Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Понятие конкуренции и ее виды




Содержание

 

Введение                                                                                                              3

Глава 1. Основные подходы к определению стратегий конкуренции               5         

1.1. Понятие конкуренции и ее виды                                                             5

1.2. Конкуренция и конкурентные силы                                                          11

1.3. Формирование основных конкурентных стратегий                                21

 

Глава 2. Особенности применения основных конкурентных стратегий на примере рыночных ситуаций                                                                          26

2.1. Применение стратегий на примере рыночной ситуации                     26                                                                                                

2.2. Принятие решения по выбору конкурентной стратегии                          30

 

Заключение                                                                                                        33



Список литературы                                                                                           34

 

 

Введение

Актуальность. Конкуренция – это одна из главных движущих сил рынка. Не зная своих конкурентов, не владея информацией о том, каковы их сильные и слабые стороны, нельзя получить выгоды в конкурентной борьбе. Но, помимо знания своих конкурентов, необходимо учитывать и влияние конкурентных сил, действующих на рынке.

Ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами по всем коммерческим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке. Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилуч­шим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия. В отличие от тактических действий на рынке стратегия конкуренции должна быть направлена на обеспечение преимуществ над конкурентами в долгосроч­ной перспективе. Все это обуславливает актуальность данной работы.

Объектом курсовойработы является стратегическая деятельность на предприятии.

Предметом являются стратегии конкуренции.

Цель курсовой работы - определить принципы выбора базовой стратегии конкуренции. Для этого решаются следующие задачи:

    1) Дать определение понятию конкуренция и охарактеризовать ее основные виды;

    2) Определить наиболее важные конкурентные силы;

    3) Изучить формирование базовых стратегий конкуренции

    4) Выявить особенности применения базовых стратегий конкуренции на примере рыночных ситуаций.

    5) Выделить факторы, влияющие на принятие решения по выбору стратегии конкуренции.

    Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

    Первая глава посвящена определению конкуренции и ее видам, основным конкурентным силам и формированию базовых стратегий конкуренции.

    Во второй главе описываются базовые стратегии конкуренции на примере рыночной ситуации, и выявляются основные факторы, влияющие на принятие решения по выбору стратегии конкуренции.

 

 

Глава 1. Основные подходы к определению стратегий конкуренции.

Понятие конкуренции и ее виды

В рыночной экономике конкуренция представляет собой экономическую борьбу за достижение лучших результатов и свободу выбора, который реализуется в виде стремления получить прибыль.

Понятие конкуренции сложное и многогранное, а, следовательно, объяснение его сущности обуславливается ограничениями и толкованиями в разных контекстах.

А. Смит, раскрывая значение этой категории, за основу взял поведение индивидуальных продавцов, которые соревнуются на рынке за более выгодную куплю и продажу.[1]

А. Курно, точнее определяет это явление, подчеркивая важность большого количества конкурентов: «Рыночная конкуренция несовершенна до тех пор, пока цена превышает максимальные затраты фирмы, и эта разность приближается к нулю, если число конкурентов направляется к бесконечности».

     Конкуренция в РФ[2] - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товаром рынке.Изучив эти подходы можно дать определение конкуренции. Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров, услуг. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:а) Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары и услуги на рынок;б) Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;в) Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей – по фабричной марке, качеству, цвету и др.);г) Участие фирм в контроле над рыночной ценой.

В середине 20-го столетие были сформированы общие понятия относительно видов конкуренции, которые нашли свое выражение в классических моделях: совершенной конкуренции, монополистической, олигополистической конкуренции и чистой монополии[3].

Совершенная (чистая) конкуренция: на рынке участвует множество независимых фирм, самостоятельно принимающих решение, что производить и в каком объеме. Особенность - большое количество предприятий, которые реализуют стандартную продукцию; отсутствует контроль над ценами; эластичный спрос; неценовые методы конкуренции не практикуются; отсутствуют препятствия организации бизнеса. Условия существования данного вида конкуренции: объем производства отдельной фирмы незначителен и не оказывает влияние на цену товара; товары однородны; покупатели хорошо информированы о ценах; продавцы независимы друг от друга; рынок не ограничен, т.е. возможен свободный доступ любого, кто пожелает стать предпринимателем. Сферой наибольшего распространения является производство сельскохозяйственной продукции фермерскими хозяйствами.

Несовершенная конкуренция: этот вид конкуренции появился в связи с образованием монополий. Характеризуется концентрацией капитала, возникновением различных организационных форм предприятия, усиления контроля за природными, материальными и финансовыми ресурсами, а также воздействие научно-технического прогресса. Подвидами являются монополия и олигополия. Монополия - это исключительное право производства, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству. Монополистические фирмы создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм, ограничивают доступ к источникам сырья и энергоресурсам, используют высокий уровень технологий, применяют более крупный капитал. Особенность - большое количество предприятий, которые реализуют дифференцированную продукцию; диапазон контроля цен узкий; спрос эластичный; используются неценовые методы конкуренции. Больше всего распространено в розничной торговле.

Олигополистическая конкуренция - это существование нескольких фирм, обычно больших, на плечи которых приходится основная часть продаж отрасли. Особенность - небольшое количество предприятий; диапазон контроля цен зависит от уровня согласованности действий предприятий; преимущественно неценовая конкуренция; существенные препятствия организации бизнеса. Сфера распространения-металлургическая, химическая, автомобильная промышленность, производство компьютеров.

Чистая монополия. Особенность - одно предприятие, которое производит уникальную продукцию, не имеющую эффективных заменителей; контроль над ценами значительный; выход на рынок другим предприятиям заблокирован. Наиболее присутствует в сфере коммунального хозяйства, связи.

Анализируя конкуренцию, нужно выделить понятия «отраслевой» и «межотраслевой» конкуренции. Отраслевая конкуренция предусматривает соперничество одного вида товара или услуг за наиболее выгодные условия реализации, за большую часть рынка. Межотраслевая конкуренция появляется в соревновании за лучшие условия использования ресурсов, которые в результате из низко-рентабельных отраслей направляются в высокорентабельные секторы экономики. Термин «межотраслевая конкуренция» характеризует и другое явление - соперничество между производителями товаров заменителей, которые удовлетворяют одну и ту же потребность.

В зависимости от того или иного инструмента, который применяется продавцами для привлечения круга покупателей своего товара на рынке, конкуренция принимает разные формы. Одной из главных является ценовая конкуренция.

В ценовой конкуренции основным способом соперничества является снижение цен производителем или продавцом на свои товары. Предприятие может использовать преимущества более низких затрат или сознательно терять прибыль, для того чтобы закрепить за собой большую часть рынка. В современных условиях на Западе в большинстве отраслей открытая ценовая конкуренция не действует, поскольку снижение цен у одного из производителей или продавцов товара вызовет аналогичные действия и у конкурентов, что не изменяет позиции фирмы на рынке, а лишь уменьшает прибыльность отрасли в целом.

Другой формой конкуренции является неценовая, при которой более выгодное положение на рынке завоевывается благодаря качественным характеристикам деятельности продавца, его особым имиджем, дополнительными условиями обслуживания.

Функции конкуренции.Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель. Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:1) предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;2) предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.            Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:       -качество конкуренции;       -само существование конкуренции;       -цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;       -предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;       -защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;       -ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.

Таким образом, не всякая конкуренция способствует эффективному функционированию рынка – недобросовестная конкуренция оказывает негативное воздействие на экономику. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает недобросовестную конкуренцию, для которой характерно распространение ложных, неточных и искаженных сведений, способных нанести ущерб другим хозяйствующим субъектам; самовольное использование товарных знаков фирменных наименований, маркировки и внешнего оформления товаров других фирм; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, коммерческой и иной информации без согласия ее владельцев.

 

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (105)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7