Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Основные положения модели




 

Из такого различения двух планов бытия нашего мира следует, что Шестоднев и последовательность событий во вселенной, изучаемой наукой, мыслятся как два, следующих один за другим, этапа в истории всего тварного мира (см. [20, с. 191]). Первый этап кончился грехопадением, именно с момента грехопадения начался второй этап. Причем на первом этапе мир обладал такими законами и свойствами, какие на втором уже этапе, после изменения твари в результате преслушания человека, не могут наблюдаться. Так, дни творения не следует рассматривать ни как наши сутки, ни как миллиарды и миллионы лет, предполагаемые наукой. Их длительность нам совершенно неизвестна, потому что мы не имеем никакого представления о времени первозданного мира. Также ничего нам не известно и о земле Шестоднева, кроме того, что она появилась до Солнца, Луны и звезд и занимала центральное место в первозданном мире, как место жительства человека, как бы это не странно звучало для современного человека, со школы знающего о Копернике, о строении Солнечной системы и о космологической модели Шмидта. Также надо спокойно принимать свидетельство Св. Писания и о последовательности творения растений и животных, не оглядываясь при этом на палеонтологические данные, и верить во все прочее, что написано в первых главах книги Бытия, т. к. о первозданном мире нам известно только оттуда да еще от святых отцов, которые в своих созерцаниях и прозрениях с помощью Божьей достигали и видения первобытной земли.



Все же научные данные о мире и, в частности, о начальных моментах нашей вселенной (какие уже были или какие еще только будут получены) относятся уже ко второму указанному здесь этапу. Даже известная модель «Большого взрыва» или другие, ей альтернативные (например, инфляционная модель [43, с. 68; 44, с. 25]), говорящие вроде бы о самом начале мира, имеют дело лишь с теми фактами, которые произошли уже после грехопадения.

Очевидно, что по логике данного рассуждения для самого человечества второй этап начался с момента облечения Адама и Евы в кожаные одежды и изгнания их из рая на землю. Но согласно общепринятым представлениям об образовании вселенной (не беря в расчет мнения «креационистов»), от начала доступного науке мира (т.е. от момента грехопадения) до появления человека в нем (т.е. до изгнание из рая) прошло около 20 миллиардов лет, за которые произошло множество событий, одним из которых является образование Солнечной системы и, следовательно, Земли. Библия же говорит, что первые люди были изгнаны из рая почти что сразу после своего согрешения (Быт. 3:23–24). Здесь возникают сразу два вопроса. Первый: как согласовать малый промежуток времени пребывания людей в раю перед их изгнанием с теми предполагаемыми миллиардами лет эмпирически познаваемой падшей вселенной? (С точки зрения «креационистов» здесь вопроса нет, т. к., с одной стороны, ими не признаются эти огромные промежутки времени, а с другой стороны, ими почти не рассматривается изменение мира после грехопадения.) А второй: как понять «повторное» образование Солнца и Земли (уже согласно научным моделям) после грехопадения, ведь они уже были сотворены, о чем прямо сказано в первой главе книги Бытия?

По поводу второго вопроса можно лишь только сказать, что Солнце, Земля и прочие небесные тела «повторно» образовались в такой же мере, как «заново» образовалось тело человека после грехопадения: оно было легким и нетленным, стало же грубым и тленным. Оно как бы «заново» появилось, с совершенно другими свойствами (см. выше). Может быть, также «заново» появилась и вселенная в ее новом падшем виде. Ведь, согласно святоотеческой аналогии, рассмотренной выше: «каков человек – таков и мир», в первозданном мире и Земля, и Солнце также были нетленны, созданные из легкой первозданной материи, подстать материи человеческого тела. А после грехопадения эта материя стало грубой, какой мы ее сейчас и наблюдаем. Весь вопрос в том, как происходило это огрубление материи вселенной. Может быть, был прав еп. Василий (Родзянко), считавший, что момент грехопадения проявился в том событии, которое космологи называют «Большим взрывом» [7, с. 5, 64]: прежний первозданный мир низвергнулся, взорвался, разлетелся на осколки [7, с. 64]. И лишь Промысел Божий не дал миру окончательно исчезнуть, но восстановил его и вновь его украсил [7, с. 6–7, 64], правда эта красота является уже падшей, тленной, в соответствии с тленным человеком. Что же касается положения Земли на краю галактики Млечного Пути, то можно, по крайней мере, говорить о том, что при греховном изменении всей вселенной изменились не только свойства материи, но и её структура: всё стало с ног на голову, и то, что было в центре мира, оказалось на периферии.

При ответе же на первый вопрос необходимо помнить, что после грехопадения рай так и остался в первоначальном нетленном состоянии. Выше приводились слова прп. Симеона Нового Богослова о том, что «[После преступления Адама] не проклял Бог рая… а проклял лишь всю прочую землю». (Отсюда понятно, что без толку искать рай на нашей падшей земле: на дне Персидского залива или где-нибудь ещё, потому что он остался в том первозданном состоянии, которое люди не могут сейчас уже познать или каким-либо образом воспринять.) Как видно из Писания, Адам и Ева после грехопадения ещё некоторое время были в раю (Быт. 3: 7–21). За это время произошли следующие события: сначала Адам и Ева сделали опоясания из смоковничных листьев (Быт. 3:7), потом прятались от Бога среди деревьев (Быт. 3:8), затем Богом был произнесен приговор змию, жене и Адаму (Быт. 3:14–19), и, наконец, Господь сотворил первым людям кожаные одежды (Быт. 3:21), и они изгнаны были из рая на падшую землю (Быт. 3:23–24). Как можно оценить этот промежуток райского времени? Как долго он длился? Как говорилось выше, время во вселенной в результате грехопадения тоже необходимо изменилось. И поэтому нам, живущим минутами падшего времени, совершенно неизвестно, какое время было и есть в раю, единственном сохранившемся островке первозданного мира. Можно лишь предположить, что, пока происходили известные события между грехопадением людей и их изгнанием из рая, в падшем мире параллельно могли твориться другие события, а именно образование (с точки зрения науки) нашей вселенной, в ней формирование множества звезд, в том числе и Солнца, и, наконец, Земли, в числе других восьми планет Солнечной системы. Это же относится и к протеканию геологических процессов, а также и к возникновению органического мира. Причем здесь не важно, какая научная гипотеза образования космических или земных тел здесь принимается, та ли, которая основывается на эволюции всей падшей вселенной в целом, или же та, которая отвергает любое развитие поврежденной грехом природы. В науке ведь главное, чтобы эти гипотезы были подтверждены фактами, а не просто голословно утверждались. Для веры же это не имеет никакого значения, потому что во всем действует Промысел Божий, который даже через проявления неживой природы может привести человека к Богопознанию.

Наконец, осталось лишь сказать о согласовании библейского повествования с научными исследованиями происхождения человека. Люди пришли на падшую землю из того бытия, которое не может быть никогда познано научными методами – из рая. Отсюда следует, что научные модели происхождения человека будут всегда сталкиваться с той же самой непреодолимой трудностью, что и космологические модели: они никогда не смогут сказать, что было предшествующей стадией для человека, как и для вселенной, перед тем моментом, как их появление зафиксировали ученые. В плане антропологии это видно в бесплодных поисках предка человека. Именно здесь находятся естественные границы научного метода познания. Но о том, что не доступно науке, как раз и может нам рассказать Св. Предание.

Ну что касается столь резкого различения двух миров, то лично мне это не понравилось еще у вл. Василия (если он писал сам свой труд). То есть получается, что мир творится неким духовно-материальным, а благодаря грехопадению становится только материальным? И материализуется все: Космос, животные и т.д.? Хоть это и некий выход из ситуации, все же он очень натянут (на данном этапе) и требует очень серьезного обоснования. Прежде всего необходимо выработать понятийный аппарат, поскольку одними и теми же терминами мы, все-таки описываем тот мир и наш. Необходимо поговорить о пространственно-временных категориях, о физике двух миров и т.д., чтобы развести их четко и обоснованно. Раз Вы затрагиваете два мира и два подхода к ним (богословие и наука), то только отцами не отделаешься… Я может прочту еще посерьезней, и при встрече задам несколько вопросов.

согласование шестоднев грех мир

Оставшиеся проблемы

 

В главах Библии, где описывается истории мира и человека уже после грехопадения, упоминается одно природное событие, которое является очень интересным с естественнонаучной точки зрения. Этим событием, шедшим, конечно же, по воле Божьей, но уже и по законам нашего падшего мира (и поэтому оно уже доступно научным исследованиям), был Всемирный Потоп (Быт гл. 6–9). И хотя не стоит поспешно принимать точку зрения «креационистов» о главенствующей роли Потопа в деле преобразования Земли (т. к. ими это очень плохо обосновано, со стороны геологии так просто неудовлетворительно), необходимо понимать, в согласии со Св. Писанием, что данное событие, видимо, оказало значительное влияние на земную природу, т. к. в библейском повествовании указывается на возникновение после Потопа впервые такого физического явления, как радуга, и на резкое сокращение тогда же длительности жизни людей в сравнении с допотопным человечеством. Это, к сожалению, ещё плохо изучено. Хотя даже если ограничиваться только сверхъестественной причиной данного события, то, судя по масштабам последнего (все-таки действительно всемирного), должны были остаться хоть какие-то следы Потопа, которые можно было бы изучить научными методами. Это было бы очень интересно и важно с апологетической точки зрения, т.к. нахождение следов Потопа стало бы в современном малорелигиозном мире еще одним свидетелем правоты библейского повествования.

 

 


Заключение

 

В данной работе рассмотрены две основные модели согласования библейского повествования о творении мира с современными данными: «эволюционистская» и «креационистская», разобраны некоторые их недостатки и предложена альтернативная модель, в которой была предпринята попытка преодоления этих недостатков.

Представляется, что рассмотренные модели, к сожалению, являются двумя крайностями, приводящими в тупик диалог между религией и наукой. (я бы так категорично не заявлял, я бы сказал: затрудняющие диалог) «Эволюционисты», «притягивая» (а если сказать: пытаясь найти некое соответствие, тогда и о противоречиях нет речи, поскольку никто ничего не утверждает так, как креационисты. Именно так я понял статью о. Глеба. Он проследил некие соответствия, но не более.) библейский текст к современным научным гипотезам, входят в противоречие с некоторыми положениями христианской веры, особенно же это касается признания ими существования смерти в мире до грехопадения. «Креационисты» же, естественно, не принимая этого, и отвергая эволюцию животного мира (основанную на смене поколений животных, т.е. на существовании смерти), а, следовательно, и эволюцию в целом в первозданном мире, отвергают и все основные научные модели, где заложен принцип развития, и предлагают свою малообоснованную потопную модель Земли. Последнее вызывает протест уже у «эволюционистов», которые заодно не приемлют и во многом правильные богословские аргументы «креационистов». Так образуется замкнутый круг, который вызывает нескончаемые и бесплодные споры.

Тут важно разнести: Богословская аргументация для богословов по богословским проблемам (то есть по тем, что принципиальны по отношению к нашему спасению), а научная для ученых в области изучения нашего видимого мира. Зачастую эволюционисты (ученые) в богословие не лезут!!!!!, а вот креационисты все выдают за науку и кричат, что все доказали!!!. Пожалуйста укажите об этой проблеме в дипломе, хоть и времени уже нет. Без разбора этого вопроса многое путается.

Причиной такой бесплодности полемики явилось неразличение как той, так и другой стороной (хотя к «креационистам» это относится в меньшей степени) двух этапов в истории тварного мира, между которыми находится грехопадение прародителей (не только двух этапов, а и того, что я сказал абзацем выше!!!). Ведь в результате данного события мир резко преобразился, исказился, и его законы и свойства стали другими, чем до грехопадения. Это устанавливается путем сравнения свойств человеческого тела и физического мира в целом, какие были в первозданном мире и есть в мире падшем (этому сравнению посвящена большая часть данной работы). Поэтому нельзя переносить научные модели нам известного падшего мира на первозданный мир, как это делают «эволюционисты», или строить модель первобытной земли, используя опять же процессы из нашего мира, просто лишь соблюдая букву Писания.

В предложенной в данной работе альтернативной модели последовательно проводится мысль о двух состояниях тварного мира: первозданного и падшего. Отсюда следует четкое (и онтологическое, и гносеологическое) разграничение области веры и научной области в плане физических явлений. К первой относится только то, что описывается в первых главах книги Бытия до изгнания первых людей из рая (естественно при церковном толковании этого). К последней же – все места Библии, имеющих естественнонаучное значение, начиная с момента изгнания прародителей из рая на падшую землю, а также, естественно, все научные наблюдения в окружающем нас мире. Такое разграничение позволяет удовлетворительно согласовать библейское повествование о творении мира с любыми современными научными данными, поскольку каждая сторона имеет свою неприкосновенную область. Причем это не поменяется даже при смене научной парадигмы, что часто происходит в истории науки.

В предложенной модели остается нерешенным еще один крупный вопрос, который связан с той областью, где вера все же соприкасается с научным знанием, а именно это событие Всемирного Потопа. Несмотря на то, что «креационисты» присваивают данному событию главную роль в формировании нынешней поверхности Земли, и, видимо, земной коры в целом, необходимы все-таки еще тщательные исследования для того, чтобы найти следы этого грандиозного катаклизма и оценить его значение в геологической истории планеты.

 

 


Литература

 

1. Августин, блж. О книги Бытия, буквально < «книга не оконченная»> // Творения блаженного Августина епископа Иппонийского. – Брюссель: «Жизнь с Богом», 1974. – Ч. 7. – С. 96–141. – Репр.: Киев, 1912, изд. второе. – (Библиотека творений св. отцев и учителей Церкви Западных, издаваемая при Киевской Духовной Академии).

2. Августин, блж. О книге Бытия, буквально, в 12 книгах // Творения блаженного Августина епископа Иппонийского. – Брюссель: «Жизнь с Богом», 1974. – Ч. – С. – Репр.: Киев, 1912, изд. второе. – (Библиотека творений св. отцев и учителей Церкви З а п а д- н ы х, издаваемая при Киевской Духовной Академии).

3. Антоний Сурожский, митр. Мысли при чтении Свящ. Писания // Альфа и Омега, М., 1997, №3 (14), с. 5–15

4. Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни // Угодник Божий Серафим. – в 2 т. – Б.М., Изд. отдел Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигального монастыря, 1993. – Т. 1. – С. 122–148

5. Буфеев К., свящ. Ересь эволюционизма // Шестоднев против эволюции: В защиту святоотеческого учения о творении: Сборник статей / Под ред. диак. Д. Сысоева. – М.: Паломник, 2000. – С. 151–232 – (Пособие для учителей и учащихся).

6. Буфеев С. Почему православный не может быть эволюционистом // Шестоднев против эволюции: В защиту святоотеческого учения о творении: Сборник статей / Под ред. диак. Д. Сысоева. – М.: Паломник, 2000. – С. 233–278 – (Пособие для учителей и учащихся).

7. Василий (Родзянко), еп. Теория распада вселенной и вера отцов: Каппадокийское богословие – ключ к апологетике нашего времени: Апологетика XXI-го века. – М.: Паломник, 1996. – 237 с.

8. Виланд К. Камни и кости: Неопровержимые свидетельства против теории эволюции. – М.: «Паломник», 2000. – 47 с. – (Христианский взгляд на мироздание).

9. Говорун С. Притча о блудном сыне // Альфа и Омега. – М., 1997. – №3 (14). – С. 16–29.

10. Головин С.Л. Эволюция мифа. Как человек стал обезьяной. – М.: Паломник, 1999. – 128 с.

11. Головин С.Л. Всемирный потоп: Миф, легенда или реальность: Популярное введение в библейский катастрофизм. – М.: Паломник, 1999. – 127 с. – (Христианский взгляд на мироздание).

12. Гоманьков А.В. Книга Бытия и теория эволюции // Той повеле, и создашася. Современные ученые о сотворении мира. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999. – с. 172–188.

13. Гоманьков В.И. Научные и библейские представления о возникновении и эволюции Вселенной // Той повеле, и создашася. Современные ученые о сотворении мира. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999. – с. 129–148.

14. Гоманьков В.И. Антропный космологический принцип и христианский антропоцентризм // Той повеле, и создашася. Современные ученые о сотворении мира. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999. – с. 149–165.

15. Григорий Синаит, св. Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях; ещё же о помыслах, страстях и добродетелях, и ещё о безмолвии и молитве // Добротолюбие в русском переводе/ Изд. дополненное: Т. 5. – Репр. – М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992. – С. 180–216.

16. Давыденков О., свящ. Догматическое Богословие: курс лекций. – М.: Изд-во ПСТБИ, 1997. – Часть 3. – 292 с.

17. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: «Мартис», 1996. – 220 с.

18. Закон Божий для школы и семьи со многими иллюстрациями / Сост. прот. С. Слободской. – Репр. – М.: Международный издательский центр православной литературы, 1995. – 723 с.

 

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (116)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.037 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7