользоваться, использовать объект). С целью изучения особенности формирования связной монологической речи у детей седьмого года жизни мы использовали следующие методики (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук) [12]. Методика 1. Цель:Изучение особенностей повествовательных высказываний. Оборудование:серия сюжетных картинок «Трусиха» (по первому этапу обследования), текст сказки «Курочка, мышка и тетерев» (по второму этапу обследования), тетрадь, ручка или диктофон (см. приложение). Проведение обследования: обследование включает в себя два этапа. Первый этап. 1. Педагог выкладывает перед ребенком четыре картинки с последовательным развитием действия в произвольном порядке и говорит: «Картинки перепутались, но в них спрятался рассказ (сказка). Разложи картинки в той последовательности, в какой развивались события в рассказе». Фиксируется, в какой последовательности ребенок выложил картинки (по номерам картинок). 2. Педагог задает ребенку вопрос: «О чем этот рассказ?» Ответ ребенка коротко записывается; обращается внимание на степень развернутости ответа (например:«Этот рассказ про девочку, мальчика и собаку»; «Этот рассказ про то, как девочка не испугалась большую, страшную собаку»). 3. Педагог просит ребенка рассказать этот рассказ. Рассказ дословно записывается в тетрадь или на диктофон. Педагог благодарит ребенка. Анализ результата. Второй этап. Предварительно воспитатель знакомит всех детей со сказкой «Курочка, мышка и тетерев». Далее обследование проводится в индивидуальной форме. Педагог интересуется, помнит ли ребенок сказку. Предлагает: v Пересказать начало сказки («У этой сказки есть начало.Расскажи его»); v Перечислить события средней части («Перечисли все события в середине сказки»); v Пересказать конец сказки («Расскажи конец сказки»). Примечание. Если ребенок увлекается пересказом (рассказывает все от начала до конца), то надо выслушать его и попросить повторить задание («Повтори, о чем я тебя просила»). Анализ результата. Если ребенок правильно повторяет задание педагога, то воспитатель интересуется: «Ты считаешь, что выполнил задание?» В случае утвердительного ответа ребенка ставится « 1балл ». Если ребенок не может повторить задание педагога, то воспитатель дает установку во второй раз и предоставляет ребенку еще одну возможность выполнить задание. Методика 2. Цель: изучение особенностей описательных высказываний. Оборудование: две картинки: с изображением робота и куклы (малыша с соской и бутылочкой). Проведение обследования: Педагог предлагает детям две картинки на выбор: с изображением робота и куклы. Предлагает описать картинку. В дополнительных наблюдениях фиксируется интерес ребенка к описанию объекта; внеречевые реакции, замена слов показом, тяготение к повествовательному высказыванию. Описания детей записываются с последующим анализом.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |