Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Устройство речевого аппарата и роль органов речи в звукопроизводстве.



2019-12-29 2002 Обсуждений (0)
Устройство речевого аппарата и роль органов речи в звукопроизводстве. 0.00 из 5.00 0 оценок




Курсовая работа

 

По дисциплине: «Теоретическая фонетика английского языка»

На тему: «Различия в артикуляционных базах английских и русских согласных».

 

 

                                                                                          

 

                                                                                      Выполнила: студентка 4 курса ИЯ-06

                                                                                      Мухамедова А.Ю.

                                                                                      Проверила: Казиахмедова С. Х.

 

 

Москва 2009 г.

Содержание.

Введение……………………………………………………………………....3

Глава 1. НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ РЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ

1.1. Звуки речи и направления в их изучении………………………………5

Артикуляционное направление в изучении звуков речи.

1.2.1. Устройство речевого аппарата и роль органов речи в звукопроизводстве. ………………………………………………………….6

1.2.2. Методы исследования артикуляции………………………………...11

1.2.3. Роль артикуляционного аппарата в образовании источников

звуков……………………………………………………………………........12

Глава 2. Английские согласные.

2.1. Принципы классификации……………………………………..15

2.2. Английская система консонантизма в сопоставлении с

русской………………………………………………………………………..23

2.3.Основные различия в артикуляции сходных английских и

русских согласных……..................................................................................26

Заключение…………………………………………………………………..29

 

Приложение 1…………………………………………………………………31

Приложение 2…………………………………………………………………32

Приложение 3…………………………………………………………………33

Приложение 4…………………………………………………………………34

Приложение 5…………………………………………………………………35

Список использованной литературы……………………………………36

Введение.

Речь доступна для восприятия слушающих благодаря материальности своих знаков. Знаки эти – звуковые при устном общении и графические – при письменном. Поэтому изучение звуковой стороны языка является неотъемлемой частью языковедения. Этот раздел называется фонетикой. Фонетику можно назвать грамматикой произношения. Фонетика-это наука, изучающая звуки, издаваемые людьми, их фактические или слышимые формы. Работа органов речи, направленная на производство звуков речи, называется артикуляцией. Артикуляция складывается из трех частей: из приступа (или экскурсии) звука, когда органы «выходят на работу» средней части (или выдержки), когда органы установились для данной артикуляции, и отступа (или рекурсии), когда органы возвращаются в нерабочее состояние.

Научная новизна работы заключается в том, что эта тема посвящена обобщение и углубление знаний в области артикуляционных баз английских и русских согласных. В настоящее время большое внимание уделяется связи между артикуляцией и акустической речи для использования акустических данных в артикуляционных интерпретациях. Эта тема и сейчас остается интересна и познавательна.

Приступая к написанию данной курсовой работы, пришлось изучить множество научных статей и работ, для этого сопоставлялись, анализировались и описывались различия и сходства в артикуляции английских и русских согласных. 

Цель данной курсовой работы рассмотреть и проанализировать различия в артикуляционной базе английских и русских согласных. Чтобы достигнуть этой цели необходимо ответить на следующие вопросы:

- Что такое звуки речи и направление в их изучении и какого строение речевого аппарата?

- Принципы классификации английских и русских согласных.

- Какие существуют различия в артикуляции английских и русских согласных?

Отбор материала проводился методом сложной выборки на основе составления таблиц, а в последствии они анализировались, и по ним делался вывод. Был проведен анализ специальной литературы известных авторов-лингвистов, таких как Е.А. Бурая, И.Е. Галочкина, Т.И. Шевченко, В.В.Гуревич.

Глава 1. НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ РЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ

Звуки речи и направления в их изучении.

Базовым компонентом фонетической системы любого языка является звук. С точки зрения физики звуки речи, как и любые другие звуки, воспринимаемые нами в повседневной жизни, пред­ставляют собой волнообразные колебания воздушных частиц. Од­нако их отличие от, к примеру, звуков пения птиц или шума ра­ботающего мотора заключается в том, что различные сочетания звуков, каждый из которых не несет никакого значения сам по себе, образуют последовательности, составляющие звуковой об­лик, или звуковую оболочку, слова и через слово участвуют в передаче определенного смысла.

Речевые звуки можно исследовать с различных точек зрения. Их можно изучать с опорой на тот аппарат, который производит эти звуки. Такое направление называется артикуляционным.

Звуки речи можно изучать, анализируя их различные физиче­ские свойства, такие как длительность, сила, высота. Это направ­ление называется акустическим.

Изучение речевых звуков с точки зрения их смыслоразличительной функции является еще одним направлением в фонети­ке – функциональным. И наконец, звуки речи можно изучать с целью выявления тех артикуляционных и акустических характеристик, которые позво­ляют слушающему адекватно интерпретировать воспринимаемые звуки и их последовательности. Такое направление называется перцептивным.

В соответствии с этими направлениями в изучении звука в фо­нетике выделяются следующие разделы:

1) артикуляционная фонетика;

2) акустическая фонетика;

3) функциональная фонетика;

4) перцептивная фонетика

Артикуляционное направление в изучении звуков речи.

Устройство речевого аппарата и роль органов речи в звукопроизводстве.

Звуковые явления в речи можно изучать с разными целями, например для того, чтобы составить сравнительное описание зву­ков разных языков мира, или для преподавания иностранного языка. Сведения о звуковой стороне языка крайне необходимы при со­здании компьютерных программ, обеспечивающих синтез и рас­познавание речевых сигналов. Для успешного решения каждой из этих задач фонетистам прежде всего следует выяснить, как образу­ются звуки речи и как их можно описать, что трудно сделать без знания, хотя бы в общих чертах, строения речевого тракта, в ко­тором они образуются. Нужно отметить, что в организме человека нет отдельных органов, предназначенных исключительно для звукопроизводства. Все они, будучи органами речи, выполняют так­же какую-либо физиологическую роль.

Как уже говорилось, описанием речевых звуков с точки зрения тех или иных органов речи, участвующих в их производстве, зани­мается артикуляционная фонетика.

Речевой тракт состоит из нескольких полостей: 1) гортани (ларинкса), 2) полости глотки (фаринкса), 3) полости рта, 4) поло­сти носа.

Гортань (или ларинкс) представляет собой широкую трубку, состоящую из хрящей, соединенных мускулами и связками, кото­рая располагается между трахеей и фаринксом. Самая важная для речевого процесса часть гортани — голосовые связки. В момент речи они сближаются и вибрируют под воздействием струи воздуха, в результате чего и образуется голос. Таким образом, основная функция гортани в процессе речепроизводства — образование го­лоса. Кроме того, в гортани образуется английский звук [h], по­этому по месту своего образования он называется глоттальным звуком (от греч. glottis — голосовая щель).

Полость глотки (или фаринкса) — это трубчатое образование длиной 7 см у женщин и около 8 см у мужчин. Находясь за полостью рта, она начинается от гортани и продолжается до полости носа. Главная функция фаринкса в речи - служить резонатором для об­разования гласных звуков, форма и размер которого зависят от положения, примыкающего к нему языка: продвижение языка впе­ред приводит к расширению резонатора, а назад — к его сужению.

Полость рта является основным местом образования подавля­ющего большинства английских звуков. Она ограничена сверху

нёбом, снизу — языком и спереди — губами. Благодаря подвиж­ным органам речи, находящимся в ней, полость рта может менять свою форму и объем и служить еще одним резонатором при обра­зовании гласных. Кроме того, органы речи могут создавать прегра­ды на пути движения воздуха, в результате чего возникают раз­личные шумы, которые мы воспринимаем как согласные звуки.

Полость носа расположена над полостью рта и резонирует только в том случае, если через нее проходит воздушная струя. Полость носа является не изменяющимся по форме резонатором.

Надгортанные полости образуют единую резонаторную систему, в которой носовой резонатор, лишенный каких-либо подвижных частей, может быть либо включен в процесс звукопроизводстве (при опущенном мягком нёбе), либо отключен от него (при под­нятом мягком нёбе).

Формирование звуков речи происходит, как правило, во время выдоха при участии различных органов речи, или артикуляторов. На рис. 1 представлена схема артикуляторов[1].

Губы играют большую роль в звукопроизводстве. Они могут быть крепко сжаты, как при образовании звуков [р], [b]. Такие звуки называются губно-губными. Нижняя губа может соприкасаться с верхними передними зубами, как при образовании [f], [v].Такие звуки называются губно-зубными. Губы могут быть округлены, как при артикуляции гласных [u:], [ɔ:]. Такие звуки называются лабиали­ зованными. Губы могут быть растянуты, как при производстве [i:], [I]. Такие звуки называются нелабиализованными.

В английском-языке верхние передние зубы могут участвовать в образовании звуков, например [Ɵ], [ð]. Такие звуки называются зубными.

Между корнями верхних передних зубов и твердым нёбом нахо­дятся альвеолы — маленькие бугорки, до которых можно легко до­тронуться кончиком языка. Звуки, образованные при помощи аль­веол, например английские [t], [d], называются альвеолярными.

Твердое нёбо представляет собой костное образование, имею­щее форму купола. Звуки, образованные при помощи твердого нёба, например [j], называются палатальными (от лат. ра l а tum — нёбо).

Твердое нёбо переходит в мягкое нёбо. Положение мягкого нёба регулирует направление движения воздушной струи. Если мягкое нёбо поднято, что, как правило, происходит во время речи, то ход в носовую полость закрыт, и струя воздуха выходит через рот. Если мягкое нёбо опущено, то струя воздуха попадает не только в полость рта, но и в полость носа, окрашивая звуки носовым тем­бром. С опущенным мягким нёбом произносятся [m], [n], [ŋ]. Они называются носовыми согласными. Гласные звуки, примыкающие к носовым согласным, также произносятся с опущенным мягким нёбом и, следовательно, имеют носовой оттенок. Эта черта особенно ярко проявляется в американском варианте английского языка. Кроме того, мягкое нёбо, будучи поднятым, участвует в образова­нии некоторых других согласных звуков. Так, например, при про­изводстве [k], [g] задняя часть языка поднята и образует смычку с мягким нёбом. Такие звуки называются велярными (от лат. vel ит — мягкое нёбо). Самым важным, наиболее эластичным и подвижным артикулятором является язык.

Язык состоит из множества мышц, дей­ствующих в разных направлениях. Вследствие этого он может дви­гаться вперед и назад, вверх и вниз, причем не только всем телом, но и отдельными его частями. Значимость движения языка для речи можно сопоставить со значимостью движений кисти руки для дви­гательной деятельности человека.

В артикуляционной фонетике принято условно разделять язык на отдельные зоны (рис.2)[2]: а) кончик языка ( ti р) и примыкаю­щую к нему лопатку сужающуюся, конусообразную его часть (the blade of the tongue), которые в состоянии покоя находятся напротив альвеол. Кончик и лопатка являются самыми подвижны­ми частями языка; б) переднюю часть языка (front), расположен­ную напротив твердого нёба; в) заднюю часть языка (back), рас­положенную напротив мягкого нёба; г) корень языка (root), кото­рый находится напротив задней стенки фаринкса.

В момент речи артикуляторы постоянно взаимодействуют друг с другом и таким образом непосредственно участвуют в образова­нии звуков. Так, при полном контакте задней части языка и мяг­кого нёба образуются [k], [g], а также [ŋ], при неполном контакте кончика языка и альвеол [s], [z].

Необходимо упомянуть еще три органа, без которых звукопроизводство было бы невозможно. Это легкие, нижняя челюсть и голосовые связки.

Легкие используются как своеобразные меха, выталкивающие воздух, необходимый для звукообразования. Нижняя челюсть сама по себе не образует контакта с другими артикуляторами, однако ее движение вверх — вниз изменяет форму и объем полости рта, что определяет тембр гласных звуков. Голосовые связки играют очень важную роль в производстве звуков. Они представляют собой два небольших пучка мускулов, прикрепленных к гортани. Голосовые связки могут быть либо сведены по направлению друг к другу, либо разведены. Расстояние между ними называется голосовой щелью. Если голосовые связки разведены, то голосовая щель откры­та; если они сведены, то голосовая щель закрыта. В зависимости от положения голосовых связок воздух, проходя через щель, может способствовать образованию как голоса, так и шума.



2019-12-29 2002 Обсуждений (0)
Устройство речевого аппарата и роль органов речи в звукопроизводстве. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Устройство речевого аппарата и роль органов речи в звукопроизводстве.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2002)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)