Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Империалистическая система: сущность и национальные особенности (на примере США).



2019-12-29 283 Обсуждений (0)
Империалистическая система: сущность и национальные особенности (на примере США). 0.00 из 5.00 0 оценок




1.1. Становление монополистического капитализма в конце XIX – начале XX века и его характерные черты.

Слово «империализм», несомненно, появилось впервые как одно из выражений, использовавшихся политиканами и журналистами в 1890-х годах в спорах о колониальных завоеваниях, именно тогда оно приобрело и экономический смысл, ставший концептуальным и неотъемлемым. Поэтому ссылки на древние формулировки из политической и военной риторики, на которых якобы основано происхождение этого слова, являются беспочвенными. Империализм – это новое явление XIX века. Это слово не встречается в трудах К.Маркса (так как он умер в 1883 г.), впервые вошло в политический словарь в Великобритании в 1870-е годы и в то время считалось неологизмом. К 1900 году интеллектуалы начали писать книги об империализме. Короче говоря, это был новый термин введенный для обозначения нового явления. Этот очевидный факт является достаточным основанием для опровержения одного ошибочного мнения, высказанного в ходе напряженных идеологических споров по поводу «империализма». Сторонники его утверждали, что здесь нет ничего нового. Аргументы, связанные с этим сложным вопросом несколько противоречивы и запутаны, дело в том, что большинство аргументов относится не к событиям 1875-1914 годов, а к марксизму. Причиной этому стала работа В.И.Ленина «Империализм как последняя стадия капитализма».критический анализ империализма, данный в работе Ленина, стал основой революционного учения, принятого после революции 1917 года всеми коммунистическими движениями. В Большой Советской энциклопедии дается такое определение: «Империализм (от лат.imperium – власть, господство ), монополистический капитализм – высшая последняя стадия развития капитализма, канун социалистической революции. Переход к империализму произошел на рубеже 19 и 20 веков, когда капитализм претерпел качественные изменения, и в главных капиталистических странах сложилось господство монополий. В.И.Ленин определил основные экономические признаки империализма:

«1) Концентрация производства и капитала, дошедшая до такой ступени развития, что она создала монополии, играющие решающую роль в хозяйственной жизни;

2) слияние банковского капитала с промышленным и создание на базе этого «финансового капитала»,финансовой олигархии;

3) вывоз капитала, в отличие от вывоза товаров, приобретает особое значение;

4) образуются международные монополистические союзы капиталистов, делящие мир;

5) закончен территориальный раздел земли между крупнейшими капиталистическими державами».[2, с. 452]

Суть ленинского анализа (откровенно основанного на трудах многих авторов того времени), состоит в том, что империализм как новое явление имеет экономическую основу, созданную совершенно новой фазой капитализма, которая, наряду с другими событиями, привела к территориальному разделу мира между великими капиталистическими державами на их официальные и неофициальные колонии и сферы влияния. Противоречия между капиталистическими державами, вызвавшие раздел мира, породили также и первую мировую войну. В настоящее время многие отечественные историки отказались от формационного подхода к изучению истории. Но исследователь должен понимать, что и в ленинской концепции есть рациональное зерно. Неправильно отрицать тот факт, что раздел мира имел под собой экономические основания. Важнейшим фактором, характерным для XIX века, являлось создание единой глобальной экономики, постепенно проникавшей в самые отдаленные уголки мира. Образование и уплотнение мировой сети коммуникаций, экономических операций, потоков товаров, денег и людей, связывавших развитые страны между собой и остальным миром. Без всего этого не было бы причин для европейских государств проявлять особый интерес к обстановке в бассейне реки Конго или вести дипломатические споры по поводу какого-нибудь атолла в Тихом океане. Такая глобализация экономики не была новым явлением, но она значительно ускорилась в период империализма. Так экспорт стран Европы в 1848-185 гг. вырос больше чем в 4 раза, а затем еще удвоился к 1915 году. Мировое торговое судоходство выросло в 1840-1870-х годах с 10 до 16 млн. тонн, затем удвоилось за последующие 40 лет. Мировая сеть железных дорог выросла с несколько более 200 000 км (в 1870-е годы) до более чем 1 млн. км – перед Первой Мировой войной. Такой рост и уплотнение транспортной сети вовлекали в мировую экономику даже окраинные и отсталые страны и создавали в отдаленных районах новые очаги интересов для старых центров богатства и развития.

XIX век привлекает огромное внимание историков, как любителей, так и профессионалов; писателей, специализирующихся в области культуры, литературы и искусства; биографов; создателей фильмов и телевизионных программ. Указанный период не только был определяющим для развития современной культуры, но и обозначил направления многих дискуссий по истории национальной и международной: об империализме; о развитии лейбористского и социалистического движения; о причинах упадка экономики Великобритании; о природе происхождения русской революции и др.

История капитализма началась с решительного двойного прорыва, совершенного сначала первой промышленной революцией в Британии, открывшей безграничные возможности системы производства, введенной с целью экономического роста и глобального распространения нового строя, а затем – франко-американской политической революцией, установившей основные модели общественных институтов буржуазного общества. Суть девятнадцатого столетия – это перемены в жизни и в перспективах стран региона Северной Атлантики, составивших сердце мирового капитализма. Все страны, за исключением самых отсталых и окраинных, были захвачены, хотя бы отчасти, этими глобальными преобразованиями. Зона развитой и развивающейся промышленности увеличилась как в Европе, после промышленной революции в России и в таких странах, как Швеция и Нидерланды; так и Северной Америке и даже в Японии. Международный рынок профилирующих товаров вырос в громадной степени: в период 1880-1913 годов международная торговля этой продукции почти утроилась, благодаря чему выросло производство, усилилась специализация стран в области производства товаров и их интеграции в мировой рынок. Так Канада присоединилась к главным мировым производителям пшеницы в 1900 году, и ее валовой сбор зерна увеличился с 52 млн. бушелей в 1890-е годы до 200 млн.- в 1910-1913 г.г. Также в экономическую географию вошли Баку, Донбасс, Иоганнесбург, Буэнос-Айрес. Отсюда следует, что мировая экономика стала более плюралистской, чем до этого. Британия уже не была единственной в мире индустриальной и полностью индустриализированной страной. Если рассматривать объем промышленного производства четырех главных развитых стран, то на долю США приходилось 46 % всего объема, на долю Германии – 23,5 %, Британии – 19,8 %, Франции – 11% [23. с. 76]. XIX век был век соперничества государств. Несмотря на то, что Британия утрачивала свои позиции мирового лидера в промышленном производстве, она компенсировала отставание растущей финансовой зависимостью многих стран от лондонских банков. Мало того, что Лондонский Сити служит « коммутатором и распределителем» международных и коммерческих операций, так что одна только стоимость всех торговых и финансовых услуг почти покрывало крупный торговый дефицит Британии, составлявший 137 млн. фунтов стерлингов. В добавление к этому, огромные капиталовложения Британии в других странах и ее торговое судоходство еще усиливали ее центральное положение в мировой экологии, делавшее Лондон столицей мира, а фунт стерлингов – мировой валютой. На мировом финансовом рынке Британия сохраняла подавляющее превосходство.

  Следующей, самой очевидной, характерной чертой мировой экономики была техническая революция. Как все мы знаем, это было время, когда частью современного образа жизни стали телефон и беспроволочный телеграф, фонограф, кино, автомобили и самолеты, не говоря уже о таких достижениях науки и техники, проникавших непосредственно в домашнюю жизнь, как пылесосы (1908 год) или аспирин (1899 год), оказавшим самым универсальным лекарством из всех, когда-либо изобретенных человеком. Не следует забывать и о самой полезной машине всех времен – скромном велосипеде. Подводя итог этому впечатляющему списку достижений науки и техники, не будем забывать, что своё настоящее развитие и оценку они получили лишь позднее. Для современников живших в XIX веке, главное новшество представляли результаты совершенствование достижений первой промышленной революции, полученные путем улучшения испытанной техники века чугуна и паровых машин, замененных сталью турбинами. Главную роль, особенно в странах с новой, динамично развивающиеся экономикой, стали играть новые отрасли промышленности, основанные на использовании электричества, химии, двигателей внутреннего сгорания и т.п. В 1907 г. Генри Форд начать выпускать свою знаменитую «Модель Т». В период 1880-1913 годов в Европе было построено столько же километров железной дороги, сколько их было проложено в годы расцвета железнодорожного строительства, т.е. в 1850-1880 гг. Франция, Германия, Швейцария, Швеция и Нидерланды за эти годы более чем удвоили длину своей сети железных дорог. Британия осуществила свой последний промышленный триумф, обеспечив в период с 1870-1913 годов фактически монопольное положение своего судостроения путем совершенствования достижений Первой промышленной революции. Так что новая промышленная революция скорее увеличила и усилила достижение предыдущей революции, но не заменила их.

Четвертая характерная особенность состояла в осуществлении двойной трансформации капиталистического предприятия, т.е. в преобразовании его структуры и его способа работы. Это явление включало, во-первых, концентрацию капитала и рост предприятия в таких масштабах, которые сделали наглядной разницу между «бизнесом и крупным бизнесом», сокращение свободной конкуренции и другие перемены. Во-вторых, происходила систематическая рационализация производства и внедрение «научных методов» не только в технологию, но и в организацию труда и в ведение отчетной документации.

    Пятая особенность состояла в коренном преобразовании рынка потребляемых товаров, подразумевавшем полное изменение его качественных и количественных характеристик. В связи с ростом населения, его реальных доходов и масштабов урбанизации рынок товаров массового спроса, представленный до этого продуктами питания и одеждой, т.е. товарами первой необходимости, стал все больше заполняться промышленными потребительскими товарами. Поэтому именно фордовская «модель Т», а не «Роллс-ройс» произвела революцию в автомобилестроении. В это же время революционно новая техника и результаты политики империализма позволили создать ряд новых товаров и услуг для массового рынка – от газовых плит, появившихся в Британии во многих рабочих квартирах, до велосипедов, кино и бананов, практически не известных до 1880-х годов. Одним из наиболее заметных достижений стало создание средств массовой информации, которые впервые в истории действительно отвечали этому названию. В 1890-е годы одна из британских газет впервые достигла миллионного тиража.

     Все это преобразовало не только само производство (которое стало называться «массовым производством»), но также и распределение товаров, путем введения, например, продажи в кредит или в рассрочку. С 1884 г. В Британии начали продавать чай в стандартных пачках. Это простое изобретение позволило создать состояние немалому числу воротил бакалейного бизнеса. Среди этих был и сэр Томас Липтон, богатства которого обеспечили ему дружбу с королем Эдуардом VII. Отделения фирмы «Липтон» начали создаваться в 1870 году, а в 1899 году их насчитывалось уже 500 [23, с. 79].

С указанной выше пятой особенностью была непосредственно связана шестая особенность: большой относительный и абсолютный рост «третьего сектора» экономики и количества рабочих мест в офисах, магазинах и др. подобных общественных и частных предприятиях. Достаточно убедиться в этом на примере Великобритании, которая находилась на пике своего развития, доминировала в мировой экономике и обходилась при этом до смешного малым количеством работников аппарата управления: « так, в 1851 году было 67 000 чиновников в государственных служб и 91 000 человек, занятых в офисах коммерческих фирм (почти все - мужчины), а в государственном секторе – 120 тыс. количество работников коммерческого сектора, исчисляемое в процентах от всего работающего населения, выросло с 1851 г. по 1911 г. в пять раз» [23, с. 80].

    И последняя, седьмая особенность, которую здесь необходимо отметить: растущее слияние экономики с политикой, означавшее увеличение влияния правительства и государственного сектора на традиции индивидуализма и частного предпринимательства. Фактически это было одним из проявлений отступления экономики от рынка свободной конкуренции, служившей идеалом, а до некоторой степени реальностью капитализма середины XIX века.

    Раздел земного шара между горсткой государств явился самым последним выражением растущего деления мира на сильных и слабых, «передовых» и «отсталых». В период 1676 – 1915 годов примерно 25% всей суши земли были распределены в качестве колоний между полудюжиной государств. Британия увеличила свои владения на 4 млн. квадратных миль; Франция – примерно на 3,5 млн.; германия приобрела более 1 млн.; Бельгия и Италия – несколько меньше. США приобрели около 100 тыс. квадратных миль за счет Испании; Япония – примерно столько же за счет Китая, России и Кореи. Старые африканские колонии Португалии увеличились на 300 тысяч квадратных миль; Испания, чьи владения явно уменьшились, все же ухитрилась прихватить каменистые земли Марокко и в Западной Сахаре. Из всех главных колониальных империй только Голландия не сумела приобрести новые земли и ограничилась расширением и укреплением своего контроля над островами Индонезии, которые уже официально числились ее «собственностью». Еще также Швеция ликвидировала свою колонию – остров в Вест-Индии, продав его Франции; и Дания готовилась поступить так же, сохраняя пока Исландию и Гренландию в качестве зависимых территорий.

    Выше были указаны в характерные черты империализма в области экономики, но нельзя пройти мимо других сфер жизни метрополий и колоний. В связи с колониальными захватами появилось чувство превосходства, объединявшее белых людей Запада, как богатых так и средний класс и бедных. В Дакаре или Момбасе самый скромный клерк чувствовал себя господином и пользовался уважением как «джентльмен». Дело заключалось в том, что если даже идеология государства требовала хотя бы потенциального равенства, то эти благие намерения отступали перед возможностью главенствовать.

    Влияние метрополий на зависимые страны было сильным и глубоким, даже если не ощущалась прямая оккупация; обратное влияние колоний было незначительным, во всяком случае – отнюдь не жизненно важным для метрополий. Например, Куба полностью зависела от цен на сахар и от желания США импортировать его, тогда как любая развитая страна, например Швеция не испытывала бы каких-то особых неудобств, если бы весь сахар карибских стран вдруг исчез с рынка, потому что ее импорт сахара был связан не только с этими странами.

    Империализм был не только политико-экономическим, но и культурным явлением. Завоевание земного шара «развитым» меньшинством преобразовало идеи, идеалы и художественные образы коренного населения, изменившихся под действием силы и новых государственных учреждений, под влиянием нового образа жизни и новых примеров поведения в быту. В зависимых странах все это мало затронуло население, кроме местных элит, хотя не стоит забывать, что в некоторых регионах именно империализм и связанное с ним христианское миссионерство создали возможности для выдвижения новых общественных слоев, получивших образование западного образца. Что касается элитных слоев общества зависимых стран, то им империализм принес «вестернизацию» образа жизни. Нередко представители элит сопротивлялись наступлению Запада, но все равно постепенно воспринимали его влияние, даже в тех случаях, когда они не принимали «вестернизацию» в целом. Таким ярким примером стал Махатма Ганди, признанный святым. Он был ярким противником всего британского, защищал традиции Индии, хотя получил образование на Западе. Самое сильное культурное влияние империализма осуществлялось через образование западного типа.

    Обратное влияние зависимых стран на метрополии вылилось в таком явлении, как «экзотизм». В литературе появилось творчество таких писателей как Р. Киплинг, С. Ромер, К. Мэем. Мимолетные образы индейцев, дикарей не были документально точными, но они несли определенную идеологическую нагрузку, состоявшую в укреплении чувства превосходства «цивилизованных» стран над «первобытными».

    Таков краткий обзор характерных черт промежутка истории, который принято называть империализмом или монополистическим капитализмом.   

1.2. «Америка – страна возможностей» (переход к монополистическому капитализму в США).

Последнее десятилетие XIX века – время становления современной Америки – страны крупного массового производства и гигантских корпораций, городов с миллионным населением, общества с преобладанием наемного труда. Символами эпохи стали небоскрёбы, Бруклинский мост, поражающая воображение статуя Свободы в нью-йоркском порту. То была пора величайших открытий, прочно вошедших в нынешнюю жизнь: пишущая машинка и телефон, электричество и фонограф, автомобиль и трактор.

США на рубеже XIX – XX веков переживали переломный момент своей истории: на смену мелкотоварной, аграрной Америки свободной конкуренции пришла индустриальная, городская, монополистическая. Последнюю треть XIX века в исследователи все чаще называют экономической революцией. Повсеместное внедрение машин привело к созданию на их базе качественно нового, крупного массового производства. Вместе с ним появились новые формы организации, управления и финансирования хозяйства, что привело к возникновению капиталистических объединений. Становление массового производства содействовала революция в средствах связи: распространение телефона, телеграфа, самого дешёвого вида транспорта – железных дорог, что объединила все регионы страны, расширила внутренний рынок ставший массовым в мире. Использование машин способствовало громадному росту производства. За 1860 – 1900 года стоимость промышленной продукции выросла более чем в 5 раз. «К началу XX века США принадлежало около трети промышленного производства» [21,  с. 6].

Последние десятилетия XIX века вошли в историю хозяйства США достижениями тяжёлой промышленности. Уже в 1870 году металлургия опередила все отрасли по капиталовложениям и заняла второе место по стоимости продукции [21, с. 6]. Широкий размах железнодорожного строительства, потребность в сельскохозяйственной технике заставили американцев перейти к массовому выпуску металлургической продукции. В 1880 году США добывали угля и выплавляли чугуна вдвое меньше, чем Англия. Через десятилетие они догнали её по чугуну, а к началу века производили 13,8 млн. тонн против английских 9 млн. тонн [21, с. 6].Тогда же было достигнуто мировое первенство по добыче угля. Если становление индустриального могущества Англии не отделимо от парового двигателя, то промышленная мощь Соединённых Штатов создавалась на качественно новой основе – электричество, автомобиль, химия.

Успехи электротехники связаны с именем Томаса А. Эдисона. Им созданы электрическая лампа (1879 г.), первая городская электростанция (Нью-Йорк, 1882 г.), трамвай (1886 г.). Первый в США автомобиль был создан в 1892 году Чарльзом Дюреем. Его усовершенствованная модель имела скорость 10 миль в час. На следующий год появились ещё две модели – Элвуда Хеинса и Генри Форда. В результате промышленных достижений США к началу XX века превратились в первую индустриальную державу мира, обогнав Англию по общему объёму производства, степени его концентрации. Американская промышленность располагала самым большим в мире внутренним рынком.

Территория США огромна и, конечно же, она не могла развиваться одинаково. США свойственны неравномерность экономического развития регионов, несомненно, Северо-Атлантические штаты самый развитый Индустриальный регион.

США стали мировым лидером эпохи крупного массового производства. Американские исследователи приводят несколько этапов становления крупномасштабного производства Соединённых Штатов. Сначала – массовые средства связи, транспорта (телеграф, телефон, железные дороги), они в свою очередь вызвали появление новых методов торговли, наконец, третий этап – приобретение массового характера самим промышленным производством. Железные дороги сыграли важную роль в американском хозяйстве второй половины XIX века. Соединив все регионы страны, они ускорили освоение Запада, способствовали переходу ферм к товарному производству, т.е. стимулировали создание единого внутреннего рынка. В 1869 г. вошла в строй первая Трансконтинентальная линия, а к началу XX века их было уже четыре. Общая протяжённость дорог превышало 200 тыс. миль или 40 % мировых путей [21, c. 15]. Размеры капиталовложений в железные дороги значительно превосходили промышленные инвестиции.

Появление массового дешёвого транспорта способствовало росту товарности как промышленных, так и аграрных регионов, что привело к настоящей революции в методах торговли. В середине XIX века в США исчезает традиционная фигура купца, характерная для сбыта и распределения товаров в течение столетий. Стали появляться новые предприятия массовой торговли – универсальные магазины.

Железные дороги раньше всего подверглись процессу объединения, став первым большим бизнесом США. К началу XX больше половины железнодорожных линий страны находились в руках финансовых групп: Вандербильта, Моргана, Гарримана, Гульда, Хилла и Пенсильванской дороги. Концентрация производства в промышленности выразилась в увеличении размеров предприятий. Мелким не хватало средств для использования новой технологии, позволяющей наладить массовый выпуск продукции. Крупное массовое производство требовало новых методов финансирования. На смену индивидуальному пришло коллективные, акционерные компании. В акционерных обществах или в корпорациях, как их называли в США, происходило распыление права собственности при концентрации управления, т.е. шел процесс социализации производства. Функция владения отделялась от функции управления. Которая становилась делом специалистов - администраторов. В середине XIX века появилась и начала набирать обороты профессия менеджмент. Национальным центром образования менеджеров явилась Гарвардская высшая школа деловой администрации. Крупное производство требовало планомерности не только внутри предприятия, но и в пределах отрасли, всего хозяйства. Масштабы экономики, массовость продукции, растущая взаимосвязь отраслей сделали невозможной самостоятельность отдельных предприятий. Рынку становится не под силу стихийно регулировать непомерно разросшиеся части капиталистического хозяйства. С массовым производством началось его регулирование сначала отдельной отрасли – пулами, потом синдикатами трестами.

В США с 1860-х годов стали создаваться союзы акционерных обществ - пулы,- временные соглашения между независимыми компаниями о единых ценах, тарифах, размерах производства в железнодорожном деле, промышленности. Их число быстро росло в 70-е годы. В 1872 году по инициативе компании «Стандарт Ойл» был создан первый нефтяной пул – «Petroleum Refinger’s Association», которому принадлежало 4/5 всей нефтепереработки страны. Но пулы, как правило, оказывались неустойчивыми, ибо разногласия участников, выход одного из партнеров разрушали союз. Однако они сыграли свою роль, подготовив условия для более тесного объединения – треста,- первой современной крупной корпорации.

Американское производство. В отличие от западноевропейского до начала XIX века, не испытывало трудностей в сбыте товаров. Благодаря емкому внутреннему рынку оно достигло таких размеров, каких не знал Старый Свет. Но с ними возникла и новая проблема – поиски наиболее эффективного управления производством столь крупного масштаба. Вот почему США стали родиной теории научного управления, по той же причине распространенной формой монополистических объединений в Америке оказались не синдикаты для регулирования торговли, а тресты, централизовавшие работу всей отрасли.

Акционерная компания «Стандарт Ойл оф Огайо», в которую вошли братья Джон Уильям Рокфеллеры, была образованна из партнерского общества в 1870 году. В те же времена ей принадлежало не более 10% переработки американской нефти. Но уже к 1879 году она контролировала 90-95%. А ее капитал вырос с 1 до 70 миллионов долларов. Одна из важнейших причин такого успеха – установление связей с железными дорогами, обеспечивавших ей контроль над перевозкой нефти, что сразу дало неоспоримое преимущество перед соперниками. Происходило слияние железнодорожного и нефтяного капитала. Руководители «Стандарт Ойл» стали активно влиять на льготы по перевозке.

Столь же прочные связи компания устанавливала с владельцами нефтепроводов, также перешедших под контроль Рокфеллеров. Чтобы преимущество за собой «Стандарт Ойл» всяческими способами препятствовало созданию независимых нефтепроводов: скупала земли, по которым должно было идти строительство, пыталась задерживать поставки. Для монопольных объединений, таких как трест, характерен такой принцип борьбы, как «разная цена разным производителям. Союз с железнодорожными предприятиями и контроль над нефтепроводами позволил «Стандарт» подавить вслед за Кливлендом все крупные нефтяные районы страны: Питтсбург, Филадельфию, Нью-Йорк, западную Пенсильванию. А контроль над перевозкой и переработкой нефти в свою очередь обеспечил господство в добыче черного золота. В результате «Стандарт Ойл» превратился в монополию.

Таким примером быстро воспользовались. По всей Америке стали возникать тресты: по производству хлопкового масла (объединений 85 компаний юга), свинцовый трест с капиталом 90 миллионов долларов, сахарный трест (50 млн.), виски-трест.

Трест привел к огромной централизации капитала. До 1887 года в Америке существовало всего 6 крупных промышленных объединений с капиталом выше 1 млн. долларов, среди них самыми внушительными были именно объединения в форме треста. Другое экономическое преимущество треста – более совершенная система управления. Если пул занимался лишь координацией работы независимых компаний, трест, объединив их, создал централизованный контроль над отраслью, поэтому его политика шире и распространенней: отсюда рост эффективности в работе отрасли.

Однако почти не одному объединению не удавалось надолго удерживать монополию, а значит единый контроль даже в пределах отрасли. Постоянно растущее производство, находящееся в частных руках, неизменно готовит почву для появления новых конкурентов. Громадные размеры производства переросли возможности эффективного управления. Кратковременность монополистических объединений объясняется также дефектом самой монополии, склонной к застою, потере динамизма. «В нее как бы встроен тормоз экономической эффективности, что обусловливает деградацию монополистических структур» [14, c. 21]. Гигантский производственный комплекс «Ривер Руж», компания «Форд мотор» стали хрестоматийным примером неудачного инвестиционного решения: это были империи, включавшие рудные месторождения, угольные шахты, тысячи акров лесных угодий, лесопилки, домны, стекольные заводы, флот для транспортировки руды и угля и железные дороги. Монополизация не стала ведущей тенденцией развития капитализма XX века. В конце XIX века поднялась новая волна слияний, и ведущие места занял такой институт как держательская компания (holding company). Сущность ее оставалась как и у треста, т.е. объединение производства. Изменилась лишь форма финансирования: холдинг держит в руках акции или собственность компаний, бывших при тресте формально самостоятельными. Немаловажную роль в распространении новой формы сыграли судебные преследования трестов по акту Шермана. Процесс концентрации захватил и банковское дело. Финансовый центр страны переместился из Бостона в Нью-Йорк на Уолл-стрит. К началу XX века дому Морганов, который владел крупнейшими «First National Bank», «National Bank of Commerce»и рокфеллеровскому «National City Bank» принадлежало около половины основного капитала нью-йоркских банков. Группа Моргана благодаря могуществу своих банков стала самой крупной величиной в железнодорожном деле. Из шести ведущих железнодорожных систем только две. Гарримана и Гульда, не попали в сферу ее влияния.

Одна из отличительных черт страны последних десятилетий XIX в. – рост числа крупных состояний. Если в Филадельфии 1845 г. было 10 миллионеров, в Нью- Йорке – 28, то в 1892 г. в Филадельфии их насчитывалось 200 человек, а в Нью-Йорке – 2 тыс. усиление крупного капитала сопровождалось его вмешательством в политическую и социальную жизнь страны. Он приобретал все большее влияние на государственный аппарат, партии, а через прессу – на общественное мнение. В президентство Гаррисона сенат был впервые назван «клубом миллионеров», конгресс – «конгрессом миллиарда», а вся эпоха вошла в историю как «позолоченный век».

Именно в последние десятилетия XIX в. коррупция стала массовым явлением в Америке, использование денег в предвыборных кампаниях приняло систематический характер. Представители монополий с помощью подкупа добивались уничтожения неугодных и принятия нужных законов.

Крупный бизнес проникал в политические партии, превращая их соперничество в борьбу различных монополистических группировок. С 1890-х гг. Д. Рокфеллер приобрел влияние на республиканскую партию. Он был в близких отношениях с ее лидером М.А.Ханной, прослывшим «делателем президентов». В 1896 г. монополисты действительно «сделали» президентом Маккинли, организовав своего рода политический трест. Среди вкладчиков его – Рокфеллер, Хэвмэйр, Найт и другие крупнейшие миллионеры Америки. Одна только «Стандарт Ойл» внесла в избирательный фонд четверть миллиона долларов. Проблема монополий привела к изменению американской партийной системы, принявшей современный вид.

Усиление крупного капитала не только в экономике, но и в политике, общественной жизни страны вызвало беспокойство широких кругов американцев. Стремительные перемены в материальной жизни, вызванные индустриализацией, урбанизацией, усилением крупного капитала, тяжело отражались в обществе. В нём преобладали настроение подавленности, беспокойства, раздражения. Неприязнь к новым условиям вынуждала американцев искать средства их изменения. В США возникло множество организаций и движений, предлагавших свои пути решения проблем. Крупные корпорации стали главным объектом недовольства, поскольку воплотили новые тенденции капиталистической Америки, а их деятельность коснулась всех слоёв населения. Американцы отождествляли крупные корпорации и монополии, поэтому антимонополизмом были проникнуты все движения той поры. В 1870-х годах владельцы железнодорожных компаний получили прозвище «бароны - грабители», и средний американец долго отождествлял крупный бизнес с представлениями о грабеже, а само прозвище стало нарицательным. В народе тресты именовались монстрами, спрутами, говорили даже о наступлении в Америке нового феодализма.

Борьбу с монополистами поддерживали писатели, учёные, журналисты. С конца 1880-х г.г. пункт о борьбе с трестами содержался в программах почти всех политических партий. Печать была наводнена антитрестовскими публикациями. Не проходило недели, чтоб не появлялся новый материал с обвинениями в адрес монополии. Однако чем больше сил набирали корпорации, тем гибче и разнообразнее становилась их защита. Обществу настойчиво внушалось, что крупный бизнес не только не опасен, но и полезен. Главный довод трестов в своё оправдание – их общественная полезность, поскольку они удешевляют производство и понижают цену на продукцию. Пытаясь всячески оправдать себя, монополисты прибегли к благотворительной деятельности.

В США конца XIX века филантропия приняла значительные масштабы. В те годы Рокфеллер мечтал об организации треста благотворительности, что позднее реализовалось в его фондах. Он субсидировал строительство Чикагского университета, делал пожертвование церкви. Но особенно прославился филантропией Э. Карнеги, в конце жизни ушедший из бизнеса. Он даровал 20 млн. Питтсбургу, 2,5 млн. – своей родной Шотландии. Любой городок или посёлок на Земном шаре мог стать обладателем публичной библиотеки имени Карнеги, заплатив половину стоимости – вторую давал сталепромышленник.

Американская филантропия помимо общих для всех богачей мотивов благотворительности – спасти душу добрым делом, стремление к самовозвеличиванию, славе, вечности – преследовало ещё одну, практическую цель – защитить крупный бизнес от нападок общества, доказать его социальную полезность, поэтому деньги направлялись в самые массовые организации: университеты, библиотеки, церкви.

В борьбе с антимонополизмом конца XIX века формировалась идеология большого бизнеса. Возникла мысль «служения обществу», превратившаяся впоследствии «в социальную ответственность» бизнеса. Карнеги призвал богачей помогать благотворительностью, Г. Форд – самим производством. Миллионеры убеждали: целью большого бизнеса является не прибыль, а благо народа. Фордизм как – будто даже следовал этому, призывая удешевить товары и повышать зарплату рабочим. Было бы, конечно, наивно верить в озабоченность Форда и Карнеги судьбой общества. В условиях крупного производства изменились не мотивы, а тактика предпринимательства. При взаимодействии частей хозяйства прибыль отдельного бизнесмена определяется не только положением дел внутри фирмы, но ситуацией во всей стране, социальной политикой. Повышением зарплаты Форд рассчитывал расширить внутренний рынок для своих же товаров

Авангардом антимонополистического движения стала либеральная и радикальная интеллигенция. С момента появления крупных корпораций она принялась разоблачать их деятельность в периодической печати, книгах, судах, за что в начале XX века получила прозвище «разгребателей грязи». Её представители создали целый ряд организаций, существовавших, как правило, недолго и предлагавших всевозможные проекты реформ от единого налога на землю до общественного владения производством.  

 Борьба с монополиями стала одной из характерных черт монополистического капитализма в Америке - стране, где монополии охватили все области производства.

В данной главе были рассмотрены основные черты империалистической системы, присущие западному обществу в целом, и национальные особенности на примере США. Можно выделить несколько особенностей: зона промышленности увеличилась, вырос международный рынок товаров, мировая экономика стала более плюралистской. Несмотря на то что Англия теряла позиции мирового лидера, лондонский Сити стал коммутатором и распределителем международных и коммерческих операций. Следующей характерной чертой стала техническая революция, так же произошла трансформация капиталистического предприятия. Произошло коренное преобразование рынка потребляемых товаров, появилось так называемое «массовое производство», в связи с чем изменился рынок труда: увеличилось число рабочих мест в офисах, магазинах и т.д. Наблюдается растущее слияние экономики с политикой.

 

 

Глава 2



2019-12-29 283 Обсуждений (0)
Империалистическая система: сущность и национальные особенности (на примере США). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Империалистическая система: сущность и национальные особенности (на примере США).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (283)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)