Раздел первый: Исследование звукослоговой структуры изолированного произнесённого слова.
Материалом исследования служат картинки и слова различной звукослоговой структуры, а также сбалансированные артикуляционные таблицы А.С. Штерн [10]. Задание № 1 – произнесение односложных слов: сад, соль, стол, стул, слон, мост, куст, хвост. Задание №2 -двусложные слова: сани, сова, сахар, гамак, песок, фасоль, стадо, стая, глобус. Задание № 3- произнесение трёхсложных слов: сапоги, колесо, посуда, собака, соловей, сухари, ананас, кипарис, стадион, стрекоза, колбаса, автобус, коляска, капуста, троллейбус, ступеньки, скамейка, скакалка, космонавт. Задание № 4- произнесение четырёхсложных слов: кукуруза, пуговица, поросёнок, велосипед, столовая, земляника, сахарница, скворечница. Задание № 5- произнесение пятисложных слов: милиционер, пирожковая, колокольчики, водопроводчик, одуванчики. Процедура и инструкция. Ребёнку предлагается назвать картинки. В случае затруднений экспериментатор называет картинку и просит ребёнка повторить слово. Задание №6- восприятие слова на слух Сбалансированные артикуляционные таблицы А.С. Штерн.
Таблица А4
Таблица А9
В начале исследования экспериментатор даёт следующую инструкцию: "Я сейчас буду называть слова, а ты внимательно слушай и повторяй их". Раздел второй: Исследование воспроизведения звукослоговой структуры слов в предложении ( с использованием слов, таблиц А.С. Штерн). Старый автомобиль оказался большим. Большой трактор использовали в поле. С маленького ручейка начинается большая река. Одиннадцать мотоциклов показались на дороге. На поверхности стула были заметны следы. Лётчик предупредил пассажиров о взлёте. Нам показали сломанный трансформатор. Старенькие валенки лежали на крылечке. Барабанщик бьёт в барабан. В тарелку насыпали гречиху. Смешной клоун выходит на арену цирка. Брату подарили настоящие часы. Процедура и инструкция. В начале исследования экспериментатор даёт следующую инструкцию: " Я сейчас буду называть тебе предложения, а ты внимательно слушай и повторяй их". Оценка результатов. Критериями оценки служит количество правильно воспроизведённых слов. Замены звуков, обусловленные нарушением звукопроизношения, не учитываются при обработке результатов исследования. Всего в исследовании 203 слова поэтому: высокий уровень ( 4 –балла) правильное воспроизведение слов от 188 до 203; уровень выше среднего-(3 балла) правильное воспроизведение слов от 173 до 188; средний уровень-(2 балла) правильное воспроизведение слов от 158 до 173; уровень ниже среднего (1 балл) правильное воспроизведение слов от 143 до 158; низкий уровень ( 0 баллов) – правильное воспроизведение слов от 128 до 158.
Список литературы
1. Аванесов Р.Н. О слогоразделе строении слога в русском языке // Вопросы языка №6, 1954. 2. Бельтюков В.И. Значение исследований произношения в норме для сурдопедагогической и логопедической практики// Дефектология. –М., 1973. 3. Бондаренко Л.В. Звуковой строй речи современного русского языка. - М., 1977 4.БондаренкоЛ.В., Вербицкая Л.А. Основы общей фонетики. - М., 2004 5. Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика.-М., 2005 6. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи.- СПб., " Детство пресс", 2007. 7. Жинкин Н.И. Механизмы речи.- М., 1958. 8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоления общего недоразвития речи у дошкольников. -М., 1998. 9. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников : диагностика, занятия, упражнения, игры / авт.- сост. Н.П. Мещерякова, Л.К.Жуковская, Е.Б. Терешкова.-Волгоград: Учитель, 2009.-141с. 10. Лалаева Р.И. Дипломные работы по логопедии : учеб.-метод. пособие/Р.И. Лалаева. - СПб.: Лгу им. А.С. Пушкина. 2009.- 208с. 11. Логопедия : учебник для студ.дефект.фак.пед.высш.учеб.Л69 заведений/под ред. Л.С. Волковой.-5-е издание., перераб. и доп.- М.; Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2007. 12.Лопатина Л.В., Серябриков И.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб., 2001. 13.Ляпидевский С.С. Нарушение речи и голоса у детей. – М.,1975 14. Мартынова Р.И. Основы формы расстройства речи у детей ( дислалия и дизартрия в сравнительном плане с позиции комплексного подхода.-М.,1972. 15. Матусевич М.И Современный русский язык. Фонетика-Л., 1973 16. Основы логопедической работы с детьми. Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ./ Под общ.ред. д.п.н., проф. Г.В.Чиркиной.- 2-е изд., испр. -М.; АРКТИ, 2003. 17.Панов М.В. Русская фонетика. –М.,1967 18.Парамонова Л.Г. С возрастом не пройдёт/ методические рекомендации по выявлению и коррекции дефектов звукопроизношения у детей. СПб.,1994. 19.Поваляева М.А Справочник логопеда.- Ростов –на/Д., 2006. 20.Правдина О.В. Логопедия. Учебн. Пособие для студентов дефектолог. фак-ов пед. ин-ов. Изд. 2-е,допол. и перер. -М., Просвещение, 1973. 21. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно- методическое пособие для логопедов и дефектологов.- СПб.: "Детство пресс", 2007. 22. Смирнова И.А. Диагностика нарушений развития речи. - СПб., 2007 . 23.Токарева О.А. Дизартрии.- расстройства речи у детей и подростков.-М.,1969. 24. Филичева Т.Б. , Чиркина Г.В. Подготовка в школе детей с общим недоразвитием речи в условиях спец. детского сада. - М.,1994. 25.Филичева Т.Б., Каше Г.А. Методическое пособие руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. - М., 1989. 26.Швачкин Н.К. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте.- " Известие АРКТИ РСФСР" , 1948. 26.Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи. - М.,2000
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (517)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |