Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы и методики исследования



2019-12-29 166 Обсуждений (0)
Методы и методики исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Целью курсового исследования является выявление психологических особенностей подростков девиантного поведения и разработка возможных форм коррекционной работы

Объектом исследования – девиантные формы поведения подростков.

Предметом исследования – психологические особенности подростков девиантного поведения.

Гипотезой исследования является предположение о том, что подростки девиантного поведения характеризуются наличием ярко выраженных акцентуаций характера, неадекватностью самооценки и высоким уровнем агрессии.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть личностные особенности подростков девиантного поведения.

2. Изучить особенности межличностных отношений подростков.

3. Определить причины девиантного поведения подростков.

4. Рассмотреть типичные формы девиантного поведения подростков.

5. Провести практическое исследование.

6. Представить содержание и методы коррекционной работы с подростками девиантного поведения.

Методика 1. Самооценка психических состояний (по Айзенку)

Цель:  определение самооценки психических состояний.

Ход выполнения.

Испытуемому предлагается описание различных психических состояний. Если ему это состояние часто присуще, ставится – 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится – 1 балл, если совсем не подходит – 0 баллов (см. приложение № 3).

Обработка результатов.

Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

1. 1...10 вопрос – тревожность;

2. 11...20 вопрос – фрустрация;

3. 21...29 вопрос – агрессивность;

4. 31...40 вопрос – ригидность.

Оценка и интерпретация баллов:

1. Тревожность: 0...7 – не тревожны.

8...14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня.

15...20 баллов – очень тревожные.

2. Фрустрация: 0...7баллов – не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;

8... 14 баллов – средний уровень, фрустрация имеет место;

16...20 баллов – у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.

3. Агрессивность: 0...7баллов – вы спокойны, выдержаны;

8...14 баллов – средний уровень агрессивности;

15...20 баллов – вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.

4. Ригидность: 0...7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость, 8...14 баллов – средний уровень;

15...20 баллов – сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходят­ся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, изменения в семье [18].

Методика 2.Акцентуации характера

Цель: определяются акцентуации характерачеловека и по ним устанавливаются те типы акцентуаций характера, которые доминируют у данного человека.

Ход выполнения.

В приводимых далее списках суждений справа имеется их расшифровка, т.е. указано на то, к какому типу относится выбор данного суждения. Буквенные символы расшифровки соответствуют следующим типам: Г – гипертимный, Ц – циклоидный, Л – лабильный, А – астеноневротический, С – сенситивный, П – психастенический, Ш – шизоидный, Э – эпилептоидный, И – истероидный, Н – неустойчивый, К – конформный (см. приложение № 4).

Оценка и интерпретация баллов

За каждый выбор, соответствующий указанному символу, испытуемый получает по одному баллу. Если символов несколько, то число баллов увеличивается по количеству символов. Например, за выбор с символом А испытуемый получает 1 балл, который приписывается развитости у него астеноневротического характера, а за выбор символов ГШК – три балла, причем в данном случае по данному баллу получают показатели развитости у него сразу трех типов акцентуаций характера: гипертимного, шизоидного и конформного.

Методика 3. Агрессивность (Модификация теста Розенцвейга)

Цель: в ходе выполнения данной методики оценивается степень развитости у человека черты личности «агрессивность», понимаемой как не вызванная объективными обстоятельствами и необходимостью тенденция враждебно реагировать на большинство высказываний, действий и поступков окружающих людей. Агрессивность – это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к человеку, животным и предметам природы и материальной культуры, склонность к их разрушению и неспровоцированным агрессивным действиям.

Ход выполнения.

В данном тесте, основой которого явился известный тест Розенцвейга, испытуемые получают 24 разных рисунка. На этих рисунках представлены люди в различных эмоциогенных, близких к стрессовым и вызывающих фрустрацию ситуациях. Общим для всех рисунков, используемых в тесте, является то, что один человек в них проявляет в отношении другого такие действия, которые этим, вторым человеком могут быть по­няты по–разному: как агрессивные, преднамеренно вызывающие или оскорбительные, или случайные, совершенные неумышленно, по незнанию, без сознательного желания навредить или унизить другого человека.

Оценка результатов и выводы об уровне развития

Ответ испытуемого на каждую картинку анализируется отдельно. В итоге такого анализа он должен быть отнесен к одной из следующих двух категорий:

1. Агрессивные реакции.

2. Неагрессивные реакции.

В заключение подсчитывается соотношение агрессивных и неагрессивных реакций по их числу. Если количество агрессивных реакций явно доминирует над числом неагрессивных (агрессивных 14 и больше, а неагрессивных 10 и меньше), то делается вывод о том, что у данного испытуемого явно выражен мотив агрессивности. Если, напротив, неагрессивных реакций ока­зывается намного больше, чем агрессивных (неагрессивных больше, а агрессивных 10 и меньше), то делается вывод о том, что данный испытуемый неагрессивен. При числе агрессивных и неагрессивных реакций в пределах от 9 до 13 ничего определенного об агрессивности данного испытуемого сказать нельзя, т.е. нет возможности уверенно утверждать, что он агрессивный или, напротив, неагрессивный человек [23].

Так же для диагностики социального развития подростка можно использовать следующие методики: исследование тревожности (опросник Спилбергера); социометрическая методика; опросник Шмишека и т.д.

 

 



2019-12-29 166 Обсуждений (0)
Методы и методики исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы и методики исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (166)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)