Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Понятие «группа». Классификация групп




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Человек живет среди людей. Вся его жизнь протекает в разнообразии более или менее устойчивых объединениях, обозначаемых в социальной психологии понятием «группа».

Группа – это ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого на основе качественных признаков: характера выполняемой деятельности, возраста, пола, социальной принадлежности, структуры, уровня развития.

Основными характеристиками группы, отличающими ее от простого скопления людей, являются: некоторая продолжительность существования; наличие общей цели или целей; взаимодействие членов группы, развитие хотя бы элементарной групповой структуры; осознание входящим в группу индивидом себя как «Мы» или своего членства в группе.

Главное условие функционирования и развития группы – совместная деятельность. Содержание совместной деятельности членов группы опосредует все процессы групповой динамики: развитие межличностных отношений, восприятие партнерами друг друга, формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, в которую она включена или ради которой создана.



Группы делят по следующим критериям:

- по непосредственности взаимосвязей: на реальные (контактные) и условные группы.

Реальная группа – ограниченная в размерах общность, существующая в едином пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (школьный класс, социально-реабилитационная группа и др.)

Условная группа – объединенная по определенному признаку: полу, возрасту, уровню образования и пр. Это общность людей, включающая субъектов, не имеющих прямых или косвенных, объективных взаимоотношений друг с другом. Люди составляющие эту общность, могут не только никогда не встречаться, но и не знать ничего друг о друге.

- По размеру: на большие, малые и микрогруппы.

Большие группы – количественно не ограничиваемая общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков: социальной принадлежности, пола, возраста, национальности и т.д. В больших группах вырабатываются нормы поведения, общественные и культурные ценности и традиции, общественное мнение, которые через посредство малых групп доводятся до сознания каждого человека.

Малая группа включает в себя относительно небольшое число индивидов, объединенных общими целями и задачами.

Микрогруппа может функционировать в виде диады, триады.

- По общественному статусу: на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) группы.

Формальная группа – реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью. Официальные группы всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, закрепленные права и обязанности ее членов.

Неформальная группа – реальная социальная общность не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенное на основе интересов, дружбы и симпатии либо на основе прагматической пользы. Могут выступать как изолированные общности или общности, складывающиеся внутри официальных групп. Их интересы могут иметь различную направленность в зависимости от целей и ценностей группы.

- По уровню развития: на группы высокого и низкого уровня развития.

К группам низкого уровня развития относят: диффузную группу, группу-ассоциацию, группу-кооперацию, группу-корпорацию. К группам высокого уровня развития – коллективы.

- По направленности активности:

1. На группы просоциальные: просоциальная ассоциация, кооперация, коллектив;

2. Группы асоциальные: асоциальная ассоциация, корпорация.

- По значимости: на группы референтные и группы членства.

Референтная группа выполняет, в основном, две функции: нормативную и сравнительную.

Выделяются также «положительные» и «отрицательные» референтные группы. К положительным относятся те, с которыми индивид идентифицирует себя и членом которых он хочет стать. К отрицательным относятся референтные группы, вызывающие у индивида неприятие.

Группа членства – группа, с членами которой индивид постоянно контактирует.

- По признаку деятельности: на группы по интересам, учебные, производственные, психокоррекционные, самопомощи и др.

Группы общения или группы по интересам – группы, в которых люди проводят свободное время, общаются, выполняют различную деятельность. Названные группы могут быть формальными и неформальными.

Группы учебные – это формальные группы, создаваемые специально для осуществления учебно-воспитательной работы в учебном или специализированном учреждении.

Группы психокоррекционные – это небольшие временные объединения людей, обычно имеющие назначенного руководителя, общую цель межличностного взаимодействия, личностного научения, роста и самораскрытия (например, облегчение выражения эмоций; порождение ощущения принадлежности к группе; обязательность самораскрытия; опробывание новых видов поведения и др.). по функции руководителя и эмоциональной стимуляции выделяют следующие виды психокоррекционных групп: аффективные; рациональные; группы центрированные на руководителя; группы тренинга умений; группы встреч; гештальтгруппы; группы телесной терапии; психодрама; группы танцевальной терапии; группы терапии искусством и др.[1]

Группы самопомощи. Помощь, которая оказывается в группе, строится на взаимной поддержке ее членов. Социальный работник, организуя процесс, передает свои функции группе. Участник группы представляет свой случай, который группа обсуждает, помогая ему рационально осознать ее сущность, в процессе групповой работы проблема клиента снимается.

В основе группового процесса лежат принципы самоусовершенствования через развитие самосознания, которое должно привести к улучшению социального функционирования и принятию необходимых общественных норм.

Группа организуется на принципах поддержки и демократического участия. Основные стратегии группы самопомощи можно представить в следующей последовательности:

- Обеспечение принятия групповой принадлежности;

- Обеспечение адекватного понимания всеми проблемы или состояния;

- Обеспечение возможности для всех обсуждать проблемы, разделять чувства, осуществлять поиск решения поставленных задач;

- Обеспечение возможности брать ответственность в группе;

- Обеспечение возможности расширять группы самопомощи на ближайшее окружение.

В качестве примеров можно привести группы Анонимных алкоголиков (клиенты страдающие алкогольной зависимостью), Анонимных депрессантов (инвалиды, страдающие депрессиями), Анонимной семьи (родители, имеющие детей инвалидов) [18].

- по возрастной принадлежности. На основании возрастной периодизации выделяются следующие виды групп: группы дошкольников, младших школьников, подростков, студентов, молодежи, группы среднего возраста, зрелого возраста и др.

Таким образом, в соответствии с принятой классификацией существует огромное количество видов групп возникающих в результате взаимодействия людей друг с другом и представляющих определенную ценность для каждого конкретного человека.

 

2.2 Сущность и понятие групп самопомощи и взаимопомощи. Их связь и отличие

Для описания групп самопомощи используются разные термины: «самостоятельная групповая работа», «самостоятельность», «группа самозащиты», «социальные сети поддержки», «способность самостоятельно контролировать свою жизнь», «добровольная сеть», «добровольческая организация», «группа единомышленников».

Отечественные специалисты выделяют определение Р. Баркера. Он определяет взаимопомощь как «усилия людей, перед которыми стоят похожие проблемы, направленные на оказание помощи друг другу». Социальные работники обычно побуждают к такой деятельности и способствуют ей, побуждают к вхождению в группы взаимопомощи.

Группа взаимопомощи определяется Бекером как формальное или неформальное объединение людей, имеющих общие проблемы и встречающиеся регулярно для оказания друг другу помощи, эмоциональной поддержки, обмена информации и т.д., а группа самопомощи – добровольное объединение непрофессионалов, имеющих общие потребности и проблемы и встречающихся время от времени с целью оказания поддержки и обмена информацией о действиях и ресурсах, которые могут быть полезными для решения проблем.

Главное отличие групп самопомощи от взаимопомощи, по Барнеру, в том, что во вторых, могут быть профессиональные лидеры.

На тесную связь самопомощи и взаимопомощи обращает внимание Ф.Р.Сильверман. Он пишет, что взаимная помощь становится реальностью, когда люди, перед которыми стоят общие проблемы или задачи, объединяются для взаимной поддержки и конструктивных действий в решении этих проблем. Подобная помощь обычно основывается на собственном опыте членов таких групп в решении конкретных проблем. Эти группы называются группами самопомощи. Но термин «группы взаимопомощи» представляется более точным, подчеркивает Сильверман, поскольку подобная помощь является обоюдной, поскольку подобная помощь является обоюдной, а не односторонней. Самопомощь может быть первым шагом: человек сталкивается с какими-то проблемами и пытается их решить. Но человек существо социальное. В качестве изолированного существа его можно рассматривать лишь в физиологическом смысле. В поисках же смысла жизни, выхода из трудной жизненной ситуации, удовлетворения своих желаний он активно вступает во взаимодействие с другими людьми, социальными группами, становясь их членом или организуя их. С другой стороны, помогая другому, оказавшемуся в знакомой ситуации с пониманием выслушивая его, выказывая внимание, человек испытывает этот момент бескорыстное и облагораживающее чувство великодушия, щедрости, даже превосходства. Его самоуважение растет в этот момент, что дает терапевтический эффект [23].

В зависимости от того, какая проблема заставила людей собраться в месте, группы самопомощи и взаимопомощи можно примерно подразделить на следующие категории:

- группы по преодолению кризиса или переходного периода;

- группы по борьбе с зависимостями;

- группы родных и близких;

- группы, страдающие хроническими заболеваниями.

Группы самопомощи очень разнообразны по своим структурным формам и по видам деятельности и почти не поддаются классификации. Тем не менее, существует несколько ключевых элементов, которые являются общими для всех видов групп:

- люди с общим жизненным опытом (ситуацией, проблемой) собираются вместе, чтобы что-то изменить;

- право принятия решений о деятельности группы принадлежит тем, кто в нее входит;

- люди с общим опытом и ситуацией являются прямыми или косвенными получателями пользы от осуществляемой деятельности;

- деятельность часто вызвана, необходимостью противостоять изоляции, дискриминации и иного негативного отношения общества к данной группе [12].

Итак, группа взаимопомощи – это коллектив людей, объединенных общей жизненной проблемой или ситуацией. В эти группы могут объединяться либо непосредственно люди, затронутые серьезной проблемой, либо их близкие, родные, друзья. Участники группы делятся своими чувствами и накопленным опытом, и это позволяет собрать воедино имеющуюся практическую информацию и способы преодоления трудностей. Такие группы управляются самими участниками и существуют для их блага.

Некоторые группы расширяют сферы своей деятельности. Кроме внутренних вопросов и путей их решения, они могут, к примеру, предоставить информацию и помощь другим людям, столкнувшимся с той же проблемой или жизненной ситуацией, или организовать общественные кампании, чтобы добиваться необходимых перемен. Иногда в работе группы взаимопомощи принимают участие специалисты – врачи, юристы, психологи, социальные работники и др. некоторые группы имеют оплачиваемых работников, другие существуют целиком на добровольческой основе.

Группы самопомощи – это поиск новых членов; отсутствие ограничений во временном плане; они появляются только с признанием наличия проблемы; ответственность лежит только на участниках группы; действуют по принципу давать и получать, коллективизм, взаимность, опора на собственный опыт; отсутствие иерархической структуры.

 




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7