Глава III. Методические рекомендации по развитию зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Между умственным и речевым развитием ребенка существует тесная взаимосвязь, поэтому коррекционная работа должна оказывать комплексное воздействие на все психические процессы. Среди детей-логопатов нередко встречаются дети с низким уровнем всех видов памяти: зрительной, слуховой, тактильной. В то время как школьное обучение требует достаточно высокого ее уровня для достижения определенных результатов. Система развития памяти, разработанная И.Ю. Матюгиной и Е.И. Чакаберия имеет сильную теоретическую основу. Она открывает широкие возможности для коррекции отклонений в психическом развитии, базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов коры головного мозга, каждый из которых вносит свой специфический вклад в организацию этих процессов. Система состоит из 20 игр, развивающих образное мышление, воображение, зрительную, автобиографическую память, память на соощущения. Она представляет собой адаптированный для детей дошкольного возраста вариант игр, цель которых - развитие зрительной памяти у детей с речевыми нарушениями на комплексных логопедических занятиях (см. Приложение Г). Игра 1. "Найди отличия" Цели: автоматизировать звук [л] в словах; развивать зрительное восприятие, зрительную память; развивать мелкую моторику; формировать навыки самооценки. Игра 2. "Непослушный щенок" Цели: автоматизировать шипящие звуки в словах; развивать зрительное восприятие и зрительную память; учить ориентироваться на листе бумаги; развивать мелкую моторику; формировать навыки самооценки; обучать составлению рассказа. Игра 3. "Тактильные ощущения" Цели: автоматизировать шипящие и свистящие звуки; развивать зрительное восприятие и зрительную память; учить запоминать при помощи "тактильных" представлений; развивать мелкую моторику; формировать навыки самооценки. Игра 4. "Фотография" Цели: автоматизировать шипящие звуки в речи; развивать зрительное восприятие методом "фотографии"; развивать мелкую моторику. Игра 5. "Фотография фигур" Цели: автоматизировать [р’] в речи; развивать зрительное восприятие методом "фотографии"; развивать мелкую моторику; формировать навык самооценки. Игра 6. "Кто в домике живет?" Цели: автоматизировать сонорные звуки; развивать зрительное восприятие и зрительную память; учить запоминать изображения при помощи систематичного расположения. Игра 7. "Я вижу и слышу" Цели: автоматизировать определенные звуки (каждому ребенку предлагаются картинки в соответствии с нарушением звукопроизношения); учить запоминать значки-символы при помощи "оживления" и "озвучивания"; развивать зрительное и слуховое восприятие, воображение; обогащать лексический запас. Игра 8. "Я вижу и чувствую" Цели: учить запоминать при помощи "оживления", "озвучивания", представляя, какой запах может исходить от предмета; автоматизировать определенные звуки речи; обогащать словарный запас; развивать воображение, зрительное восприятие и память. Игра 9. "Хорошее настроение" Цели: обучать умению составлять рассказ; совершенствовать звукопроизношение; обогащать словарный запас; развивать память и воображение. Приведенная методика развития зрительной памяти И. Матюгиной и Е. Чакаберия, адаптированная к детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями, помогает добиться высокой результативности коррекционного процесса, подготовить к обучению в школе и предотвратить возникновение дислексии и дисграфии [17]. Зрительная память возможно так же развивать через такие игры, как "Посмотри и назови", "Что изменилось?", "Чего (кого) не стало?", "Что прибавилось?". Запоминание расположения игрушек или картинок. "Сколько картинок будешь запоминать?" [6; 12]. Для развития зрительно-моторной и зрительной памяти необходимо организовать работу ребенка по образцу, которую необходимо осуществлять по следующим этапам: сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается до 15-20 с (в зависимости от сложности предлагаемой работы), но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец. Эти виды упражнений целесообразно проводить на таких видах деятельности, как рисование, лепка, списывание с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам. Кроме того, дети всегда с удовольствием выполняют задания следующего типа: на определенное ограниченное время предъявляют какую-либо сюжетную картинку, содержание которой дети должны детально изучить и потом воспроизвести по памяти. Затем предъявляют схожую картинку, в которой недостает каких-то деталей или, напротив, появляются лишние изображения. Эти отличия и должны уловить дети [18]. Таким образом, похожие упражнения легко придумать самим, варьируя условия, материал и сюжеты игр на развитие зрительно-моторной и зрительной памяти. Заключение
Проблема изучения особенностей развития зрительной памяти детей 5-6 лет с ОНР, является достаточно актуальной для детской психологии, так как от того, как ребенок научится использовать умение запоминать, применяя разнообразные приемы, зависит его успешное обучение в школе. Целью нашей работы было изучить и сравнить особенности развития зрительной памяти дошкольников с ОНР и их сверстников с хорошо развитой речью. В результате изучения психологической литературы нами были отмечены взгляды психологов на проблему изучения памяти и мышления, а так же рассмотрены особенности зрительной памяти детей-дошкольников. На экспериментальном уровне, нами были выбраны методики, направленные на диагностику зрительной памяти. В результате анализа данных мы определили, что среди детей с хорошо развитой речью больше ребят, которые хорошо владеют зрительной памятью, в то время, как среди детей с ОНР многие дети затруднялись в выполнении задания. Причиной этого является то, что зрительная память развита у них недостаточно, а она, как известно, во многом зависит от развития речи. Дети этой группы в состоянии запомнить ряд картинок, но у них наблюдаются сложности при их воспроизведении. Таким образом, наша гипотеза о том, что у старших дошкольников с дизартрией овладение зрительной памятью недостаточно развито по сравнению со сверстниками, речь которых соответствует возрастному развитию, подтвердилась. Теоретические и экспериментальные данные могут быть использованы в лекциях, консультациях для родителей дошкольников, при проведении семинаров по данной проблеме, как с педагогами, так и с родителями. Список использованной литературы
1. Выготский, Л.С. Мышление и речь /Л.С. Выготский. - Собр. соч. Т.2. М.: "Просвещение", 1982. - 91 с. 2. Гуменная, Г.С. Развитие мнестических процессов у детей, страдающих моторной алалией. Речевые расстройства у детей и методы их устранения / Г.С. Гуменная. - М.: "Просвещение", 1978. - С.45-54. 3. Дыгун, М.А. Конспект лекций по психологии для дошкольного отделения. В трех частях. Ч.2/М.А. Дыгун, Л.Л. Михайлова, Е.А. Магонова. Мн. "Народная асвета", 2005. - 183 с. 4. Ермакова, Е.С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников /Е.С. Ермакова // Вопросы психологии №1 - 1996. - с.124 5. Ермакова, Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников /Е.С. Ермакова // Вопросы психологии № 4 - 1999. - с.28 6. Житникова, Л.М. Учите детей запоминать / Л.М. Житникова. М.: "Просвещение", 1985. - 221 с. 7. Житомиpская, И.Г. Сравнительное изучение умственных действий старших дошкольников/ И.Г. Житомирская, Н.А. Орешкина // Вопросы психологии. №3. - 1991. - с. 19 8. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. М.: "Просвещение", 1990. - 310 с. 9. Зайцева, Л.А. Коррекция зрительного восприятия у детей с дизартрией / Л.А. Зайцева, Т.В. Горудко. - // Дэфекталогiя. - 2003. - №1. - С.13-28. 10. Зайцева, Л.А. Обследование детей с речевой патологией. Методические рекомендации / Л.А. Зайцева. - Мн.: НМЦентр, 1994. - 20 с 11. Иванова, Е.Ф. Роль незавершенного действия в процессах мышления и памяти /Е.Ф. Иванова // Вопросы психологии. №1. - 1991. - с.58 12. Киселев, П.А. Как развивать память ребенка / П.А. Киселева. СПб. "Питер", 1996. - 163 с. 13. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста: Учеб. Пособие. / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн. "Народная асвета", 1999. - 340 с. 14. Кушнир, Н.Я. Диагностика интеллектуальных способностей детей 6-го и 7-го лет жизни / Н.Я. Кушнир. - Мозырь., 2002. - 77 с. 15. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с. 16. Пожиленко, Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]: пособие для логопедов / Е.А. Пожиленко. - Санкт-Петербург: Каро, 2006. - 256 с. 17. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 160 с. 18. Развитие логической памяти у детей. / Под pед. А.А. Смиpнова. М.: "Просвещение", 1976. - 415 с. 19. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева. М.: "Просвещение", 1999. - 168 с. 20. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-тилетнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М.: "Просвещение", 1991. - 250 с. 21. Филичева, Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников / Т.Б. Филичева // Дети с проблемами в развитии. - 2004. - №1. - С.35. 22. Шадpиков, В.Д. Мнемические способности: развитие и диагностика / В.Д. Шадриков, Л.В. Черемошкина. М.: "Просвещение" 1990. - 187 с. Приложения
Приложение А
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (421)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |