Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-психологическая характеристика группы



2019-12-29 165 Обсуждений (0)
Социально-психологическая характеристика группы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

А. Формальная структура группы.

Выбранная для изучения группа состоит из учителей-предметников. Каждый учитель входит в определенную подгруппу в зависимости от преподаваемого предмета (преподаватели русского языка и литературы, преподаватели истории и т.п.). Учителя № 1, 2, 3 являются представителями администрации.

В организации действует профсоюзный комитет, в состав которого входит 90% учителей. Профком существует во всех школах города Бор. Основной функцией данной структуры является защита прав работника (в соответствии с ТК РФ) и организация досуга внутри коллектива. Между профкомом и руководителем учреждения заключается коллективный договор. На данный момент председателем профсоюза выбран учитель № 4.

В ходе интервью (учителя № 6, 11, 13 и эксперт) выяснилось, что нет объективной необходимости в существовании профкома. Защита прав работника обеспечивается законом РФ, а организацией досуга могли бы заняться отдельные активные сотрудники.

Б. Неформальная структура группы.

Проведённый социометрический опрос дал следующие результаты по распределению статусов в группе:

 

Таблица 2 - Неформальная структура группы

№ (см. Приложение 1) ФИО Статус Дополнительные сведения
2 Селиванова Н.Г. Звезда Завуч по УВР
9 Довгаполова Г.Б. Звезда  
3 Шашкова Е.А. Высокостатусный Завуч по ВР
18 Попова О.В. Высокостатусный  
1 Владыкин В.Н. Среднестатусный Директор школы
6 Кузьмина Е.В. Среднестатусный  
13 Новожилова С.А. Среднестатусный  
12 Чипурина Н.В. Среднестатусный  
15 Трусова Т.Н. Среднестатусный  
16 Шеронова О.С. Среднестатусный  
11 Марасанова М.Т. Среднестатусный  
5 Ладыгина Л.В. Среднестатусный  
14 Кустова Г.А. Среднестатусный  
20 Папилина М.В. Среднестатусный  
4 Ямщикова Г.А. Низкостатусный Председатель профкома
8 Ващук Т.В. Низкостатусный  
19 Горшков А.В. Низкостатусный  
17 Чемоданова И.А. Низкостатусный  
10 Тавров Н.И. Отверженный  
7 Андреев А.А. Изолированный  

Относительно неформальной структуры группы по результатам социометрии можно сделать следующие выводы:

ü в группе присутствуют все категории статусов;

ü в группе две «звезды»;

То, что одной из «звезд» оказалась представитель администрации (№2), является очень положительным моментом как для конкретной МГ, так и для организации в целом. Получается, что один из официальных руководителей и неформальный лидер – это один и тот же человек.

Представители МГ так характеризуют №2:

- профессионал;

- очень воспитанная;

- имеет хорошее образование;

- никогда не кричит;

- к ней не страшно подойти и что-то спросить;

- она всегда всё объяснит.

Второй преподаватель, получивший статус «звезды», добился этого исключительно благодаря человеческим качествам (со слов участников группы): доброта, мягкость, готовность помочь другим, интеллигентность.

Таким образом данные социометрии и интервью в данном случае полностью подтверждают друг друга.

ü в группе два высокостатусных члена;

№ 3 так же как и одна из «звезд» является представителем администрации, и как отмечалось ранее, это благоприятный признак для МГ. Скорее всего, №3 заслужила данный статус благодаря своей активной жизненной позиции. Другие участники группы отмечают, что №3 зачастую ведёт себя некорректно, что у неё есть такие личные качества, которые могут оттолкнуть людей (крикливость, неуважительность, высокомерность). Но всё это компенсируется за счет того, что она принимает работу как важнейшую часть своей жизни, постоянно стремится к новому.

№ 18 – молодая девушка, работает в коллективе 5 лет. Забегая вперёд, можно утверждать, что она получила такой статус в общем коллективе благодаря тому, что является лидером в одной из подгрупп.

ü большая часть МГ (как и положено по закону нормального распределения) относится к среднестатусной категории (10 человек).

Здесь следует особо отметить то, что в эту группу входит директор школы. С одной стороны данный статус вполне нормальный, но для официального руководителя и тем более для организации в целом более благоприятна такая ситуация, когда директор обладает статусом выше, чем просто средний.

ü к низкостатусной группе относятся четыре человека.

Это вполне нормальный показатель. Интересно то, что в данной категории оказалась председатель профкома. Т.к. эта должность является выборной, то соответственно этого человека ранее поддерживало достаточное количество участников группы. Однако сейчас №4 явно потеряла многие свои голоса.

ü «отверженным» в группе оказался один человек (№10);

У данного человека есть несколько особенностей, которые, возможно, и определили его низкий статус в коллективе:

- работает в школе год;

- бывший военный на пенсии;

- самый старший в МГ;

- обладает такими личностными качествами как категоричность, неумение пересмотреть своё мнение, конфликтность.

ü в данной группе один «изолированный» член (№7).

В коллективе об этом человеке с одной стороны не могут сказать ничего плохого, с другой стороны никто не сделала своего выбора ни за, ни против него. Это объясняется тем, что:

- это новый человек в коллективе;

- он не ищет личных контактов с участниками МГ (здоровается, не ведёт разговоров, редко заходит в учительскую, не участвует в досуговых мероприятиях).

 

Рис. 2 - Схема статусов в МГ

 

ü в данной МГ четко выделяются три подгруппы (рис. 2).

Подгруппа с участниками № 4,5,8: основной объединяющий признак в данной подгруппе – территориальный. Учителя из данной подгруппы живут примерно в одном районе. Место работы от места жительства удалено, поэтому каждый день они взаимодействуют по дороге домой (в автобусе).

Подгруппа с участниками № 6,13,16,18,20: в этой группе собрались молодые преподаватели (не старше 30 лет). Среди них выделяется №18, которая является лидером в данной подгруппе и высокостатусным членом всей МГ.

Подгруппа с участниками № 11, 12, 14, 15, 17: всех участников объединяют следующие признаки:

- все они работают на третьем этаже;

- примерно одного возраста (около сорока - немного за сорок);

- консервативны;

- склоны к формированию сплетен и слухов.

В данной подгруппе выделяется так же мини-группа (№11,14,17): её члены отличаются тем, что никогда не посещают внерабочие мероприятия, которые являются основой для личного сближения участников МГ.

Основными критерием для выделения подгрупп является фактор личностных особенностей.

Между подгруппами наблюдается изолированность.

 



2019-12-29 165 Обсуждений (0)
Социально-психологическая характеристика группы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-психологическая характеристика группы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)