Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная ориентация экономической системы и макроэкономика.



2019-12-29 209 Обсуждений (0)
Социальная ориентация экономической системы и макроэкономика. 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Республика Беларусь и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходят от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Вначале преобладала точка зрения (причем и среди отечественных, и среди иностранных экономистов), что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая переходная экономическая система, или экономика переходного периода. Это некая совокупность элементов административно-командной и современной рыночной систем. В ряде стран к этому добавляются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы.

В процессе длительной эволюции во всех странах мира утвердилось господство рыночной экономики как основной и наиболее эффективной формы ведения хозяйства. Ее основу составляет товарное производство. Под ним понимается производство продуктов отдельными, частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого-либо продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке, их обмен.

Целью данной работы является рассмотрение социально ориентированной рыночной экономики, в том числе в Республике Беларусь.

Задачами данной работы являются:

— рассмотрение моделей социальной рыночной экономики;

— рассмотрение социально-ориентированной шведской экономики;

— рассмотрение социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь.

 

ГЛАВА 1. Макроэкономика: понятие, особенности, функции и субъекты. Проблемы регулирования экономики. Истоки, сущность, функции, принципы и модели социальной рыночной экономики. Макроэкономика в условиях социальной ориентации экономической системы.

Макроэкономика и её особенности.

Макроэкономика – это раздел экономической теории, в котором рассматриваются факторы, закономерности и условия эффективности совместной экономической деятельности всех её участников в рамках целостного экономического организма.

Макроэкономика изучает совместную, взаимозависимую и взаимосвязанную деятельность всех экономических субъектов во всех сферах. Объективной основой этого служат общественное разделение труда и экономическая зависимость всех друг от друга. В этом состоит первая особенность макроэкономики.

При рассмотрении целостного образования – всей экономики в её единстве – макроэкономика оперирует другими показателями и измерителями - агрегатами, т.е. совокупностями (совокупная цена, государственный бюджет, национальный доход и т.п.). В этом – вторая её особенность.

Изучая экономику как единое и целостное образование, макроэкономика учитывает внешние субъекты (другие государства) и их экономическое воздействие (например в форме импорта и экспорта). В этом состоит третья особенность макроэкономики.

Исследуя особенный объект, макроэкономика опирается на иные подходы и методы его изучения. Их совокупность составляет методологию макроэкономики.

Основу методологии составляют:

· Равновесный подход;

· Предельный подход;

· Мультипликативный подход;

В макроэкономике широко используют специфические методы изучения. Одним из главных методов служит моделирование. Моделирование – это отражение экономической реальности с помощью модели, т.е. воспроизведения предмета в упрощённом либо уменьшённом виде.

Моделирование бывает:

· Математическим;

· Графическим;

· Логическим;

При этом модели могут быть двух типов: статические и динамические. Статические модели отражают макросвязи в определённый момент времени, а динамические – моделируют экономические связи в развитии с учётом течения времени на протяжении какого-то периода. Особенности методологии макроэкономики показаны в таблице 1.

 

 

Основные подходы

Равновесный

Предельный

Мультипликативный

Основные методы

Математическое моделирование

Графическое моделирование

Логическое моделирование

Тип модели

Статический

Динамический

         

 

Таблица 1. Методология макроэкономики

Основные функции макроэкономики:

· Познавательная;

Суть: изучение и объяснение экономических процессов в национальной экономике.

· Практическая;

Суть: даёт рекомендации для проведения экономической политики.

· Прогностическая;

Суть: проводит оценку перспективных вариантов макроэкономической динамики.

· Мировоззренческая;

Суть: формирует экономическое мировоззрение членов общества.

 

Главными экономическими субъектами в макроэкономике являются:

· Домашние хозяйства;

· Предприятия и фирмы;

· Государство;

· Участники внешнеэкономических отношений (заграница).

Сектор домашних хозяйств включает все частные хозяйственные единицы внутри страны, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. Домашние хозяйства поставляют на рынок факторы производства; потребляют часть получаемого дохода, покупая потребительские блага; часть полученного дохода сберегают.

Предпринимательский сектор – это совокупность всех фирм страны, предъявляющих спрос на факторы производства, создающих предложение произведённой продукции и инвестирующих средства в производственную базу.

Государственный сектор представлен совокупностью всех государственных институтов и учреждений. Государство занимается производством общественных благ (национальная безопасность, наука, инфраструктура, природоохранные мероприятия и т.п.), способствует оптимальному функционированию национальной экономики. Как макроэкономический субъект, государство закупает средства производства, созданные в предпринимательском секторе, оплачивает труд государственных служащих. Понесённые при этом затраты называются государственными расходами, основным источником покрытия которых являются налоги. Государство осуществляет также выплаты домашним хозяйствам в виде государственных пенсий, пособий и предпринимателям в виде дотаций. Важной функцией государства является также создание (предложение) денег.

Сектор заграницы включает в себя совокупность всех экономических агентов за границей, осуществляющих операции с субъектами данной страны. Воздействие заграницы на национальную экономику происходит через международную торговлю, миграцию производственных факторов, национальных валют.

Все субъекты макроэкономики, осуществляя экономическую деятельность, опираются на свои интересы и мотивы, реагируют на изменения общей и частной экономической обстановки, на действия других субъектов, как внутренних, так и внешних (заграница).

В макроэкономике большую роль играет временной фактор. Поэтому важное значение имеют "ожидания" экономических субъектов.

Ожидания – это представления экономических субъектов о том, как сложится хозяйственная конъюнктура в будущем. Теория ожиданий акцентирует внимание на поведении, поступках, устремлениях людей, которые необходимо учитывать при разработке экономической политики.

Экономические ожидания подразделяются на две группы:

· Ожидания ex post (оценка экономическим субъектом приобретённого в прошлом опыта);

· Ожидания ex ante (прогнозная оценка предстоящих действий, событий).

В макроэкономике выделяют три основных концепции формирования ожиданий.

1. Концепция статических ожиданий.

В соответствии с ней хозяйствующие субъекты строят свои планы по аналогии с планами прошлых лет. Никаких изменений в текущую и предстоящую хозяйственную деятельность не вносится.

2. Концепция адаптивных ожиданий.

Предполагает, что экономические субъекты, планируя будущую деятельность, корректируют свои ожидания и действия исходя из событий прошлого, ошибок или подтверждений прошлых прогнозов. Ввиду того, что экономическое поведение субъектов обусловлено прошлым опытом, адаптивные ожидания "обращены назад", не имея никакой связи с будущим.

3. Концепция рациональных ожиданий.

Хозяйствующие субъекты прогнозируют свою деятельность с учётом не только прошлого опыта, но и критической переработки всей имеющейся в их распоряжении информации. В условиях быстрого изменения экономической конъюнктуры ожидания формируются на основе не прошлого опыта, а предвидения будущего. С учётом анализа имеющейся информации формируется рациональное поведение экономических субъектов.

По многим вопросам макроэкономики в науке сложилось несколько разных точек зрения, которых можно сгруппировать по основным научным направлениям.

Классическое направление (Ф. Кенэ, А. Смит, Д. Риккардо, К. Маркс, А. Маршалл и др.) исходит из следующих понятий:

· Экономика – это рынок совершённого типа;

· Экономика является саморегулируемой;

· Цены на рынках гибкие, уравновешивающиеся;

· Экономические субъекты действуют рационально – под влиянием своего интереса, т.е. выгоды.

Кейнсианское направление (Дж. Кейнс), отрицающее положения классического направления в связи со сформировавшимся несовершённым типом рыночной экономики, утверждает следующее:

· Цены перестали быть гибкими;

· Экономика (её рынки) взаимозависимы, поэтому "сбои" в одном звене вызывают неравномерность в другом;

· Экономические субъекты действуют нерационально, не только под воздействием экономического интереса, но и различных ожиданий, психологических моментов и т.п.;

· Экономика перестала быть саморегулируемой, её должно регулировать государство.

Монетаристское направление (М. Фридман и др.), выступают против кейнсианства, отстаивает следующие положения:

· Деньги – основной элемент рыночной экономики;

· Изменения в денежном секторе – первичные и главные по отношению ко всем изменениям в реальном секторе экономики;

· Государство должно регулировать только лишь деньги, осуществляя жесткое сдерживание денежной массы.

 

Значимость макроэкономики состоит в том, что она отражает и изучает сложную реальность — экономику в целом, а это должно служить основой грамотной и взвешенной экономической полити­ки. Такая политика представляет собой совокупность принципов и средств, призванных обеспечивать условия для здорового развития макроэкономики, при котором осуществляются устойчивый эконо­мический рост и рациональная занятость ресурсов.

В современном мире выделяют два подхода к макроэкономике и ее регулированию: рыночный и социально регулируемый.

При рыночном подходе экономика на макроуровне развивает­ся под воздействием объективных законов рынка. А регулирующее влияние государства весьма ограничено и сводится только к право­вому обеспечению норм (правил) функционирования рыночных структур и защите прав бизнеса.

При социально регулируемом подходе особым направлением регулирую­щего воздействия государства становится защита бизне­са, различных социальных групп, общества в целом.

Это обусловлено тем, что рынок несет серьезные риски (убыт­ки, банкротства и т.п.) не только самому бизнесу, но и другим участникам рыночных отношений. Среди таких угроз (рисков) — безработица, инфляция, производственные травмы и инвалидность, бедность и нищета, недоступность дорогой медицинской помощи и дорогого образования и т.п.

Кроме того, с развитием общества все больше потребность и шире круг так называемых общественных благ— тех товаров и услуг, потребление которых кем-либо не уменьшает их доступнос­ти для других. Основными формами таких благ служат охрана общественного порядка, охрана окружающей среды, защита от эпи­демий, национальная оборона и т.п.

Эти блага нужны всем, но затраты на такие блага не приносят прибыли, поэтому они не интересны для частного бизнеса. Ими должно заниматься государство.

Таким образом, социально регулируемый подход к макроэко­номике в отличие от рыночного расширяет функции и ответствен­ность государства перед членами своего общества за достижение главной цели — обеспечение условий не только для экономичес­кой, но и социальной устойчивости данного общества.

 

Социальная ориентация экономической системы и макроэкономика.

В конце XIX в. возникло направление экономической мысли - социальная экономия (Ш. Жид, Г. Шмоллер, А. Вагнер, Г. Джордж и др.). Суть этого направления выражалась в ряде концепций, объ­единенных стремлением к решению ставших острыми социальных проблем.

Социальная экономия как течение экономической мысли от­личалась следующими основными положениями:

· обвинением капитализма в таких социальных последствиях, как эксплуатация, материальное неравенство, безработица, угнете­ние женщин и т.п.;

· признанием необходимости и возможности решения соци­альных проблем;

· отказом от мысли об антагонизме классов и признание их взаимодополняемости как основы для сотрудничества и солидар­ности;

· признанием возможности и важности государства для осу­ществления социальной политики.

Однако по последнему положению (о государстве) социальная экономия разделилась на два потока. Одно уповало в решении со­циальных проблем на активизацию кооперативного движения и добровольных объединений граждан. А другое главную роль в решении социальных проблем отводило государству.

В то время социальная экономия не сыграла значительной роли ни в теории, ни в практике. Однако она заложила камень в их будущее развитие.

Перед второй мировой войной ряд немецких ученых под воздействием разразившегося мирового экономического кризиса были едины в том, что их страна должна дистанцироваться от уста­ревшей системы свободной рыночной экономики, ответственной за мировой кризис. Это направление немецкой экономической науки напрямую связало экономические "порядки" с государством, его политикой и правом, выявляя их взаимозависимости.

 

 

В послевоенной разрушенной Германии, дистанцируясь теперь уже и от авто­ритарно-регулируемой экономики, немцы стали искать третий путь.

Формула этого пути была выдвинута Альфредом Мюллер-Армаком (1901-1978) и состояла из трех слов: "социальное ры­ночное хозяйство". "Основная философия социального рыночного хозяйства,— как напишет потом немецкий профессор К. Цинн,— состоит во взаимодействии рыночного механизма и социально оза­боченного или ходатайствующего государства"[1].

Сам же Мюллер-Армак писал в 1947 г. так: "...социальная спра­ведливость, наряду и вместе со свободой, должна быть возвышена до того, чтобы стать составной частью нашего будущего экономи­ческого порядка"[2].

 

Начиная с 1948 г. эти идеи приобрели в послевоенной Герма­нии статус государственной доктрины. Успешная реализация та­кой доктрины получила впоследствии название "немецкое эконо­мическое чудо".

Однако двойственность, нечеткость формулы "социальное ры­ночное хозяйство", в которой акценты могут быть поставлены как на первом, так и на втором слове, была достаточно критически воспринята с точки зрения науки еще в те времена. Это следует учитывать и при анализе сложившихся затем в разных странах экономических моделей.

Таким образом, германская модель социальной рыночной экономики ха­рактеризуется следующими основными чертами:

· наличием индивидуальной свободы и развитости конкурен­ции как условия реализации рыночных механизмов;

· зависимостью социальной политики от компромиссных ре­шений разных социальных групп и от прямого участия государства в социальном обеспечении граждан;

· принятием государством мер антициклического и антиинф­ляционного порядка;

· осуществлением принципа социального партнерства.

 

С некоторыми различиями социальная рыночная экономика утвердилась также в Австрии, Франции, Греции, Швеции, Фин­ляндии.

Главной функцией социальной рыночной экономики является обеспечение материальных условий жизнеспособности общества.

Функции социальной рыночной экономики:

· социальной стабилизации и социального мира;

· создания условий для более широкого удовлетворения тех важных потребностей, на которые не откликается по известным причинам рынок;

· более широкого удовлетворения особых, социальных по­требностей общества и граждан;

· социальной защиты субъектов, оказавшихся в силу ряда объ­ективных причин "вне игры" на рыночных условиях;

· повышения материального благосостояния всех слоев об­щества на основе экономического развития страны;

· развития социальной солидарности и ответственности.

 

Ос­новные принципы социальной рыночной экономики:

1. Социальная рыночная экономика может быть только в пра­вовом государстве, где утверждается принцип всеобщего уважения общепринятых законов, в том числе и в сфере экономики. В рамках этого принципа устанавливается взаимодействие государства и ры­ночных структур.

2. Принцип свободы экономической деятельности в пределах существующих законов. Каждый свободен выбирать свое дело, взяв на себя экономическую ответственность за его результаты.

3. Принцип занятости трудоспособного населения, который раз­ными методами должно обеспечивать государство.

4. Принцип установления социальных гарантий как гарантий равных для всех социальных слоев возможностей.

5. Принцип социальной справедливости для всех слоев населения.

6. Принцип социальной защиты для незащищенных.

7. Принцип устойчивости экономического роста как матери­альной базы всеобщего и справедливого благосостояния.

8. Принцип социального партнерства, означающий равноправ­ные и равноответственные отношения между нанимателями, работ­никами и государством.

9. Принцип социальной ответственности за эффективность не только своей, но и общей экономической деятельности, за общий уровень и образ жизни.

10. Принцип сохранения социального мира в стране на основе своевременного переговорного разрешения противоречий между социальными группами.

 

Главными составляющими компонентами социальной рыночной экономики являются:

· производственная сфера рыночного типа;

· социальная сфера.

Их соотношение, структура не могут заранее обозначиться жестко и строго, поскольку будут реально зависеть от конкретных условий, поэтому могут быть неодинаковыми в разных странах.

Такая вариативность структуры социальной рыночной эконо­мики заложена самой формулой "социальная рыночная эко­номика", в которой "социальная" и "рыночная" сосуществуют на равных. В этой двойственности есть и плюсы, и минусы. Минус состоит в недостаточной определенности и четкости, а плюс в том, что на базе этой формулы возможны варианты сочетаний состав­ляющих компонент. Главное, чтобы они были в рамках основопо­лагающих принципов данной системы.

В мире существует более 200 стран, каждая из которых обладает своей моделью экономики. Но уровень экономического развития, темпы развития, уровень жизни в этих странах разные. К наиболее развитой группе стран относится так называемые страны «большой семерки». В них производится подавляющая часть мирового валового продукта. Все эти страны базируются на рыночной модели развития. Но, даже говоря об этих странах, следует отметить, что модели рыночной экономики у них разные.

Если общим критерием рыночных систем является рынок с колебанием спроса, предложения и цен, превращенный в двигатель производства, почему одна рыночная система развивается быстрее, а другая медленнее.

Уже не подвергается сомнению положение о том, что большое влияние на уровень экономического развития оказывают институциональные факторы (государство, наличие различных форм собственности, традиции, менталитет и т. п.). Но самым, пожалуй, важным является такой фактор как роль и место государства в экономической системе.

Отношение государства и рыночной экономики определяются, как правило, с помощью рамок задаваемых Конституцией государства. Остающееся экономическое пространство используется политикой (экономической, включая и социальную). Именно этот сегмент и развивает отношения между государством и экономикой, характерные для конкретной экономической системы и обуславливающие ее развитие.

На сегодняшний день самой экономически мощной державой является США. Модель экономики характерная для этой страны может быть охарактеризована как либеральная или конституционально-классическая. Это означает, что данная модель создана по классическим лекалам экономического и политического либерализма и законодательно закреплена в Конституции, принятой в 18 веке.

Анализ социально-экономического развития США за последние примерно сто лет позволяют выделить три важнейшие характеристики американской экономики: рост валового национального продукта (ВНП) в целом и на душу населения; динамика структуры рабочей силы и – возросшее вмешательство государства в экономику.

Среднегодовые темпы его роста были более 3%. До 1930 – примерно 3,5%, после 1949 – 3,6%. По мнению американского профессора Л. Рейнольдса, ВВП на душу населения начал расти в США по меньшей мере с 1830 года.

При этом следует помнить, что такие темпы развития были характерны для страны классического капитализма и рыночной системы, не с точки зрения становления рыночной системы, а с точки зрения привнесения в экономику эмигрантами из Старого Света и, прежде всего, из Англии парадигмы рынка в чистом виде в поведении и психологии. В частности, отмечая буржуазное происхождение США, Ф. Энгельс подчеркивал, что они основаны мелкими буржуа и крестьянами, бежавшими от европейского феодализма с целью учредить чисто буржуазное общество.

Отцы американской демократии – Т. Джефферсон, Б. Франклин, Дж. Медисон, Дж. Адамс – прагматики с огромным опытом и знанием делового человека, американского характера эмигранта, его психологии. Они желали «достигнуть высокого уровня развития и своды для каждого гражданина с помощью общественных институтов, задуманных ими», совершенно четко осознавая свойства человеческого характера и не имея ни малейшего желанию строить свою систему, используя некоего фантастического, придуманного человека.

Важнейшая черта современной американской экономики – возросшее вмешательство в нее государства. Можно выделить четыре главных направления вмешательства.

Первое – обеспечение общественных услуг путем найма рабочей силы покупки материалов и оборудования и т. п. в частном секторе: около 80% продукции реализуется через частный сектор и более 20% – это так называемые правительственные закупки продукции, которые производятся для граждан и финансируются из налоговых поступлений. Закупки такой продукции финансируются из бюджетов разных уровней. Они обеспечивают народное образование, полицию, пожарную охрану, различные городские услуги, содержание мостов, дорог и т. д., поддерживание национальной обороны.

Второе направление – перераспределение дохода через налоговую систему и систему трансферных платежей.

Третье – вмешательство в частный рынок либо для обеспечения конкуренции, либо для ограничения ее разрушающих сил.

Четвертое – макроэкономическое регулирование денежно-кредитной сферы через Федеральную Резервную систему.

Второе направление вмешательства государства – влияние на распределение и перераспределение личных доходов. Распределительный эффект выражен в трансферных платежах (пенсии пожилым людям, пособия многодетным и др.). Они идут полностью людям с малой «потребительской корзиной». Доля трансферных платежей в ВВП увеличивалась от 1% в 1929 году до 6% в 1950 году, составила почти 15% в 1983 году и 16,44% - в 1990 году. Сегодня она составляет более 20%. Следует отметить, что доля этих платежей в США меньше, чем в Западной Европе, но больше, чем в Японии.

Что касается распределения других доходов (от труда и от собственности), то картина здесь следующая 4/5 всех рыночно определяемых доходов составляют трудовые.

Рыночная система США позволила создать простор для быстрого развития рыночной экономики по классическим образцам Западной Европы, начиная с конца 18 века. Экономическая свобода в рамках права дала возможность быстро формировать и развивать рыночные институты, обеспечить значительный рост ВНП и на этой основе высокий уровень удовлетворения потребностей. Если в Западной Европе этот процесс занял, по меньшей мере, 800 лет, то в США – только 200 лет.

Политическая демократия явилась не просто целью, а средством обеспечения свободы, в том числе и экономической, ибо, раскрепостив движущие силы общества, его творческий и производственный потенциал (бизнесменов, ученых, финансистов), она с помощью общественных институтов, гарантировавших достижение прав каждого человека, позволила получить динамично развивающуюся экономику в рамках конституции и права.

Китайская модель. Китайская, точнее восточноазиатская, модель развития обладает неотразимой привлекательностью для всех развивающихся стран, ибо только она обеспечила беспрецедентный, не имеющий аналогов экономической истории рост. Китаю (а раньше и другим странам Восточной Азии, основанным на китайской культуре – Японии, Корее, Тайваню, странам юго-восточной Азии) удалась в послевоенный период поднять темпы роста до 7-10% и поддерживать их в течении нескольких десятилетий. В итоге Восточная Азия во второй половине 20 века стала единственным крупным регионом, которому удалось сократить разрыва в уровнях экономического развития Запада. В 1993 году Всемирный банк опубликовал исследования «Восточноазиатское чудо: экономический рост и правительственная политика», в котором проанализировал факторы стремительного экономического роста в 1965-1990 гг. восьми восточноазиатских стран – Гонконга, Индонезии, Малайзии, Южной Кореи, Сингапура, Тайваня, Таиланда и Японии. Выводы оказались неоднозначными. Все экономисты признали в качестве составляющих политику, направленную на создание стабильной макроэкономической среды (низкая инфляция), стимулирование сбережений и государственных вложений в образование и инфраструктуру, привлечение иностранных инвестиций, поддержку надежной банковской системы. Но важную роль играет также правильное поведение промышленной политики.

Первое требование к успешной промышленной политике состоит в том, что она должна быть экспортно-ориентированной промышленной политикой. Таможенная или прочая защита отечественных производителей обязательно должна дополняться поощрением экспорта, тогда это и называется экспортно-ориентированной промышленной политикой. А без поощрения экспорта протекционизм ведет только к импортозамещению.

Способов поддержки экспорта много, но главным инструментом является занижение валютного курса через накопления валютных резервов Ценрабанком: когда последний закупает валюту в размерах, превышающих предложение участников рынка, т.е. создает избыточный спрос на валюту, курс национальной денежной единицы понижается. Однако простого поощрения экспорта недостаточно.

Недавние исследования показывают, что поощрения сложного наукоемкого экспорта выгодны чисто с экономической точки зрения. И не потому, что ресурсы могут кончиться или подешеветь, а потому, что общественная отдача от развития наукоемких производств больше. Необходима государственная поддержка, чтобы вывести развитие таких отраслей на максимальный уровень.

Именно такая политика, нацеливающая национальных предпринимателей не просто на экспорт, а на постоянное усложнение экспорта, и объясняет экономический успех Китая. В этом как раз и состоит второй принцип успешной политики: не всякий экспорт стоит поддерживать, а только тот который дает наибольшую внешнюю выгоду, возникающую тогда, когда общественная отдача от вложений в определенный вид деятельности больше, чем отдача для конкретных фирм непосредственно занимающихся такой деятельностью.

В 1992 году, еще при жизни Д. Сяопина, Китай провозгласил политику «шичан хуан цзишу», буквально «технология в обмен на рынок», т.е. уступка части национального рынка транснациональным компаниям в обмен на получение от них передовой технологии при создании совместных предприятий. Это китайская политика кажется исключительно успешной: сначала 90-ых гг. начался массированный приток иностранных прямых инвестиций в Китай, накопленный объем этих инвестиций достиг 500 млрд. дол., ежегодный приток в последние годы держится на уровне 50млрд. дол.

Швеция в 1860-1960гг. дала самые высокие темпы роста ВНП на душу населения в мире: в среднем около 3% в год. В 70-е гг. 20 века она занимала первое место в Западной Европе по объему продукции на душу населения. Такого положения Швеция добилась в результате развития перераспределительной системы. Налоги в 70-90-х гг. имели тенденцию к росту: 1971 -- 40,25% ВВП; 1985 г. – 50,1%; 1989 г.—55,8%. Сегодня – чуть больше 50%.

Рост налогов обусловлен, прежде всего тем, что с 50-х гг. социал-демократами был взят курс на создание «функционального социализма». Намечена была не только цель – повышения благосостояние народа, но и средства ее достижения и источники финансирования – налоги, перераспределяемые через политические решения социал-демократического правительства. В условиях относительно благоприятной для шведской конъектуры сложилось своеобразное «разделение труда»: социал-демократическое правительство отлаживало механизм перераспределения, развивало систему социального обеспечения, а предпринимателям оставило производство, экономику.

В Швеции теоретической основой экономической деятельности государства являлся и является «неоклассический синтез», прагматически соединяющий кейнсианские и неолиберальные теоретические концепции. Главная идея – необходимость государственного регулирования экономики при сохранении рыночных отношений и сильного предпринимательства. На протяжении десятилетий социал-демократы Швеции проводили прагматический курс «дагенс-политик» - «политики дня». Превосходная конъюнктура позволила правительству социал-демократов добиться повышения жизненного стандарта основной массы населения без особого ущерба для предпринимательства, но это в благоприятные годы. В 70-е гг., когда экономическое положение страны ухудшилось, государственный сектор, государственные расходы легли тяжелым бременем на экономику. Начиная 1970 г. Численность занятых в государственном секторе ежегодно увеличивалась на 2%, что требовало увеличения бюджетных расходов, а, следовательно, и роста налогов, который переставал стимулировать производство.

Сегодня шведская модель отличается сильной социальной политикой направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-90-х гг. на уровне 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) – на государство. Все это в совокупности и позволило создать своеобразную шведскую модель социально-ориентированной экономики.

Теперь рассмотрим концепции проведения рыночных реформ. Первая концепция называется градуализм, а вторая – «шоковая терапия».

Градуализм – это концепция проведения медленных, последовательных реформ, которая отводит государству главную роль в формировании рынка. Сторонники данной концепции считают, что можно избежать резкого снижения производства и смягчить негативные социальные последствия рыночных преобразований. В качестве удачного примера постепенных реформ градуалисты ссылаются на опыт Китая.

Сторонники градуализма в китайском опыте постепенных реформ отмечают следующие принципы градуалистской политики: 1) может существовать система параллельных цен, а ценовая реформа может быть неполной и постепенной; 2) приватизация не является необходимой предпосылкой для повышения эффективности производства на госпредприятиях; 3) переход к рыночной экономике может осуществляться без жесткой макроэкономической политики; 4) либерализация внешнеэкономической политики может осуществляться постепенно (через постепенное увеличение зон свободной торговли); 5) важен порядок реформ. Например, в Китае сельская реформа предшествовала городской, ценовой – реформе собственности.

«Шоковая терапия» – это концепция, в основе которой лежит одномоментная либерализация цен, быстрое сокращение государственных расходов, устранение бюджетного дефицита и подавление инфляции. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, основоположником которого является Милтон Фридман и его последователи. Первыми на путь быстрого и полного дерегулирования встали страны Центральной Европы и Балтии (кроме Латвии). Наиболее радикальные и быстрые реформы были проведены в Польше. Была проведена быстрая либерализация цен (в течение января 1990г.), был осуществлен переход к жесткой кредитно-денежной политике и введен контроль за ростом заработной платы, ликвидированы ограничения на предпринимательскую деятельность и внешнюю торговлю. Доля частного сектора за три года (1990-1993) увеличилась в 3 раза и составила 30% ВВП.

Обобщая опыт первых реформ можно сделать вывод, что выбор концепции трансформации во многом зависит от уровня социально-экономического развития страны. Страны с более высоким уровнем индустриального развития встречаются с проблемой трансформационного спада.

Во-первых, проведение реформ означает ослабление координации экономической деятельности государственными органами и, в то же время, запаздывание в развитии координирующей способности рынка.

Во-вторых, командно-административная экономика ­– это экономика неравновесия. Всегда существовал дефицит одних товаров и накопление складских запасов других товаров. Переход к рыночному механизму установления равновесия приводил к прекращению производства избыточного количества товаров, банкротству отдельных предприятий.

Трансформационный спад ведет к снижению бюджетных поступлений. В случае реализации градуалистской концепции реформ, правительство пытается решить финансовые проблемы за счет мягкой кредитно-денежной политики, т.е. за счет инфляции. В случае «шоковой терапии» правительство стремиться быстро прекратить работу неэффективных предприятий и включить рыночные механизмы с целью более эффективного использования имеющихся в стране ресурсов, в том числе и за счет радикальной либерализации внешней торговли.

 

Рыночная система экономики перестала быть самоуправляемой. Переход от совершенного к несовершенному виду рынка на определенном историческом этапе поставил вопрос о необходимости государственного регулирования.

Регулирование экономики, сформировавшейся (или форми­рующейся) как социально ориентированный вид смешанной эко­номической системы, осуществляется государством, которое в от

2019-12-29 209 Обсуждений (0)
Социальная ориентация экономической системы и макроэкономика. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная ориентация экономической системы и макроэкономика.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)