Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Технология росписи православных храмов



2019-12-29 756 Обсуждений (0)
Технология росписи православных храмов 0.00 из 5.00 0 оценок




Технологии росписи православных храмов разрабатывались много веков подряд, а потому поистине уникальны.

Для того чтобы приступить к росписи православного храма, необходимо созать особые краски, определиться в типе их наложения и выявить особый порядок росписи помещения. Важно отметить, что техника православной росписи по праву считается одной из самых сложных техник росписи помещений религиозного назначений, в силу своей каноничности, строгости и уникальности. В силу своей каноничности же она является одной из самых универсальных на планете – в любом уголке России православная роспись выполненная в одном стиле, цвете и по одним и тем же правилам, будто все это расписывалось одним и тем же мастером. Интересно, что этот способ росписи передавался из поколения в поколение, от мастера к ученику из уст в уста, и держался в строжайшем секрете от обывателей. Только к XVI веку некоторые из мастеров стали доверять секретную технологию бумаге.

Не изложенная мастерами часть технологии, была раскрыта современными учеными и исследователями – химиками посредством химических опытов, а также живописцами и технологами практическим способом.

Одной из основных целей живописцев, расписывающих православные храмы на Руси была долговечность изображаемого. Материалы, используемые для работы, отбирались самые высококачественные. Помимо того, применялась особая техника наложения красок и дальнейшего покрытия их специальной смесью. Благодаря стараниям древним мастеров, мы можем наблюдать древние росписи, пережившие войны и природные катаклизмы, даже сегодня.

Большинство храмов расписывались при помощи смешанной техники, характерной для древнерусских мастеров-живописцев. Сперва использовали технику a fresko (в переводе с итальянского – мокрый, сырой) – живопись по свежей штукатурке наносилась красками, разведенными на воде или известковом «молоке». После этого использовалась методика secco (сухой) – живопись на сухой штукатурке. По сути своей все это разные стили техники нанесения фресковой росписи, однако до XVIII века на Руси не было термина фреска, он появился лишь после приезда итальянских художников. До этого момента все упоминания о росписи назывались «стенное письмо на сыром левкасе».

Используемая на Руси техника чистой фрески пришла из Византии, где фреска также украшала православные храмовые постройки. Фреска производила эффект качественной и очень прочной работы, но при этом не отличалась особой яркостью. В этом методе в известковой воде растворяли различные, как тогда говорили, «земли»: основные оттенки при этом были темно-красный, красно-коричневый, охра и темно-зеленый. Пигменты этих красок, вступая в химическую реакцию с сырой известью, после высыхания образовывали на поверхности левкаса прочную пленку из оксида кальция, который надежно защищал фреску от внешних воздействий. Однако, поскольку полученные методом фрески изображения были темными и маловыразительными, то, чтобы придать им яркости и праздничности, полностью высохшие фрески переделывались уже, как говорят специалисты, «по-сухому». Картины раскрашивали яркими красками на пшеничном клее и яичном желтке, а позднее и на казеине. Техника росписи фресок была очень сложной и требовала от живописца высокого мастерства, опыта и таланта. Сложность заключалась еще и в том, что для получения правильного результата стену или своды можно было расписывать лишь до тех пор, пока левкас еще не высох и мог впитывать краски. Для этого левкас наносили частями с тем расчетом, чтобы художник успел раскрасить его во время его высыхания, а после этого переходил на следующий фрагмент левкаса. Процесс росписи храмов занимал очень длительное время. Огромную часть затраченного времени занимали подготовительные процессы. Перед росписью храма ему давали отстояться. Усадка стен свежевыстроенного храма могла растянуться на срок от нескольких лет до нескольких десятилетий. На время усадки стены храма покрывали временной штукатуркой. После окончательной усадки приступали к самой росписи.

Процесс росписи стен также был трудоемким и проходил в несколько этапов. Сперва, на стены наносили грунт (в древней Руси использовался раствор извести – штукатурка высокого качества или как ее тогда называли левкас), служивший основой для будущей фрески. Поскольку во многом от качества левкаса зависело то, какой по качеству получится будущая фреска, то к его приготовлению подходили очень ответственно, начиная производить заготовку за два года до непосредственно росписи, поскольку самый «выдержанный» левкас считался и самым качественным.

Позже лежавшую гашеную известь многократно промывали и засыпали в большие деревянные бочки. Затем выложенную смесь заливали водой и тщательно перелопачивали. Воду в бочках необходимо было менять каждые шесть часов в течении нескольких лет. Затем эту известь складывали кучами и накрывали мешковиной. Так она вымораживалась до весны. После этой сложной процедуры в течении еще шести недель повторяли тщательную промывшку, чтобы «достальная емчуга вышла». Кстати, «емчугой» на Руси называли едкую известь, которая при гашении водой выходила в виде наледи или же пены. Именно в удалении «емчуги» и состоял главный смысл столь длительных и тщательных работ промывания.

В промытую известь добавляли иссеченный лен или солому, чтобы сделать левкас долговечным и производили левкашение стены. Старая штукатурка при этом сбивалась и накладывалась новая. Иногда левкас наносили в два три приема с интервалом в 10-12 часов, а затем поверхность сглаживали кожей или специальной лопаткой. Таким образом стена получалась максимально ровной и гладкой.

Затем шла непосредственно роспись стен и сводов храма, проводившаяся только в теплое время года, т.е. с мая по сентябрь. Художник – знаменщик, возглавлявший артель наносил краску по сырой штукатурке, намечая графику основных композиций. Далее по намеченной графике процарапывали специальной ручкой или иглой, т.е. графили.

Полученная графья служила основой работы для всех живописцев в артели. По ней выводился рисунок, составлявший фреску храма.

 

 



2019-12-29 756 Обсуждений (0)
Технология росписи православных храмов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Технология росписи православных храмов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (756)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)