Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 1 Социологический анализ категории «инновационное развитие»



2019-12-29 333 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1 Социологический анализ категории «инновационное развитие» 0.00 из 5.00 0 оценок




Управленческие нововведения на предприятии как стратегический ресурс инновационного развития страны

 

 

Курсовая работа

Чепик

Анны Федоровны

студентки 3 курса отделения

социологии дневной

формы обучения

 

 

Научный руководитель:

кандидат социологических наук,

преподаватель Павлова Е.Г.

 

 

Минск 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 Социологический анализ категории «инновационное развитие»…………………………….…………………………………..6

ГЛАВА 2 Сущность и классификация управленческих нововведений……………………………………………………………11

ГЛАВА 3 Особенности реализации управленческих нововведений на предприятии в контексте инновационного развития страны………………...15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….25

ВВЕДЕНИЕ

Инновационность лежит в основе конкурен­тоспособности экономики Беларуси, обеспечивает ее технологическую безопасность и является одной из важнейших составляющих на­циональной безопасности государства, гарантом его экономической независимости и политическо­го суверенитета. Необходимо исходить из требований уже не завтрашнего, а послезавтрашнего дня, из видения будущего образа экономики и общества Беларуси середины XXI века [11, 4]. Присутствие инновационного начала в социальной жизнедеятельности, высокий уровень инновационного потенциала способствуют формированию нового общества, функционирующего на новых, иных началах. В этой связи переход к новым социально-экономическим формам требует смены подхода к самой управленческой деятельности и к решению задач, посредством которых осуществляются инновационные преобразования [9,144].

С переходом на качественно новый этап инновационного развития процессы интеллектуализации белорусского общества становятся более четко выраженными (по сравнению с материальными факторами повысился престиж образования и социального статуса) [15, 205-206]. Особую значимость приобретает кадровый потенциал как важнейший фактор инновационного развития. Подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров для инновационной деятельности должна представлять единую систему, цель которой - обеспечение инновационного развития страны. Основными концептуальными положениями данной системы являются: разработка и совершенствование нормативно-правовой базы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, создание современных центров, специализирующихся на целевой подготовке кадров для инновационной деятельности [15, 222]. А также разработка и внедрение новых более эффективных средств и методов образования в условиях формирующейся инновационной экономики, расширение взаимодействия институтов образования и науки с производством на основе кластерной организации, создания учебно-научно-производственных объединений. Наиболее важными задачами сохранения и развития кадрового потенциала для инновационной экономики являются: повышение уровня оплаты высококвалифицированного научного труда, экономической и социальной защищенности уче­ных и престижа научной деятельности, постепенная ротация и омоложение кадрового состава сферы науки и реального сектора эконо­мики, создание благоприятных условий для привлечения и закрепления в научно-инновационной сфере молодых специалистов, минимизация интеллектуальной миграции, ускоренное развитие науки и новых технологий в регионах страны, малых и средних городах [15, 222].

Таким образом, первоочередными мероприятиями по усилению роли и значения кадрового потенциала в инновационном развитии страны является разработка эффективных механизмов, центров и специализированных институтов по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров для инновационной экономики. Необходимо создать надежную систему мониторинга инновационного развития, важнейшим показателем которой является ее кадровое обеспечение [15, 222].

Основные источники, используемые при написании данной курсовой работы: монография Г.Н. Соколовой «Социальные проблемы становления инновационной экономики в Беларуси»; статьи М.В. Мясниковича «Инновационное развитие – императив становления новой экономики в РБ», Е.Е. Кучко «Управленческие нововведения: сущность, классификация, особенности реализации»; работы П.Н. Завлина, В.Г. Медынского и других ученых, занимающихся проблемами инновационного менеджмента.

Объект исследования курсовой работы – инновационное развитие как императив становления новой экономики Беларуси. Основными субъектами инновационного про­цесса являются кадры ученых, специалисты различных областей знаний: конструкторы, технологи, дизайнеры, экономисты и дру­гие высококвалифицированные специалисты, работающие на производстве, в местных ор­ганах государственного управления и других структурах [15, 203]. Характерной особенностью белорусской модели социально­-экономического развития является сохранение и поэтапное развитие инновационного потенциала. Этот феномен имеет институциональную и социальную основы. Он включает всю совокупность важнейших элементов научной, научно-технической и инноваци­онной инфраструктуры. Институциональной основой инноваци­онного потенциала являются сегменты академической, вузовской и отраслевой науки с соответствующими организациями (учреж­дениями, институтами, центрами, конструкторскими и технологи­ческими бюро, лабораториями и испытательными станциями). Со­циальной основой инновационного потенциала являются кадры высшей квалификации, научные, научно-педагогические и инже­нерно-технические кадры [15, 204].

Предметом исследования являются управленческие нововведения на предприятии в контексте инновационного развития страны.

Цель данного исследования заключается в изучении управленческих нововведений на предприятии в качестве стратегического ресурса инновационного развития страны. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач: определить понятие инновации, его сущность, основные свойства и функции; провести социологический анализ категории  «инновационное развитие страны»; охарактеризовать сущность и основные виды управленческих нововведений; выявить особенности реализации управленческих инноваций на уровне предприятия: определить роль руководителя в принятии управленческих нововведений, методы стимулирования рабочих и факторы сопротивления инновациям; привести статистические данные, касающиеся инновационных преобразований.

Таким образом, в последующих главах мы попытаемся раскрыть понятие инновации, которое способствует проведению социологического анализа категории «инновационное развитие». И в дальнейшем мы попытаемся определить место управленческих нововведений в рамках поставленной цели исследования.

 

ГЛАВА 1 Социологический анализ категории «инновационное развитие»

Инновация (от лат. «innovate» - обновление, улучшение, англ. «innovation» - нововведение) обозначает особую культурную ценность – материальную или нематериальную, – которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая [3, 12]. Данное определение связано с тем фактом, что  впервые это понятие появилось в научных исследованиях зарубежных культурологов XX века и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую [3, 12].

 В отечественной и зарубежной экономической литературе встречаются различные трактовки таких категорий, как «нововведение», «новшество», «инновация» [3,13]. Таким образом, мы рассмотрим понятие «инновация» в соотношении с другими тесно связанными, но не тождественными понятиями.

Считается, что понятие «нововведение» является русским аналогом английского слова «innovation», т.е. буквально «введение новаций», «введение новшеств». Следовательно, в данной работе эти два понятия будут рассматриваться как синонимичные.  В.М. Аньшин и Л.Г. Кудинов определяют инновацию или нововведение как первое практическое применение нового научно-технического, организационно-экономического, производственного решения, т.е. практическое применение новшества. Что же касается «новшества» и связанное с ним понятие «изобретение», то эти понятия характеризуют определенную новизну и становятся инновациями только после их распространения, коммерциализации [3, 13].

«Новшество» – порядок, новый обычай, метод, изобретение, новое явление. С понятием «инновация» связаны такие понятия как «изобретение» и «открытие». Изобретение – это новые приборы, механизмы, инструменты, другие приспособления, созданные человеком. Открытие же – процесс получения ранее неизвестных данных и наблюдение ранее неизвестного явления природы [3, 13-14].

Таким образом, мы разграничиваем понятия «новшество» и «инновация». Новшество – оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Главным моментом здесь является процесс внедрения новшества, превращение его в форму инновации, т.е. завершение инновационной деятельности и получение положительного результата, а затем продолжение процесса диффузии (распространения) инноваций. Тогда мы можем сказать, что инновация представляет собой конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического эффекта[3, 14].

 В понятие инновация можно включать разработку инновации, ее создание, внедрение и диффузию, если рассматривать инновации как процесс. При этом новшества могут разрабатываться по любой проблеме на любой стадии жизненного цикла товара, а инновация проявляет себя с внедрения и использования новшеств.

В широком смысле слова инновация – это «деятельность, направленная на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, организационных форм» [3, 14]. В узком смысле слова инновация – это освоение через внедрение новой техники и технологии улучшенных методов организации и управления. Нововведение означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество – становиться нововведением [3, 15].

Также необходимо различать новую технологию, изобретение и открытие как объекты коммерциализации при их превращении в инновации. Технология – систематическое знание о процессе производства продукта или предоставление услуги в промышленности, сельском хозяйстве или торговле независимо от того, выражено ли это знание в изобретении, полезной модели, промышленном образце, сорте растения, в технической информации, закрепленной документально, в квалификации или опыте специалистов по конструированию, сборке, техническому обслуживанию, эксплуатации промышленной установки или оборудования либо по руководству промышленным или торговым предприятием. Эти знания можно передать и применить для решения проблем, возникающих в ходе человеческой деятельности в промышленности, сельском хозяйстве или торговле [3, 15].

 Важно также различать изобретения и открытия как виды новшества для коммерциализации. По И.А. Иванову изобретение – это вариант систематических знаний с целью решения технической проблемы [3, 15].

Открытие же – это выявление ранее неизвестных свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень нашего познания. Открытие обычно является той базой, на основе которой делается ряд изобретений. Таким образом, следует выделить ряд признаков, отличающих открытия от инноваций:

1. открытия, а также изобретения делаются на фундаментальном уровне, а инновация производиться на технологическом, т.е. прикладном уровне.

2. открытие совершается изобретателем-одиночкой, а инновация разрабатывается коллективами и воплощается в форме инновационного проекта.

3. открытие не преследует цель получения выгоды, инновации же ориентированы как на успешное внедрение и получение прибыли, но и на социальный эффект.

4. открытия могут происходить случайно, а инновации являются результатом поиска, т.е. требуют четкой цели выпуска и технико-экономического обоснования.

Таким образом, инновация, в отличие от открытия, – это «комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества» [3, 16].

 Ю.П., Морозов, А.И., Городнов выделяют следующие функции инноваций:

1) являются каналом воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, научно-технического прогресса, способствуя этим интеллектуализации трудовой деятельности, повышению ее наукоемкости;

2) расширяют круг производимых продукции и услуг, улучшаются их качество, что способствует росту и удовлетворению потребностей каждого человека и общества в целом;

3) дают возможность вовлекать в производство новые производительные силы, производить продукцию и услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии;

4) помогают привести структуру воспроизводства в соответствие со структурой изменившихся потребностей и структурой внешней среды за счет их концентрации в той или иной сфере [3, 19].

 Таким образом, основными свойствами инноваций являются: научно-техническая новизна; производственная применимость; коммерческая реализуемость; социальная значимость; лучшее удовлетворение существующего рыночного спроса или создание нового рыночного спроса; высокая рискованность, прибыльность, социальная эффективность для хозяйствующего субъекта и общества; относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой; сложность и другие.

После того, как мы определили понятие инновации, необходимо раскрыть категорию «инновационное развитие», которая представляет собой императив становления новой экономики Беларуси [11, 4].

На наш взгляд, образ будущей экономики и общества Беларуси середины XXI века скла­дывается из двух составляющих - новый человек и новая экономика [11, 4]. Нового человека формируют условия жизни: социально ориентированная политика, развитие мощной социальной сферы, активная идеологическая работа, ведущаяся на базе исследований ученых гуманитарного профи­ля. В их основе лежат образование, здоровье, нравственность. И в этом отношении у нас в стране делается, пожалуй, больше, чем в других странах СНГ. Это правильный курс, потому что без гармоничного развития личности и общества техника мертва [11, 4]. Здесь мы видим, что в инновационной проблематике особое место отводится изуче­нию отдельного человека как субъекта инновационной деятельно­сти. Ценности, ориентации, мотивы личности, в конечном счете, определяют содержание и направленность инновационного разви­тия общества [15, 188].

Термин «новая экономика» появился в начале 80-х годов XX века, однако тогда он использовался для описания экономики, которая в боль­шей степени опирается на сферу производства услуг, чем на сферу производства товаров. В нача­ле 90-х годов этот термин стал использоваться в отношении высокотехнологичных отраслей эконо­мики (производ­ство компьютеров, создание коммуникационных средств, программного обеспечения, биотехнология). Именно в этом смысле он трактуется в программе инновационного развития Беларуси, но понятие не­сколько сужается [11, 5].

Новая экономика в качестве объекта изучения современной экономической теории может быть описана тремя основными составляющими: инфор­матизация, глобализация и интеллектуализация [11,5]. Основные черты новой экономики, или «экономи­ки знаний», наиболее системно изложены в рабо­тах американских ученых К. Келли «Новые правила для новой экономики» и Э. Тоффлера «Футуршок», «Метаморфозы будущего», «Револю­ционное богатство: как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь». В частности, в последней своей работе Э. Тоффлер под термином «револю­ционное богатство», который и дал название книге, подразумевает неучтенный, бесплатный продукт, который каждый из людей производит, даже не за­мечая этого [11, 5]. Имеются в виду, прежде всего, информационные продукты, а также социальная и культурная деятельность. «Экономисты не могут просчитать ценность подобных вещей и поэтому считают, что не стоит придавать им особого зна­чения, –  пишет Тоффлер. – Но мы утверждаем, что это и есть самое важное» [11, 5]. Таким образом, находит теоретическое подтверждение правильность курса, принятого по инициативе Главы государ­ства, на развитие социально ориентированного сектора экономики Беларуси, повышение роли го­сударства в создании условий для развития лич­ности каждого человека.

Поэтому более правильным и более прагматичным, с точки зрения управления эко­номикой, будет понимание термина «новая экономи­ка» как системы организационно-экономических отношений субъектов хозяйствования, некоммерче­ских организаций и государственных институтов, обеспечивающей такое влияние высоких технологий на экономическое окружение, которое ведет к изме­нению отдельных макроэкономических параметров[11, 5].

Инновационная деятельность, таким образом, сис­темно интегрирует экономику, законодательство, финансы, инфраструктуру.

Эта интерпретация понятия «новая экономика» подразумевает, что понятия «на­циональная инновационная система», «система го­сударственного регулирования экономики» и «система общественных отношений» приобретают совершенно новую степень интегрированности и должны рассматриваться во взаимосвязи.

Белорус­ское государство как мощный экономический субъект получает высокий потенциал реализации успешной инновационной стратегии конкуренции на мировом рынке. Общественная выгода от ин­вестиций в исследования во много раз превыша­ет частную, поскольку положительные эффекты от их внедрения распространяются на все пред­приятия, подконтрольные государству. Поэтому не вызывает сомнения правильность использова­ния программно-целевого метода управления для реализации стратегии инновационного развития экономики [11, 5].

С одной стороны, необходимо усилить, поставить на строгую научную основу прогнозные, плано­вые и организационные функции по созданию и развитию инновационных производств. И в этом отношении экономическая функция государства укрепляется. С другой стороны, выходя на миро­вой рынок и имея благодаря глобальным инфор­мационным сетям невиданные ранее возможности, государственные предприятия и организации должны получить новую степень свободы их ис­пользования: в ценовой политике, рекламной де­ятельности, организации филиалов и сбытовых сетей. В этом смысле государственный контроль над деятельностью руководителей предприятий должен приобрести гибкость, адекватную измен­чивой ситуации на самих рынках – ведь работать им приходится на «рынках покупателя» – требо­вательных и разнообразных. Такими же должны стать и методы управления, показатели, оценка успешности реализации экспортных стратегий [11, 5-6].

Таким образом, мы раскрыли понятие инновации, а также провели социологический анализ категории «инновационное развитие», что позволяет нам непосредственно подойти к понятию «управленческие нововведения», посредством выявления его сущностных характеристик.

 

 



2019-12-29 333 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1 Социологический анализ категории «инновационное развитие» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 1 Социологический анализ категории «инновационное развитие»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (333)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)