Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Понятие беспризорности.



2019-12-29 293 Обсуждений (0)
Глава 1. Понятие беспризорности. 0.00 из 5.00 0 оценок




1.1. Понятие и история беспризорности

Обратимся к определению понятия «беспризорность». Одно из первых определений данного понятия относится к 1913 году. На первом Российском съезде по вопросам детского труда был предложен проект закона «О мерах попечения над беспризорниками», где к их числу причислялись не только осиротевшие дети, но и те несовершеннолетние, которые находились в условиях, не гарантирующих им определенного минимума для развития в физическом и нравственном отношении[9].

Исследователями Е.Д. Максимовым и С. Бахрушиным были проанализированы причины возникновения нищенства и беспризорности в России. Е.Д. Максимов выделил целый ряд факторов первичного характера,

которые на фоне экономического неблагополучия, провоцировали нищенство:

- индивидуальные (физическое и психическое убожество, слепота, малолетство и др.);

- семейные (в том числе злоупотребление родительской властью лиц, посылающих своих детей нищенствовать);

- социальные (экономические, правовые, бытовые);

- стихийные, вызванные неурожаем, пожаром и т.д.[10]

Е.Д. Максимов отмечал, что нищенство связано с вырождением, падением, деградацией человеческой личности.

А.М. Нечаева, исследуя проблемы детей России, приводит классификацию С. Бахрушина, который включил в число беспризорников следующие категории детей:

- не имеющие определенного пристанища;

- брошенные родителями или лицами, имеющими о них попечение;

- нищенствующие и бродяжничающие;

- занимающиеся проституцией;

- живущие в сообществе воров и проституток;

- подвергаемые жестокому обращению со стороны взрослых [11].

А.М. Нечаева указывает на то, что необходимо различать понятия «беспризорность» и «безнадзорность». Безнадзорность - это стадия, предшествующая беспризорности. Анализ понятия «безнадзорность» необходимо начинать с осознания, того что такое «надзор». Надзор за несовершеннолетним, по мнению А.М. Нечаевой, состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребёнком. Данная исследовательница выделяет следующие отличительные признаки, позволяющие считать ребенка беспризорником:

- полное прекращение всякой связи с семьей;

- проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;

- добывание средств к существованию способами, не признаваемыми обществом (попрошайничество, воровство);

- подчинение неписанным законам, продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом[12].

В федеральном законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дается определение     понятию     «безнадзорный».    «Безнадзорный

несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей, или законных представителей, или должностных лиц»[13].

Определить на каком этапе безнадзорность трансформируется в беспризорность практически невозможно, но не будет преувеличением утверждение, что безнадзорность является характеристикой социализации, благоприятной для возникновения беспризорности. Считается, что безнадзорник отличается от беспризорника по вышеперечисленным критериям, но общими для них являются не только ситуация в семье и школе, но и способ разрешения конфликтной ситуации (самовольные уходы, побеги, бегства из дома, образовательных учреждений).

Наиболее полное официальное определение беспризорности можно найти в Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1930 г. «Беспризорные - это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером,

- дети подобных родителей тоже считаются беспризорными»[14]. Беспризорность социологи сегодня относят к разновидности девиантного поведения, очевидно и грозно заявившей о себе в последние годы.

Судить о границах распространенности этого явления сложно. Например, косвенно о распространении беспризорности на Западе судили по росту преступности среди несовершеннолетних, по границам безработицы, а также по наблюдениям за числом нищих детей на улицах средних и крупных городов, занятых местах в детских ночлежных домах.

    Теперь обратимся к истории беспризорности.

В России беспризорность приняла угрожающий характер после 1-й мировой войны и Октябрьской Революции 1917 (к 1922 насчитывалось около 7 млн. беспризорных[15]). Проблемами беспризорности занимались Государственный совет защиты детей (1919, председатель А. В. Луначарский), Наркомпрос РСФСР, комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК (1921, Деткомиссия ВЦИК, председатель Ф. Э. Дзержинский), социальные инспекции на местах, «Фонд имени В. И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям» (1924). Опытные педагоги стремились создавать беспризорным детям максимальные возможности для нормального развития, проявления самостоятельности, инициативы, полезной творческой деятельности.

В 1926 приняты Положение о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в РСФСР и Постановление ЦИК и СНК СССР «О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью».

Система ликвидации беспризорности включала выявление и контроль за безнадзорными детьми, неблагополучными семьями, социальную помощь и профилактику беспризорности. Организовывались детские воспитательные учреждения интернатного типа – детские дома, трудовые коммуны, школы-колонии, школы-коммуны, детские городки (представляли собой объединение нескольких детских домов, школ, ФЗУ с обслуживающей их инфраструктурой и подсобными учреждениями) и прочие. В 1919 году в детских домах воспитывалось 125 тысяч детей, в 1921−1922 годах – 540 тысяч детей[16]. Применялись такие формы работы с беспризорными детьми, как патронат, усыновление, опека и попечительство.

Ликвидация беспризорности также требовала проведения санитарной обработки обитателей подвалов и улиц, в необходимых случаях лечения, организации питания и учебы детей, предоставления жилья и работы подросткам. Для этого на предприятиях были введены специальные семипроцентные квоты для производственного обучения и трудоустройства подростков.

Активное участие в работе с детьми и подростками «с улицы» принимали и комсомольцы. Через 200 созданных в 1921 г. приемников-распределителей, рассчитанных на прием от 50 до 100 детей одновременно, в первый год целенаправленной государственной борьбы с беспризорностью прошло более 540 тысяч детей[17].

Несмотря на очевидные трудности восстановительного периода, к 1925 г. в РСФСР уже имелось более 280 детских домов, 420 «трудовых коммун» и 880 «детских городков»[18].

В 1934 ВЦИК издает специальное Постановление «Об устройстве детей лиц, находящихся под стражей», по которому дети должны передаваться под опеку в детские заведения, но попадая в них с прочерком в графе «родители» и сталкиваясь там с презрительным отношением других детей издевательствами воспитателей, они долго не задерживаются и присоединяются к беглецам.

Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 года «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» действовало 24 года и только в 1959 году было отменено. Возраст уголовной ответственности по значительной части составов преступлений снижался до 12 лет, поэтому был восстановлен принцип применения к несовершеннолетним всех видов наказаний. Указом 1941 года предписывалось применять это постановление не только за умышленные преступления несовершеннолетних, но и за преступления, совершенные ими по неосторожности.

Комиссии для несовершеннолетних в июне 1935 были ликвидированы, а учреждения для несовершеннолетних были переданы в НКВД.

Со второй половины 30-х гг. детские дома входили в систему городских учреждений народного образования, но сведения о детях репрессированных в детских домах до 1954 года хранятся в НКВД.

К середине 30-х гг. XX века массовая беспризорность ликвидирована, что было заявлено в 1935 году в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности, но вместе с тем, наличие беспризорности признавалось, но объяснялось отдельными недостатками.

Опасность беспризорности вновь возникла в годы Великой Отечественной войны. В итоге такие важные проблемы борьбы с детской беспризорностью, как численность беспризорных и несовершеннолетних преступников, трудности содержания детей в детских учреждениях, социальная помощь зарубежных благотворительных организаций уличным детям, не получили достаточного освещения. Исследуемые проблемы получили отражение лишь в отдельных изданиях, обобщающих деятельность КПСС, Советов по реализации государственной социальной политики. Причиной этому, на наш взгляд, явилось утверждение официальной пропаганды о ликвидации детской беспризорности к концу 1940-х гг., беспризорность заменили терминами «детская безнадзорность» и «преступность несовершеннолетних».

Модель советского «счастливого детства» эпохи сталинизма представляла собой слаженный государственный механизм воспитания советских граждан. Государство не давало автономии семьи и за невыполнение обязанностей по воспитанию детей могло повлечь применение предусмотренных законом принудительных мер (лишение родительских прав, помещение детей в детские дома). Начиная с самого раннего возраста ребенок должен был пройти все основные этапы советской социализации: детские ясли, сад, школа, средние или высшие учебные заведения. В том случае, когда он оставался сиротой, его воспитанием полностью занимались государственные детские учреждения (дома ребенка, детские дома).

Другую часть этой модели составляли детские учреждения (колонии, специальные детские дома и т. д.), которые изымали, наказывали, перевоспитывали, возвращали обратно в «советское детство» тех детей, чье поведение не вписывалось в рамки официальной концепции детства (беспризорных и безнадзорных, совершавших проступки и преступления).

Общеобразовательные школы вместе с пионерской организацией и комсомолом фактически взяли на себя основную нагрузку по воспитанию детей и подростков. В связи с большой занятостью родителей, школа брала на себя многие ее функции: она помогала ребенку преодолевать экстремальность жизни военных и первых послевоенных лет, была эффективным инструментом официальной советской социализации.

Дома ребенка, детские дома также не всегда могли обеспечить детям-беспризорникам прохождение всех этапов «эталонной» социализации, поскольку находились в тяжелом материально-бытовом положении. Все это способствовало распространению аномального поведения среди детей (бегство из детских домов и других учреждений, нищенство, бродяжничество, преступления и т. д.). Для борьбы с его последствиями действовала целая сеть государственных учреждений (детские комнаты милиции, приемники-распределители, трудовые и трудовые воспитательные колонии). Карательно-репрессивные меры в отношении подростка, совершившего проступок, создавали замкнутый круг. Оступившись и попав в криминальную среду, он обычно не мог выйти из неё. Так, государственная политика в этой сфере, пытавшаяся каким-то образом улучшить ситуацию с подростковой девиацией, фактически способствовала её росту.

Несмотря на то, что послевоенные материально-бытовые проблемы детских учреждений, на первый взгляд, не могли привести к успешной социализации советских детей и подростков, их чрезвычайная идеологизация сильно воздействовала на формирование «правильной» идентичности.

Новый всплеск беспризорности наблюдается в России с начала 1990-х годов. В документах Совета Федерации причинами возникновения и роста беспризорности называются разрушение государственной инфраструктуры социализации и воспитания детей, а также кризис семей (рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей)[19].

Другими причинами являются криминализация общества, широкое распространение новых для России видов правонарушений, слабый контроль за работодателями, вовлекающими детей в нелегальные виды деятельности, нелегальная миграция детей (часто без сопровождения взрослых) из бывших республик СССР, вызываемая вооружёнными конфликтами и ещё более тяжёлым экономическим положением этих стран[20].

На протяжении ХХ века Россия пережила две волны детской беспризорности, связанные с гражданской и Великой Отечественной войнами. В настоящее время можно говорить о третьей волне.

С конца 80-х г.г. по мере нарастания социальной нестабильности, межнациональных конфликтов и ухудшения уровня жизни число детей, оставшихся без родителей, стало снова расти. В 90-е годы XX века в России произошло снижение уровня социально-правовой и экономически обеспеченной защиты детства и как следствие – рост беспризорности (по некоторым данным к концу 2000 насчитывалось свыше 2 млн. беспризорных детей[21]).

Беспризорность и безнадзорность детей является угрозой будущему России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования.

 

1.2. Социальный портрет беспризорника

   Неотъемлемой чертой повседневной жизни и своеобразным негативным «символом» новой, постсоветской России стали беспризорные дети. По данным Правительства РФ их число на начало 2002 г. в стране составляло 1 млн. 100 - 130 тыс. человек. В то же время по оценкам МВД и Генпрокуратуры их число достигает 2 - 2,5 млн., а по оценкам независимых экспертов -3-4 млн., приближаясь к количеству беспризорных в 1921 г. (4,5- 5 млн. чел.) - результат разрушительных и кровопролитных событий той поры[22].

Следует признать, что сегодня нет достоверных статистических данных о беспризорных в России, поэтому нельзя назвать ни точное их число, ни возрастной, половой, национальный и региональный состав.

Научную общественность проблема беспризорности заинтересовала еще в начале 1990-х годов. Но систематических обследований в масштабах России или крупных регионов не проводилось. Причина - отсутствие собственных средств и бюджетных ассигнований у научных учреждений, а также отсутствие интереса у местных и федеральных властей[23]. Силами научных коллективов обследования проводились лишь для отдельных городов России.

Проблемы беспризорных детей исследовались институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН под руководством Е.Б. Бреевой, центром социологических исследований Министерства образования РФ под руководством Ф.Э. Шереги и А.Л. Арефьева. При исследовании беспризорников у социологов возникают трудности при построении репрезентативной модели выборки, позволяющей распространить выводы на весь массив российских беспризорных[24]. Обследования беспризорных детей проводились в = местах временного содержания (милиции, приютах, больницах), на улице (вокзалах, рынках, подъездах, подвалах).

По данным обследования, проведенного Е.Б. Бреевой, около половины (43,7%) обследованных детей проживали в неполных семьях, т.е. с одним из родителей, 31% - с бабушкой, дедушкой или другими родственниками, лишь 25%о детей ж ивут в полной семье[25]. Основная причина такого положения -лишение родительских прав за невыполнение обязанностей по отношению к детям. Дети бегут из дома потому, что у них плохие отношения с родителями, особенно если у ребенка вместо отца - отчим. Достаточно

большое число детей убегает от родителей-алкоголиков. Эта причина не отмечалась в обследовании как единс твенная, обычно она -сопровождалась голоданием ребенка, его плохими отношениями с родителями, учителями[26] . Около 10% убежавших детей - это любители путешествовать, 18 % детей в качестве причины ухода из дома отметили нежелание учиться, около 12 % ушли из дома, потому что «они там никому не нужны»[27]. Такая ситуация возникает, например, когда умирает мать, и ребенок остается на попечении родственников, которым нет до него дела.

Вместе с тем, ни один из опрошенных детей не отметил в качестве причины ухода из дома отсутствие любви к своим родителям и родственникам, хотя такая подсказка имелась[28]. Ею не воспользовались даже дети из семей алкоголиков. То есть для ухода из дома у основной массы детей были веские причины. Практически каждый ребенок дорожит своим домом и лишь в крайнем случае покидает его.

Недавно возникла новая причина детской беспризорности - это следствие незаконной приватизации жилья[29]. Родители, пользуясь несовершенством законодательства, продавали квартиры и уезжали, оставляя детей на улице. В настоящее время в закон о приватизации жилья внесены соответствующие поправки. Но часть детей уже успела лишиться своего жилья.

При обследовании установлено, что более 30 % детей убежали из детских домов, приютов, интернатов. Основная причина, по которой дети убегают из приемников-распределителей, - стремление вернуться домой, несмотря на тяжелую жизнь там (87%)[30].

Беспризорники - это дети разного возраста. Согласно данным исследования, проведенного Ф. Э. Шереги, среди российских беспризорных дети в возрасте 7-10 лет составляют примерно 20 %, 11-14 лет - 60 %, 15-17

дет - 20 %[31] . Малочисленность последней объясняется тем, что многие бездомные дети адаптировались к условиям жизни на улице, умеют постоять за себя. Анализ полового состава показывает, что две трети беспризорных -мальчики и одна треть - девочки.

Данные исследования Е.Б. Бреевой показали, что сроки пребывания детей в беспризорном состоянии варьируются. Так, для тех, кто на момент обследования находился в приемнике-распределителе, срок беспризорного существования составляет от 3 дней до 7 месяцев. На практике этот срок бывает и значительно большим. При обследовании выявилась такая закономерность: чем меньше возраст ребенка, тем больше продолжительность его бездомности[32]. Можно предположить, что маленький ребенок может не знать свой домашний адрес и свою фамилию, а более взрослый ребенок, знающий свой домашний адрес, может вернуться домой.     Кроме того, ребенок 6-10 лет может стать хорошим помощником для взрослого беспризорного, избравший для себя бизнес, ориентированный на использование детей.

Из-за своих физиологических особенностей и психологических склонностей беспризорные дети особенно уязвимы при столкновении с любой опасностью, которая подстерегает их на улице. Одна из них связана с местом ночевки. Ночуют они обычно «где придется», многие имеют постоянное место на чердаках или в подвалах преимущественно старых домов, на вокзалах, и могут стать добычей для любого преступника[33].

Неподдельный интерес к беспризорникам проявляют криминальные элементы. Такой ребенок легко находит себе приют в различных группах сверстников асоциальной направленности. На начало 1996 года в Петербурге состояло на учете 959 таких групп и 2568 несовершеннолетних детей в них[34] . Вследствие чего растет число преступлений именно в подростковой среде.

  С другой опасностью беспризорный сталкивается, добывая средства к существованию, основным «источником» которого является попрошайничество, воровство и другие виды асоциальной деятельности. Согласно данным обследования Ф.Э. Шереги, средства на жизнь беспризорные получают различными способами: занимаются попрошайничеством (52,1%), подрабатывают (38,6%), воруют (34,4%), обращаются за помощью к знакомым ( 20,2%) и родным (12,2%), занимаются проституцией (7,9%)[35]. Виды подработки беспризорных весьма разнообразны: 18,7% подрабатывают грузчиками, носильщиками, подсобными рабочими, 9,8% моют и заправляют на бензоколонках машины, 6,5% занимаются сбором, бутылок, цветных металлов, бумаги, 4% занимаются уборкой мусора, помещений, убирают снег, 0,8% выполняют всевозможные поручения, 3,7% зарабатывают на жизнь иным способом[36]. Не каждый ребенок согласится променять вольную жизнь и наличие карманных денег на жизнь дома с пьяными и безразличными родителями или же на жизнь в детском доме, с его достаточно жесткими порядками, дисциплиной, отсутствием свободы.

Неблагоприятный образ жизни привел к ухудшению здоровья детей и подростков. По данным исследования Е.Б. Бреевой, более 70 % детей больны, имеют невротическое развитие, задержки нервно-психического развития, хронические и очень запущенные болезни[37]. Часть из них -носители и распространители инфекционных заболеваний, в том числе венерических.

 

Специалисты отмечают: беспризорный - это не обычный здоровый ребенок, растущий в условиях спокойной семьи или благоустроенного детского учреждения. У беспризорных очень развит инстинкт самосохранения, выражена эмоциональная возбудимость, которая часто развивает привычку к искусственным возбуждениям: наркотикам, алкоголю,

азартным играм. Условия бездомной среды рано ставят ребенка в положение реальной жизненной ответственности, что ведет к формированию таких социально-биологических качеств как биологическая закалка организма, реализм и точность восприятия окружающего мира, гибкость, активность, смелость, групповая солидарность[38].

Бывшие беспризорные дети обычно плохо учатся, уклонялись от школьных занятий, нередко пропускали несколько лет обучения. Поэтому они плохо читают, не умеют считать. В обследовании Е.Б. Бреевой почти половина детей ответила, что им учиться неинтересно[39].

Представляют интерес планы беспризорников на будущее: 53 % из них хотят вернуться домой, 29% продолжить учебу в школе, ПТУ, техникуме, 17,6% - хотят жить как все, лишь 12 % не имели никаких планов[40]. Т.е. большинство детей надеется на лучшие перемены. Выяснение у беспризорных того, что важнее всего в жизни, свидетельствуют, что о благоприятном облике большинства из них. Для 56,2 % опрошенных - то семья, для 35,5% - доброта, для 29,1 % - деньги, 24,4 % - друзья, для 16,7 % -работа, профессия, для 14,2% - свобода [41]. Все большую ценность для них приобретает семья. Опыт жизни в семье родителей подростков мало устраивает.

Беспризорные дети все чаще убеждены, что они не нуждаются в помощи общества и все больше рассчитывают на самих себя. Вернуть их в общество становится все тяжелее, требуется много усилий. Это скажется на детях, так как именно в этом возрасте закладываются основы их дальнейшей судьбы, и велика вероятность того, что они не смогут или не захотят изменить свою жизнь. Это отрицательно скажется на обществе, увеличится число преступников среди подростков. Преступления, могут быть, более жестокими, так как эти дети не видели уважение к себе и окружающие не

ценили их как личность, поэтому и они не будут ценить ничью жизнь,

потому что их этому не учили[42] .

Портрет беспризорника можно давать психологически, философски. Социология вносит свой вклад в изучение данного явления. Социологи дают следующие характеристики беспризорных детей: беспризорники - это дети разного возраста (преобладающий возраст - 11-14 лет), проживающие преимущественно в неполных семьях, в которых родители лишены родительских прав и ведут асоциальный образ жизни. Данная категория детей добывает себе средства к существованию, занимаясь попрошайничеством., воровством, подрабатывая подсобными рабочими, грузчиками. Беспризорники плохо читают, не умеют считать, не проявляют интереса к учебе. Это дети с ослабленным здоровьем.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что беспризорность - это сложное социальное явление. Поэтому при изучении беспризорности у социологов возникают трудности, которые связаны, прежде всего, с отсутствием достоверных статистических данных о беспризорных детях в России. Нельзя назвать ни точное число данной категории детей, ни их возрастной, половой, региональный состав.

В результате анализа многочисленных данных можно сделать вывод, что ухудшение социально-экономического положения большинства российских семей, безработица, резко возросшая миграция населения, особенно из неблагоприятных в экономическом и социальном отношении регионов, остро отразились на положении детей, привели к росту беспризорности, агрессии, нетерпимости, преступности и правонарушений в детской и подростковой среде. Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.

 



2019-12-29 293 Обсуждений (0)
Глава 1. Понятие беспризорности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Понятие беспризорности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (293)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)