Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СМИ в противодействии терроризму



2019-12-29 386 Обсуждений (0)
СМИ в противодействии терроризму 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопрос о роли СМИ в противодействии преступности, в том числе организованной, а также терроризму и политическому экстремизму, требует рассмотрения двух взаимосвязанных аспектов – деятельности правоохранительных органов по противодействию преступности, с одной стороны, и деятельности самих СМИ, с другой стороны. При этом эффективность информационной деятельности государства по противодействию терроризму и политическому экстремизму определяется рядом составляющих:

- нормативно-правовой базой как борьбы с преступностью, так и информационно-коммуникативного процесса;

- наличием государственной стратегии противодействия политическому экстремизму и терроризму;

- уровнем профессиональной подготовки сотрудников средств массовой информации, а также сотрудников органов безопасности и специальных служб, в том числе привлекаемых к работе с представителями СМИ.

На VIII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (август 1990г.) отмечалось, что такими факторами, наряду с бедностью, безработицей, нехваткой жилья и несовершенством системы образования, является также распространение средствами массовой информации идей и взглядов, ведущих к росту насилия, неравенства и нетерпимости. [19]

В специальной резолюции "Террористическая преступная деятельность" от 7 сентября 1990 г. этого Конгресса государствам предлагалось рассмотреть вопрос о выработке руководящих принципов для СМИ "в целях недопущения создания сенсаций и оправдания террористического насилия, распространения стратегической информации о потенциальных целях, и распространения тактической информации в тот период, когда продолжаются террористические акты, поскольку это может поставить под угрозу жизнь невинного гражданского населения и сотрудников правоохранительных органов или помешать принятию эффективных правоохранительных мер в целях предотвращения таких актов или борьбы с ними и ареста правонарушителей".

На IХ Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (апрель-май 1995 г.) отмечалось, что СМИ нередко искажается информация о содержании и эффективности борьбы правоохранительных органов с преступностью, их аудитория не информируется объективно о криминогенных факторах, равно как и о путях предупреждения преступных посягательств.

При этом подчеркивалось, что через прессу и телевидение возможно оказание воздействия на лиц, которые потенциально могут встать на преступный путь. И что при желании СМИ могут "формировать культурные рамки", которые бы способствовали предотвращению роста преступности. К сожалению, эти «рамки» сегодня нередко работают явно на противоположенный результат.

Уже всем ясно так же, что очень часто целью террористов является стремление добиться освещения своих действий СМИ. Утверждение журналистов о том, что они "имеют обязательства представлять аудитории события так, как они происходят, без изъятий и сокращений», позволяют террористам, так режиссировать свои акции, чтобы они, наверняка, получили всемирное освещение. В этой связи правительствам, законодателям и представителям СМИ необходимо определить свои взаимные права и обязанности с тем, чтобы выработать согласованную политику по недопущению террористов к СМИ, не покушаясь при этом на свободу слова.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, и Международный пакт о гражданских и политических правах, определяют такие права и обязанности. Значение введения аналогичных норм в отечественное законодательство о средствах массовой информации в плане криминологического предупреждения преступлений очевидно.

Подчеркнем также, что соответствующая статья модельного закона СНГ о борьбе с терроризмом, принятого Межпарламентской ассамблеей СНГ 8 декабря 1998 г. устанавливает, что "лица, распространяющие информацию, не подлежащую оглашению, привлекаются к ответственности в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством". Предложения по повышению эффективности предупреждения преступности содержатся в проекте федерального закона "О противодействии терроризму".

Практика показывает, что только легитимное, то есть рассматриваемое как законное, оправданное в глазах общества применение силы может быть эффективным в борьбе с терроризмом. Если же общественное мнение не только не понимает, зачем против террористов применяется насилие, но и сочувствует им, трудно достичь победы в борьбе с терроризмом. Поэтому в СМИ необходимо убедительно доказать обоснованность использования силы против террористов, раскрывать опасность и антигуманную сущность терроризма, дегероизировать его вождей и исполнителей. Констатация требований террористов должна быть свободна от риторики и пропаганды. Идеально, если они будут перефразированы, и если им будут даны соответствующие правовые комментарии и оценки. [20]

Залогом успеха при предотвращении последствий террористических акций, считают зарубежные эксперты из правоохранительных органов, является конструктивное сотрудничество СМИ, полиции и органов власти.

Учитывая, что представителям органов безопасности и специальных служб приходится тесно взаимодействовать со СМИ непосредственно в процессе проведения контртеррористических операций, представляется целесообразным также готовить их сотрудников к этой работе. Не менее актуальной представляется и задача повышения уровня профессиональной и правовой подготовки сотрудников СМИ.

Прежде всего, нельзя не вспомнить о разработанных Федеративным союзом журналистов России Правилах поведения журналистов, освещающих террористические акции и проведение контртеррористических мероприятий. Помимо этого Федеративным советом СЖР предложило:

- силами журналистской общественности под эгидой ООН и ЮНЕСКО организовать международную кампанию с целью формирования в общественном сознании активного неприятия идеологии и практики терроризма и экстремизма;

- включить проблемы разоблачения идеологии терроризма в учебные программы факультетов журналистики;

- разработать международные рекомендации относительно вклада СМИ в борьбу с терроризмом. [21]

Нельзя также не упомянуть и о принятой рядом средств массовой информации в апреле 2003г. так называемой "Антитеррористической конвенции". Думается, что реализация на практике заложенных в этих документах принципов, близких гиппократовскому завету "Не навреди!", могла бы внести реальный вклад в общее дело предупреждения и профилактики терроризма и иных видов экстремизма. [22]

Но, во-первых, все еще рано говорить об их широком внедрении в повседневную деятельность СМИ. А во-вторых, не видно каких-либо препятствий и для того, чтобы эти принципы, выработанные самим журналистским сообществом, нашли свое закрепление и в законодательстве, в частности, в новом законе о СМИ, без чего они остаются не более чем прекраснодушными декларациями о намерениях.[23]

2.2 Контент-анализ газетных материалов, посвящённых              событиям в Беслане[24]

При внешней схожести отношения различных СМИ к теракту в Беслане можно обнаружить определенные различия, которые выявляются с помощью количественного контент-анализа публикаций. Количественный контент-анализ даёт значимые результаты в дополнение к другим видам анализа: смысловому, качественному контент-анализу и т.д. Вне этого дополнения он ведет к формулированию гипотез, которые могут быть проверены другими способами. В нижеприведённом исследовании выявились некоторые особенности в освещении событий Беслана представителями периодической печати.

В выборке, подвергнутой анализу, представлены все статьи и материалы "Независимой газеты" и "Коммерсанта", в которых содержится слово "Беслан" с 1 по 17 сентября 2004 г. Статьи снимались с Интернет-сайтов газет автоматическим образом. Использовалась компьютерная программа "Контент-вижн" (автор Вирник Ю.П.). Объем статейного материала различается по газетам в связи с разными объемом газет, частотой выхода газет и вниманием к событиям: "Независимая газета" - 154 статьи, 0,8 мегабайт информации, "Коммерсант"- 48 статей, 0,4 мегабайта информации.

Рассматривалась только частота использования тех или иных слов, без оценки контекста их использования, т.е. не проводилось дополнительного исследования, как подаются те или иные слова - в позитивном или негативном значении. Частотность употребления отдельных слов приведена в таблице.[25]

1. Смысловой ряд противостояний "мы" - "они" у газет различается не очень значительно. Преобладание "мы" над "они" создает эмоциональный фон, ориентирующий читателей на возможность преодоления негативного, на "нашу" победу над "ними". Наиболее склонны к объединению "мы" авторы "Коммерсанта", затем "Независимой газеты".

2.Наиболее эмоционально негативно настроенным к террористам можно признать "Коммерсанта". Ряд "Подонки \ убийцы \ сволочи \ ублюдки \ нелюди \ твари" встречается в текстах газеты наиболее часто. "Независимая газета" стоит на втором месте.

3. "Независимая газета" ряд "террористы \ бандиты" использует в два с половиной раза чаще относительно нейтрального ряда "боевики \ сепаратисты \ шахиды \ басаевцы \ захватчики". "Коммерсант" стремится к уравновешиванию негативных и нейтральных рядов при некотором превалировании негативных характеристик.

4. Наиболее склонна к интерпретации событий в этнонациональных категориях газета "Коммерсант", ее авторы склонны видеть причины трагедии и конфликта в деятельности различных народов: осетин, ингушей, чеченцев, русских. "Коммерсант" практически не использовал обобщённого понятия "россияне", описывая события. "Независимая газета" приоритеты расставила так: русские, чеченцы, ингуши, осетины. "Россияне" встречаются в шесть раз реже, чем названия всех четырех народов.

5. Религиозные причины событий интересуют в первую очередь "Независимую газету", примерно в два раза реже пропорционально имеющимся материалам, чем "Коммерсант".

6. "Независимая газета" достаточно часто использует понятие "война" и ее производные, тогда как "Коммерсант" менее склонен применять понятие "война" к оценке описываемых событий. Эта газета относительно часто использовала более нейтральные "захват" и "теракт".

7.  Интерес к деятельности ряда "спецслужбы \ силовики \ ФСБ \ МВД \ милиция" по частоте упоминания относительно выражен у "Коммерсанта", затем у "Независимой газеты". Связь произошедших событий с действиями "властей \ чиновников" у данных изданий проявлена не так ярко.

8.  У "Коммерсанта" частотное выражение оценок "трагедия \ катастрофа" при трактовке события почти в 15 раз реже, чем у "Независимой газеты"[26].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги данной части курсовой работы, можно сказать, что целями борьбы с терроризмом обнаруживаются:

- защита личности, общества и государства от терроризма;

- предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности и минимизация ее последствий;

- выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

А основными принципами борьбы с терроризмом являются:[27]

· законность;

· приоритет мер предупреждения терроризма;

· неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

· сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;

· комплексное использование профилактических, правовых, политических, социально-экономических и пропагандистских мер;

· приоритет защиты жизни, здоровья и прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции;

· недопустимость политических уступок террористам;

· единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

· минимальная огласка состава участников, технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций;

· организация и осуществление международного сотрудничества в борьбе с терроризмом в различных сферах и многообразных формах.[28]

В курсовой работе были затронуты следующие вопросы: специфика освещения терроризма в СМИ, особенность работы с информацией, безопасность журналистов, их профессиональная этика в кризисных ситуациях, необходимость установления единых стандартов освещения темы терроризма, роль и место СМИ в борьбе с терроризмом. Задачи, поставленные автором во введении, выполнены.

При работе была использована научная специализированная литература, а также информация с тематических Интернет-сайтов, были изучены правовые документы, а также протоколы с различного рода конференций. Все полученные знания автор попытался систематизировать и структурировать.

В качестве практической части выступает контент-анализ газетных материалов о событиях в Беслане. Результаты, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что, несмотря на то, что принципы и организация работы у органов СМИ зачастую одинаковые, взгляды на происходящее у журналистов могут быть совершенно разными. Нередко позиция СМИ прямо или косвенно влияет на поведение людей, что становится весьма опасным, если речь идёт о терроризме. Поэтому контент-анализ ещё раз подтвердил тот факт, что в чрезвычайных ситуациях СМИ обязаны вести себя осторожно.

Для борьбы с терроризмом необходима грамотная превентивная политика. Предупреждение должно заключаться в выявлении, устранении, нейтрализации, локализации и минимизации воздействия тех факторов, которые либо порождают терроризм, либо ему благоприятствуют. Профилактика терроризма должна осуществляться, в том числе, и за счёт действий СМИ, которые должны способствовать созданию антитеррористического мышления.

Залогом успешной антитеррористической работы является создание и соблюдение прочной нормативно-правовой базы, а также конструктивное сотрудничество СМИ, силовых структур и органов власти.

БИБЛИОГРАФИЯ

Правовые документы:

1. Антитеррористическая конвенция (правила поведения СМИ в случаях террористического акта и антитеррористической операции) – принята Индустриальным комитетом СМИ 8 апреля 2003.

2. Декларация «О свободе выражения мнений и информации в СМИ в контексте борьбы с терроризмом» – принята Советом Европы в марте 2005.

3. Резолюция Конференции ЮНЕСКО "Терроризм и средства массовой информации" (Манила, 1 - 2 мая 2002 года).

4. Этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции.

 

Специальная литература:

1. Алексенко, Д.М. Актуальность новых подходов в борьбе с терроризмом. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М., 2002.

2. Аналитическое обеспечение и опыт борьбы с терроризмом / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. № 07 (259). М., 2005.

3. Василенко, В. Методологические подходы к организации борьбы с терроризмом. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М.: “Междунар. отношения”, 2002.

4. Евдокимов, А. Средства массовой информации в противодействии терроризму. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. М.: “Междунар. отношения”, 2002. 

5. Замков, В.И. Терроризм – глобальная проблема современности/ Замков, В.И. - М., 1996.

6. Информационный вестник Союза журналистов России. № 11. М., 2001.

7. Колобов, О.А. Терроризм и контртерроризм в современном мире: Аналитические материалы, документы, глоссарий: Научно-справочное издание. Экслит, 2003.

8. Переосмысляя современность (Материалы международной конференции). М., 2003.

9. Севортьян, А.Р. Освещение этнического многообразия/ Севортьян, А.Р., Шароградская А.Г. Пособие для факультетов журналистики. М., 2005.

10. Хлебников, И.Н. Информация и терроризм // Независимое военное обозрение, №42(69). 1997.

11. Хлобустов, О. О роли СМИ в противодействии терроризму.

12. Барсамов, В.А. Контент-анализ газетных материалов (события в Беслане) // Социологические исследования. 2006. № 2. [Статья]



2019-12-29 386 Обсуждений (0)
СМИ в противодействии терроризму 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СМИ в противодействии терроризму

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (386)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)