Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Комплекс психологических рекомендаций для педагогов и родителей



2019-12-29 179 Обсуждений (0)
Комплекс психологических рекомендаций для педагогов и родителей 0.00 из 5.00 0 оценок




Принципы работы с агрессивными детьми для педагога

Агрессивные дети – это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.

Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно, первый в его жизни), что взрослые бывают разные, а мир не только плох, что может положительно сказаться на базовом доверии ребенка к людям и миру в целом.

При работе с агрессивным ребенком педагогу важно с уважением относиться к его внутренним проблемам. Агрессивным детям необходимо положительное внимание со стороны взрослого к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций и с которыми самостоятельно они не в состоянии справиться. За агрессивным поведением, как правило, прячется боль, разочарование, отверженность. Агрессия – это реакция на «неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку» (Гиппенрейтер, 1997).

В целях проведения успешной работы можно выделить следующие принципы, на которых строится взаимодействие педагога с ребенком в ходе совместной работы:

– контакт с ребенком;

– уважительное отношение к личности ребенка;

– положительное внимание к внутреннему миру ребенка;

– безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;

– сотрудничество с ребенком

– оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.

У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку.

Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

Принципы общения с агрессивными детьми для родителей

1) Родителям необходимо учиться распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия.

2) Родителям необходимо учиться навыкам «ненасильственного» общения, «активному» слушанию, в процессе общения необходимо исключать оценочные высказывания, использовать в общении с ребенком «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений»; исключение угроз и приказов.

3) Родителям необходимо выработать единые требования и правила воспитания в семье, а если возникают затруднения, то обратиться за помощью к педагогам и специалистам школы.

4) Родителям необходимо отказаться от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения.

5) Родителям необходимо позаботиться о включении ребенка в работу различных (по интересам) секций, кружков, студий.


Заключение

Проведенное нами исследование еще раз подтверждает что в настоящее время в обществе усиливаются агрессивные тенденции. Поскольку агрессия начинает проявляться еще в детстве, актуальной остается проблема агрессивности у младших школьников. В данном исследовании на тему «Формы проявления агрессии у детей младшего школьного возраста» на основе была проведена диагностика. По результатам проведенного исследования были выделены формы выражения агрессии у младших школьников. Можно сказать что младшим школьникам свойственно агрессивное поведение, в различных формах его выражения. Проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы и то что агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание.

По полученным в нашем исследовании результатам, можно сделать вывод, что наша первоначальная гипотеза, получила своё экспериментальное подтверждение. Таким образом, можно сказать, проявление детской агрессии в повышенной или высокой форме можно избежать, принимая во внимания все факторы, которые могут способствовать развитию детской агрессии.

 

 


Литература

1.Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2007.

2.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997.

3.Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. М: Ось-89, 1999.

4.Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. - М.: Ось-89, 2002.

5.Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Части 1,2. - М.: Генезис, 2007.

6.Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе: Учебно-методический комплекс. - Ростов-на-Дону: Феникс. 2006.

7.Гребенникова О.В. Игры-релаксации в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, проявляющими агрессию и вспыльчивость / / Психолог в детском саду. - 2004.

8.Дубинко Н.А Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте / / Вопросы психологии. - 2000. - №1.

9.Дубровина И.В., Андреева Ад., Данилова Е.Е, Вохмянина пе. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. средних педагог. учеб. заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1998.

10.Зимина И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования / / Педагогика. - 2003.- №5

11.Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. - СПб., 1996.

12.Коробейников И.А Нарушения развития и социальная адаптация. М.: Рег Se, 2002.

13.Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). - М., 1994.

14.Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов / Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984.

15.Панфилова МА. Игротерапия общения М: Гном-Пресс. 2002.

16.Паренс Г. Агрессия наших детей / Пер. с англ. Л.Г. Герцик, А.В. Решетникова. - М.: Форум, 1997.

17.Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений. - М.: Владос, 2002.

18.Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности / / психологический журнал. - 1996. - N25.

19.Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - СПб.: Питер Ком, 1998.

20.Смирнова Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева / / Вопросы психологии. - 2002. - № 1.

21.Сеемого Н.Я., Семого М.М Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М.: Аркти, 2000.

22.Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск: Ильин В.П., 1996.

23.Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Речь, 2007.

24.Фопель К. Как научить детей сотрудничать. - М.: Генезис, 2004.

25.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. - М.: Генезис, 2005.

26.Чижова С.Ю. Детская агрессивность: 100 ответов на родительские «почему?» / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. - Ярославль: Академия развития и др., 2001.

27.Шилова Е.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении (диагностика, типология, развитие, коррекция). - М.: СТИ, 2000.

28.Петрусь Н.Я. Агрессивный ребенок: особенности педагогического взаимодействия // Журнал «Начальная школа», 2007, №1. – С. 32-36.

29.Румянцева Н.М. Агрессия и контроль.//Вопросы психологии. – 1992.-№ 5,6.-С.35-40.

30.Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие. - М.: Фолиум, 1996.

http://WWW.I-U.RU

http://www.FreeCopy.ru

http://www.knigi-psychologia.com

http://www.psychologia.su/tad/agressia/

http://www.adalin.mospsy.ru

http://www.psychology.ru/

 

 


Приложение

 

Занятие 1

Материалы: «дневнички» участников тренинга, ручки, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Игра «Знакомство»

Каждому участнику предлагается выбрать себе имя, которым он хочет, чтобы его называли другие. Затем дети по очереди (по кругу) повторяют свои имена, придумывают и зарисовывают их символы-образы, например, в виде пиктограммы. Эти символы ребята изображают на обложке или форзаце своих дневничков, как бы подписывая их. Такие пиктограммы позволяют легче запомнить новые имена членов группы.

Примечание: Эта процедура имеет диагностический смысл. Иногда младшие школьники выбирают не те имена, которыми их называют в реальности. Выбор чужого имени может быть признаком неприятия себя. Таким образом проявляется ощущение собственного неблагополучия у ребенка. На первом занятии не следует выяснять, почему школьник назвал себя по-другому, чтобы не «отпугнуть» его. Сделать это можно позднее, когда психолог полностью войдет в доверие к детям, а сами дети адаптируются к новой форме работы.

2. Игра «Гости»

Игра позволяет запомнить новые имена участников тренинга и выявить характер взаимоотношений детей в группе.

Психолог объясняет детям правила игры. Каждый участник на несколько минут закрывает глаза и мысленно представляет себе какой-либо праздник, недавно прошедший или предстоящий вскоре (чаще всего дети представляют свой день рождения). При этом необходимо воссоздать в памяти все подробности и как бы вновь «побывать» на торжестве, ощутить радостную, праздничную атмосферу (можно закрыть глаза на 1—2 минуты и представить себе этот праздник). Затем детям предлагают внимательно посмотреть друг на друга и назвать по именам (которые были названы детьми в предыдущем упражнении) тех членов группы, которых они пригласили бы в этот день к себе в гости.

3. Подвижная игра «Море волнуется...»

Знакомую всем игру мы несколько изменили в соответствии с целью тренинга. Дети выбирают водящего (например, считалочкой), который поворачивается спиной к остальным и произносит известные слова: «Море волнуется — раз...» На счет «три» дети должны замереть в необычной, невероятной позе, изображающей живое существо, передающее какие-либо эмоции. Водящий по очереди подходит к каждому ребенку, «включает» его и старается отгадать, кого и в каком эмоциональном состоянии тот показал. Затем ребенок сам рассказывает, что он попытался представить. В конце игры психолог вместе с группой анализирует выразительные невербальные средства передачи задуманного образа (мимика, взгляд, жесты, положение туловища, сжатые кулаки, «выпущенные когти» и т.п.), обсуждает, насколько удачным был их выбор.

4. Этюд «Слушаем себя» (упражнение на ауторелаксацию)

Детям предлагается принять удобную позу, на 1—2 минуты закрыть глаза, расслабиться и «прислушаться к себе», как бы «заглянуть в себя» и подумать, что каждый чувствует в данный момент, какое у него настроение. В это время психолог рисует мелом на доске (или использует заранее приготовленный плакат) схематические изображения различных эмоциональных состояний человека: радости, злости, страха, грусти, удивления, спокойствия. Затем тренер просит по очереди каждого из детей, не открывая глаз, рассказать, как он себя чувствует, какое у него настроение (если группа большая, то дети высказываются по желанию). После этого психолог предлагает ребятам открыть глаза и посмотреть на схематические изображения различных эмоциональных состояний. Вместе с психологом обсуждаются особенности лицевой экспрессии в каждом случае: положение и форма бровей, уголков рта, глаз.

Примечание: Упражнение позволяет диагностировать эмоциональное самочувствие участников тренинга, степень принятия ими формы и методов работы в ней. Затем психолог просит детей быстро и схематично изобразить в дневничках свое состояние, настроение (образцом служат рисунки на доске или на плакате).

5. Упражнение «Шестое чувство»

В первой части задания детям предлагается ответить на ряд вопросов, но не от своего лица, а от лица всех членов группы, то есть так, как, по их мнению, ответило бы большинство. Ответы записываются ребятами, но не произносятся вслух, иначе игра не состоится, «не будет интересно». Вопросы могут быть такими:

1) Какой у большинства участников тренинга самый любимый день недели?

2) Какое самое любимое время года?

3) Какое самое любимое число?

4) Какую геометрическую фигуру выбрала бы группа?

5) Что хотели бы участники тренинга сделать в данный момент?

Напротив номеров вопросов необходимо записать или нарисовать (если это геометрическая фигура) только один вариант ответа.

После выполнения первой части задания психолог вновь зачитывает вопросы и ответы на них, а каждый ребенок поднимает руку в том случае, если прозвучал его вариант. Производится экспресс-обработка результатов. Наибольшее количество одинаковых ответов, а опрос считается отражением мнения группы, дети определяют по количеству поднятых рук. Например, тренер говорит: «Понедельник» — и смотрит, сколько учащихся подняли руки; затем: «Вторник», — и вновь подсчитывается количество поднятых рук, и т.д.

Плюс данного задания состоит в том, что дети тут же получают информацию о степени развития у себя «шестого чувства».

Примечание: Это упражнение используется как метод изучения степени единства группы. Оно проводится повторно на заключительном этапе тренинга, чтобы сравнить, насколько выросла групповая сплоченность детей. Вопросы в этом случае должны быть аналогичными по сложности. Если упражнение выполняется среди ребят, которые не знают друг друга, то оно дает первичную информацию об особенностях группы. Если же упражнение выполняется в классе, где дети хорошо знакомы, то может выявить уровень сплоченности коллектива.

6. Рисование на тему «Мой самый счастливый день»

Детям предлагается в течение 2—3 минут вспомнить и нарисовать самый счастливый день в своей жизни, подумать, какие чувства они испытывали в тот день, чем он запомнился, и «поделиться» своей радостью с другими детьми.

Затем группа обсуждает рисунки, после чего психолог желает детям, чтобы в их жизни было побольше счастливых дней, и обращает внимание на то, что часто это зависит от них самих. Примечание: Рисование способствует невербальному выражению переживаний, о которых не каждый ребенок может рассказать другим. Анализ высказываний, цветовых решений и содержания рисунков детей дает возможность отчасти диагностировать уровень их притязаний (что ребенку «надо для счастья»), расширяет объем информации о каждом конкретном ученике, которой владеет психолог.

Доброжелательное обсуждение рисунков, понимание чувств детей и стимулирующая похвала тренера снимают барьеры в общении, эмоциональную напряженность и создают чувство защищенности в группе.

7. Этюд «Радуга» (упражнение на ауторелаксацию)

Дети садятся поудобнее, закрывают глаза и в течение 1—2 минут представляют себе легкую воздушную радугу, прекрасную игру красок и себя в спокойном, приятном состоянии, отдыхающими. Психолог «навеивает» на детей приятные ощущения безмятежности, расслабленности. Затем обсуждается, какие чувства испытывали ребята во время выполнения упражнения, что ощущали, кто «видел» что-нибудь необычное.

Заканчивается упражнение тем, что дети встают, прогнувшись, потягиваются и движениями рук над головой изображают дугу радуги (одновременно разминая мышцы).

8. Этюд «Улыбка по кругу»

Все берутся за руки и «передают» улыбку по кругу: каждый ребенок поворачивается к своему соседу справа или слева и, пожелав чего-нибудь хорошего и приятного, улыбается ему, тот улыбается следующему т.д. Можно образно «взять улыбку» в соединенные ладони и бережно «передавать» ее по кругу, из рук в руки. Это упражнение может стать своеобразным ритуалом прощания на все время работы с группой.

Психолог интересуется впечатлениями детей от занятия, благодарит за работу и приглашает на следующую встречу.

Занятие 2

Материалы: дневнички, ручки, цветные карандаши, набор карточек или плакат со схематическим изображением различных эмоциональных состояний человека.

Ход занятия

1. Подвижная игра «Пожалуйста...»

Ведущий дает команду, выполнять которую дети должны только при условии, если она сопровождается определенным обращением, например: «Группа...», «Класс...» и т.д. Для этого занятия мы выбрали слово «пожалуйста». Если оно не прозвучало, а некоторые ребята выполнили команду, они выбывают из игры. Команды могут быть самыми различными, например: «налево», «направо», «кругом» или «правую руку вверх», «левую руку в сторону» и т.п.

Примечание: Игра развивает внимание детей и помогает им снять эмоциональное напряжение в начале занятия.

2. Упражнение «Наши эмоции»

Предлагается серия заданий:

1. Назвать эмоциональные состояния (чувства, настроения), изображенные на карточках.

2. Разделить листок дневничка на две половины и перерисовать схематические изображения так, чтобы справа оказались эмоциональные состояния, которые детям нравятся, а слева те, которые не нравятся.

После выполнения задания ребята по очереди называют эмоциональные состояния, изображения которых оказались слева, затем — справа, и объясняют, почему они им нравятся или не нравятся.

3. Определить свое настроение, эмоциональное состояние в данный момент, схематически изобразить в своем дневничке и кратко объяснить его причину.

Примечание: Для выполнения данного упражнения тренеру понадобится набор из шести карточек или плакат со схематическим изображением различных эмоциональных состояний человека, например: радости, страха, злости, грусти, вины, спокойствия. Можно нарисовать их мелом на доске. При обсуждении различных эмоциональных состояний психолог обращает внимание учащихся на особенности лицевой экспрессии: форма глаз и бровей, форма губ, положение уголков рта и т.д.

В ходе упражнения психолог следит за эмоциональным состоянием детей в группе.

Выполнение упражнения возможно либо парами, либо мини-группами по 3—4 человека.

3. Упражнение «Не нравится — Нравится»

После обсуждения причин того или иного эмоционального состояния детей тренер просит участников разделить чистый листок дневничка на две половины и слева записать ответы на вопросы:

1) Что мне не нравится в школе?

2) Что мне не нравится дома?

3) Что мне не нравится в жизни вообще?

После этого предлагается серия позитивных вопросов, ответы на которые дети записывают в правой части листа:

1) Что мне нравится в школе?

2) Что мне нравится дома?

3) Что мне нравится в жизни вообще?

Дети по очереди рассказывают о том, что им не нравится, затем о том, что им нравится. Важно соблюдать последовательность обсуждения ответов: сначала негативные, потом позитивные, чтобы показать, что в жизни все не так уж и плохо, есть позитивные моменты и хорошие люди.

Примечание: упражнение позволяет получить информацию о характере взаимоотношений ребенка с одноклассниками, членами семьи, окружающими; о том, какие место и роль определяет для себя ребенок в классе, в семье; как он воспринимает себя среди сверстников, родных, в окружающем мире.

4. Упражнение «Продолжи предложение»

Разрабатывается серия проективных вопросов — незаконченные предложения. Учащимся предлагается закончить их первыми приходящими на ум фразами, не размышляя слишком долго, так как правильных или неправильных ответов здесь быть не может. На свободной странице дневничка дети записывают только продолжения следующих фраз: «Больше всего я боюсь...»; «Меня огорчает...»; «Я злюсь, когда...».

Примечание. По ответам можно судить о способности ребенка к рефлексии собственных переживаний. Реакция «не знаю» свидетельствует о недостаточном развитии этой способности или, возможно, о высокой значимости для ребенка какой-либо проблемы.

5. Ролевое проигрывание ситуации «Дай мне книгу!»

Психолог предлагает детям представить себя в следующей ситуации: «Ученик приходит в класс и видит на столе интересную книгу в красивом переплете. Ему очень хочется взять ее и полистать, взглянуть на картинки. Он приближается к столу, но в этот момент книгу берет его товарищ. А посмотреть книгу так хочется! Как быть? Как ее заполучить?»

Дети проигрывают ситуацию по очереди парами. Наиболее распространенные варианты получения книги:

а) попытка отобрать ее силой, вплоть до драки;

б) намерение овладеть книгой хитростью, обманом («Давай побежим наперегонки, кто быстрее! Только ты книгу положи...»);

в) покупка или бартер (обмен книги на деньги или другую вещь);

г) просьба («Дай, пожалуйста» или «Давай вместе почитаем»).

После проигрывания ситуации всеми участниками тренинга обсуждаются варианты ее разрешения, и детьми совместно с психологом делается вывод о том, что наиболее конструктивная форма достижения результата (получения книги) — вежливая просьба.

Примечание: Выполнение этого задания позволяет детям немного подвигаться и расслабиться, снять усталость и эмоциональное напряжение.

6. Упражнение «Лесенка»

Глядя на образец, изображенный психологом на доске или отдельном листе, дети рисуют в своем дневничке две лесенки, состоящие из пяти ступенек. После этого тренер объясняет суть задания: «Представьте себе, что всех ребят вашего класса рассадили на лесенке, соблюдая следующий порядок. На первой — верхней — ступеньке оказались самые прилежные, самые умные ребята, которые отлично учатся, старательно выполняют все задания в классе и дома, аккуратно заполняют тетрадки и т.д. На второй ступеньке разместились «хорошисты», прилежные, старательные, но иногда невнимательные, допускающие ошибки. И так далее. Как вы считаете, какие ребята окажутся на пятой, самой нижней ступеньке? А теперь, пожалуйста, подумайте, куда посадили бы вас, и на одной лесенке нарисуйте схематически себя. На второй же изобразите себя на той ступеньке, на которой вы бы хотели оказаться, то есть как бы вы хотели учиться».

Примечание: Результаты упражнения «Лесенка» дают информацию о характере самооценки каждого учащегося и об уровне его притязаний в сфере учебной деятельности.

Занятие 3

Материалы: дневнички участников тренинга, ручки, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Этюд «Зарядка для лица»

Психолог предлагает участникам тренинга изобразить, используя выразительные средства мимики, различные эмоциональные состояния человека: радость, грусть, удивление, обиду, печаль, удовольствие, злость, гнев, ярость. При этом тренер акцентирует внимание на том, что, сидя в кругу, дети имеют возможность как бы видеть себя со стороны. После выполнения «зарядки» участники делятся впечатлениями: что ощущали, когда изображали положительные эмоции и когда демонстрировали негативные? Как изменялось внутреннее состояние в каждом случае?

2. Этюд «Слушаем себя» (упражнение на ауторелаксацию).

После выполнения хорошо знакомого этюда дети по очереди смотрят друг на друга и пытаются отгадать, кто в каком эмоциональном состоянии находится. После высказывания версий товарищей участник сам называет свое эмоциональное состояние. В завершение обсуждается, всегда ли внутреннее состояние человека можно определить по лицу.

3. Ролевое проигрывание модели желательного поведения в ситуации «Меня обидели»

Так как конфликтные ситуации, в которых наиболее часто оказываются младшие школьники, достаточно типичны, тренер предлагает детям проиграть 2—3 из них. При этом необходимо использовать как можно больше вариантов реагирования. Во время краткого обсуждения ребята вместе с тренером делают вывод о том, какие способы эмоционального реагирования являются наиболее конструктивными и эффективными в разрешении конфликта. Психолог подчеркивает, что именно к ним нужно прибегать в проблемных ситуациях.

4. Беседа «Как выпустить пар?»

Логическим переходом от возбуждения, испытываемого человеком в конфликтной ситуации, к спокойствию и умиротворенности является ауторелаксация. Как сдержаться, быстро успокоиться, не наделать глупостей в состоянии горячности? Тренер сообщает детям о том, что существуют специальные приемы — техники, помогающие сравнительно быстро «выпустить пар», когда человека разозлили, обидели и т.п. Самый простой способ — это посчитать до десяти, прежде чем начать действовать.

5. Упражнение «Посчитай до десяти»

Психолог предлагает детям вспомнить свое внутреннее состояние в одной из проигранных ситуаций (обиду, гнев, злость) и попытаться воспроизвести его. После этого необходимо задержать дыхание и, прежде чем начать что-то делать или говорить, посчитать до десяти. Вместе с тренером дети отрабатывают данный прием и затем обсуждают, как трансформировалось их состояние. Изменилось ли первоначальное намерение выбора способа реагирования? Каким оно было и каким стало? Кому это упражнение помогло сдержаться? В качестве своеобразного домашнего задания тренер предлагает детям при случае использовать данный прием и на следующем занятии рассказать всем членам группы об эффекте, который он дал.

6. Упражнение «Воздушный шарик» (на ауторелаксацию).

В конце занятия тренер предлагает детям отдохнуть и расслабиться, выполнив упражнение «Воздушный шарик». Ребята встают в круг на некотором расстоянии друг от друга. Психолог говорит: «Давайте сделаем воздушный шарик. Поднимите руки вверх, изображая шарик. Глубоко вдохните — наполните шарик воздухом и задержите дыхание. А теперь медленно выпустите из шарика воздух — выдохните. Руки медленно опускаются вниз. Шарик сдулся и стал похож на тряпочку: голова склонилась на грудь, руки расслабленно опущены вдоль туловища. Всем ли удалось снять усталость? Повторим еще раз». Упражнение выполняется 2—3 раза. Психолог обращает внимание детей на то, что это упражнение также можно использовать для снятия гнева или злости. Если не поднимать вверх руки, то его можно сделать незаметно для окружающих, потихоньку успокаивая себя.

7. Этюд «Улыбка по кругу». Ритуал прощания.

Занятие 4

Материалы: дневнички участников тренинга, ручки, цветные карандаши, небольшое зеркало.

Ход занятия

1. Упражнение «Кулачки» (на ауторелаксацию и саморегуляцию).

Психолог обучает детей следующей технике. Необходимо встать прямо, опустить руки вдоль туловища, сильно, до боли, сжать кулаки и затем очень медленно их разжать. Детям следует обратить внимание на разницу между ощущениями, которые они испытывают в напряженном и в расслабленном состояниях. Так, при расслаблении кисти руки может ощущаться легкое покалывание. Дети рассказывают о своих впечатлениях.

Тренер сообщает ребятам, что это упражнение позволяет сдержать первый импульс, побуждающий к физической агрессии. Еще большего эффекта можно добиться при одновременном использовании 2—3 приемов. Например, если внезапно появилось желание ударить кого-то, можно выполнить упражнения «Воздушный шарик» (глубокое дыхание), «Кулачки» и «Досчитай до десяти». Чем больше техник одновременно применяется, тем быстрее можно успокоиться, найти более конструктивный и достойный выход из сложившейся ситуации.

2. Беседа по картинке

Детям демонстрируется приготовленная заранее сюжетная картинка с изображением драки. Причина спора также должна присутствовать на иллюстрации. Предлагается составить рассказ по картинке. Что произошло? Что чувствует каждый участник драки? Что он пытается отстоять, доказать таким образом? Как по-другому можно было бы решить спор? Какие выражения лиц у изображенных детей? Каково внутреннее состояние каждого участника драки, представленной на картинке? Все ли об их внутреннем состоянии можно узнать по лицам? Что испытывали бы вы, будучи в роли первого, а затем — второго драчуна?

Психолог постоянно акцентирует внимание детей на чувствах участников конфликта при различных способах его решения. Что переживают другие люди, сталкиваясь с агрессивными проявлениями? Какое впечатление складывается у них об агрессивном человеке? А что испытывают люди, если проблема решается другим, более конструктивным способом (например, когда ситуация переводится из конфликтной в юмористическую)?

Главным итогом беседы должен стать вывод о том, что агрессивное поведение человека не способствует формированию у окружающих позитивного мнения о нем. Внешние проявления силы еще не свидетельствуют о внутренней силе характера. Агрессия может быть расценена как наглость, невоспитанность, неумение сдерживать и контролировать себя. Кроме того, даже словами можно жестоко обидеть хорошего человека, ведь он не заслуживает такого обращения. Всегда нужно задавать себе вопрос: какие чувства вызовут у других ваши фразы или действия, и стоит ли так поступать?

Участники тренинга по очереди отрабатывают различные конструктивные способы реагирования в конфликтной ситуации, изображенной на картинке.

3. Беседа «Почему мы деремся?»

После проигрывания эффективных способов неагрессивного реагирования психолог подводит детей к тому, что зачастую причина конфликта, драки настолько несущественна, что когда повздоривших спрашивают о ней, они и сами не могут вспомнить, из-за чего все началось. А сколько обидных слов уже незаслуженно выслушала каждая сторона, сколько неприятных ощущений испытано, в том числе и физическая боль.

Что же чаще всего служит поводом для драки? Участники тренинга вместе с психологом формулируют типичные мотивы и причины детских драк. Тренер объясняет ребятам, что в подавляющем большинстве случаев можно не доводить дело до рукопашной. Демонстрировать физическую силу лучше в спортивном или тренажерном зале. Однокласснику, попавшему в немилость, стоит, наоборот, предложить поддержку (например, физическую защиту, если он слаб). Если же тебя провоцируют, тем более нужно проявить силу характера и сдержанность (когда сохранить хладнокровие достаточно трудно, можно незаметно воспользоваться специальными техниками).

Итак, у нас всегда есть выбор, как поступить в той или иной ситуации. Можно проявить агрессию и вызвать тем самым нежелательные последствия; можно оставаться пассивным и равнодушным, и тогда тебя просто не будут уважать и воспринимать всерьез; а можно быть уверенным в себе и при этом вести себя достойно, не опускаясь до уровня потасовок, не способствуя ухудшению своего авторитета и не причиняя боли другим — ни физической, ни моральной. Но выбор этот в любой ситуации должен сделать сам человек.

4. Этюд «Я в гневе»

И наконец, психолог предлагает детям вспомнить ситуацию, когда они не просто злились, а пребывали в бешенстве, ощутить свой гнев и изобразить себя в этом состоянии. После выполнения задания обсуждается, какие физические характеристики сопровождают проявления гнева: покраснение кожи лица, учащение пульса, соответствующая мимика и т.д. Затем детям предлагают посмотреть в зеркало в момент ярости, чтобы увидеть себя глазами окружающих. Какое впечатление создает разгневанный человек?

В качестве вывода психолог резюмирует: когда вы разгневаны, нелишним будет вспомнить свое отражение в зеркале и представить, как вы выглядите со стороны в настоящий момент. После чего можно выполнить следующее упражнение.

5. Упражнение «Остановись и подумай» (на ауторелаксацию и саморегуляцию).

Это упражнение предполагает использование визуальных образов для расслабления. Дети младшего школьного возраста легко обучаются этой технике, так как им свойственно наглядно-образное мышление.

Для выполнения упражнения необходимо глубоко вздохнуть, набрать в легкие побольше воздуха и напрячь все тело, насколько это возможно (ладони при этом сжимаются в кулаки, руки сильно прижимаются к телу, ноги упираются в пол и т.д.). Затем начинается расслабление, сопровождающееся медленным выдохом. При этом выпускать воздух и расслабляться необходимо как бы сверху вниз: от головы до ступней ног.

Затем детям предлагается вспомнить человека, на которого они когда-то сильно разозлились. Упражнение повторяется. При этом нужно представить, как гнев медленно спускается от макушки через все тело к ногам и уходит через ступни. Психолог говорит детям: «Сейчас вы стоите в луже своего гнева. Выйдите из нее и отойдите в сторону. Теперь вы избавились от своего гнева, вы спокойны, собранны, сдержанны и можете без негативных эмоций поговорить со своим обидчиком».

Занятие 5

Материалы: дневнички участников тренинга, ручки, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Этюд «Разговор через стекло» (пантомима)

Детей разбивают на группы по 2 человека. Напарники садятся друг напротив друга. Один из них с помощью мимики и жестов (пантомима) передает другому конкретную информацию, как будто между ними — преграда в виде толстого стекла, и поэтому они не могут услышать друг друга. Какую именно информацию нужно передать, подсказывает тренер. Для начала предлагаются нейтральные варианты, а потом те, которые в дальнейшем будут отрабатываться. Например, один участник показывает другому, что очень на него разозлился (должна быть придумана конкретная причина), и угрожает ему.

После завершения «разговора» дети вместе с психологом анализируют невербальные средства, которые были использованы «нападающим», и обсуждают адекватные пути выхода из этой конфликтной ситуации.

2. Игра «Да»—диалог, «Нет»—диалог»

«Да»-диалог. Двое из группы усаживаются в центр круга и начинают диалог. Один из них произносит любую фразу: о погоде, о прочитанной книге и т.п., постепенно переходя к высказываниям о значимых для собеседника событиях, людях, чертах их характера. Второй игрок сразу же отзывается, соглашаясь со всем, что говорит первый, — это непременное условие.

Остальные ребята следят за тем, чтобы второй участник диалога не начал возражать собеседнику. Иногда сделать это бывает очень нелегко. Но ведь это всего лишь игра, в жизни такая тренировка помогает сдержать себя, подавить излишнюю агрессивность.

«Нет»-диалог. Данная игра аналогична предыдущей, но задание противоположное — второй участник диалога ни в коем случае не должен соглашаться с первым. В это время дети учатся вежливо, но настойчиво возражать и отказывать другим людям, обосновывая причину несогласия так, чтобы собеседник не обиделся.

3. Беседа «Как мы говорим "Нет"«

Психолог в короткой беседе подводит ребят к выводу о том, что иногда лучше согласиться или сказать оппоненту категорическое «нет», чем начинать возбужденно комментировать свое недовольство его высказыванием или просьбой. Это помогает продемонстрировать настойчивое и решительное поведение, обозначить четкую позицию и не ухудшить отношений с собеседником. Кроме того, аргументированный отказ позволяет обосновать несогласие или невозможность выполнить просьбу. В противном случае человек может счесть его за каприз и обидеться.

4. Упражнение «Письмо другу»

Психолог предлагает детям написать письмо своему другу, хорошему знакомому или однокласснику с комментариями по поводу одного из его агрессивных поступков. Необходимо дать оценку поступку, отметить качества человека, способствовавшие такому поведению, и указать пути исправления недостатков. Хорошо, если будут использованы ситуации, действительно имевшие место в данном классе или школе. Можно применить групповую или индивидуальную формы работы.

После выполнения задания следует обсудить, почему в обществе осуждаются подобные поступки, как нужно себя вести в аналогичных обстоятельствах, какие способы решения проблемы наиболее эффективны. Если дети в своих письмах указывают адекватные пути исправления ситуации, это следует обязательно отметить.

На первый взгляд никакого воспитания и «самовоспитания» данное упражнение не предусматривает. Однако для того чтобы написать такое письмо, ребенок должен подобрать убедительные аргументы: почему не следует проявлять агрессию и как нужно поступать. Тем самым ребенок фиксирует и вербализует мотивы и формы неагрессивного поведения, сам вырабатывает и усваивает констру<



2019-12-29 179 Обсуждений (0)
Комплекс психологических рекомендаций для педагогов и родителей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Комплекс психологических рекомендаций для педагогов и родителей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)