Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Своеобразие разработки образа «маленького человека» в творчестве Ф.Сологуба



2019-12-29 279 Обсуждений (0)
Своеобразие разработки образа «маленького человека» в творчестве Ф.Сологуба 0.00 из 5.00 0 оценок




Фигура писателя Федора Сологуба стоит в русской литературе особняком, поскольку его признавали как гениальным, так и бесталанным, как классиком, так и незначительной вехой в литературном процессе. Его произведения были на пике популярности в начале XX века, неоднократно переиздавались и активно изучались, чтобы потом несколько лет спустя оказаться почти забытыми, редко обласканными читателями, издателями и критиками. И, тем не менее, по-нашему мнению, творчество Ф. Сологуба – значительная часть истории русской литературы, а сам писатель – интереснейшая личность и талантливый творец.Следует отметить, что литературные заслуги Ф. Сологуба отмечались неоднократно его современниками и коллегами по писательскому цеху. Например, вот как отзывался о нем в 1924 году его младший современник, замечательный русский писатель Евгений Замятин: «Всей своей прозой Сологуб круто сворачивает с наезженных путей натурализма - бытового, языкового, психологического. И в стилистических исканиях новейшей русской прозы, в ее борьбе с традициями натурализма, в ее попытках перекинуть какой-то мостик на Запад - во всем этом, если вглядеться внимательно, мы увидим тень Сологуба. С Сологуба начинается новая глава русской прозы. Жестокое время сотрет многих, но Сологуб - в русской литературе останется»[4].Сейчас, на закате века, ясно, что пророчество Замятина сбылось, Сологуб навсегда остался в русской литературе, но время, оказавшись и впрямь жестоким, сделало все, чтобы его «стереть».На творчество писателя, и в частности на его особенности понимания и интерпретации интересующей нас темы «маленького человека», несомненно наложила отпечаток его личная судьба. До того как стать прославленным писателем, Сологуб, подлинное имя которого - Федор Кузьмич Тетерников, прожил несчастные годы полунищенского детства, прошел через порки и унижения, затем, уже окончив Учительский институт, на целое десятилетие отправился учительствовать в дикий мир русской провинции 80-х годов. Таким образом, оказывается, он и сам был когда-то «маленьким человеком», о чем и напишет впоследствии в предисловии к роману «Мелкй бес»: «Все анекдотическое, бытовое, психологическое в моем романе основано на очень точных наблюдениях, и я имел для моего романа достаточно "натуры" вокруг себя»[5].Начинал Сологуб со стихов, писал много, изливая в них уязвленную душу, писал зачастую весьма посредственно (не только вначале, но и дальше, всегда: у Сологуба тьма плоских, ремесленных сочинений и в прозе, и в стихах); в самом начале 90-х годов был привечен будущими «старшими символистами», перебрался в Петербург, постепенно вошел в их круг. Юный поэт «нищеты и труда», упорный эпигон тоскливой гражданской лирики, Сологуб не спеша находил себя в себе:Но хотя стихи Сологуба - это совершеннейший и редчайший цветок его гения, его слава в России и особенно за границей больше основывается на его романах.Первый роман Сологуба - «Тяжелые сны» - лирически-автобиографический. Героя романа, провинциального учителя Логина, преследуют те же извращенные наваждения и те же идеальные видения, которые наполняют поэзию Сологуба. Это история человека, способного достичь идеала в гуще мира пошлости, жестокости, эгоизма, глупости и похоти. Русское провинциальное общество изображается с разящей жестокостью, напоминающей Гоголя. Но это не реализм - в добром старом русском смысле слова, - так как в изображаемой жизни символизируется не только русская широта.Самый длинный роман Сологуба - «Творимая легенда», состоит из трех частей, каждая из которых – сама по себе законченный роман.Герой романа Триродов - сатанист, из тех, кого так любит Сологуб. Триродов еще и революционер, правда, только созерцательный. В то время сам Сологуб был настроен очень революционно: естественно, что при его философской системе существующий порядок вещей, силы реакции и консерватизма представлены в романе как воплощение зла. Первая часть полна страшных и жестоких сцен подавления революционного движения, - отсюда ее название «Капли крови». Триродов - идеальный человек, почти приблизившийся к спокойствию смерти, он создает вокруг себя атмосферу покоя и прохлады, символизируемую его колонией «тихих мальчиков», - странное видение больного воображения Сологуба. Во второй и третьих частях («Королева Ортруда» и «Дым и пепел») действие переносится в королевство Объединенных островов в Средиземном море. Острова - вымышленные, вулканического происхождения.В этих книгах есть мощное и тонкое - но какое-то подозрительное - обаяние. В отличие от большинства русских романов их просто интересно читать. Это очень запутанный сюжет, с любовной и политической интригой. Ситуация обостряется постоянным присутствием опасности - вулкана, который наконец извергается в третьей части.Рассказы Сологуба - связующее звено между поэзией и романами. Некоторые из них - короткие зарисовки в стиле «Тяжелых снов» и «Мелкого беса». Другие, особенно написанные после 1905 г., откровенно фантастические и символические.Особняком стоят «Политические сказочки» (1905): восхитительные по едкости сарказма и по передаче народного языка, богатого (как всякая народная речь) словесными эффектами и напоминающего гротескную манеру Лескова.Пьесы Сологуба несравнимо хуже других его произведений. В них мало драматических достоинств. «Победа смерти» и «Дар мудрых пчел» - пышные зрелища, символизирующие философские концепции автора. В них меньше искренности, чем в его поэзии, красота их фальшива. Более интересна пьеса «Ванька-ключник и паж Жеан»: забавно и иронически рассказанный привычный сюжет о молодом слуге, который соблазняет хозяйку дома, развивается в двух параллельных вариантах - в средневековой Франции и в Московской Руси. Это сатира на русскую цивилизацию, с ее грубостью и бедностью форм, и в то же время символ глубинной образности дурного разброда жизни во всем мире и во все века.Тема «маленького человека» затрагивается Ф. Сологубом в рассказе 1907 года «Маленький человек». Его герой, Саранин, чином явно не мал - надворный советник. Но что - чин, звезды? Суть-то, душа - прежние. Сологуб открыто декларирует продолжение традиции русской литературной классики: Саранин, неказистый внешне (мал ростом) служит в департаменте. «Традиции сослуживцев Акакия Акакиевича Башмачкина живучи», - заявляет повествователь[6].Герой, выпив ненароком капелек, предназначавшихся жене (для уменьшения ее дородности и придания ей соответствующего с мужем роста), стал катастрофически мельчать. В буквальном смысле слова. Метафорическое название историко-литературного типа героя («маленький человек») прочитывается и развивается Сологубом буквально. Саранин мельчал, мельчал, пока не превратился в пылинку и исчез в воздухе. С одной стороны, возможно, Сологуб, создавая этот рассказ на рубеже веков, когда разрушались традиции, менялись на глазах ценностные ориентиры, взял на себя функцию поставить точку в «жизни» этого типа (знаменательны последние слова рассказа: «Наконец, по сношению с Академией наук, решили считать его посланным в командировку с научной целью. Саранин кончился»).Хотя «научная командировка» закончилась неожиданно для замыслов Сологуба: этот тип «мутировал», приспособился, поменял одежды и кочует по литературным произведениям через весь XX век. С другой стороны, проблемное время рубежа веков рождало экзистенциальные настроения: «маленький человек» - это уже не только социальный тип ущербного и беззащитного, это человек вообще. Это не тот, который «звучит гордо», а тот, который слаб и беззащитен перед катаклизмами, переломами, судьбой, Вселенной. Не случайно, почти параллельно, почти так же, как и с Сараниным, в другой точке Европы случилась идентичная история: некто Грегор Замза, коммивояжер, проснувшись утром, обнаружил себя превращенным в гадкое, отвратительное насекомое (Ф. Кафка «Превращение»).

Рассказ «Маленький человек» предваряет собой появление романа «Мелкий бес», в котором воплощение образа «маленького человека» становится ключевым для творчества Ф. Сологуба.

 




2019-12-29 279 Обсуждений (0)
Своеобразие разработки образа «маленького человека» в творчестве Ф.Сологуба 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Своеобразие разработки образа «маленького человека» в творчестве Ф.Сологуба

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (279)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)