Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Выявление этнических стереотипов о представителях различных этнических групп в восприятии студентов города Новокузнецка



2019-12-29 220 Обсуждений (0)
Выявление этнических стереотипов о представителях различных этнических групп в восприятии студентов города Новокузнецка 0.00 из 5.00 0 оценок




Данное исследование проводилось с целью выявить, какие этнические стереотипы существуют в представлении студентов г.Новокузнецка, новокузнецких студентов к представителям различных этнических групп на эмоциональном, поведенческом и когнитивном уровнях, а также установить, есть ли гендерная специфика в восприятии этнических стереотипов.

Рассмотрим подробнее результаты проведённого опроса.

При ответах респондентов на вопросы, входящие в когнитивный блок (блок, показывающий уровень познаний респондентов о представителях той или иной этнической группы), были получены следующие результаты.


Рисунок 1. Осведомлённость респондентов о проживании представителей различных этнических групп в г. Новокузнецке.

 

Данный рисунок свидетельствует о том, 100% респондентов как женского, так и мужского пола знают, что в Новокузнецке проживают представители различных этнических групп (рис. 1).

 


Рисунок 2. Мнение студентов о том, представители каких этнических групп проживают в г. Новокузнецке.

 

Студенты считают, что армянская этническая группа занимает первое место по количеству эмигрантов в Новокузнецке, так ответило большинство юношей (64%), и девушек (60%). На второе место по количеству иммигрантов в г. Новокузнецке юноши поставили азербайджанскую и китайскую этнические группы (по 36%), а у девушки азербайджанскую (56%). Далее в ответах девушек следуют цыгане (32%), которых юноши поставили на четвертое место по численности. Молодые люди поставили на третью позицию представителей чеченской этнической группы (24%), которые занимают четвертую позицию у девушек (рис. 2).

Различия в ответах у юношей и девушек возможно объяснить тем, что девушки чаще сталкиваются с попытками познакомиться на улице, которые исходят в основном от представителей народов Кавказа.


Рисунок 3. Роль национальности в отношениях с человеком.

 

В отношениях с человеком национальность играет важную роль, но не решающую у большинства респондентов (52% юношей и 56% девушек). Далее мнения разделились. «Мне совсем не важна национальность человека» ответили 36% девушек и 20% юношей. Национальность играет главную роль при общении у 28% молодых людей и всего у 8% девушек. Это может служить показателем того, что девушки более толерантны и терпимы, нежели юноши (рис. 3). Данные различия можно объяснить более высоким уровнем терпимости к представителям других культур у девушек.

 


Рисунок 4. Наличие у респондентов среди знакомых представителей азербайджанской этнической группы.

 


Рисунок 5. Наличие у респондентов среди знакомых представителей армянской этнической группы.

 


Рисунок 6. Наличие у респондентов среди знакомых представителей чеченской этнической группы.

 

Большая часть девушек и юношей ответили, что среди их знакомых нет представителей армянской, азербайджанской и чеченской этнических групп. Около тридцати процентов юношей и девушек ответили, что да, они общаются с представителями иных этнических групп. Около десяти процентов респондентов обоих полов отметили вариант «затрудняюсь ответить» (рис. 4, 5, 6). Из рисунков, представленных выше, видно, что процент общения респондентов с представителями азербайджанской диаспоры несколько выше, чем с представителями армянской и чеченской этнических групп.

 


Рисунок 7. Наличие у респондентов среди близких друзей представителей азербайджанской этнической группы.

 

этнический стереотип анкетирование социологический студент


Рисунок 8. Наличие у респондентов среди близких друзей представителей армянской этнической группы.

 


Рисунок 9. Наличие у респондентов среди близких друзей представителей чеченской этнической группы.

 

У подавляющего большинства и девушек, и юношей (около 80%) нет среди близких друзей представителей азербайджанской, армянской и чеченской этнической группы. В равной степени респонденты выбирали варианты «да» или «затрудняюсь ответить». Причиной отсутствия у респондентов близких друзей из представителей данных этнических групп может быть объяснено неосознанной боязнью открыться перед человеком другой национальности, довериться ему (рис. 7, 8, 9).


Рисунок 10. Наличие у респондентов среди родственников представителей различных этнических групп.

 

100% опрошенных дали ответ «нет» на вопросы о наличии среди их родственников представителей азербайджанской, армянской или чеченской этнической группы (рис.10).

 


Рисунок 11. Положительные качества, присущие по мнению респондентов, представителям азербайджанской этнической группы.

 


Рисунок 12. Положительные качества, присущие по мнению респондентов, представителям армянской этнической группы.

 


 

Рисунок 13. Положительные качества, присущие по мнению респондентов, представителям чеченской этнической группы.

 

На предложение перечислить положительные качества, присущие каждой из этнических групп, было получено очень большое количество отказов это сделать (в среднем около 80% как у девушек, так и у юношей). Возможно, это связано с отсутствием позитивного опыта общения с представителями интересующих нас этнических групп или с агрессией в их адрес. В адрес азербайджанской этнической группы были получены следующие ответы. Юноши азербайджанцев описывают как доброжелательных, работящих (по 28,6%), приветливых и как «дешёвая рабочая сила» (по 14,3%). Половина из ответивших девушек описали азербайджанцев как приветливых. Трудолюбие и гордость им приписывают 37,5% девушек. Также были отмечены доброжелательность и гостеприимство. Армянской этнической группе, на взгляд юношей, соответствуют такие качества, как доброта, гостеприимство, трудолюбие, «дешёвая рабочая сила» (все ответы по 25%). Девушки армян описывают как приветливых, гордых (по 50,1%), трудолюбивых и гостеприимных (по 33,4% и 16,7% соответственно) (рис. 11, 12, 13).

 

Рисунок 14. Отрицательные качества, присущие по мнению респондентов, представителям азербайджанской этнической группы.

 


 

Рисунок 15. Отрицательные качества, присущие по мнению респондентов, представителям армянской этнической группы.

 


 

Рисунок 16. Отрицательные качества, присущие по мнению респондентов, представителям чеченской этнической группы.

 

На просьбу перечислить отрицательные качества, характеризующих представителей различных этнических групп, было получено почти вдвое меньше отказов, что можно объяснить негативным опытом общения респондентов с представителями той или иной этнической группы. Молодые люди описывают азербайджанцев следующим образом. Большинство ответов пришлось на такое качество как «агрессия» (33,5%), далее были отмечены наглость и неуважение к традициям принимающей стороны (по 20,1%), также был вариант «преступность» (13,4%). Представительницы женского пола характеризуют азербайджанцев как агрессивных (29,5%). Такие качества как наглость и «преступность» отметили 23,6% ответивших девушек. Также были отмечены вспыльчивость, навязчивость. Ответы респондентов обоих полов о представителях чеченской этнической группы вцелом похожи. На первом месте у юношей и девушек оказалась такая характеристика как агрессия (её отметили 46,9% и 40,2% респондентов соответственно). Преступность, как качество, получила второе место (20,1% юношей и 33,5% девушек). Так же были отмечены неуважение к традициям и наглость. Можно предположить, что «преступность», отмеченную как негативное качество, следует интерпретировать как негативное последствие иммиграции представителей различных этнических групп в город Новокузнецк (рис. 14, 15, 16).

 

Рисунок 17. Характер общения представителей азербайджанской этнической группы с русским населением.


Рисунок 18. Характер общения представителей армянской этнической группы с русским населением.

 

Рисунок 19. Характер общения представителей чеченской этнической группы с русским населением.


Большинство юношей (56%) считают, что характер общения азербайджанцев с русскими можно описать как «хамство по отношению к женщинам», 40% парней отмечают «негативные настроения по отношению к русским», затруднились ответить 36%. Девушки отмечают негативные настроения по отношению к русским и хамство по отношению к женщинам (44% и 40% соответственно). 36% девушек отметили нейтральный характер общения. Одинаково распределись ответы в отношении армянской этнической группы. На первом месте и у юношей и у девушек хамство по отношению к женщинам (по 48%). На втором месте негативные настроения по отношению к русским, на третьем – нейтральный характер общения. При оценке характера общения представителей чеченской группы с русским населением были получены следующие результаты. Молодые люди в равной степени отметили хамство к женщинам и негативные настроения (по 48%). Нейтральный характер общения выбрали 20% респондентов мужского пола. Девушки в данном вопросе на первое место поставили хамство по отношению к женщинам (60%), на второе – неприкрытую агрессию (56%). Столь негативное отношение в сознании студентов к представителям чеченской этнической группы можно объяснить возможностью ассоциирования чеченца с образом террориста (рис. 17, 18, 19).

 


Рисунок 20. Род деятельности, ассоциирующийся с представителями азербайджанской этнической группы.

 

Рисунок 21. Род деятельности, ассоциирующийся с представителями армянской этнической группы.


Рисунок 22. Род деятельности, ассоциирующийся с представителями чеченской этнической группы.

 

Азербайджанцы у девушек и юношей ассоциируются с торговлей (80% и 40% соответственно), строительством (52% и 40%), и с преступностью (по 40%). В качестве ассоциируемого рода деятельности с представителями армянской этнической группы, молодые люди поставили на первое место торговлю и преступность (по 44%). На второе строительство (36%), на третье место – милицию и ГИБДД (20%). У девушек с армянами ассоциируется торговля (56%), строительство и преступность (по 36%). Чеченская этническая группа ассоциируется и у юношей, и у девушек в первую очередь с преступностью (76% и 60% соответственно), затем с торговлей (24% и 40% соответственно). Юноши на третье место поставили транспорт, а девушки строительство. Такие результаты могут быть связаны с тем, что действительно, в повседневной жизни можно наблюдать большое количество выходцев с Кавказа, работающих на рынках и стройках. Так же это может быть обусловлено влиянием СМИ, зачастую пропагандирующих образ преступника – кавказца (рис. 20, 21, 22).

 

Рисунок 23. Традиции, присущие по мнению респондентов, азербайджанской культуре.


Рисунок 24. Традиции, присущие по мнению респондентов, армянской культуре.

 


Рисунок 25. Традиции, присущие по мнению респондентов, чеченской культуре.

 

Предложение респондентам написать, какие они знают традиции, присущие каждой из рассматриваемых нами культур, вызвало большое количество отказов ответить. Около 70% юношей и девушек отказались отвечать в отношении каждой интересующей нас этнической группы. Это может быть связано с поверхностным отношением к заполнению анкеты или с отсутствием знаний о кавказских традициях. Юноши в отношении традиций азербайджанской культуры имеют весьма негативную точку зрения. Азербайджанской культуре в традиции приписываются кровная месть, зоофилия (по 28,6%), гомосексуализм и торговля (по 14,3%). Девушки отметили такие традиции: похищение невесты, кровная месть (42,9%), торговля, уважение к старшим (28,6%) и красивая свадьба (14,3%). В представлении молодых людей, армянской культуре соответствуют следующие традиции: красивая свадьба (80%), торговля и «художники», что следует понимать как наличие большого числа художников среди представителей армянской этнической группы (по 20%). Как традиции армянской культуры девушки отметили похищение невесты, уважение к старшим (по 50,1%) и кровную месть (33,4%). Негативную оценку у молодых людей получили традиции чеченской культуры. Похищение невесты отметили 37,5% респондентов мужского пола, 25% написали «отрезание русским солдатам головы», зоофилию и терроризм отметили 12,5% юношей. Оценка девушек также негативна – 75% отметили похищение невесты, 50% кровную месть. Терроризм как традицию написали 25% девушек. Столь негативные оценки можно объяснить отсутствием у респондентов знаний о кавказских культурах, влиянием СМИ на формировании в сознании людей образа «кавказских преступных группировок». Также на результаты исследования могли повлиять недавние теракты в московском метро (рис. 23, 24, 25).

Проанализировав ответы на вопросы, представляющие когнитивный блок, можно сделать вывод, что для студентов города Новокузнецка национальность не является решающим фактором в общении с человеком, однако у подавляющего большинства респондентов как женского, так и мужского пола отсутствуют среди знакомых и близких друзей представителей интересующих нас этнических групп. Представителей различных этнических групп респонденты описывают как трудолюбивых и гостеприимных, однако наглых, агрессивных преступников. Представители всех интересующих нас этнических групп, по мнению респондентов, проявляют хамство по отношению к женской части русского населения. И азербайджанцы, и армяне, и чеченцы у респондентов ассоциируются с преступностью и торговлей. Можно утверждать, что респонденты мало знакомы с традициями культур Кавказа и приписывают к ним кровную месть, похищение невесты. Чеченской культуре, по мнению респондентов, также соответствует зоофилия, отрезание русским солдатам головы и терроризм.

Ответы на вопросы из эмоционального блока (вопросы, ответы на которые дают возможность выявить чувства респондентов по отношению к представителям той или иной этнической группы) дали нам следующие результаты.

 

Таблица 1. Отношение респондентов к представителям различных этнических групп, обучающихся с респондентами в одном ВУЗе.

Отношение респондентов к представителям азербайджанской этнической группы, обучающимся с респондентами в одном ВУЗе.

ответы всех респондентов

ответы юношей

ответы девушек
-0.46

-0.64

-0.28

Отношение респондентов к представителям армянской этнической группы, обучающимся с респондентами в одном ВУЗе.

ответы всех респондентов

ответы юношей ответы девушек

-0.24

-0.44 -0.04

Отношение респондентов к представителям чеченской этнической группы, обучающимся с респондентами в одном ВУЗе.

ответы всех респондентов

ответы юношей ответы девушек

-0.58

-0.6 -0.56
       

 

Из табл. 1 видно, что наиболее негативное отношение у респондентов в целом к представителям чеченской этнической группы, обучающимся в одном с респондентами ВУЗе, наиболее положительное отношение к представителям армянской этнической группы. Девушки наиболее положительно относятся к азербайджанцам, а юноши к армянам.

Приблизительно 40% молодых людей нейтрально относятся к представителям азербайджанской, армянской и чеченской этнических групп, обучающимся с ними в ВУЗе. Около 20% юношей относятся к ним крайне враждебно. Большинство девушек проявляют нейтральное отношение. Это можно объяснить тем, что в сознании юношей может присутствовать некоторое «чувство собственности» в отношении их учебного заведения, а девушки более терпимы и им интересно общение с представителями других культур. Большое количество ответов «нейтрально» можно объяснить опосредованностью взаимодействий во время учёбы (табл. 1).

 

Таблица 2. Отношение респондентов к попыткам познакомиться, исходящих от представителей различных этнических групп.

Отношение респондентов к попыткам познакомиться, исходящих от представителей азербайджанской этнической группы.

ответы всех респондентов

ответы юношей

ответы девушек
-0.92

-0.88

-0.96

Отношение респондентов к попыткам познакомиться, исходящих от представителей армянской этнической группы.

ответы всех респондентов

ответы юношей ответы девушек

-0.7

-0.72 -0.68

Отношение респондентов к попыткам познакомиться, исходящих от представителей чеченской этнической группы.

ответы всех респондентов

ответы юношей ответы девушек

-0.94

-0.92 -0.96
       

 

Из табл. 2 видно, что больше всего негатива респонденты (как в целом, так и отдельно юноши и девушки) испытывают к попыткам познакомиться, исходящих от представителей чеченской этнической группы. Наиболее позитивно респонденты относятся к попыткам знакомства, исходящих от армян.

Примерно равный процент молодых людей относится нейтрально или крайне враждебно к попыткам познакомиться, исходящих от представителей различных этнических групп. Около 40% девушек к попыткам знакомства относятся крайне враждебно, примерно 30% нейтрально. Это можно объяснить желанием сохранить некоторую дистанцию и тем, что девушки гораздо чаще сталкиваются с такими предложениями (табл. 2).


Рисунок 26. Ощущения респондентов по отношению к представителям азербайджанской этнической группы.

 

Рисунок 27. Ощущения респондентов по отношению к представителям армянской этнической группы.


Рисунок 28. Ощущения респондентов по отношению к представителям чеченской этнической группы.

 

Относительно позитивные ощущения респонденты испытывают по отношению к армянам. 76% юношей и 64% девушек относятся к ним нейтрально, 12% девушек испытывают симпатию. Агрессию по отношению к армянам ощущают только 4% молодых людей. К азербайджанцам нейтрально относятся 60% юношей и 52% девушек. 20% как юношей, так и девушек испытывают к ним негатив. 20% девушек азербайджанцы раздражают. Самую негативную оценку получили чеченцы. Нейтрально к ним относятся около 50% респондентов обоих полов. Раздражение к ним испытывают 24% девушек и 16% юношей. Агрессию по отношению к чеченцам чувствуют 12% молодых людей (рис. 26, 27, 28).

 

Рисунок 29. Отношение респондентов к иммиграции представителей различных этнических групп в г. Новокузнецк.


40% юношей и 32% девушек не хотели бы видеть иммигрантов из различных этнических групп в городе Новокузнецке. Нейтрально к иммиграции относятся 32% молодых людей и 48% девушек. Ни один респондент не относится к иммиграции положительно (рис. 29).

 

Рисунок 30. Мнение респондентов о положительных последствиях от иммиграции.

 

Что от представителей различных этнических групп есть какие-либо положительные последствия, ответили 24% юношей и 28% девушек. Отрицательный ответ дали 40% молодых людей и 28% респондентов женского пола (рис. 30)

 

Рисунок 31. Положительные последствия, приносимые представителями азербайджанской этнической группы.


Рисунок 32. Положительные последствия, приносимые представителями армянской этнической группы.

 

Рисунок 33. Положительные последствия, приносимые представителями чеченской этнической группы.

 

В качестве положительных последствий от иммиграции все респонденты отметили «дешёвая рабочая сила», причем девушки отмечали данный вариант в 71,5% по отношению к азербайджанцам и армянам и в 57,2% к чеченцам. Юноши же данный вариант ответа указали в 16,7% по отношению ко всем. Молодые люди также отмечали то, что азербайджанцы занимаются строительством (66,8%), армяне торгуют (50,1%), чеченцы защищают (33,4%). 28,6% девушек в качестве пользы ото всех этнических групп отметили торговлю и знакомство с культурой. Данные ответы можно объяснить небольшим желанием русского населения работать в той сфере, в которой работают представители рассматриваемых нами этнических групп (торговля, строительство). Очевидно, девушки настроены более терпимо к иммигрантам, чем юноши, так как расценивают знакомство с культурой как положительное последствие иммиграции (рис. 31, 32, 33).

 

Рисунок 34. Мнение респондентов о негативных последствиях от иммигрантов.

 

Большинство респондентов считают, что от иммиграции представителей различных этнических групп есть какие-либо негативные последствия – 56% юношей и 48% девушек. Затруднились ответить 40% юношей и девушек (рис. 34).

 

Рисунок 35. Негативные последствия от представителей азербайджанской этнической группы.


Рисунок 36. Негативные последствия от представителей армянской этнической группы.

 

Рисунок 37. Негативные последствия от представителей чеченской этнической группы.

 

Преступность в качестве негативного последствия от иммиграции представителей различных этнических групп в Новокузнецк отметили 56,8% юношей. Девушки отметили преступность как последствие от иммиграции также в адрес всех этносов, но больший процент такого ответа принадлежит чеченской этнической группе – 68,8%. Также иммиграция чеченцев, по мнению девушек, ведет к торговле наркотиками в 43%. Армяне и азербайджанцы у девушек с наркотиками связаны в 33,2%. Юноши с наркотиками связывают иммиграцию всех этносов в 21,3%. И юноши и девушки отметили безработицу как негативное последствие от иммиграции вцелом (21,3% и 16,6% соответственно) (рис. 35, 36, 37).

Проанализировав блок вопросов, посвящённый эмоциональному восприятию иммигрантов респондентами, можно сделать следующие выводы. Новокузнецкие студенты нейтрально относятся к представителям разных этносов, обучающимся с ними в ВУЗе, но негативно к попыткам знакомства, исходящих от них же. Респонденты к армянам испытывают более позитивные эмоции, чем к азербайджанцам и чеченцам. Больше всего недоброжелательности наблюдается по отношению к представителям чеченской этнической группы. Респонденты не хотят видеть в Новокузнецке иммигрантов или относятся к этому нейтрально. Около 30% респондентов видят какую-либо пользу от иммиграции. Эта польза проявляется в том, что иммигранты представляют собой дешёвую рабочую силу. Девушки настроены к иммигрантам более дружелюбно, так как в иммиграции видят такой плюс как знакомство с новой культурой. Большинство респондентов считают, что от иммиграции представителей различных этнических групп есть негативные последствия. В качестве таких последствий респонденты отмечали преступность и торговлю наркотиками.

Подвергнув анализу ответы на вопросы, представляющие поведенческий блок (блок, дающий нам представление об особенностях поведения респондентов и представителей исследуемых этнических групп по отношению друг к другу), мы пришли к таким результатам.

 


Рисунок 38. Выбор респондентов партнёра по общению.

 

В качестве партнёра по общению 12% юношей и 20% девушек выбрали бы представителя армянского этноса. Никого из представителей азербайджанской, армянской, чеченской этнической групп не выбрало бы 72% респондентов обоих полов (рис.38).

 

Рисунок 39. Возможность респондента представить свой брак с представителем (представительницей) азербайджанской этнической группы.

 

48% юношей и 36% девушек категорически не могут представить себе брака с представительницей (представителем) азербайджанской этнической группы. 24% девушек не могут этого представить или затрудняются ответить на этот вопрос. Также затруднилось ответить 32% юношей (рис. 39).


Рисунок 40. Возможность респондента представить свой брак с представителем (представительницей) армянской этнической группы.

 

Ни один из респондентов не может представить себе брак с представителем (представительницей) армянской этнической группы. 48% юношей и 32% девушек категорически не представляют такой брак. Могут представить - 12% молодых людей и 20% девушек. Затруднились ответить 32% и 16% юношей и девушек соответственно (рис. 40).

 

Рисунок 41. Возможность респондента представить свой брак с представителем (представительницей) чеченской этнической группы.

 

Категорически не представляют брака с чеченкой (чеченцем) 44% молодых людей и 44% девушек. Затруднились ответить 24% и 16% соответственно. Могут представить себе такой брак 16% юношей и 8% девушек (рис. 41).

 

Рисунок 42. Желание респондентов ограничить какие-либо контакты с представителями других этнических групп.

 

Большая часть респондентов не испытывает барьеров по отношению к представителям различных этнических групп в общении – 40% молодых людей и 48% девушек. Хотят ограничить контакты 28% респондентов обоих полов (рис.42).

 


 

Рисунок 43. Виды контактов, которые респонденты хотели бы ограничить с представителями азербайджанской этнической группы.

 


 

Рисунок 44. Виды контактов, которые респонденты хотели бы ограничить с представителями армянской этнической группы.


 

Рисунок 45. Виды контактов, которые респонденты хотели бы ограничить с представителями чеченской этнической группы.

 

Самыми нежелательными контактами с представителями азербайджанской этнической группы являются попытка познакомиться – её отметили 67% юношей и 60,3% девушек, взаимодействие с работодателем – 60,3% юношей и 73,7% девушек, и взаимодействие на рынке/магазине60,5% молодых и 53,6% девушек. Не хотели бы работать в одном учреждении с азербайджанцем 33,5% респондентов мужского и женского пола.

Взаимодействие с работодателем является самым нежелательным видом контактов с представителями армянской этнической группы, как у юношей, так и у девушек (по 67%). Хотят пресечь попытки знакомства, исходящие от армян, 60,3% респондентов обоих полов. 53,3% молодых людей и 33,5% девушек хотели бы ограничить взаимодействия с армянами на рынке/магазине. 40,2% и 33,5% девушек и юношей не хотят работать в одном учреждении с представителями армянской этнической группы.

Взаимодействие с работодателем – представителем чеченской этнической группы хотели бы ограничить 73,7% молодых людей и 80,4% девушек. Попытка познакомиться, исходящая от чеченца является нежеланным контактом у 80,4% девушек и 67% юношей. Юноши также хотели бы сократить такие контакты с чеченцами, как работа в одном учреждении и взаимодействие на рынке/магазине (по 46,9%). Девушки больше не хотят что-то покупать у чеченцев (53,6%), чем вместе работать (40,2%). 46,9% девушек не хотели бы ездить в одном автобусе с представителями чеченской этнической группы (рис. 43, 44, 45).

Изучив результаты вопросов поведенческого блока, мы пришли к такому выводу. В качестве партнера по общению респондентам более приятны армяне, однако большинство (72% и юношей, и девушек) для общения не выбрало бы никого из представителей интересующих нас этносов. Большинство респондентов обоих полов (около 35%) категорически не могут представить себе то, что связали бы свою жизнь браком с представителем (представительницей) какой-либо этнической группы. Треть респондентов хотела бы ограничить различные контакты с азербайджанцами, армянами или чеченцами. Этими контактами являются попытка познакомиться, взаимодействие с работодателем и взаимодействие на рынке/магазине.


 

Рисунок 46. Возраст респондентов.

 

По возрасту респонденты были распределены следующим образом. Большей части респондентов на момент проведения исследования было 19 лет (48% юношей и 52% девушек). По 18 лет и 21 году было 16% юношей. По 8% - 20 и 22 года. 24 года было 4% респондентов мужского пола. 24% девушек было 18 лет, 20% 20 лет. 17 лет было 4% девушек (рис. 46).

Обобщив результаты, полученные после проведения анкеты, мы пришли к выводу, что на когнитивном уровне респонденты демонстрируют отсутствие знаний о культуре различных этнических групп – лишь малое количество респондентов смогла назвать традиции, обычаи, присущие различным этносам. И для юношей, и для девушек национальность играет важную роль, но не является решающей в общении с человеком, однако близких друзей другой национальности у них нет. Представители всех интересующих нас этнических групп, по мнению респондентов, проявляют хамство по отношению к женской части русского населения и в той или иной степени связаны с преступностью.

На эмоциональном уровне к представителям различных этнических групп респонденты испытывают негатив, который проявляется в нежелании заводить знакомства, к негативному отношению к иммиграции в Новокузнецк вцелом. Больше всего недоброжелательности наблюдается по отношению к представителям чеченской этнической группы. От иммигрантов респонденты видят пользу в форме дешёвой рабочей силы. Негативными сторонами иммиграции являются преступность и распространение наркотиков.

На поведенческом уровне респонденты демонстрируют желание соблюдать дистанцию с представителями различных этнических групп – треть респондентов бы хотела ограничить какие-либо контакты с ними. При возможности выбора, большинство респондентов не стало бы общаться с азербайджанцами, армянами и чеченцами. Также большая часть опрошенных не может представить себе брак с представителями различных этнических групп. Особых различий в ответах девушек и юношей не было обнаружено, таким образом можно утверждать, что гендерной специфики в восприятии этнических стереотипов не существует.

Таким образом, заявленная в начале работы гипотеза о том, что студенты города Новокузнецка в отношении представителей различных этнических групп испытывают: на эмоциональном уровне – негатив, на поведенческом уровне – желание соблюдать дистанцию, на когнитивном уровне – отсутствие знаний о культуре; существует гендерная специфика в восприятии этнических стереотипов: девушки более доброжелательны, чем юноши подтверждена частично.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из основных источников стереотипов является конформность личности к групповым представлениям. Поэтому чаще всего не сам индивид создает свои стереотипы: он просто разделяет уже существующие в его социальной группе стереотипы. Это уже готовые определения и характеристики, даваемые различным расовым и этническим группам. Переходя в новый социальный мир, человек вынужден переадаптироваться и в этом процессе начинает усваивать новую систему стереотипов и убеждений. Они содержат в себе программы действий людей. После того как возникает дифференциация «мы — они» и формируются различные установки и мнения об этих группах, эти психические образования (стер



2019-12-29 220 Обсуждений (0)
Выявление этнических стереотипов о представителях различных этнических групп в восприятии студентов города Новокузнецка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Выявление этнических стереотипов о представителях различных этнических групп в восприятии студентов города Новокузнецка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)