Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Беспризорность с современной России



2019-12-29 313 Обсуждений (0)
Глава 2. Беспризорность с современной России 0.00 из 5.00 0 оценок




2.1 Причины беспризорности

Социологи выделяют различные причины возникновения данного явления. Так, Е.Г. Слуцкий рассматривает три основные группы причин развития детской беспризорности: социально-экономические, социально-психологические и психологические причины[43]. К социально-экономическим он относит факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие быт людей. Это экономический кризис, безработица, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами. Социально-психологические причины, по мнению автора, связаны с кризисом семьи, увеличением разводов, с утратой одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубым обращением с детьми, физическими наказаниями, а порой и сексуальными домогательствами со стороны взрослых (данные явления часто становятся   следствием  социально-экономических  факторов).

Психологические причины Е.Г. Слуцкий увязывает с увеличением числа детей, имеющих вы раженные психофизические аномалии, черты асоциального поведения (т.е. наличие генетической предрасположенности). Согласно данным, приведенным в работе автора, среди подрастающего поколения такие дети составляют 3-5 процентов[44].

В настоящее время в России существует большая часть перечисленных причин широкого распространения беспризорности. В реальной жизни разные группы причин тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

По мнению А.Л. Арефьева, причины беспризорности, как показывают результаты исследования, связаны с неблагополучной ситуацией в о многих российских семьях, что отражает серьезный и усугубляющийся кризис института семьи в России: стабильно увеличивается внебрачная рождаемость (более четверти всех новорожденных), почти половина всех матерей (45%) растят своих детей в одиночку, количество заключаемых браков снижается, а число разводов растет[45]. Продолжается массовое злоупотребление родителей алкоголем, а также наркотическими веществами. Родители, имеющие алкогольную или наркотическую зависимость, обычно не способны обеспечить своему ребенку даже минимальное материальное благополучие и оказать ему моральную поддержку, пробудить его интерес к получению школьных знаний.

А.Л. Арефьев указывает на то, что глубинные причины кризисных явлений присутствуют во многих российских семьях, утративших свой социализирующий потенциал, воспитательную роль, и связаны с падением уровня жизни большинства населения, увеличивающейся коррупцией и моральным разложением общества[46].

Интересное исследование структуры детской беспризорности было проведено Московским городским центром «Дети улиц». По результатам этого исследования все источники формирования детской беспризорности были разделены на пять групп[47].

В первую группу были отнесены дети, причиной беспризорности которых явилась нелегальная миграция семей из ближнего зарубежья в Россию. По данным Московского городского центра «Дети улиц», эта группа составляет 4 - 5 % от общей массы беспризорных детей.

Вторая группа беспризорных детей формируется из несовершеннолетних, оставшихся без родителей либо иного попечения в силу различных трагических обстоятельств (катастроф, мятежей и т. п.). Число этих подростков, по данным исследования, составляет 8 - 9 % от всех беспризорных.

Третья группа несовершеннолетних беспризорных образуется в результате попытки скрыться от суда и следствия после совершения уголовно наказуемых деяний. Доля этих детей не превышает 0,5 %.

Четвертая, самая Многочисленная группа несовершеннолетних беспризорных - это самовольно ушедшие из дома. Дети-беглецы покидают родительский кров из-за жестокого с ними обращения, пьянства или наркомании родителей, сексуального насилия и в силу других причин. Доля таких детей достигает 82 - 86 %.

Последняя, пятая группа несовершеннолетних состоит из лиц, самовольно покинувших специальные детские учреждения - спецшколы, детские дома, школы-интернаты, иные объекты. Ранее эти подростки входили в одну из четырех перечисленных групп несовершеннолетних мигрантов. Попав под социально-педагогический контроль государства, они были размещены в упомянутых детских учреждениях. Количество этих подростков составляет 5-6 %.

В целом, среди причин роста детской беспризорности и безнадзорности специалисты Московского городского центра «Дети улиц» указывают следующие[48]:

- падение доходов семей с детьми, часто до катастрофически низкого уровня; безработица взрослых членов семьи;

- резкое увеличение распространенности кризисных явлений в институте семьи (повышение нестабильности семей, увеличение числа неполных семей с детьми, асоциальное поведение родителей);

- морально-психологический кризис у части общества в условиях выработки новых морально-нравственных ценностей, распространение морали вседозволенности;

- открытость границ России для стран, ранее входивших в Советский Союз, их еще более тяжелое экономическое положение, а в рядЊ?случаев и вооруженные конфликты ведут к нелегальной миграции детей из этих стран в индустриальные центры России;

- рост криминализации общества, распространенность новых для России видов правонарушений (проституция, торговля наркотиками и пр.), неотработанность механизмов и процедур выявления и наказания взрослых, вовлекающих детей в эти виды деятельности.

Таким образом, в результате анализа многочисленных данных можно сделать вывод, что ухудшение социально-экономического положения большинства российских семей, безработица, резко возросшая миграция населения, особенно из неблагоприятных в экономическом и социальном отношении регионов, остро отразились на положении детей, привели к росту беспризорности, агрессии, нетерпимости, преступности и правонарушений в детской и подростковой среде. Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.

 

2.2. Борьба государства

Государство обязано обеспечить всем детям конституционные права на жизнь, охрану здоровья, образование, вырастить их полноценными членами гражданского общества. Распространение такого негативного социального явления как детская безнадзорность и беспризорность содержит в себе угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, подрывает нравственные основы общества. Безнадзорность и беспризорность детей представляют угрозу будущему России, поскольку перспектива развития государства непосредственно зависит от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения[49].

Изменение общественного устройства в нашей стране разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности семьи и государства по их жизнеобеспечению и развитию, привело к отторжению детей из неблагополучных семей к резкому увеличению количества детей, лишенных возможности получить необходимое содержание, воспитание и образование. Результатом этого стали безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних[50]. Отторжение значительной части молодого поколения из сферы внимания семьи требует усилий и заботы со стороны общества и государства.

Опасность беспризорности видится в том, что такая среда способствует формированию личности, неприспособленной к нормальной общественной жизни на основе присущих обществу ценностей, норм и форм поведения. Будучи предоставленной самой себе, выживая за счет средств, полученных, как правило, незаконным путем значительная часть молодого поколения совершает преступления и будет считать это нормой и в своей дальнейшей жизни. Нахождение подростка длительное время в беспризорной криминальной среде фактически предопределяет его жизненный путь.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года № 543 "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания защиты и развития детей в 90-е годы", проблема выживания защиты и развития детей была признана приоритетной. Но так ли это на самом деле?

В действительности в системе профилактики детской безнадзорности и беспризорности и правонарушений продолжает сохраняться остаточный принцип финансирования, что лишает большинство правовых норм материальной основы. Устранению детской безнадзорности и беспризорности должна соответствовать социальная политика, направленная не на ликвидацию последствий, а на преодоление причин, порождающих детскую безнадзорность и беспризорность, их раннюю профилактику. Создание стройной законодательной системы и системы мер по ее реализации позволили бы на государственном уровне скоординировать усилия по работе с детьми[51]. Эффективность системы пока недостаточна. И цифры, характеризующие состояние с детской безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних говорят сами за себя. В настоящее время по данным всех заинтересованных министерств и ведомств в стране число беспризорных детей более 100 тысяч, безнадзорных около 1 миллиона. Ежегодно сотрудниками органов внутренних дел выявляется и помещается в центры временной изоляции для несовершеннолетних до 60 тыс. детей и подростков.

Что же происходит? Ведь в Конституции Российской Федерации записано, что ребенок имеет право на охрану здоровья, на право жить в семье, на обучение, на труд и многое другое. В Семейном кодексе Российской Федерации также закреплено право жить и воспитываться в семье. На самом деле кризис семьи привел к росту количества детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время их насчитывается более 700 тысяч, причем только 5 процентов фактически сироты, а остальные сироты при живых родителях. 248 тысяч материалов в отношении родителей, злостно не выполняющих обязанности по воспитанию детей, было рассмотрено правоохранительными органами. Количество административных и уголовных мер к родителям возрастае[52]т. А какой же результат? Цифры о количестве детей, покинувших семью, свидетельствуют о том, что меры, предпринимаемые государством и обществом по улучшению положения семьи, недостаточны. Отношение к вопросам сохранения семьи надо менять. Нужно проводить четкую государственную и социальную политику в интересах семьи, создавая благоприятные социально-экономические условия для стабилизации и повышения жизненного уровня семей, находящихся за чертой бедности, дети из которых, как правило, пополняют ряды беспризорных и безнадзорных. Необходимо изменить инфраструктуру здравоохранения, образования, культуры, обеспечив их доступность детям из семей всех типов[53].

Детская безнадзорность и беспризорность тесно связана с социальным сиротством. Проблема социального сиротства вызывает особую обеспокоенность. По разным причинам дети остаются без родительского попечения при живых родителях. За 2 последних года в четыре раза выросло число родителей, лишенных родительских прав. И посмотрите, сколько стало детей, осиротевших социально[54].

Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ
"О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", содержит нормы, обеспечивающие приоритетную защиту интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в области здравоохранения, образования, трудоустройства, право на жилье, но его положения не исполняются. Например, право детей на жилье не соблюдается практически нигде. В субъектах Российской Федерации низка активность органов опеки и попечительства. Их деятельность вопреки требованиям статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации сведена в основном к тому, что дети подыскиваются для тех граждан, которые сами обратились с просьбой об усыновлении ребенка.

Органам государственной власти всех уровней, органам местного самоуправления необходимо признать семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, приоритетным направлением политики в интересах семьи и детей[55]. Однако на самом деле это происходит не так, потому что отсутствует достаточная, адресная социальная помощь семьям, в том числе малообеспеченным, которые взяли детей на воспитание. Для этого необходимо менять механизмы распределения бюджетных средств, предназначенных на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также создавать системы экономических гарантий, органами местного самоуправления и семьям, которые приняли к себе детей.

В последнее время проблема детской безнадзорности и беспризорности находится в центре внимания Президента Российской Федерации, законодательных и исполнительных органов государственной власти, известных политических и общественных деятелей страны и средств массовой информации.

В Совете Федерации прошли парламентские слушания на тему: “Детская безнадзорность и беспризорность, как один из факторов угрозы национальной безопасности России". По данному вопросу выработаны рекомендации. Некоторые из поставленных задач уже решаются. В прошлом году Советом Федерации был одобрен Федеральный закон "О внесении дополнений и изменений в статью 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которым дети-сироты после окончания образовательного учреждения будут получать пособия в пределах 20 тыс. рублей, не только те, которые устроились на работу, как было это раньше по данному закону, но и те, которые ищут работу, продолжают учебу, уходят в декретный отпуск.

Президентом Российской Федерации внесен проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и другие законодательные акты Российской Федерации”[56]. Законопроектом уточняется понятие "несовершеннолетнее лицо”. В соответствии с законопроектом расширен круг прав несовершеннолетних, находящихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и соответствующих обязанностей администраций этих учреждений. В том числе устанавливается обязанность администрации уведомлять родителей или законных представителей о поступлении несовершеннолетнего в соответствующее учреждение в течение 12 часов с момента его поступления при наличии сведений о месте их жительства или пребывания. На администрацию учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возлагается обязанность по обеспечению соблюдения прав несовершеннолетних, предусмотренных федеральным законом и законопроектом. В законопроекте установлен исчерпывающий перечень взысканий, применяемых к несовершеннолетним, находящихся в этих учреждениях, а также основания для применения таких взысканий. Установлен запрет на применение к несовершеннолетним мер физического и психического насилия.

Законопроект предусматривает переименование центра временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей в центр временного содержания для указанной категории лиц. Это обусловлено имеющимися противоречиями между названием данного учреждения и выполняемыми им функциями[57].

В соответствии с проектом федерального закона основной функцией центра временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей является обеспечение круглосуточного приема и временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. В этих учреждениях проводится индивидуальная профилактическая работа с ними, выявляются причины и условия, способствующие к совершению правонарушений, о чем информируются заинтересованные органы и учреждения. Наряду с этим в указанных центрах осуществляется обучение содержащихся в них воспитанников по программе общеобразовательной школы, применяются различные формы досуга.

  Законопроект предусматривает судебный порядок рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей[58].

  Посмотрите, сколько детей у нас сейчас не посещают школу. По данным Минобразования России, только в 1999 году свыше 68 тыс. детей не учились, из них 2,5 тысячи не имели даже начального образования, а более 3 тыс. детей никогда не ходили в школу. И, к сожалению, это был последний разовый обсчет детей в возрасте от 7 до 15 лет. А сейчас даже не на всех муниципальных уровнях могут ответить, сколько детей не посещает школу, ссылаясь на то, что нет такой системы, которая заставила бы четко знать каждого ребенка, и по какой причине он не пришел в школу. И это уже вина нас всех, это мера нашей ответственности, которую мы несем, начиная от муниципального уровня, от конкретного поселка, улицы за того ребенка, который не пришел в школу.

Надеюсь, что эта конференция придаст новый импульс федеральным органам власти, государственным органам власти в субъектах Федерации, общественным организациям в решении проблем детства, в ликвидации недопустимых для великой страны социальных явлений как детская безнадзорность и беспризорность. В решении данной проблемы необходимо усилия всех ветвей власти, только все вместе мы сможем преодолеть те трудности, которые имеем сегодня.

 

Заключение

Итак, наиболее полное официальное определение беспризорности можно найти в Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1930 г. «Беспризорные - это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером,

- дети подобных родителей тоже считаются беспризорными»[59]. Беспризорность социологи сегодня относят к разновидности девиантного поведения, очевидно и грозно заявившей о себе в последние годы.

Корни социального сиротства в нашей стране уходят в ее историю. В XX веке Россия неоднократно переживала взлет беспризорности: во время Первой мировой и Гражданской войн; в результате голода и эпидемий 30-х годов; как последствия сталинских репрессий конца 1937-го и Второй

мировой войны . Угрожающие размеры беспризорность приняла в 1921-1925 гг. в результате хозяйственной разрухи, голода, эпидемий, вызванных Первой Мировой и последовавшей за ней гражданской войнами. По данным официальной статистики, общее число беспризорников и детей, лишенных средств к существованию, составляло 7 миллионов, реальное же количество

беспризорных в тот период было еще больше.

В Советской России борьба с беспризорностью стала политической задачей. После октябрьской революции 1917 г. система благотворительных учреждений была уничтожена. Заботу о детях-сиротах государство взяло на себя. Основной формой борьбы с беспризорностью было определение детей и подростков в учреждения интернатного типа. Создавались приемно-распределительные пункты, где дети находились под наблюдением педагогов и врачей до направления в детские учреждения постоянного пребывания (детские дома, детские городки, колонии и коммуны), трудоустройства, либо возвращения родителям или родственникам.

Решение проблем беспризорности потребовало специальных усилий со стороны государства. В 1928 был принят закон «Об организации дела борьбы с детской беспризорностью». Среди основных мероприятий, направленных на решение этой проблемы, необходимо упомянуть назначение опеки, передачу на договорных началах в крестьянские семьи, ремесленникам, направление подростков на производство в государственн ый сектор, развертывание внешкольной работы по месту жительства при активном содействии пионерских организаций и комсомола24. Следует признать, что даже в тяжелейших экономических условиях 1922-1926 гг. государство находило возможность решать наиболее острые проблемы беспризорности, выделять для этого немалые финансовые средства. Опыт ликвидации детской беспризорности в Советском Союзе представляет интерес и для настоящего времени, поскольку он помогает понять, как складывались современные подходы к решению проблемы беспризорности детей и подростков.

В результате анализа многочисленных данных можно сделать вывод, что ухудшение социально-экономического положения большинства российских семей, безработица, резко возросшая миграция населения, особенно из неблагоприятных в экономическом и социальном отношении регионов, остро отразились на положении детей, привели к росту беспризорности, агрессии, нетерпимости, преступности и правонарушений в детской и подростковой среде. Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.

Надеюсь, что многочисленные конференции по данной проблеме придадут новый импульс федеральным органам власти, государственным органам власти в субъектах Федерации, общественным организациям в решении проблем детства, в ликвидации недопустимых для великой страны социальных явлений как детская безнадзорность и беспризорность. В решении данной проблемы необходимо усилия всех ветвей власти, только все вместе мы сможем преодолеть те трудности, которые имеем сегодня.

 

 

Список литературы:

 

 

1. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2003.- №14. С. 206

2. Арефьев А.Л. Беспризорные дети России. Социологические исследования. С. 61-71

3. Аронович А.М. «Самогонщики», сборник статей под ред.профессора М.Н. Гренет

4. Большая Советская Энциклопедия. – М., Советская Энциклопедия, 1930. Т. 1. С. 438.

5. Бланков А.С. Актуальные проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. М., 2001. С. 34-35.

6. Бреева Е.Б. Указ. соч. С. 49

7. Гоголева А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты. М.-Воронеж. 2004. С. 10-11.

8. Дементьева И.Ф. Социологическое сиротство: генезис и профилактика.

9. Дети улиц. Растущая трагедия городов: Доклад для Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. М., 2002. С. 54

10. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. // Под ред. А.П. Майорова. – М., Инфра-М, 2001. С. 112.

11. Дети-сироты: выявление и устройство (основные тенденции) // Вестник образования. 2005. №16 . С. 5.

12. Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей. Соуиологические исследования. 1995. №7. С. 95.

13. Иващенко Г.М. Указ.соч. С. 38.

14. Максимов Е.Д., Бахрушин С. Развитие системы общественного призрения детей подростков в России. С. 77

15. Подросток-мигрант (Информация Московского городского центра «Дети улиц») // Социальное обеспечение. 2002. №12. С. 2-5.

16. Рыбинский Е.М. Управление системой защиты детства: социально-правовые проблемы. М. академия. 2004. С. 16

17. Рыбинский Е.М., Кузнецова Л.В., Несмеянова М.И. Государсвенная социальная политика в интересах детей // Социологические исследования. 1998. №12. С. 79

18. Слуцкий Е.С. Беспризорность в России вновь грозная реальность // Социологические исследования. 1998. №3. С. 119.

19. Семейный кодекс РФ. М., Юрайт-Издат. 2006. С. 77.

20. Шереги Ф.Э. Дети с особыми потребностями. Социологический анализ. М., ЦСП. 2003.

21. Щеглова Ф.Э. Социология девиации: прикладные исследования. М., Центр социологического прогнозирования. 2001. С. 344.

         

 

 


[1] Щеглова Ф.Э. Социология девиации: прикладные исследования. М., Центр социологического прогнозирования. 2001. С. 344.

[2] Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей. Социологические исследования. 1995. №7. С. 95.

[3]

[4] Шереги Ф.Э. Дети с особыми потребностями. Социологический анализ. М., ЦСП. 2003.

[5] Арефьев А.Л. Беспризорные дети России. Социологические исследования. С. 61.

[6] Бреева Е.Б. Указ. соч.

[7] Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы. М., Академия. 2004. с. 16.

[8] Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. М., Государственный НИИ семьи и воспитания. 2000. С. 3.

[9] Гоголева А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты. Москва – Воронеж. 2004. С. 10-11.

[10] Максимов Е. Д., Бахрушин С. Развитие системы общественного призрения детей и подростков в России., С. 77. 

[11] Там же С. 11.

[12] Там же. С. 11-12.

[13] Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»// СЗ РФ – 1999 – N25.

[14] Большая Советская Энциклопедия. – М., Советская Энциклопедия, 1930. Т. 1. С. 438.

[15] Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. // Под ред. А.П.- М., Инфра-М, 2001. С. 116.

[16] Дети улиц. Растущая трагедия городов: Доклад для Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам . М. 2002. С. 54.

[17] Дети-сироты: выявление и устройство (основные тенденции) // Вестник образования. 2005. №16. С. 12.

[18] Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. // Под ред. А.П. Майорова. – М., Инфра - М, 2001. С. 121.

[19] Дети-сироты: выявление и устройство (основные тенденции) // Вестник образования. 2005. №16. С. 8.

[20] Слуцкий Е.С. Беспризорность в России вновь грозная реальность. // Социологические исследования. 1998. №2. С. 120.

[21] Бланков А.С. Актуальные проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. М., 2001.

С. 34.

[22] Арефьев А.Л. Указ. соч. С. 61.

[23] Бреева Е.Б. Указ. соч. С. 45.

[24] Арефьев А.Л. Указ. соч. С. 45.

[25] Бреева Е.Б. Указ. соч. С. 45.

[26] Там же. С. 45.

[27] Иващенко Г.М. Указ. соч. С. 38.

[28] Там же. С. 38.

[29] Там же. С. 39.

[30] Бреева Е.Б. Указ. соч. С. 46.

[31] С. 151.

[32] Там же. С. 46.

[33] Иващенко Г.М. Указ. соч. С. 40.

[34] Слуцкий Е.С. Указ. соч. С. 120.

[35] Шереги Ф.Э. Указ. соч. С. 162.

[36] Арефьев А.Л. Указ.соч. С. 66.

[37] Бреева Е.Б. Указ. соч. С. 47.

[38] Слуцкий Е.С. Указ. соч. С. 118.

[39] Бреева Е.Б. Указ. соч. С. 47.

[40] Там же. С. 48.

[41] Арефьев А.Л. Указ. соч. С. 70.

[42] Бреева Е.Б. Указ. соч. С. 49.

[43] Слуцкий Е.С. Указ. соч. С. 118.

[44] Там же. С. 118.

[45] Арефьев А.Л. Указ. соч. С. 70.

[46] Там же. С. 70.

[47] Подросток-мигрант (Информация Московского городского центра «Дети улиц») // Социальное обеспечение, 2002. №12. С. 2-5.

[48] Там же. С. 5.

[49] Дементьева И.Ф. Указ. соч. С.3.

[50] Рыбинский Е.М. Указ. соч. С. 16.

[51] Гоголева А.В. Указ. соч. С. 37.

[52] Рыбинский Е.М. Указ. соч. С. 15.

[53] Рыбинский Е.М., Кузнецова Л.В., Несмеянова М.И. Государственная социальная политика в интересах детей // Социологические исследования. 1998. №12. С. 79.

[54] Дети-сироты: выявление и устройство (основные тенденции) // Вестник образования. 2005. №16. С.5.

[55] Семейный кодекс РФ. М., Юрайт-Издат. 2005. С.77.

[56] Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2003.- №14. С. 206.

[57] Там же. С. 207.

[58] Там же. С. 207.

[59] Большая Советская Энциклопедия. – М., Советская Энциклопедия, 1930. Т. 1. С. 438.



2019-12-29 313 Обсуждений (0)
Глава 2. Беспризорность с современной России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Беспризорность с современной России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (313)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)