Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Аспекты учетной политики



2019-12-29 245 Обсуждений (0)
Аспекты учетной политики 0.00 из 5.00 0 оценок




Курсовая работа

 

                   

по дисциплине: « Аудит »

          Тема: « Экспертиза учетной политики

                      экономического субъекта»

               

                                                                                   Выполнил:     

                                                                                     студент 5 курса

                                                          заочной формы обучения

                                                                           А.Ю.Корзюкова

 

                                                                           Руководитель:

                                                                                     Чагина О.М.

 

 

                                       

                                       Улан-Удэ.2010  

         Содержание                     

                             

 

ВВЕДНИЕ………………………………………………………………..... ..  3

ГЛАВА 1.Понятие и сущность учетной политики

экономического субъекта ............................................................................   5

1.1. Учётная политика, как основа деятельности организации………....   5

1.2. Аспекты учетной политики ………………. .......................................   10

1.3. Содержание учетной политики для целей налогообложения………  14

ГЛАВА 2. Организация аудиторской проверки учётной

 политики организации………............... .....................................................      17

2.1. Этапы и методы учётной политики…………………………………...    17

2.2. Методы проверок учётной политики организации………………….. 19

2.3. Оценка аудиторского риска и результаты аудиторской проверки..... 23

2.4. Типичные ошибки в бухгалтерском учёте учётной политики

и бухгалтерской отчётности.......................................................................... 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… 28 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….. 30

 

         Введение

 

В связи с реформой бухгалтерского учета и предстоящим переходом на применение международных стандартов финансовой отчетности изменилась роль учета в организации: из простой регистрации фактов хозяйственной жизни он превратился в один из важнейших элементов управления бизнесом. При этом одним из ключевых центров политики управления сегодня становится учетная политика организации, оказывающая самое непосредственное влияние на показатели финансовой отчетности - информационную базу для принятия решений реальными и потенциальными инвесторами. Пользователи финансовой информации лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют доступа к учетным записям и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо так же государству для принятия решений в области экономики и налогообложения. Вопросы формирования учетной политики и ее исполнения относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. В связи с этим организация бухгалтерского учета и учетная политика организации является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской отчетности - от планирования до формирования заключения.

Способы ведения учета избирают исходя из определенных требований, обеспечи­вающих адекватность учетной политики хозяйственной ситуации. К чис­лу требований-принципов, которыми следует руководствоваться при выборе и применении учетной политики, относятся: полнота, осмотри­тельность, непротиворечивость, рациональность. Рассматривая возможность применения в организации какого-либо способа ведения учета, определяется, отвечает ли его испо­льзование названным принципам.

 Избранные организацией способы должны обеспечивать пол­ноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной жизни (хозяйственных операций, активов и обязательств, результатов проведенной в отчетном периоде их инвентаризации). Если какие-то факты не отражаются в бухгалтерском учете, то формируемая финансовая картина деятельности организации становится неверной, а пользователи ее вводятся в заблуждение.

Целью данной работы является изучение порядка аудиторской проверки учетной политики организации.

     Для реализации цели поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть значимость и сущность учетной политики;       

2. Изучить аспекты учетной политики;

3. Изучить этапы проверок учетной политики организации, методы проверок аудита учетной политики организации.

 

                                                                                                                                    

ГЛАВА  1. Понятие и сущность учётной политики                         

                              экономического субъекта

 1.1 Учетная политика, как основа деятельности организации

Разработка и осуществление учетной политики для российских организаций – дело сравнительно новое и во многих случаях недостаточно освоенное для финансового управления и маневрирования. Редко оценивается она и в аудиторских заключениях. Но именно от учетной политики в решающей степени зависят эффективность финансового управления, качество учета, его контрольные функции, достоверность бухгалтерской отчётности.

Одно из существенных назначений учётной политики заключается в том, чтобы с помощью специфических приёмов и методов бухгалтерского учёта по возможности выровнить кратковременные изменения финансовых показателей деятельности организации, вызванные значительным ростом или снижением объёмов производства или сбыта, другими объективными причинами в отдельные периоды времени как внутри отчётного года, так и в течение ряда лет. При разработке и реализации учётной политики принимаются во внимание и обстоятельства, связанные с оптимизацией налогообложения, снижением трудоёмкости учёта, экономией затрат на его ведение.   

    Изучение учётной политики является одним из важнейших моментов в процессе аудита. Цель изучения и оценки учётной политики заключается в формировании мнения об ее соответствии нормам действующего законодательства по бухгалтерскому учету и налогообложению. В рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций, данных в Письме Минфина России от 29.01.2008 N 07-05-06/18, в целях повышения качества аудита бухгалтерской отчетности организаций, предписано обратить особое внимание на обоснованность учетной политики аудируемого лица:

- принятого аудируемым лицом, способа начисления амортизации объектов основных средств;

- порядка признания аудируемым лицом управленческих и коммерческих расходов в себестоимости;

- признания аудируемым лицом курсовых разниц по причитающимся к оплате процентам по займам и кредитам и т.п.

Учетная политика — это выбор самим предприятием методических приемов, позволяющих ему влиять на сумму прибыли или убытка. Задача учетной политики состоит в обеспечении примерной равномерности получения предприятием ежегодной прибыли без значительных всплесков и провалов.

Выбор учетной политики зависит от специфики предприятия, особенностей организации управления, правовых норм деятельности, отраженных в учредительных документах, особенностей коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей. На учетную политику влияют налоговые условия, наличие льгот, валютная политика государства, характер владения (аренда, приватизация, создание за счет уставного капитала), долгосрочность контрактов, формы собственности, квалификация персонала, свобода в решении вопросов ценообразования.

Осуществлению учетной политики должны предшествовать согласование ее основных принципов и особенностей со статистическими органами и налоговой службой по месту нахождения, выявление возможных границ в конечных показателях деятельности, вызванных изменениями системы учета, определения порядка их регулирования в соответствии с действующим законодательством и нормативными положениями по учету. Обязательное условие реализации учетной политики — необходимость соблюдения законодательных предписаний и положений государственной регламентации по учету и отчетности.

Процесс формирования учетной политики состоит из следующих последовательных этапов:

1) определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

2) выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;

3) выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;

4) сопоставление потенциально пригодных для применения предприятием способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;

5) отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения предприятием;

6) оформление избранной учетной политики.

В этой последовательности каждый этап является строго необходимым. Каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего. На первом этапе устанавливается предмет учетной политики, так как конкретное предприятие имеет свою специфическую совокупность объектов бухгалтерского учета (фактов хозяйственной деятельности). В зависимости от состава объектов учета на следующем этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на разработку учетной политики. Третий этап формирования подразумевает анализ общепризнанных допущений в построении учетной политики с точки зрения, выявленной на предыдущем этапе совокупности факторов; при их адекватности эти допущения закладываются в основу учетной политики. Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию предприятием способов ведения бухгалтерского учета: отбор ведется из всего множества теоретически возможных способов, исходя из принятых на предыдущем этапе допущений и выявленных на втором этапе факторов выбора. Следующий этап состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для данного конкретного предприятия; выбор производится посредством проверки каждого способа, отобранного на предыдущем этапе, системой соответствующих критериев. На заключительном этапе избранная учетная политика получает соответствующее оформление, с тем, чтобы она удовлетворяла формальным требованиям к ней. Учетная политика представляет собой письменный документ, содержащий организационно-технические и методические основы организации бухгалтерского учета в организации и в обязательном порядке раскрывающий каждый из обязательных элементов учетной политики, предусмотренный действующим законодательством. При разработке учетной политики предстоит решить следующие задачи:

     - делать бухгалтерский учет прозрачным и доступным в понимании, позволяющим осуществить анализ хозяйственной деятельности предприятия;

     - создать оптимальную систему налогового учета;

   - предусмотреть определенные направления минимизации налогов, не противоречащие действующему законодательству;

     - создать систему организации бухгалтерской службы, которая способствовала бы своевременному и четкому документообороту и учету информации.

      Учетная политика, отвечающая на все выше перечисленные задачи, может стать реальным источником необходимой информации, который сможет оказать настоящую помощь организации, а не тем формальным документом, который организация, во избежание проблем, должна представить в налоговый орган. При разработке учетной политики, как уже отмечалось, необходимо учитывать специфику деятельность организации.

     Понятие учетной политики для целей налогообложения базируется на ряде законодательных налоговых документов. Так п. 12 ст. 167 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» налоговый кодекс Российской Федерации (далее по тесту – НК РФ) установил:

    - принятая организацией учетная политика для целей налогового учета утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителей;

     - учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом руководителя организации;

     - учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех подразделений организации;

    - учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации.

В ст. 313 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ установлено, что порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя организации. Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком. Таковы основные положения формирования учетной политики, определяемые основным нормативным документом, регулирующие ее. Данные положения обязательны для исполнения каждым предприятиям и должны полностью соответствовать вышестоящим нормативным документом.

В положении по бухгалтерскому учету (далее по тексту - ПБУ) 1/2008 устанавливаются требования, которые должна обеспечивать учетная политика организации:

     - полноты;

     - своевременности;

     - осмотрительности;

     - приоритета содержания перед формой;

     - непротиворечивости;

     - рациональности.

                                                                                                         Таблица 1

                        Расшифровка требований  учетной политики

Наименование требования Суть требования Когда необходимо учитывать требование Типичные хозяйственные ситуации, в которых может возникнуть необходимость учета требований
Требование полноты Отражение в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности При разработке системы первичных документов и системы документооборота Осуществление хозяйст-венных операций, по ко-торым не предусмотрены типовые схемы учета
Требование своевременности Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности При разработке критериев уместности и полезности информации Необходимость предста-вления информации до того, как будут известны все аспекты хозяйствен-ной деятельности (даже в ущерб ее надежности)
Требование осмотрительности Большая готовность к бухгалтерскому учету расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов. Не допускается создание резервов При разработке способов оценки активов, способов учета в отношении разного рода резервирования Наличие на балансе мало-ликвидных активов, боль-шое количество дебито-ров, частое возникнове-ние споров с контраген-тами и т.п.    
Требование непротиворечивости     Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на 1-е число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета на последний календарный день каждого месяца При организации учетного процесса. При разработке плана счетов, регистров бухгалтерского учета Внедрение автоматизи-рованных учетных сис-тем, разработка систем контроля
Требование рациональности Рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации При выборе способов бухгалтерского учета Ограниченные ресурсы, низкий уровень автома-тизации. Организация на базе бухгалтерского учета учетных процедур других учетных систем

 

Аспекты учетной политики

 При формировании учетной политики организации осуществляется выбор одного варианта из нескольких допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. Кроме того, формирование учетной политики целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с налоговым планированием. Нормативной базой для выбора и обоснования учетной политики являются:

       - Федеральный закон от 29.07.1998г. №34н (в ред. от 26.03.2007) «О бухгалтерском учете»;

       - Приказ Минфина России от 06.10.2008 г. №160н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008;

        - Приказ Минфина России от 20.07.98 г. № 33Н «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценки основных фондов».

Принятая учетная политика предприятия должна обеспечивать целостность системы бухгалтерского учета. Поэтому она должна охватывать все аспекты учетного процесса: организационно-технический [рис. 1], учетная политика для целей бухгалтерского учета, учетная политика для целей налогообложения.

 


Рис.1 Организационно-технический аспект

Под организацией работы бухгалтерии понимается определение статуса бухгалтерской службы в системе управления, организационная форма  службы,  порядок приема и увольнения главного бухгалтера, его права и обязанности; состав учетных под­разделений; взаимодействие бухгалтерии с другими службами.

Форма бухгалтерского учета указывается в приказе по органи­зации исходя из специфики деятельности организации, имеюще­йся вычислительной техники и квалификации учетного персонала.

Рабочий  план  счетов должен быть разработан на основе едино­го плана счетов, учитывать специфику работы конкретного хо­зяйствующего субъекта и потребности в аналитической инфор­мации для целей управления.                  Под системой внутреннего контроля понимается со­став, формы, периодичность составления внутрихозяйственной отчетности ее пользователям; график документооборота; разде­ление функций по осуществлению хозяйственной деятельности; установление персональной ответственности работ­ников; порядок использования бланков строгой отчетности; ор­ганизация и ответственность за хранение ценностей; организа­ция охраны и внезапных проверок; подготовка и переподготовка персонала. В разделе «Инвентаризация» следует определить порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств. В разделе «Отчетность» должны быть отражены объем, сро­ки, адреса представления отчетности. Здесь же устанавливается и ответственное лицо за соблюдение порядка публикации отчетно­сти для заинтересованных пользователей. В разделе «Аудит» следует зафиксировать вопросы взаимоот­ношений с аудиторской организацией. Методический аспект учетной политики для целей бухгалтерского учета (разрабатывается в со­ответствии с нормами ПБУ 1/2008) устанав­ливает:

    - формы бухгалтерской отчетности;

    - порядок начисления амортизации по основ­ным средствам;

    - порядок начисления амортизации по нема­териальным активам;

    - порядок погашения стоимости нематериаль­ных активов (накопление сумм начисленной амортизации на отдельном счете 05 «Амор­тизация нематериальных активов» или уме­ньшение первоначальной стоимости немате­риального актива);

    - порядок списания стоимости основных средств, не превышающей 20000 руб. (путем начисления амортизации, путем единовременного списания на расходы по мере отпуска в производство или эксплуатацию);

    - порядок проведения переоценки основных средств; порядок оценки приобретаемых материально-производственных запасов;

    - порядок признания транспортно-заготовительных расходов (отражение на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»; прямое включение в фактическую себестоимость приобретаемых материалов; на отдельном субсчете счета 10 «Материалы»);

     - методы списания транспортно-заготовительных расходов и отклонений в стоимости ма­териалов;

     - методы оценки списываемых материально-производственных запасов (оценка по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; ФИФО);

   - порядок списания общехозяйственных расходов

    - порядок распределения косвенных расходов между объектами учета; метод учета затрат на производство и каль­кулирования себестоимости продукции;

    - порядок распределения затрат вспомогательных производств;

   - резервы, которые будет создавать организация;

    - порядок учета выпуска продукции (с использованием или без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»);

    - методы оценки незавершенного производства (по фактической производственной себестоимости; по нормативной производственной себестоимости; по прямым статьям затрат, по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов);

    - порядок списания расходов будущих периодов;

    - методика списания сомнительных долгов; состав и порядок списания дополнительных затрат по займам и кредитам;

    - перевод долгосрочной задолженности по полученным займам и кредитам в краткосрочную задолженность (осуществляется или не осуществляется);

   - способы начисления и распределения причитающихся доходов по выданным векселям (размещенным облигациям) и др.

  Из всего многообразия способов ведения бухгалтерского учета организация избирает те, которые наилучшим образом обеспечивают учетный процесс. Методический аспект учетной политики для целей налогообложения (разрабатывается в соответствии с Налоговым кодексом РФ) включает в себя порядок определения выручки для исчисления налогов, порядок признания доходов и расходов (кассовым методом или методом начисления).

 

   1.3 Содержание учетной политики для целей налогообложения

    Помимо выбранных способов ведения бухгалтерского учета приказ организации об учетной политике может также устанавливать способы ведения учета для целей налогообложения.

  Следует отметить, что в условиях разделения бухгалтерского и налогового учета многие специалисты не рекомендуют включать в приказ об учетной политике положения, касающиеся начисления и уплаты налогов (например, способ определения выручки от реализации — «по отгрузке» или «по оплате»).

   Такое мнение объясняется тем, что в соответствии с пунктом 2 ПБУ 1/2008 учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Бухгалтерский и налоговый учет тесно связаны, поэтому вполне оправдано объединить выбранные организацией способы ведения как бухгалтерского, так и налогового учета в едином документе - в приказе об учетной политике. Необходимость формирования учетной политики для целей налогообложения предусмотрена главами 21 «Налог на добавленную стоимость» и 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового Кодекса РФ, а порядок оформления и применения учетной политики для целей налогообложения предусмотрен в ст.167 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового Кодекса РФ. Налоговым кодексом РФ специально подчеркивается, что налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

    Из Налогового Кодекса РФ, следует вывод, что схема организации и ведения налогового учета полностью определяется организацией - налогоплательщиком, которая «устанавливает порядок ведения налогового учета». Организационно-технические способы ведения налогового учета - это способы организации самого технологического процесса, которые устанавливают: организацию работы бухгалтерской службы в части налогового учета (или налоговой службы и порядок ее взаимодействия с бухгалтерской службой). Как уже отмечалось выше, исходя из положений Налогового Кодекса РФ, при определении не установленных налоговым законодательством понятий следует обращаться к нормам других отраслей права, в частности к нормам бухгалтерского законодательства. Однако порядок применения указанных способов при оценке активов налоговым законодательством не предусматривается. В этом случае придется обращаться к нормам бухгалтерского учета.

        По ряду вопросов в части налога на добавленную стоимость (далее по тексту - НДС), налоговое состояние основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, (а в случае если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов.

      В то же время, плата за регистрацию сделок с недвижимым имуществом включается в состав прочих расходов.

       При возникновении новых фактов хозяйственной деятельности, по которым возникает необходимость отражения порядка их учета в учетной политике для целей налогообложения, следует оформить дополнение к учетной политике. Аналогично бухгалтерскому учету, определение Налоговым кодексом Российской Федерации основных правил ведения налогового учета организации, базируется на формулировке набора его базовых принципов. Вместе с тем, специальным предписанием, определяется перечень обязательных реквизитов аналитического регистра налогового учета, которые он должен содержать в обязательном порядке; это:

  - наименование регистра;

- период (дата) составления;

- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

- наименование хозяйственных операций;

- подпись.  

 В учетной политике для целей налогообложения также следует отразить применяемый налогоплательщиком способ ведения аналитических регистров налогового учета: ручным способом (на бумажных носителях) или с использованием компьютерных программ автоматизации бухгалтерского (налогового) учета расходов при методе начисления и при кассовом методе. Раньше одним из основных положений учетной политики был метод расчета НДС (кассовый или начисления). С 2007 года все организации обязаны платить налог только по методу начисления. Следовательно, устанавливать данный способ в учетной политике не нужно.

 Таким образом, единственным ограничением на изменение налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения в части налога на добавленную стоимость, является правило, согласно которому «учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующим приказом.



2019-12-29 245 Обсуждений (0)
Аспекты учетной политики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Аспекты учетной политики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)