Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Мусульманское право.



2019-12-29 269 Обсуждений (0)
Глава 2. Мусульманское право. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

§1. Источники права.

Мусульманское право является религиозно – правовой системой, основанной на религии ислама. Необходимо отметить, что оно представляет собой правовую традицию, расцвет которой приходится на средневековье исламского мира. Наиболее ярко и отчетливо религиозный характер мусульманского права проявляется в том, что его основными источниками являются источники ислама как религии.

Важнейшим источником шариата считается Коран – священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Мухаммеду. Коран (по-арабски – «аль-куръан») – это обычно солидный том, включающий более 500 страниц текста на арабском языке. В нем 114 разделов, разной длины, которые называются сурами, что по-арабски значит ряд. Суры Корана разного размера: во второй наибольшей – 286стихов (айятов), а в наименьших – 103, 108 и 110-й – всего по три айята. При этом наблюдается такая закономерность, не считая некоторых отклонений, что длина сур уменьшается к концу книги. [14]

Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей[15].

Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях .

По вероучению ислама, Коран – книга не сотворенная, существующая предвечно, как сам бог – Аллах, она – его слово.[16] По многочисленным рассказам, содержащимся в позднейших мусульманских предписаниях (Сунне, Хадисе). Коран стал известен людям как откровение ниспосылавшиеся Аллахом своему последнему посланнику – пророку Мухаммеду. Судя по ним, откровения Аллаха передавались Мухаммеду примерно в 610 – 632гг. н. э., а их запись, собирание зафиксированного и особенно составление книги растянулось на долгие годы.

Корану – книги предшествовали и сопутствовали записи законодательного и богослужебного значения, существовавшие уже при первых халифах.

О большом значении, которое придавалось составлению такого свода можно судить по тому, что этим делом руководили представители правящих кругов во главе с халифом.

Согласно преданиям суннитов, первым инициатором составления откровений Аллаха был купец, а затем один из энергичных руководителей мединской общины – халиф (с 634г.) Омар ибн Хаттаб, посоветовавший своему предшественнику халифу Абу Бекру дать соответствующее распоряжение по этому поводу. В результате чего дело было поручено мединцу Зейду ибн Сабиту.[17]

Составление Корана в окончательной редакции произошло уже при халифе Омаре (646 – 656гг.).

Следует отметить, что Коран содержит не много конкретных норм мусульманского права. Он регулирует некоторые вопросы государственного, уголовного права, а также обязательственные отношения, брачно-семейные. Однако большинство вопросов требующих нормативной регламентации не регулировались нормами, содержащимися в Коране. Многие ученные обращают внимание на то, что в Коране установлены лишь исходные начала шариата.

Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман-суннитов источником права была Сунна (Священное Предание), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда.[18] В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в IХ веке, когда были составлены шесть ортодоксальных сборников, которые как раз и составили Сунну. Из Сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах. Хадисы Сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее "достоверных" всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда, причем в отличии от суннитов шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к последнему из четырех праведных халифов – Али и его сторонникам. Здесь также уместно упомянуть и о возможности изменять некоторые хадисы. Таким образом, "Сунна посланника Аллаха" представляет собой свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый суннитами наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным.

Важную группу источников шариата составляют иджма и кияс, основывающиеся на одноименных методах. Иджма рассматривается как "общее согласие мусульманской общины". Наряду с Кораном и Сунной она относится к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывается из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями, муджатахидами). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев и муджатахидов. Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва - решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам[19].

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающим острые разногласия между разными направлениями, является кияс - решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволил быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета.

Производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов - фирманы. В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы - кануны. Фирманы и кануны тоже не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственной власти с населением.

В качестве дополнительного источника права шариат допускал также и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (араты).

Как отмечает А. И. Климович, с течением времени все отчетливее ощущалась недостаточность конкретных предписаний Корана и сунны, а также нормативных решений сподвижников Пророка. Эти разрозненные и не представляющие единой системы правила поведения сами по себе в дальнейшем не могли обеспечить необходимой нормативной регламентации изменяющихся общественных отношений в мусульманском государстве — халифате.[20] Поэтому, начиная VIII в., главную роль в ликвидации пробелов и приспособления положений указанных источников к потребностям общественного развития постепенно взяли на себя правоведы — основатели правовых школ-толков и их последователи.

С середины VIII в., когда в халифате начали складываться основные школы мусульманского права. Наступил новый этап формирования мусульманско-правовой науки — «период кодификации и имамов — основателей толков (мазхабов)», который длился около двух с половиной столетий и стал эпохой зрелости, «золотым веком» в развитии мусульманского права. Главным его итогом явилось возникновение различных направлений в толковании Корана и сунны, каждое из которых относительно автономно разрабатывало собственную систему правовых норм.
Такое положение, в конечном счете, объяснялось историческими истоками мусульманского права — особенностями материальных и культурных условий его становления и развития.

Основная объективная причина заключалась в заметных социально-экономических различиях районов огромного арабского халифата, где должно было действовать мусульманское право. Среди факторов идеологического порядка большое значение имело то, что, как уже отмечалось, основополагающие «источники» закрепили немного правил поведения, ставших правовыми. Особое значение доктрины для развития мусульманского права объяснялось не только пробельностью и противоречивостью Корана и сунны, но и тем обстоятельством, что большинство содержащихся в них норм считались имеющими божественное происхождение, а значит — вечными и неизменны. Поэтому теоретически они не могли быть просто отброшены и заменены нормативно-правовыми актами государства.

 

§2. Регулирование имущественных отношений.

Структура права в исламе имеет свои особенности. Классификация отраслей права не имеет завершенной формы. Наибольшее распространение получило деление всех нормативно – правовых установлений на правила выполнения религиозных обязанностей (ибадат) и нормы регулирующие взаимоотношения людей. Данные нормы подразделяются по основным отраслям:

- право личного статуса содержит предписания относительно правоограничений, брака, развода, родства, материального обеспечения семьи, воспитание детей, завещания, наследования по закону, опеки, попечительства;

- уголовное право содержит классификацию правонарушений и преступлений, а также полагающихся за них наказаний;

- гражданское право (муамалат) регулирует имущественные и обязательственные правоотношения мусульман.

При характеристике имущественных отношений следует подчеркнуть, что на их регулирование, определяющее влияния оказывают религиозные воззрения. По подсчетам отдельных современных мусульманских юристов нормы гражданского права представлены в 70 аятах Корана.[21]

Гражданское право, регулируя отношения собственности, признает, что верховное право на любое имущество принадлежит Аллаху.[22]

Основными предметами собственности в халифате являются земля, ее плоды, постройки, ирригационные сооружения, источники пресной воды, оружие, драгоценности, рабы. Большое внимание здесь уделялось классификации вещей, особенно земельных имуществ. В особые группы выделялись государственные земли, а так же земли, принадлежащие отдельным частным лицам, брошенные участки, земли, непригодные для обработки.

Государственной собственностью считались значительное количество земель, оросительных сооружений, рабов, а также натуральные и денежные поступления с хараджных земель, джизья, ушр, закят.

Меньшая часть земель принадлежала халифской семье или отдельным лицам на праве частной собственности (мульк). Праву частной собственности приписывалось божественное происхождение, оно рассматривалось как постоянное и неограниченное, а собственник имел абсолютную свободу распоряжения своим имуществом.

Частная феодальная собственность в Арабском халифате имела подчиненное значение по сравнению с государственной собственностью и общинным землепользованием и не получила широкого распространения. В отличие от феодальной собственности в странах Европы она имела иерархической структуры, не связывалась условиями службы.

С ростом государственного земельного фонда и развитием феодальных отношений получили распространение и условные формы земельных владений. Часть захваченных земель стала предоставляться отдельным представителям феодальной верхушки за военную службу (икта). Владелец такой земли, иктадар, получал право собирать в свою пользу подати с подвластного населения.[23] Поскольку икта со временем стала передаваться по наследству, по своему фактическому положению она приближалась к землям, закрепленным на правах собственности.

Особую категорию составляли вещи, которые не могли находиться в частной собственности, а рассматривались как общее достояние. К таким вещам относились воздух, море, пустыня, мечети, водные пути. Согласно первоначальному толкованию Корана пресная вода считалась общим достоянием ,но постепенно колодцы, пруды и мелкие озера переходили в собственность крупных землевладельцев. Лишь большие реки и озера по-прежнему входили в общую систему общинной и государственной собственности, что определялось необходимостью проведения совместных ирригационных работ, осуществляемых под контролем должностных лиц.

Не признавалась собственность мусульман и на так называемые не чистые веще: вино, свинину, книги запрещенные исламом.[24] Вышеперечисленные вещи в ходе арабских завоевательных походов нередко подвергались массовому уничтожению.

Мусульманскому праву известны имущества хабус и вакфы. Хабус – дарения мусульман из мулькового недвижимого имущества мечетям и медресе. Хабус не отчуждался, доходы от него поступали к новому владельцу. Лицо установившее вакф, теряло право собственности на данное имущество, но сохраняло за собой право выступать в качестве управляющего вакфом и резервировать определенный доход с него для себя и своих наследников.[25] Своеобразным институтом шариата, связанным с вещными правами, был вакф, предоставлявший собой имущество (обычно недвижимое), переданное собственником на какие-либо религиозные или благотворительные цели.  Лицо установившее вакф, теряло право собственности на данное имущество, но сохраняло за собой право выступать в качестве управляющего вакфом и резервировать определенный доход с него для себя и своих наследников.

В шариате подробно определялись способы возникновения  права собственности. Основное место занимал способ захвата чужого имущества, в результате военных походов. Завоеванные земли по общему правилу рассматривались как собственность государства и поступали в распоряжение халифов и эмиров. Иное имущество, захваченное силой у неприятеля, делилось на несколько долей. Одна из них переходила в собственность добытчика, вторая должна была передаваться государству, третья – мечетям.

Из всего вышеуказанного видно, что отношения собственности составляют хорошо развитый раздел мусульманского права. Еще одним институтом гражданского права мусульман является обязательственное право.

В халифате с его интенсивной торговлей договоры и обязательства были широко развиты. Практические вопросы договорного права, опосредовавшего торгово-денежный оборот, получили всестороннюю разработку. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Характерным для мусульманского общества было распространение специфических односторонних обязательств- обетов. Исламу известны обязательства из причинения вреда, неосновательного обогащения, из договоров.

Договор по шариату рассматривался как правовая и одновременно как божественная связь, возникающая из взаимного соглашения сторон. Однако в условиях имущественного неравенства согласие экономически более слабой стороны на вступление в договор обычно имело чисто формальный характер. Мусульманское право знало договоры купли-продажи, дарения, товарищества, подряда, аренды, займа, залога. В связи с широким развитием торговли одним из наиболее разработанных договоров была купля-продажа, которая допускалась лишь в отношении реально существующих вещей, которые должны быть произведены в будущем. В случае обнаружения скрытых недостатков в купленных вещах (болезнь у раба, животного и т.п.) покупатель мог расторгнуть договор. Большое внимание в мусульманском праве уделялось отношениям имущественного найма, прежде всего аренде земли. Было известно несколько видов найма, причем первостепенное внимание уделялось вопросам размера и порядка взимания арендной платы в пользу собственника.

Коран запрещал ссуду под проценты, т. е. ростовщичество. Но на практике это часто нарушалось. Запрещалось обращать должника в рабство за неуплату долгов, но его можно было заставить отработать свой долг кредитору. Такая форма долговой ответственности в полной мере соответствовала развитию феодальных форм эксплуатации.

Условия договора могли быть выражены в любом виде: в документе, в неофициальном письме, устно. Заключенные договора рассматривались как незыблемые. Обязанность «соблюдать свои договоры» рассматривалась в Коране как священная. Недействительными считались договоры, заключенные с безнравственными целями или с использованием « нечистых» или изъятых из оборота вещей.

Таким образом, шариат не знал четкого деления на отдельные отрасли права. Однако гражданско-правовые отношения, в частности имущественные отношения, получили в нем достаточно широкое развитие. Следует отметить, что нормы права взаимодействуют с религиозными и моральными правилами поведения. Главным средством обеспечения норм права являлась религиозная санкция за их нарушение.

 

§3. Семейное и наследственное право.

Брачно-семейные отношения в халифате регулировались правом личного статуса. Мусульманская религия и шариат рассматривают безбрачие как нежелательное состояние, а брак как религиозную обязанность мусульманина. В Коране нет пережитков матриархата и полиандрии; семья в нем всегда патрилокальна. Но Коран освещает и законодательно закрепляет твердо установившийся обычай многоженства.[26] Следует заметить, что не допускается более четырех жен одновременно. Но муж обязывался предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали его положению. Кроме жен Коран разрешает иметь рабынь-наложниц. Сожительство с ними предпочитается брачным узам с иноверкой.[27] На практике содержать несколько жен, а тем более специальные гаремы с невольницами могли лишь представители верхушки феодального общества.

По мусульманскому праву брак оформляется устным или письменным договором между брачующимися, либо соглашением между родителями жениха и невесты. Шииты не считали согласие невесты обязательным. Поскольку полагалось, что волю невесты вправе выразить родители. Брачный договор часто превращался в замаскированную форму продажи девушки. Фактически отец распоряжался брачной судьбой своих дочерей, стремясь при этом получить максимально высокий выкуп. Брак считался действительным, если за невесту был внесен выкуп не менее четверти динара. Он считался собственностью жены и оставался за ней в случае развода.[28] Кроме этого невеста получала от отца приданое. Это стало прецедентом после того, как Мухаммед дал своей дочери Фатиме в приданое ковер и подушку. Одним из условий действительности брака было достижение брачного возраста. Однако он не имел жестких границ. Считалось, что в брак по согласию могут вступать лица, достигшие половой зрелости. Если брак заключался по воле родителей или опекунов, то это условие не требовалось.

По Корану препятствием для вступления в брак служит не только кровное, но и молочное родство: запрещалось жениться не только на своих матерях, сестрах и дочерях, но и на кормильцах и их дочерях, а так же одновременно состоять в браке с двумя сестрами.[29] Для мужчины необходимо было достижение возраста половой зрелости. У шиитов допускался временный брак, заключенный на определенный срок.

В области семейных правоотношений Коран освящает господствующее положение мужчин. Женщина не является совершенно бесправной, но она подчинена мужчине. Жена не участвовала в расходах по дому, которые возлагались на мужа, но была обязана вести домашнее хозяйство, воспитывать детей. Ее право участвовать самостоятельно в имущественном обороте было крайне ограниченно.

Так же в разводе Коран предоставляет преимущественное право мужу. Расторжение брака происходит по его инициативе. Жена не имеет ни права, ни возможности прогнать неугодного ей мужа, а может только жаловаться на него.[30]

В мусульманском праве подробно определялись поводы к разводу и его процедура. Причинами могли быть смерть, вероотступничество одного из супругов, отсутствие мужа свыше полугода, обоюдное согласие, нарушение супружеской верности, не исполнение супружеского договора, длительное жестокое обращение с женой.

Любой из четырех браков мог быть расторгнут, число последующих браков и разводов не регламентировалось. Шариат знал несколько видов разводов, различавшихся как по самому порядку, так и по его юридическим последствиям. Например, был возможен временный развод, предусматривавший своеобразный  испытательный срок. Хотя доводы для развода были точно определены, муж мог развестись с женой и без объяснения причин в упрощенной форме (талак ), произнеся одну из установленных фраз: «ты отлучена» или «соединись с родом». В случае развода муж должен был выделить жене необходимое имущество «согласно с обычаем».

Разведенная женщина в течение трех месяцев оставалась в доме бывшего мужа, чтобы определить, не является ли она беременной. В случае рождения ребенка он должен был оставаться в доме отца. Жена могла требовать развода только через суд, причем лишь в тех случаях, когда муж имел физические недостатки, не выполнял супружеских обязанностей, жестоко обращался с ней или не выделял средств на ее содержание.

Чрезвычайно сложным и запутанным было наследственное право, которое к тому же имело существенное различия в разных правовых течениях. Мусульманское право огромное внимание уделяло наследованию. Признавались два порядка наследования: по завещанию и по закону. Завещание не могло составляться в пользу законных наследников, затрагивать более 1/3 имущества завещателя, его составление требовало присутствия двух свидетелей.

Особенно разработанным был порядок наследования по закону. Е. А. Беляев отмечает, что в Коране «детально разработаны права наследников на имущество, оставшееся после смерти владельца».[31]Из имущества умершего, прежде всего, покрывались расходы, связанные с его погребением, затем выплачивались все его долги. Особенностью шариата было то, что наследованию подлежали только имущественные права умершего, а не обязанности, которые не могли переходить на наследников.

Оставшееся имущество переходило к законным наследникам умершего. Следует отметить, что право наследования для женщин или родственников по женской линии было ограниченно Наследственная доля женщин, как правило, была вдвое меньше доли мужчин. Наследники мужской линии составляли группу асиб (родственники мужского пола, связи которых с умершим не были прерваны никаким женским поколением). Эта группа имела преимущество при наследовании. Родственники по женской линии составляли группу фарз. Кроме этого все наследники делились на несколько категорий, внутри которых устанавливалась своя очередность призвания к наследству. Так, в первую очередь наследство получали дети умершего, затем его братья, дяди.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что приниженное положение женщин по сравнению с мужчинами проявлялось не только в семейно – брачных отношениях, но также в отношениях наследования. Следует согласиться с мнением А.Е. Беляев, «законодательство Корана предоставляет и обеспечивает мужчинам господствующее положение в семье и в обществе»[32]. Такое положение женщин обосновывает сама мусульманская религия.

 

§4. Уголовное право и судебный процесс.

Нормы уголовного права предоставляли собой наименее разработанную часть шариата. Коран и Сунна содержат очень мало положений, относящихся к уголовному праву, уступая место обычаю и кровной мести. Поскольку мусульманское право является религиозной правовой системой, то, естественно преступление носит в нем также религиозный характер. Любое правонарушение рассматривается как не послушание воли Аллаха. Поэтому любое не правомерное в юридическом смысле поведение не просто представляет собой отклонение от предписаний мусульманского права, за которое следует соответствующая «земная» санкция, но в то же время выступает как религиозный грех, влекущий потустороннюю кару.[33]

Этим определяется вся уголовно- правовая концепция мусульманского права, в которой широкое понимание преступления как тяжкого греха сочетается с его узким определением в формально – юридическом значении.[34]

Классификация преступлений так же основана на религии, а не на общественной опасности. В основу классификации положено два критерия – определенность наказания за то или иное деяние в Коране и Сунне и характер нарушенных интересов и прав. Все права и интересы делятся на «права Аллаха» и права частных лиц. Еще средневековые мусульманские правоведы разделили все преступления на три группы. Первая включает в себя преступления, которые представляют наибольшую общественную опасность, посягают на «права Аллаха» и влекут точно определенное наказание - хадд. Большинство исследователей полагают, что к ним относятся семь наиболее опасных общественных деяний - прелюбодеяние, употребление спиртных напитков, кража, разбой, недоказанное обвинение в прелюбодеянии, вероотступничество и бунт.

Измена исламу как преступление хадд охватывает два различных состава: вероотступничество и богохульство. Вероотступником признавалось лицо, которое добровольно отреклось от ислама и перешло в другую религию, либо поклоняется идолам или отрицает какой-нибудь из постулатов и догматов ислама. За это преступление установлена ответственность в виде смертной казни. Богохульство наказывается также. Оно заключается в хулении (оскорблении) Бога и всего святого.

Бунт – это умышленные насильственные действия по свержению или попытке свержения законного главы исламского государства и законной власти. Наказанием за это преступление также является смертная казнь.

Под разбоем в мусульманском праве понимается нападение на путников купцов караваны в дороге, в пути, в неких безлюдных местах с целью завладения их имуществом. Наказание устанавливается в зависимости от наступивших последствий. Это может быть отсечение руки и ноги, смертная казнь с последующим распятием тела, тюремное заключение, изгнание.

Кража в мусульманском праве - это тайное завладение чужим имуществом , стоимость которого превышает или равна определенному минимуму. В Коране установлена ответственность в виде отсечения конечностей. Практика детализировала это следующим образом: за совершение кражи в первый раз полагается отсечение правой руки, во второй раз – левой ноги. А за совершение указанного преступления в третий раз – различные виды наказания: тюремное заключение или отсечение оставшихся конечностей.[35]

Резко отрицательное отношение ислама было к употреблению спиртных напитков. Это объясняется тем, что такое действие посягает на интеллект. Последний в мусульманском праве представлял собой одну из защищаемых ценностей. Наказанием за употребление спиртных напитков является бичевание восьмьюдесятью ударами.

Прелюбодеяние – внебрачные половые отношения, является наиболее опасным преступлением. Это обусловлено тем, что оно посягает на продолжение рода, угрожая одновременно устоям морали и интересам семьи. Наказание назначается в зависимости от семейного положения. Так, если лицо, совершившее прелюбодеяние, состоит в браке, то оно забивается камнями на смерть, а если не состоит, то подвергается бичеванию ста ударами. За ложное обвинение в прелюбодеянии также устанавливалась ответственность. Данное преступление наказывалось бичеванием восьмьюдесятью ударами.

Вторую группу преступлений составляли противоправные действия, которые рассматривались как посягательства не на права всей мусульманской общины, а на права отдельных лиц. Преступления, относящиеся к данной группе, также влекли фиксированное наказание (кисас, кавад или дийа). Нормы, регулирующие их, восходили к обычаям родоплеменного строя, сохраняли следы непосредственной расправы потерпевшего с обидчиком. Основными преступлениями категории кисас считаются убийство и телесные повреждения не обратимого характера.[36]

Так, умышленное убийство или смертельное ранение влекли за собой кровную месть со стороны родственников убитого. В шариате уже предусматривалась возможность и замены кровной мести денежным выкупом, если родственники убитого прощали убийцу. За неумышленное убийство устанавливался выкуп, который сопровождался двухмесячным постом и отпуском на волю раба-мусульманина. За другие преступления данной группы, в частности за телесные повреждения ответственность также возникала по принципу талиона, т. е. возмездие. Этот принцип отчетливо закреплялся в Коране.

Наконец, третью группу преступлений составляли все иные правонарушения, которые наказываются жестко установленной санкцией – тазир. Данные действия не рассматривались как наказуемые в период становления халифата, а поэтому не упоминались в основных источниках шариата. С развитием классовых отношений и стремлением феодальной верхушки укрепить сложившиеся общественный порядок начинают рассматриваться как уголовные преступления и наказываться в судебном порядке такие действия, как неуплата закята (налога в пользу бедных), несоблюдение поста, легкие телесные повреждения, оскорбления, хулиганство, обвешивание и мошенничество, взяточничество, растрата государственных средств, азартные игры. Мера наказания по таким делам зависела от мнения, высказываемого муджтахидами, и от усмотрения отдельных судей.

Кроме этого следует отметить, что в качестве меры исправительного наказания и предупреждения, тазир мог быть применен также в случае прощения лица, совершившего преступление – кисас.[37]

Наказания по мусульманскому праву ярко выраженный карательный характер. Как отмечалось выше, шариат допускал и тем самым узаконивал кровную месть (в несколько ограниченных по сравнению с доисламским периодом размерах), талион, а также выкуп в вещах или деньгах (до 100 верблюдов или 1 тысячи динаров золота) как компенсацию потерпевшему или его родственникам, если они отказались от своего права на кровную месть.

В шариате предусматривались типичные для феодализма жестокие и устрашающие наказания. Так, смертная казнь, назначавшаяся по целому ряду преступлений, обычно приводилась в исполнение публично, а затем тело казненного вывешивалось на всеобщее поругание. Применялись и такие виды казни, как утопление и закапывание заживо. Широко использовались так же членовредительские и телесные наказания – отсечение пальцев, рук и ног, бичевание, битье камнями.[38] Тюремное заключение в Арабском халифате применялось обычно для содержания преступников до суда, но постепенно стало использоваться и как мера наказания, причем в отдельных случаях назначалось и пожизненное заточение. Лишение свободы выражалось также и в домашнем заключении и в помещении в мечеть. Мусульманское право знало также имущественные санкции (конфискации, штрафы) и позорящие наказания – бритье бороды, лишение права носить чалму, публичное осуждение и другие, а также ссылку и высылку.

Следует отметить, что арабы восприняли византийскую судебную организацию. В начальный период судебной властью обладал правитель области. Од­нако помогавшие ему в отправлении суда кадии постепенно стали самостоятельными судьями. Вначале кадиями называли также и судей - немусульман, впоследствии функции кадия сохранялись только для мусульман. Правомочия кади были весьма обширны. Они рассматривали на местах судебные дела всех категорий, наблюдали за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, проверяли законность землепользования, заведовали так называемым вакуфным имуществом (переданным собственниками религиозным организациям).[39] При вынесении решения кади руководствовались, прежде всего, Кораном и дополнениями к нему (Сунной) и решали дела на основе самостоятельного толкования. Судебные решения и приговоры кади, как правило, были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключение составляли случаи, когда сам халиф и его уполномоченные изменяли решения кади. Кадий следил за соблюдением религиозных обрядов и обладал большим политическим влиянием в своей окру­ге. Он мог пользоваться консультациями совета кади, состоявшего из ученых знатоков права – улемов, однако эти консультации не имели обязательной силы. В суде присутствовали два официаль­ных понятых — адула, судебные приставы — осуны, а также за­щитник — укил. Должность кадия, как правило, передавалась по наследству. На местах учреждались должности мухтасибов — цен­зоров по вопросам религии и нравов, они же были судьями по делам о мошенничестве в торговле. Верховным судьей считался глава государства – халиф, судебную власть осуществляла и коллегия наиболее авторитетных богословов, которые одновременно являлись правоведами. Однако они рассматривали споры между мусульманами. Немусульманское население обычно подлежало юрисдикции судов, состоящих из представителей своего духовенства.

Дело, как правило, возбуждалось потерпевшим или его родственниками, а по некоторым категориям дел (прелюбодеяние, преступления против религии) – любым правоверным мусульманином. Судебное разбирательство готовил судебный писарь, собиравший исковые заявления – записки, при помощи которых стороны обращались в суд, изложив суть спора. Слушанье дела начиналось с того, что судья предлагал истцу изложить свою претензию, а затем обращался к ответчику с требованием признать обоснованность иска. Если последний отказывался признавать ответственность, то истец предоставлял доказательства своего права. Когда истцу не удавалось доказать свою претензию, а ответчик приносил клятву в том, что он не виновен, иск отвергался. Кроме признания и клятвы ответчика, основанием для постановления кади могли служить письменные документы. Однако роль основного доказательства отводилась показаниям свидетелей – очевидцев. Достаточным было, как правило, показания двух свидетелей, из числа «почетных» мусульман.[40] По некоторым делам, при отсутствии иных доказательств допускалось приведение обвиняемого к присяге. Отказ от присяги расценивался как признание. Шариат отвергал доказательства, основанные на вероятности. Причем мусульманское право отдает предпочтение показаниям мужчин. Решение, принятое по делу немедленно приводилось в исполнение. Судье не часто приходилось прибегать для этого к принудительным мерам. Поскольку виновная сторона добровольно подчинялась решению кади.

При Аббасидах была учреждена уголовная полиция – шутра, начальник которой вел розыск и расследование по делам об убийстве, сам рассматривал эти дела и применял установленные наказания, соединяя судебные и полицейские функции.[41]

Таким образом, нормы уголовного права также носили религиозный характер. Они отличались архаичностью, отражали сравнительно низкий уровень юридической техники.

В уголовном законодательстве мусульман отсутствовало общее понятие преступления, слабо были разработаны такие институты, как покушен



2019-12-29 269 Обсуждений (0)
Глава 2. Мусульманское право. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Мусульманское право.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)