Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I . Вступление. «Дар души моего земляка»



2019-12-29 191 Обсуждений (0)
I . Вступление. «Дар души моего земляка» 0.00 из 5.00 0 оценок




Совсем недавно путь мой в школу начался с мысли, которая не давала мне покоя очень давно. Согласитесь, что каждый день нам приходится слышать, читать, произносить или писать десятки фамилий наших друзей, родственников, знакомых, товарищей. Ежедневно со страниц газет, из радио- и телеэфира мы принимаем их еще в большем количестве - сотни и даже тысячи. Но в селе Никольском    я больше всего встречаю фамилию СВИРИДОВ, СВИРИДОВА. Однажды у меня возник вопрос : что ж это за фамилия, которую носят большинство моих односельчан? Что она означает? А есть ли люди, которые прославили эту фамилию?

Моё исследование началось с выяснения значения фамилии. Оно произошло от имени Спиридон. В переводе с греческого это означает «дар души». Оно осуществляется в дарении , отдавании. Выходит, наше село богато славными людьми, пожилыми и еще молодыми, ныне здравствующими и, увы, уже ушедшими. Да, все они разные , да, очень разные, но я поняла главное, что люди моего села готовы всегда подарить тепло своей души окружающим. Свиридов, Свиридов, Свиридова, Свиридова………. За каждой произнесённой фамилией – жизнь, отданная во благо кого-то. Одни сеяли хлеб, другие учили детей, кто-то защищал Родину на фронтах Великой Отечественной, а кто-то сложил голову в Афганистане. Кто-то восстанавливал хозяйство, а кто-то писал книги, стихи.

В школьной библиотеке, в углу на верхней полочке, книга с названием

« Судьбы людские», как будто сама просилась мне в руки. Листая книгу, я понимала , что в каждой странице - жизнь, судьба человека.Пегарьков, Шипилов, Тумаков, Свиридов …. Анатолий Николаевич….. «Родился

26 марта 1939 года в крестьянской семье села Никольского Аннинского района Воронежской области. Лауреат премии областной Думы и администрации области по журналистике и книгоизданию в номинации «Мастер», заслуженный работник культуры Российской Федерации».

Неужели он как и я ходил по улицам села Никольское, купался в речке, учился в школе?!

Мне больше всего захотелось узнать, в чём заключался «дар души» моего земляка Свиридова Анатолия Николаевича.

 

II. Становление писателя.

 

1. Детство.

Начало начал жизни человека – детство. Его вхождение в жизнь. Именно в нём закладываются основы того, что будет воплощено человеком в последующие годы. Наиболее ярко это проявилось на примере Анатолия Николаевича Свиридова. Он родился 26 марта 1939 года в нашем селе Никольское Аннинского района Воронежской области.

Истоки его рода идут от государственных крестьян. Его дед Григорий Павлович Свиридов (1885-1969) с братом Фёдором были самые сильные люди на селе. Дед мог одним ударом кулака сбить стоящую лошадь, или же, подняв задок телеги, приостановить её движение. Вот почему односельчане частенько приглашали братьев на кулачные бои. На чьей стороне братья Свиридовы – там и победа. Окончив четыре класса церковно – приходской школы, дед крестьянствовал, работал полеводом. Был участником Гражданской войны. После установления советской власти вступил в колхоз, названный именем Лазаря Моисеевича Кагановича. У деда было пятеро детей, младший Николай (1911- 1943) отец Анатолия , работал в колхозе плотником, с первых дней войны ушёл на фронт. Погиб под Сталинградом в 1942. Удивляешься, почему простого сельского мальчишку, потянуло к перу, к книгам? На руках матери осталось трое детей. Жили трудно. Не во что было обуться, не во что одеться. Но росли они любознательными и трудолюбивыми. Первую книгу «Золотой ключик, или приключения Буратино» Алексея Толстого ему подарил сосед-фронтовик. Анатолий без конца рассматривал цветные рисунки и засыпал с нею.
Отца ему заменил дед Григорий Павлович Свиридов. Он всю жизнь много работал. «Дед до глубокой старости читал без очков. Судил о каждом писателе по тому, знал ли он по-настоящему жизнь или нет. Если чувствовал фальшь, книгу откладывал в сторону и говорил: «Этот человек, видно, жил в безвоздушном пространстве и людей живых не видел». Потом повторял слова: «Видит око, да зуб неймёт». Басни И.А.Крылова любил и афоризмы из них повторял часто».
Да , тяжёлое выпало лихолетье на долю детей войны. Много горя хлебнули они. Но в том-то и смысл детства, что эти проблемы их менее всего волновали. Лишь бы был кусок хлеба, крынка молока или кружка кваса. Свободное и безмятежное было это время. Мир, который они стремились познать, был безграничен, а день почему-то безмерно мал. Для босоногого Анатолия он начинался там, в поле, откуда всходила солнце. Пока дневное светило очерчивало свой путь по небосклону, нужно было оббежать все, узнать царство природы, разворошить кучу муравьев, предварительно сунув туда оструганную палочку, и полизать их кислоту, разорить осиное гнездо, а лучше всего найти пчелиные соты и полакомиться настоящим медом. Рыбалка на речке Токай, купания, ловля раков, походы в лес за ягодами, грибами, дикими яблоками, грушами и множество других дел, которые следовало проделать за день.

    Босоногое детство - безмятежная пора каждого из нас. Все мы прошли через него. С раннего утра и до позднего вечера, пока не закатит дневное светило, на воздухе, на воле, в азартной игре. И уже ноги гудят от беготни, а домой идти не хочется, ибо знаешь, что придется ложиться в постель, предварительно помыв ноги. А от теплой воды цыпки на ногах ноют, зудят больно. Уже полусонному, мать выговаривала Анатолию за то, что бросил телка, которого следовало пасти, за то, что не набрал в кадь воды для полива, не принес дров и так далее. Но более всего ругала за дырки на новой рубахе и штанах. Обмыв грязные ноги теплой водой, мать отпаривала цыпки тряпочкой, смоченной в молоке. От ласкового материнского говора засыпал Анатолий.

А утром снова с ватагой ребят в походе, в поле или лес, на речку, на природу. День хоть и велик, но и его не хватало для познания окружающего мира. Среди всех этих мальчишеских забот была у Анатолия одна-единственная страсть, которая увлекала его -ему очень хотелось научиться из букв составлять слова, предложения и научиться бегло читать и писать.

Этому научила его первая учительница Нина Ивановна Балашова. Четыре года она опекала любознательных мальчишек и девчонок. Каждый день общения с ней был для них открытием. Алфавит Анатолий освоил быстро. Помогал ему и старший брат. Перед сном, как «Отче наш», заучивал про себя буквы, их написание и, засыпая, повторял «А,Б,В,Г,Д…» Вскоре дела пошли легче. Старательно, буква к букве, подбирал он слова, сначала по слогам, а затем уже бегло стал читать. Для него это было настоящее открытие. Процесс чтения был изумительным. В ходе прочтения узнавал многое такое, чего добивался бы годами. С книгой для первоначального чтения, букварем, он не расставался, везде брал с собой; когда ложился спать, клал его под подушку, чтобы утром не расставаться с ним. От букваря перешёл к книгам с серьёзным содержанием. Их он прямо-таки «глотал», изучая основательно.   

Вскоре страсть к чтению заполнила все его существо. Ему хотелось знать больше, чем другие, и он стал искать новые книги. Но их – то как раз и не было. В послевоенное время было не до издания книг.

Впоследствии, в одном из своих воспоминаний, он признавался: «С ранних лет меня неудержимо тянуло к газетам, книжкам. А где их взять? Но и тут мне помогли бескорыстные мои земляки. Наша деревянная хата стояла возле правления колхоза. Я с нетерпением ждал прихода почтальона, который приносил для начальства целую пачку газет. Зная мою любовь к печатному слову, главный бухгалтер колхоза с разрешения председателя отдавал их в первую очередь мне. И целых два часа я читал и просматривал их…» (Коммуна, 1999, 28 октября) О своём книжном увлечении Анатолий Свиридов в стихотворной форме шутливо замечал:

                                       Из крестьянской я семьи, из простой,

                                       Ну, а книжки полюбил – просто страсть,

                                       И в кого я уродился такой,

                                       Что попал под их волшебную власть!    

Спустя много лет, в интервью корреспонденту «Коммуны» он вспоминал:
«Повезло мне и с первой учительницей. Нина Ивановна Балашова страстно любила книги и нам вкус к чтению привила. Она пробудила в наших душах первые ростки к творчеству. Однажды в четвёртом классе она сказала; «Опишите своё путешествие по тундре» Помню, я старательно писал, как мчусь по Заполярью на собаках, путь озаряет северное сияние…» Кто знает, может быть эти опыты и подтолкнули школьника к будущему писательскому труду? Уже в пятом классе он посылал свои заметки в «Пионерскую правду», потом в районную и областную газету. «В послевоенные годы книг было мало. А в пятом классе я уже начал собирать библиотеку. Денег у меня, разумеется, не было. Но я нашел простой выход. Наше село Никольское большое. И я ходил по всем домам. И, представьте, бескорыстные земляки, если имели книги в доме, отдавали мне их бесплатно». Зная эту тягу к книгам, одноклассник Миша Скоробогатов посвятил ему эпиграмму, опубликованную в рукописном классном журнале:

                                        Как книга, так суёт в карман,

                                        Как день, так в сторону роман.

2. Первые пробы пера .


Толчком к написанию первой «корреспонденции» был следующий случай. «У моего деда развалилась хата. Все властные инстанции района в строительных материалах отказали. Мне было жаль до слез деда, вечного труженика колхозных полей. Шло лето 1953 года. Ничего не сказав деду, я, шестиклассник, написал от его имени длинное скорбное письмо на имя В.М.Молотова. И, представьте, подействовало! Моему деду, участнику гражданской войны, помогли. Правда, в райкоме партии ему сказали, что если бы он такое письмо написал до марта 1953 года, когда был жив Сталин, сидеть бы ему в тюрьме. Потом сосед-фронтовик попросил меня, чтобы я, мальчишка, помог ему. Я написал письмо маршалу К.Е.Ворошилову. И бывшему фронтовику выделили строительные материалы. В подарок я получил первую книгу, ту самую, «Приключения Буратино». С тех пор я и поверил в силу печатного слова.»
 В седьмом классе Анатолий опубликовал свою первую заметку в «Молодом коммунаре». В то время (шел 1954 год) в газете работал заведующим отделом физкультуры и спорта ныне известный журналист и писатель, лауреат Ленинской премии, научный обозреватель «Комсомольской правды» В.М.Песков. Он отвечал на его многочисленные письма, подсказывал, как лучше написать тот или иной материал, давал темы для заметок и корреспонденций. Газета «Молодой коммунар» была боевой, интересной, как сейчас говорят, читабельной. Может с лёгкой руки Василия Михайловича Анатолий и стал впоследствии журналистом.

 

«Я много писал о недостатках. И, странное дело, меня, школьника, боялись руководители. Помню, председатель нашего колхоза К.Токарев говорил мне: «Ну, Христа ради, не критикуй ты нас. Что тебе надо? Проси, чего хочешь – подарю».

 В восьмом классе будущий писатель послал письма трем знаменитым людям Советского Союза: С.В.Михалкову – басню «Сорока», С.Я.Маршаку – стихи, а у М.А.Шолохова попросил для своей библиотеки «Тихий Дон». Подробное письмо прислал ему только Сергей Владимирович Михалков. Он доброжелательно разобрал его басню, дал советы, как овладеть поэтическим мастерством. Маршак и Шолохов школьнику, не ответили.

 Во время учебы в школе, особенно в старших классах Анатолий Свиридов регулярно писал в районную газету, «Молодой коммунар» и «Коммуну». После окончания средней школы его пригласили в Архангельскую районную газету «Завет Ильича». «Молодой коммунар» поддержал своего юнкора: напечатали портрет и корреспонденцию «От юнкора до работника печати». В советские времена умели морально поощрять молодых людей.


3. От писателя к издателю .


Затем 3 года службы в армии. Первый год в Карелии, а потом в Заполярье – в войсках правительственной связи, где активно сотрудничал в военных газетах. Армия научила преодолевать трудности, научила в несколько минут собираться и ехать хоть на край света. После службы окончил филологический факультет Воронежского госуниверситета. Работал во многих районных газетах. Работал с радостью, с любовью к печатному слову.
Анатолий считал, что книга – самое великое изобретение человечества. Все преходяще. Книга вечна. Без книги нет знания, нет воспитания, да, пожалуй, не будет и совершенного человека. Все то великое, доброе, святое, что накопило человечество за свою историю, находится в книгах.

И вот его любовь к книге в обкоме партии заметил заведующий отделом И.М.Шабанов. В 1982 году, уже работая первым заместителем председателя облисполкома, Иван Михайлович рекомендовал его с должности инструктора печати директором Центрально-Черноземного книжного издательства,
которое он возглавлял двадцать лет.

 
III. Работа в издательстве.

 

1.Центрально-Черноземное книжное издательство.


 Центрально-Черноземное книжное издательство родилось 3 июля 1920 года. За годы своего существования оно сплотило вокруг себя не только известных писателей Центрального Черноземья – лауреатов Государственной премии Г.Н.Троепольского, Е.И.Носова, Ю.Д.Гончарова, но и открыло читателям десятки имен молодых талантливых литераторов. За 83 года увидели свет более 5000 названий книг тиражом около 200 миллионов экземпляров. Широко была известна в Российской Федерации серия нашего издательства «Отчий край», в которой вышло 30 томов выдающихся российских писателей, чьи имена связаны с Центральным Черноземьем: Е.Баратынский, Г.Державин, Д.Веневитинов, И.Бунин, А.Кольцов, И.Никитин, Н.Лесков, А.Левитов и другие. Вел эту серию большой знаток литературы, член Союза писателей России В.В.Будаков.

Следует особо сказать о патриотической серии «Ратная слава». В ней увидели свет солидные тома талантливых русских писателей – А.Твардовского, В.Богомолова, Ю.Бондарева, К.Воробьева, В.Пескова, Е.Носова и других, всего 20 томов.




2019-12-29 191 Обсуждений (0)
I . Вступление. «Дар души моего земляка» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I . Вступление. «Дар души моего земляка»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)