Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальные проблемы людей с отклоняющимся поведением



2019-12-29 189 Обсуждений (0)
Социальные проблемы людей с отклоняющимся поведением 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Под девиантным (отклоняющимся) поведением понимается такой тип социально-ролевого поведения индивида или группы, который не соответствует принятым в социальной общности нормам. Социальные отклонения могут иметь как негативные, так и позитивные последствия. Позитивные отклонения служат средством развития системы, повышению уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных стандартов поведения (научное, художественное, социальное творчество). Негативные – дисфункциональны, дезорганизуют систему, подчас подрывая ее основы (преступность, алкоголизм, самоубийства, наркомания).

Ключевым в понимании сущности девиации является понятие «норма». Социальная норма – мера допустимого поведения отдельной личности, социальной группы или организации в конкретных социально-исторических условиях; это требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения. Социальные нормы воплощают в себе модель взаимодействий, которая дает возможность индивидам предвидеть действия других участников общественных отношений и соответственным образом строить свое поведение.

Социальные нормы возникают как адекватное отражение социальных отношений. Норма будет эффективной, если необходимость ее существования признается большинством, а также, если она более-менее стабильна, неизменна во времени. Однако социальные системы изменяются под воздействием внешних и внутренних процессов. И многие нормы перестают выполнять свои функции, сами своим существованием создавая противоречия. В этом случае только отклонение от нормы, выработка новых стандартов дает возможность разрешить создавшееся противоречие. Постепенно новый образец поведения становится нормой, а образец, бывший когда-то нормой, становится отклонением.

Функционирование той или иной социальной нормы всегда выражает ценностные приоритеты определенной общности. Социальная ценность – понятие, означающее социокультурную значимость определенных явлений общественной жизни. Социальная ценность наделяется особым значением в индивидуальном и общественном сознании. Социальной ценностью может обладать любой объект – реальный или воображаемый, если он рассматривается группой или отдельными лицами как важное условие существования.

Социальные отклонения более разнообразны, чем социальные нормы, так как норма типична, а отклонения от нее индивидуализированы. Трудность определения девиации связана с многообразием социальных ожиданий, которые часто бывают противоречивыми, неясными, меняющимися со временем, кроме того, на основе различных культур могут формироваться различные социальные ожидания.

В настоящее время существует ряд теорий, объясняющих появление и сущность девиаций. Основоположником биологического подхода был итальянский врач Черазе Ломброзо, который обнаружил связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами индивида. Согласно его утверждению, люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу.

Основоположником психологического подхода считается Зигмунд Фрейд, который считал, что у истоков преступного поведения лежит инстинкт агрессии. И если данный инстинкт является ведущим в поведении отдельной личности, то он непременно проявится не просто в агрессивных, но и в преступных действиях. Ученик Фрейда Альфред Адлер предложил свое видение проблемы. По определению Адлера, определяющей внутренней силой девиантного поведения является «комплекс превосходства», который (как это ни парадоксально на первый взгляд) является следствием «комплекса неполноценности». Для личности, страдающей от ощущения своей неполноценности, характерно то, что на начальных этапах своей жизни такая личность плохо адаптируется, социально не приспособлена, не уверена в себе, своих действиях, склонна винить в своих неудачах других и оправдывать себя. Если комплекс неполноценности «накладывается» на врожденные порочные наклонности (например, агрессивность, жесткость), то он неминуемо «переходит в комплекс превосходства». Чувство протеста, стремление избавиться от своей неполноценности, от своего зависимого положения со стороны окружающих (родителей, учителей, старших друзей и т.д.) провоцирует склонность к антисоциальным поступкам. Механизм «превращения … установок и целей в антисоциальные…» таков: социальная неприспособленность, неуверенность в себе сменяется стремлением стать сильным, любой ценой самоутвердиться, возвыситься и превосходить других. И это стремление становится определяющей внутренней силой индивида, главным источником его поведенческой мотивации. Комплекс превосходства Адлер трактовал, как своеобразную компенсацию того чувства неполноценности, которое было подавляющим в детские годы. И чем глубже было чувство неполноценности в прошлом, чем больше был индивид унижен и подавлен, тем сильнее его протест, его озлобленность против людей и всего общества.

Основы социологического подхода были заложены Эмилем Дюркгеймом в теории аномии. Буквально аномия означает «разрегулированность», состояние социального хаоса. Дюркгейм характеризовал аномию, как состояние отсутствия ценностей на стыке между изжитой старой и не сформировавшейся новой структурой норм и ценностей, в рамках которой индивиды не могут однозначно определить, что хорошо, а что плохо, что допускается, а что нет. Во время кризисов или социальных перемен, жизненный опыт людей перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. В результате люди испытывают состояние дезориентации. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и все это способствует девиантному поведению. Девиация происходит вследствие нарушения или отсутствия ясных социальных норм. Исследователь вводит понятие социальной дезорганизации, которая обозначает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи ослабевают и противоречат друг к другу.

Свое развитие теория аномии получила в трудах американского социолога Роберта Мертона. По его мнению, причина девиации – разрыв, несоответствие между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Одним из случаев рассогласования является распространение в качестве разрешенных альтернативных способов поведения, обещающих достижение цели. Например, когда люди стремятся к финансовому успеху (так называемая «американская мечта»), но убеждаются в том, что его нельзя достичь законным путем, они могут прибегать к социально не одобряемым методам: рэкету, спекуляции, торговле наркотиками и др. Т.о. девиация выступает как ненормативный способ приспособления к окружающей действительности. Р.Мертон выделил пять типов (способов) приспособления, четыре из которых – девиантны по своей сути: 1) конформность (следование предписанным культурным целям и соответствие поведения институционализированным нормам); 2) инновация (вызывается значительным акцентированием цели и заключается в использовании институционально запрещаемых, но эффективных средств достижения цели); 3) ритуализм (предполагает отказ или понижение значимости культурных целей при жестком следовании допустимых средств их достижения); 4) ретритизм (отказ от предписанных культурных целей и несоответствие поведения институционализированным нормам); 5) мятеж (отчуждение от господствующих целей и стандартов и замена их новыми).

Представители культурологического подхода (Селлин, Миллер) считают, что девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры. По мнению Эдвина Сатерленда девиации обучаются в ходе общения с носителями преступных ценностей. Криминальная девиация является результатом преимущественного общения с носителями преступных норм. При этом значение имеют частота и интенсивность контактов человека с девиантом, а также возраст. Чем моложе человек, тем с большей интенсивностью он усваивает образцы поведения, навязываемые другими. Клауорд и Оулин пришли к выводу, что «возможности процветания с помощью девиантного поведения соблазняют людей, имеющих ограниченный доступ к законным способам достижения успеха».

По мнению Н.Смелзера, «… особенности личности и мотивы ее поступков, наверное, оказывают важное влияние на все виды девиантного поведения. Но, по-видимому, с помощью анализа какой-то одной психологической черты, конфликта или «комплекса» нельзя объяснить сущность преступности или любого другого типа девиации. Более вероятно, что девиация возникает в результате сочетания многих социальных и психологических факторов».

Реакция социальной группы на поведение индивида, отклоняющееся от социальных ожиданий, норм и ценностей, называется социальной санкцией. Выражение любой санкции – определенный вид и размер наказания или поощрения социального субъекта. По способу воздействия различают санкции: физические (лишение свободы, избиение, смертная казнь); экономические (премии, штрафы, лишение имущества); символические (уважение, признание, позор). По характеру воздействия выделяют негативные (пресекающие нежелательное поведение) и позитивные (стимулирующие желательное поведение) санкции. Если социальные санкции налагаются в соответствии с заранее оформленной (например, в законе) процедурой, то они являются формальными, или оформленными. Формальные социальные санкции осуществляются специально уполномоченными на это лицами (например, арест, штраф, анафема или повышение по службе, премия, орден). Неформальные или диффузные социальные санкции возникают как спонтанные реакции непосредственного окружения на поведение, отклоняющееся от социальных ожиданий. Неформальные санкции всегда имеют яркую эмоциональную окрашенность (бойкот или неформальное лидерство).

Каким бы относительным ни было соотношение нормы и девиации, существуют формы поведения с предельно ясным выражением определенных нарушений, например, преступность, наркомания, суицид и пр. Однозначным критерием для оценочного суждения о той или иной форме поведения может стать характер тех последствий, к которым она приводит – конструктивным или деструктивным, созидательный или разрушительный потенциал несет в себе.

Среди различных видов девиантного поведения наиболее распространенным и достаточно живучим является пьянство и алкоголизм. Большинство исследователей под пьянством понимают злоупотребление спиртными напитками, которое связано с социально-психологической деградацией личности. Алкоголизм же представляет собой болезненное влечение к злоупотреблению ими и характеризуется как физиологической, так и психологической зависимостью лица от спиртных напитков. При этом, как показывают исследования, в среднем каждый 16-й пьяница из числа взрослых лиц становится алкоголиком.

Пьянство и алкоголизм однозначно определяются как девиантные формы поведения, тогда как умеренное потребление алкоголя не считается девиантным (по данным исследования, проведенного в рамках международного сравнительного исследования «Образ жизни, условия жизни, здоровье» (2001 год, V = 1000) 78,7 % взрослого населения Беларуси употребляют спиртные напитки и лишь 21,3 % – абсолютные трезвенники). Опасность алкоголизации населения заключается в том, что пьянство имеет тесную связь с преступностью и является питательной средой для нее. В основе пьянства, как правило, лежат традиции, переходящие из поколения в поколение. Пьянству и алкоголизму способствует безразличное отношение, а также полное отсутствие осуждения со стороны населения пьяниц и алкоголиков. По отношению к пьяницам и алкоголикам не в полной мере используются действующее антиалкогольное законодательство и сила общественного мнения, что дает возможность лицам, злоупотребляющим спиртными напитками, оставаться вне социального контроля или вообще безнаказанными.

Особое значение приобретает предупреждение пьянства среди несовершеннолетних и молодежи. По данным социологического исследования, проведенного Центром социологических и политических исследований БГУ (2001 год, V = 2461, объектом исследования выступала учащаяся, работающая и безработная молодежь в возрасте от 14 до 28 лет), употребление спиртного – довольно распространенное явление в молодежной среде. В таблице представлено распределение ответов (в %) на вопрос «Употребляете ли (и как часто) Вы спиртные напитки?» в разрезе различных социально-демографических групп молодежи.

В такой ситуации необходимы координация и взаимодействие всех социальных институтов по систематической и целенаправленной антиалкогольной пропаганде.

 

Пол

Возраст

Место жительства

Всего

мужской женский 14-17 18-21 22-28 город село
Употребляю раз в неделю и чаще 18,3 4,8 9,2 12,8 12,0 11,7 9,7 11,3
Употребляю несколько раз в месяц 37,0 30,3 21,6 38,9 43,8 35,0 26,5 33,6
Употребляю реже, чем раз в месяц 19,3 25,3 22,7 21,5 24,0 21,8 25,3 22,4
Практически не употребляю 25,3 39,6 46,5 26,9 20,2 31,5 38,5 32,7

 

Злоупотребление наркотическими (токсическими) средствами среди негативных социальных явлений занимает особое место. Глобальность и опасность этой угрозы отмечены в Конвенции ООН 1981 г. «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ». В ней указано на то, что наркотизм и его последствия (наркомания, незаконный оборот наркотиков, наркобизнес) представляют серьезную угрозу для здоровья, благополучия людей и отрицательно воздействуют на экономические, культурные и политические основы общества.

В таблице представлено распределение ответов (в %) на вопрос «Доводилось ли Вам пробовать наркотические, токсические вещества?» в разрезе различных социально-демографических групп молодежи.

 

 

Пол

Возраст

Место

жительства

Всего

мужской женский 14-17 18-21 22-28 город село
Да, неоднократно 7,1 2,1 4,4 5,2 3,4 5,1 1,6 4,6
Да, несколько раз 24,0 9,9 12,2 20,1 17,5 17,9 10,9 16,7
Нет, не приходилось 68,9 88,1 83,4 74,8 79,1 76,9 87,5 78,7

 

Если учесть, что 5%-й уровень потребления наркотиков может рассматриваться как угрожающий генофонду нации, то не будет преувеличением утверждение, что для Беларуси наркомания становится национальной проблемой. Кроме того, наркомания, как и любая болезнь, имеет свойство распространяться: один наркоман, если он не изолирован, способен вовлечь в болезнь 10-15 человек. Уже сегодня в «зоне возможного поражения» находятся 29,6% учащейся молодежи Беларуси (именно столько респондентов имеют в своей микросреде знакомых-наркоманов). Первичная наркотизация у подростков происходит в форме групповых «проб», экспериментов, стремления к новому, необычному, свойственному миру взрослых. Мотивами таких поисков может быть также любопытство, подражание, неудовлетворенность своим положением в семье, школе, в жизни в целом.

Одним из факторов приобщения к наркотикам является их доступность. Значительная часть молодежи считает, что наркотики вполне доступны, и их при желании можно приобрести в местах проведения досуга, например, на дискотеках (50,3%), в общежитиях учебных заведений (16,1%) или в учебных заведениях (13,7%).

Приобщение к приему наркотиков происходит чаще всего в возрасте до 20 лет: именно в этот период 7,8% учащейся молодежи Беларуси впервые попробовали те или иные наркотические вещества. Самый опасный период (с точки зрения вероятности приобщения к наркотикам) начинается в 14 и длится примерно до 19 лет, достигая своего пика в 15-16 лет. Так, около трети опрошенных (32%) впервые попробовали наркотики в возрасте 14-16 лет и 28,9% – от 17 до 20 лет. Эти цифры составляют абсолютное большинство ответов, поскольку 30% от числа тех, кто пробовал наркотики, отказались отвечать на этот вопрос.

Еще одним фактором приобщения к употреблению наркотиков является то, насколько значимой, привлекательной является та среда, в которой, по мнению молодежи, чаще всего употребляют наркотики. Кем эти люди выглядят в глазах молодежи?

По мнению значительной части респондентов (38,8%) основное, что отличает, характеризует наркоманов, – это то, что они не могут себя реализовать, найти свое место, это «выброшенные» люди. И наркотик для них – вполне доступное (мы в этом уже убедились) «лекарство от безысходности».

Но, по мнению молодых людей, вовсе не обязательно быть аутсайдером, чтобы начать принимать наркотики. Этой болезни одинаково подвержены и дети из неблагополучных семей (25,1%), и те, кто занимает более высокие ступени социальной лестницы (например, те, у кого есть деньги – по нынешним меркам один из наиболее значимых критериев социального престижа) – 31%, и люди творческие, талантливые (11,6%), и «отморозки», которые не в состоянии о чем-либо думать и ничего не хотят делать (16,9%).

К наркотикам чаще обращаются юноши (по сравнению с девушками), учащиеся ПТУ и вузов, жители больших городов. Факторами, провоцирующими подростков на употребление наркотиков (большинство впервые их пробуют в возрасте 14-16 лет), выступают: отсутствие понимания со стороны родителей и ухудшение отношений между взрослыми членами семьи; отсутствие надлежащего родительского контроля над досугом подростков; резкие изменения в материальном положении семьи: наркотики чаще употребляют выходцы из самых бедных семей, ставших еще беднее, и из обеспеченных, ставших еще богаче.

К числу психологических особенностей подростков, начавших употреблять наркотики, относятся следующие: для них характерны эмоциональная неустойчивость и чувство одиночества; они реже задумываются о своем будущем, но более других подростков уверенны в достижимости поставленных целей; структура их ценностного познания существенно деформирована: они ориентированы на такие ценности, как богатство, секс, власть, и реже – на деловой успех, друзей, семью, любовь, интересную профессию; в качестве средств достижения своих целей они чаще готовы использовать аморальные методы.

Еще одной актуальной проблемой сегодня является опасное сексуальное поведение молодежи. Актуальность данной проблемы сегодня возросла в связи с эпидемической ситуацией по ВИЧ-инфекции: на 01.07.2002г. кумулятивное число ВИЧ инфицированных в республике составило 4422, т.е. 45,5 на 100 тысяч населения. Основной причиной заражения является инъекционное использование наркотических средств – 76,6%. В 2002 году на парентеральный путь пришлось 65,3% случаев передачи ВИЧ. Однако в последние годы прослеживается тенденция увеличения количества людей, инфицирование которых произошло в результате сексуальных контактов (2001г. – 27,2%, 2002г. – 32,9%).

В условиях угрозы распространения ВИЧ-инфекции и других заболеваний, передающихся половым путем, сложившаяся сегодня ситуация выглядит небезопасной: 74,8% молодых людей считают для себя допустимыми внебрачные сексуальные контакты, 9,3% – нетрадиционные сексуальные отношения (групповой, однополый секс), 4,5% допускают в сексуальных отношениях принуждение к сексуальной близости против желания партнера. Более половины молодых людей (58,7%) первый сексуальный опыт приобретают в возрасте до 17 лет.

В такой ситуации крайне важным становится выработка эффективных моделей формирования установок на здоровый образ жизни среди населения, а также работы с уязвимыми группами, к числу которых относятся и молодежные группы.

 

 



2019-12-29 189 Обсуждений (0)
Социальные проблемы людей с отклоняющимся поведением 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальные проблемы людей с отклоняющимся поведением

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)