ГЛАВА 1 . ОСВЕЩЕНИЕ ТЕРРОРИЗМА В СМИ
ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА В СМИ
Курсовая работа по предмету: “Основы творческой деятельности журналиста”
Специальность: 030601 – “Журналистика”
Научный руководитель; к.ф.н, доцент кафедры международных отношений, связей с общественностью и журналистики Овчарова Г.Б.
Пятигорск – 2009
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОСВЕЩЕНИЕ ТЕРРОРИЗМА В СМИ 5 1.1 Работа с информацией в период террористических актов и общие стандарты для освещения темы терроризма 7 1.1.1 Сбор, обработка и подача информации 9 1.1.2 Безопасность журналистов 12 1.2 Этические проблемы освещения терроризма в СМИ 17 ГЛАВА 2. АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В СМИ 20 2.1 СМИ в противодействии терроризму 20 2.2 Контент-анализ газетных материалов, посвящённых событиям в Беслане 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 БИБЛИОГРАФИЯ 30 ПРИЛОЖЕНИЯ 32 ВВЕДЕНИЕ Тема данной курсовой работы – «Особенности освещения терроризма в СМИ». Анализ террористических проявлений свидетельствует об особой роли средств массовой информации (СМИ) в организации противодействия указанному виду преступности. Ещё в середине позапрошлого века терроризм был назван “пропагандой действия”, а его задачей провозглашено “постоянное возбуждение общества с помощью слова устного и письменного, ножа, винтовки и динамита”. Далеко не случайно первое место в этой “концепции” было отведено именно слову! Применительно к современным условиям это значит, что большая часть совершённых терактов рассчитана на массовый отклик СМИ. Проблема роли СМИ в борьбе с терроризмом сегодня актуальна для всего мира, так как имеет целый ряд аспектов. Важнейший из них связан со стремлением террористов использовать СМИ для осуществления дополнительного "нажима" на власти, усиления страха и паники среди населения. Другой аспект связан с позицией СМИ в освещении террористических актов, особенно таких, как захват заложников, имеющих, как правило, продолжительный характер. Немаловажная проблема – использование СМИ властями и правоохранительными органами для предупреждения террористических актов и предотвращения их последствий. Таким образом, предметом изучения данной курсовой работы является специфика работы СМИ с информацией при освещении терактов, а также проблема определения роли и места СМИ в борьбе с терроризмом (позиция “стороннего наблюдателя” в кризисных ситуациях вряд ли уместна). Обозначенная тема исследуется многими специалистами в области национальной и международной безопасности. На сегодняшний день подготовлена нормативно-правовая база как борьбы с преступностью, так и информационно-коммуникативного процесса (анализ правовых документов входит в структуру курсовой). Вопросы роли СМИ в противодействии терроризму, да и общеуголовной преступности, в последние годы неоднократно обсуждались как на разного рода национальных конференциях, так и на международном уровне. Материалы по данной проблеме можно найти в различных изданиях, а также на тематических Интернет-сайтах. Одной из ключевых задач этой курсовой работы является систематизация знаний об особенностях поведения СМИ в случаях теракта. Автор ставил перед собой цель осветить проблему работы СМИ в условиях теракта многосторонне, уделяя внимание и техническому, и юридическому, и этическому аспектам. Структура курсовой работы отражает авторский замысел. В первой главе говорится о специфике освещения терроризма в СМИ, о работе с информацией и правилах поведения журналистов, также в первой главе уделяется внимание этической стороне освещения терактов. Предметом исследования во второй главе становится роль и место СМИ в борьбе с терроризмом, а также представлен контент-анализ газетных материалов, посвященных событиям в Беслане, что позволяет проиллюстрировать теоретический материал. Данная работа позволяет определить основные тенденции в работе СМИ при террористическом акте, а также выявить наиболее распространённые ошибки, которые могут допускать журналисты, попадая в кризисные ситуации, и которые должны быть проанализированы, поскольку любая неосторожность в подобных чрезвычайных ситуациях может принести множество жертв. ГЛАВА 1 . ОСВЕЩЕНИЕ ТЕРРОРИЗМА В СМИ Многим памятны прямые трансляции штурма дагестанского села Первомайское. Чеченские "коммандос" могли получать из них ценную информацию о действиях спецназа. Из прямых трансляций с места происшествия преступники получают зачастую ценные сведения. При захвате в 1990 г. в колледже в Беркли (штат Каролина, США) 33 заложников террорист мог по телевизору отслеживать все действия полиции. Сообщение репортера о том, что "полицейские группы особого назначения окружили место происшествия", вылилось в заявление преступника "о немедленном расстреле одного из заложников". Впоследствии освобожденные люди заявили: "Следя вместе с террористом за репортажами, передающимися по вашему каналу, мы просто не могли поверить своим глазам и ушам. Ваши несостоятельные, негативные комментарии не просто злили преступника, они ставили под угрозу жизни 33 человек. Передачи вызывали новые угрозы применения насилия, чего ни одна серьезная станция не должна была допустить"[1]. Но все мы помним подобный случай в нашей стране, когда, при захвате театра на Дубровке, на всю страну транслировался план-перехват группы специального назначения “Альфа”. Некомпетентность СМИ тогда привела к нескольким жертвам, как среди заложников, так и среди спецназа. Полицейские нового Южного Уэльса (Австралия) после одного из захватов заложников пояснили, что их тревожит в сообщениях СМИ:[2] — своего рода "возвеличивание" преступников и их действий в зависимости от того, какое место отводилось им в публикациях; — опасность вызвать активность подражателей; — часто негативное влияние интервью с преступниками на проводимые полицией переговоры; — опрос детей - жертв террористов; — постоянное рассекречивание размещения, численности и оснащения полиции, пытающейся разрешить инцидент; — ненужное травмирование родных и близких жертв; — потенциальное воздействие на ход предстоящего судебного процесса. Но наибольшую опасность представляет подталкивание неуравновешенных людей к стремлению подражать известным террористам. Эксперты убеждены, что руководители СМИ, включая редакторов и журналистов, должны оценивать публикуемую информацию о подобных происшествиях с точки зрения подобного влияния. Поскольку современное общество характеризуется повышением значения информации, несомненно, террористическая деятельность направлена на то, чтобы произвести эффект на широкие общественные слои, к которым у террористов нет прямого доступа, повлиять на политические инстанции через “общественное мнение”, погружаемое в состояние шока. В некотором смысле террористы, осуществляя свои деяния, покупают себе такой кровавой ценой “эфирное время”. Смысл теракта состоит именно в том, чтобы быть немедленно и широко протранслированным. По логике террористического мышления теракт – это безотказный метод донесения информации о политических позициях с максимально широким успехом. Несколько утрируя, можно сказать, что теракт осуществляется в первую очередь для того, чтобы о нем сообщили СМИ. Сами СМИ не могут игнорировать значительные происшествия или экстремальные ситуации, поэтому в момент совершения теракта они становятся заложниками своей внутренней структуры. Жесткое ограничение информации о событии, о котором более всего хотят знать граждане информационного общества, противоречит самой природе и смыслу современных СМИ. Это создает серьезную проблему. Теракты будут совершаться до тех пор, пока их освещают основные СМИ. Последние, в свою очередь, будут продолжать показывать теракты и рассказывать о них, пока они остаются в фокусе внимания информационного общества.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |