Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы управления финансовыми рисками



2019-12-29 141 Обсуждений (0)
Методы управления финансовыми рисками 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В условиях объективного существования риска и связанных с ним финансовых и других потерь возникает потребность в определенном инструментарии, который позволил бы наилучшим из возможных способов (с точки зрения поставленных экономическим субъектом целей) учитывать риск при принятии и реализации хозяйственных решений. Такой инструментарий разрабатывается в системе управления риском.

Внешняя среда – главный источник неопределенности функционирования предприятия в условиях рынка. Как отмечают Р. Сайерт и Дж. Марч [27], во всех случаях неопределенность есть черта организационного поведения, с которой организации должны жить. В случае предприятия имеет место неопределенность по отношению к рынку, поставкам, действиям акционеров, поведению конкурентов, мероприятиям правительственных агентств и т.п. Как результат, большая часть современной теории решений касается проблем принятия решений в условиях риска и неопределенности. Наряду с этим, существуют внутриорганизационные факторы неопределенности развития, вызываемые динамичностью производственных и других процессов, повышением роли научно-технических нововведений, а, главное, непредсказуемостью действий людей и их групп, занимающих различное положение в социальной иерархии. Но эти факторы неопределенности все же больше подвластны решениям собственников и менеджеров фирмы, в отличие от плохо регулируемых факторов внешней среды.

Залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его устойчивость. Финансовая устойчивость является главным компонентом общей устойчивости предприятия.

Финансовая устойчивость предприятия – это такое состояние его финансовых ресурсов, их перераспределения и использования, когда обеспечиваются развитие предприятия на основе собственной прибыли и рост капитала при сохранении его платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня финансового риска.

Целью управления финансовым риском является снижение потерь, связанных с данным риском, до минимума. Потери могут быть оценены в денежном выражении, оцениваются также шаги по их предотвращению.

В целом, методы защиты от финансовых рисков могут быть классифицированы в зависимости от объекта воздействия на два вида: физическая защита и экономическая защита. Физическая защита заключается в использовании таких средств, как сигнализация, приобретение сейфов, системы контроля качества продукции, защита данных от несанкционированного доступа, наем охраны и т.д.

Экономическая защита заключается в прогнозировании уровня дополнительных затрат, оценке тяжести возможного ущерба, использовании всего финансового механизма для ликвидации угрозы риска или его последствий.

Управление финансовыми рисками – это набор определенных действий, которые направлены на заблаговременное прогнозирование и выявление нежелательных событий, которые могут неблагоприятно отразиться на субъекте предпринимательской деятельности, также на разработку и осуществление мер для их ликвидации.

Существуют определенные этапы управления риском, которые помогают эффективно воздействовать на риск, они представлены в приложении 1.

1 этап. Чтобы провести анализ финансового риска, прежде всего, необходима достоверная информация. Как известно, в современном мире в условиях жесткой конкуренции на рынке будут одерживать победу те предприятия, которые быстро реагируют на изменения в окружающем мире независимо от размера предприятия.

Наибольшая вероятность появления риска соответствует минимуму/некачественной информации, что видно на рисунке 2 [7].

Источники и методы получения информации:

– информация из документов – наиболее качественный метод получения информации;

 

     
Риск
 

 


Рис. 2 - Зависимость риска и информации

 

– средства массовой информации – наиболее широко используемый вид получения информации;

– данные, предоставленные партнерами;

– использование косвенных признаков (метод сопроцессов). Так как ни один процесс не происходит изолировано, то ему постоянно будут сопутствовать другие процессы, которые можно идентифицировать

– метод агента. Во все времена существовали люди, готовые за определенную сумму предоставить нужную вам информацию.

2 этап. Он представляет собой совокупность методов выявления риска. Для правильной оценки риска и для принятия решения, которое эффективно снизит или полностью ликвидирует риск, изначально необходимо собрать сведения об источнике риска. Этот шаг называется «выявлением риска» и заключает в себе два этапа: сбор или отсеивание ненужной или недостоверной информации и определение опасностей.

3 этап. Чтобы оценить риск, используются следующие методы:

а) статистический метод – то есть метод дисперсии, стандартного отклонения, коэффициента вариации. На основе расчета дисперсии, стандартного отклонения и коэффициента вариации можно произвести оценку риска не только какой-то определенной сделки, но и самой фирмы в целом за некоторый промежуток времени.

б) метод экспертных оценок – это метод, который осуществляется с помощью мнений специалистов. Наиболее эффективным этот метод будет в том случае, если эксперты будут сопровождать свои мнения фактическими данными.

в) метод использования аналогов – он используется в том случае, когда другие методы не могу быть использованы или неэффективны. При использовании метода аналогов используются базы данных о риске подобных проектов и сделок. Полученная таким образом информация обрабатываются для того, чтобы выявить зависимость появления риска при осуществлении новой сделки или проекта.

г) комбинированный метод – это метод, который сочетает в себе сразу несколько методов или их элементы.

4 этап заключается в принятии решения о методе воздействия на риск с целью его минимизации для того, чтобы избежзать убытков в будущем. Есть несколько методов минимизации риска и таким образом возникает проблема выбора наиболее эффетивного.

5 этап. Он включает в себя несколько способов, которыми можно воздействовать на риск. Ими являются: упразднение, снижение, сохранение, передача риска и поглощение риска.

Упразднение заключается в отказе от совершения рискового мероприятия. Но для финансового предпринимательства упразднение риска обычно упраздняет и прибыль.

Снижение рискапредставляет собой снижение либо размеров возможных убытков, либо самой вероятности наступления нежелательных событий. Чаще всего снижение риска осуществляется с помощью профилактических организационных и технических мероприятий. Например, усиление безопасности зданий и сооружений, установка систем контроля и оповещения, противопожарных устройств и т.д.

Финансовый риск можно снизить следующими способами:

1) диверсификация – это процесс распределения инвестиций между различными видами деятельности, которые между собой не связаны. Это делается с целью снизить риск потери капитала или доходов от него. Инвестор принимает решения, когда результаты его действий неопределенны и основаны на ограниченной и возможно не достоверной информации. Естественно, что если бы у инвестора была более полная информация, он мог бы сделать лучший прогноз и тем самым снизить риск. Таким образом, информация становится товаром. При этом таким товаром, за который инвестор готов отдать большие деньги. Следовательно, если в информацию вкладывают деньги, то это становится эккаунтиногом, одной из сфер предпринимательской деятельности.

2) лимитирование – установка лимита, т.е. определение критических сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является одним из основных средств снижения риска. Оно применяется предпринимателем при продаже товаров в кредит (по кредитным карточкам), по дорожным чекам и еврочекам и т.п.; инвестором при определении сумм вложения капитала и т.п. Помимо этого есть метод хеджирования, который мало распространен в России. Например, компании, которые специализируются на обработке сырья, страхуют прогнозируемый уровень доходов передачей риска другой стороне, используя хеджирование. В США сырьевые материалы обычно покупаются и продаются на сырьевых товарных биржах, крупнейшими из которых являются Чикагская и Нью-йоркская. Встречаются и другие разновидности хеджирования. Предприниматели могут застраховать себя от изменений цен с помощью заключения так называемых контрактов «с условным требованием», где говориться о количестве и цене на товары и услуги, которые продаются или соответственно покупаются. В таком случае и продавец, и покупатель получают выгоду. Кроме этого есть множество способов уменьшения возможного риска, такие как: контроль качества производимой продукции или оказываемых услуг; тщательный подбор персонала предприятия; правильное оформление контрактов и т.п.

3) страхование. Каждое стихийное бедствие или несчастный случай заключают в себе опасность, которая затрагивает предметы труда, в результате чего возникает страховой случай, то есть объект страховой защиты. Этим объектом страхования выступает риск, который может осуществиться или нет. Страхование финансовых рисков – это отношение имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении страховых случаев и денежных фондов, формируемых из уплачиваемых или страховых взносов. Страхование зависит от специфики и специализации предприятия, но в общих чертах страхование имеет следующие виды:

а) страхование имущества и имущественных ценностей;

б) страхование грузопотоков;

в) страхование общегражданской ответственности, которая включает в себя риск загрязнения окружающей среды и ответственность работодателя перед работниками.

Основным недостатком страхования является то, что лишь в редких случаях оно может гарантировать полную компенсацию всех убытков.

Еще одним способом воздействия на риск является его сохранение. Сохранение риска не является синонимом отказа от управления им. Сохранение риска основано на принципах его компенсации с целью готовности к последствиям возможного риска. Такой метод получил название резервирование и выражается в создании резервных фондов за счет собственных средств с целью покрытия убытков при возникновении непредвиденных ситуаций из средств собственных фондов [29]. К мерам, осуществляемым при сохранении риска, могут также быть причислены получение кредитов и займов для компенсации убытков и восстановления производства, получение государственных дотаций и др.

Способ передачи финансового риска основан на частичной его передаче партнерам по отдельным финансовым операциям. При этом хозяйственным партнерам передается та часть финансовых рисков предприятия, по которой они имеют больше возможностей нейтрализации их негативных последствий и располагают более эффективными способами внутренней страховой защиты.

Последним способом воздействия на риск является поглощение. Оно состоит в том, чтобы признать ущерб и отказаться от его страхования. К поглощению прибегают, когда сумма предполагаемого ущерба от риска незначительно мала и ей можно пренебречь.

6 этап. Заключительным этапом управления риском является контроль и корректировка результатов реализации выбранной стратегии с учетом новой информации.

Для наиболее эффективного управления рисками на предприятии необходимо ввести должность «риск-менеджера», которая широко распространена в западных странах. Задачей риск-менеджера является минимизирование возможного риска до максимально низкого уровня и при этом не снизить уже заложенных уровней рентабельности.

В большинстве случаев, риск–менеджер разделяет свои обязанности с другими менеджерами. Так, например, риск-менеджер вместе с финансовым менеджером, определяют финансовые ресурсы предприятия для страхования риска, оценивают последствия риска. Также многие вопросы риск-менеджер решает вместе с менеджером по персоналу, инженером по техническому оснащению предприятия и т.д.

В случае эффективного прогнозирования и планирования риск-менеджер имеет возможность предвидеть и принять необходимые меры для того, чтобы быть готовому к экономическим колебаниям внешней среды. Активная деятельность по изучению действий конкурентов могут помочь предпринимателю вовремя на них отреагировать.

Важным фактором уменьшения риска является правильное управление финансами. В данном случае финансовый менеджер играет главенствующую роль. В его силах уменьшить потенциальные финансовые убытки путем своевременного долгосрочного инвестирования в прибыльные сектора экономики.

Исходя из перечисленных методов снижения риска, можно сформировать ряд правил, которые рекомендуется соблюдать:

1. Риск нужно не избегать, а предвидеть и стремиться снизить его до более низкого уровня;

2. Необходимо оценивать, какие виды убытков вероятны;

3. Не стоит страшиться потерь, которые не превышают ожидаемую прибыль, необходимо снизить вероятность их появления;

4. Необходимо образовать резервный фонд самострахования;

5. Страхование риска есть наилучший способ его уменьшения;

6. Риск следует разделить между всеми участниками операции;

7. Необходимо избегать такой риск, потери от которого предприниматель не в силах возместить.

Таким образом, под управлением финансовым риском понимаются процессы, которые связаны с идентификацией, анализом и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий.




2019-12-29 141 Обсуждений (0)
Методы управления финансовыми рисками 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы управления финансовыми рисками

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (141)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)