Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономическая сущность товаров



2019-12-29 301 Обсуждений (0)
Экономическая сущность товаров 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основоположной категорией товарного производства является «товар».

Однако исторически и логически этой категории предшествовала категория «благо». [139 стр.]

Благо – это все то, что способно удовлетворять человеческие потребности. Например, плоды природы, продукты труда, услуги, любые явления, которые удовлетворяют определенные потребности человека, отвечают его интересам, целям и желаниям. [139 стр.]

Блага делятся на экономические и неэкономические:

Неэкономические блага предоставляются природой, то есть без приложения его труда, в неограниченном количестве (например, воздух, морская вода, солнечное тепло и так далее.) [139 стр.]

Экономическое благо – это благо экономической (трудовой) деятельности человека, которые существуют в ограниченном количестве.

Экономические блага очень разнообразны. (рис. 1.)

Экономическое благо в условиях товарного производства приобретает форму товара. [139 стр.]

 

     
 
 
 
 
 

 


Рис.1. классификация экономических благ по видам.

 

Товар - это экономическое благо, которое удовлетворяет определенную потребность человека и используется для обмена (купли-продажи на рынке).

Согласно с классической теорией наиважнейшими характеристиками товара является его потребительская стоимость и стоимость. [140 стр.]

Потребительская стоимость – это способность товара удовлетворять любую потребность человека. Поскольку товар удовлетворяет потребности не самого производителя, а другой личности, то он имеет не просто потребительскую стоимость, а общественную потребительскую стоимость, то есть является потребительской стоимостью для других. [140 стр.]

Стоимость товара овеществлена в товаре в виде общественного труда производителя. Стоимость проявляется с помощью внешней формы ее отбывания - проходящей стоимости.

Проходящая стоимость является определенным количественным соотношением (пропорцией), в котором товар одного вида. [140 стр.]

Приведенная выше концепция товара и его свойственности в экономической науке известна как теория трудовой стоимости. Эта теория была основана еще классиками политической экономии – Адамом Смитом и Давидом Риккардо. Со временем была завершена Карлом Марксом и его почитателями. [140 стр.]

Однако в современной неоклассической экономической теории существуют некоторые другие подходы к характеристике товара и его свойства. В частности введены в научный оборот такие понятия, как «полезность», «ценность» и «редкость» товара. [140 стр.]

Если сравнивать категории «потребительская стоимость» и «полезность», то на первый взгляд эти категории являются синонимами, между ними нет разницы. Они как бы выражают одно и то же – способность экономических благ удовлетворять потребности человека, быть полезными для него. Но это не совсем так. [140 стр.]

У классиков потребительская стоимость является объективным, абстрактным качеством любого товара или услуги, которые производятся для того, чтобы удовлетворять человеческие потребности. Следовательно, потребительская стоимость для них - это природная полезность товара вообще безотносительно к потребности конкретного человека. [140 стр.]

Полезность у неоклассиков в отличие от потребительской стоимости, понятия чисто субъективное, индивидуальное для каждого конкретного человека. Она показывает степень удовлетворения или приятности, которые получает конкретный человек от потребления того или иного товара или услуги. [140 стр.]

Один и тот же самый товар с одинаковой потребительской стоимостью может иметь совсем разные степени полезности для отдельных потребителей. Например, полезность хлеба разная для сытого и голодного человека, сигареты – для человека, который курит, и того, который не курит и так далее. Но все эти товары, не зависимо от разной полезности для разных людей, не теряют своей объективности основы – потребительской стоимости. [140 стр.]

Ценность. Люди, покупая те или иные товары, тем самым как бы оценивают степень их полезности конкретно для себя. Неоклассики оценку степени полезности блага индивидом подают как ценность. Поэтому ценность для них категория субъективная. Ценность имеет только то, что является ценным в глазах покупателя, чьи субъективные оценки и являются основой для определения произведенного блага как стоимости.

Люди оценивают товары и услуги не только потому, что на производство их потрачен общественно необходимый труд так называемого общественно-необходимого характера. Следовательно, ценность является одновременно функцией расходов труда и функцией полезности.

Объединение стоимости и ценности и их общественное признание отражается в цене. Цену можно считать формой денежного выражения стоимости и ценности товара. [141 стр.]

Цена обуславливает возможность одновременного проявления интересов производителя и потребителя. Только стоимость является движущим мотивом для товаропроизводителя, так же как и ценность – движущим мотивом для потребителя. С позиции неоклассических взглядов, ценность благ зависит также и от их редкости, то есть от страстности, потребности и запаса (количества) благ, которые способны эти потребности удовлетворить. [Закон Украины]

Редкость – характеристика экономических благ, которые отражают ограниченность ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей общества. Большую ценность имеют те блага, которые ограничены, редкостные по сравнению потребностями в них. [142 стр.]

Например, вода имеет большую полезность для человека, чем диамант. Но воды достаточно, а диамантов мало. Поэтому диаманты, полезность которых намного меньше для удовлетворения жизненных потребностей, ведь без них можно вообще обойтись, оцениваются людьми дороже, чем вода.

В итоге можно сделать вывод, что теория Маркса трудовой стоимости и теория предельной полезности не противоречат, а дополняют друг друга. Если в первой наиболее глубоко разработан научный аппарат обоснования стоимости в соответствии с трудовыми затратами, то во второй – теоретически обосновано наиболее эффективное использование основных факторов производства – труда, капитала, земли и так далее.

В экономической литературе сложилось три основных подхода при определении стоимости товаров:

 



2019-12-29 301 Обсуждений (0)
Экономическая сущность товаров 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономическая сущность товаров

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (301)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)