Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5 «Архитектура и материальная культура Новейшего периода»



2019-12-29 241 Обсуждений (0)
Тема 5 «Архитектура и материальная культура Новейшего периода» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Начало 20 в. – коренной перелом в промышленном производстве и коммуникациях. Развивается товарное производство, усложняется коммуникационная инфраструктура. Социальное расслоение товаров и услуг – рукотворные, индивидуальные вещи расположены на двух социальных полюсах: предметы роскоши для аристократии и обиходные предметы в крестьянской среде. Основной потребитель промышленных товаров - средний класс. Возрастает качество и количество, ассортимент товаров. Для ускорения процесса изготовления товара и упрощения его изготовления широко применяется конвейер и механизация. В архитектуре применяются новые материалы, позволяющие усложнить структуру и формы сооружений. Возрастает роль комфорта в организации рукотворной среды – в начале 20в. появляются специальные помещения и коммуникации в жилых домах и офисах (санитарные узлы, водопроводы, лифты, вентиляция, газовое, а впоследствии, электрическое освещение). Но комфорт в этот период – удел высших слоев общества. В основном жилое пространство большинства также примитивно, как и в предыдущие исторические периоды.

Принципиальные основы современной архитектуры определяются до 1914г. В основе лежит преодоление воздействия модерна и стремление к лаконичности выразительности художественного образа. С начала 20 в. основной материал строительства – железобетон. Активное воздействие на архитектурные формы железобетон начинает оказывать с 1900 гг. Повышается технический уровень архитектуры, позволяющий строить в соответствии с новыми требованиями. В 1916г. в парижском аэропорту Орли инженер Э. Фрейссине построил вместительные сводчатые ангары, конструкция которых состоит из тонкостенного «гофрированного» железобетона, обеспечивающего жесткость и, одновременно выразительность. Огюст Перре (1874-1954) впервые реально воплотил в архитектуре возможности железобетонного каркаса. В 1903 г. построил в Париже на улице Франклина первый целиком железобетонный дом. Обнаженность построек О. Перре умело сочетал с рациональными композиционными принципами классического искусства

В первые годы 20 в. начинают складываться основы одного из наиболее ярких архитектурных стилей 20 в. – функционализма. Главная идея функционализма сформулирована в конце 19 в. американским архитектором Л.Х. Салливеном: «Форму определяет функция». Главное в массовой застройке экономичность. Здания членились в точном соответствии с функциональными процессами, ради которых они были построены. Проблема соотношения новой и старой застройки, особенно острая для старинных городов. Период «конструктивистской» стадии функционализма - эстетическая выразительность конструктивных элементов здания: пропорции фасадов, опор, оконных проемов.

Начинается период урбанизации культуры – увеличение численности городского населения в пределах исторических городских центров. Зонирование городской среды обусловлено социальным разделением – маленькое ядро: исторический центр города. Подлинный центр - промышленные рабочие окраины. Урбанистическая среда начала 20 в. антигуманна – переуплотнение жилых районов, отсутствие озеленения, задымленность атмосферы, отсутствие всех коммуникаций, кроме необходимых для производства и ввоза-вывоза товаров. Это обусловило рождение утопической идеи «идеального» города – города-сада. Автор идеи англичанин Эбинизер Говаррд: 1898г. книга «Завтра». В 1903г. после переименования в «Город-сад» и переиздания идеи получила популярность. Эбинизер Говаррд предложил радикальное уменьшение территориальных размеров промышленного города и численности его населения. Решение проблемы – строительство вблизи крупных промышленных городов небольших городов-садов (пригородов-спутников), в которых надо развивать невредное производство и сельское хозяйство. Расчетная численность, предложенная Говаррдом для города-сада – 32 тыс. человек. Он предложил жесткую архитектурную схему города-сада, напоминающую идеальные проекты эпохи Возрождения (круги, звезды и др.). Но в начале 20 в. воплощение идеи Говаррда было невозможно. Только после окончания первой мировой войны внимание архитекторов сконцентрировалось на строительстве городов-спутников и городских поселков, состоящих из малоэтажных бетонных домов с озеленением.

В начале 20 в. рождается архитектурная идея синтеза городской среды – в 1901-1904гг. французский архитектор Тони Гарнье разработал проект «Индустриального города» (опубликован в 1917г.): концепция единого промышленного района, развивающегося параллельно городу, связанного с ней коммуникациями, но отделенного от жилой застройки широкой полосой зелени. Проект был частично осуществлен в Лионе – построены речной порт, бойни, холодильники, ТЭЦ, городская больница, стадион, жилой район.

Архитектура начала 20 в. испытала воздействие авангардной живописи. Итальянский архитектор Сант`Элиа, увлекшись идеями футуризма, рассматривал «динамизм» как основное качество городского образа жизни: в проекте «Нового города» (Милан, 1914г.) принцип динамизма выражают многоярусные магистрали, образующие горизонтальные стержни пространственной структуры. От горизонтальных стержней-коммуникаций вверх поднимаются вертикальные стержни – башни лифтов, вычлененные из фасадов наподобие эркеров модерна. Идеи Сант`Элиа оказали большое влияние на развитие архитектуры Ле Корбюзье и далее, в 60-е гг. на постройки архитекторов-бруталистов.

Регулярность и живописность в архитектуре 20 в. Композиция любого произведения искусства – основа основ. Архитектура оперирует массами и ритмом, поэтому очень важна ритмическая организация объемов в архитектурном сооружении. Идея, заложенная в основе сооружения, его образное содержание, диктует выбор типа объемно-пространственного построения объекта. К особенностям объемно-пространственной формы, которые влияют на восприятие объекта можно отнести регулярность и живописность ее построения. Регулярность как основа композиции в архитектуре – это торжество рационального начала. Живописность - в той или иной степени опирается на антропоморфные ассоциации, обращена к сфере эмоционального. В классических системах архитектуры (до начала 20в.) регулярность структуры смягчалась живописной пластической детализацией и, напротив, живописность сдерживалась элементами регулярности. Лишь в архитектуре 20 в. возникли тенденции, ориентированные на какую-то одну из двух полярностей, всегда ранее выступавшие нераздельно.

Пример чистой ориентации на рассудочную регулярность геометрических построений, в основе которых лежат плоскость и прямой угол – работа архитекторов голландской группы 20-х гг. «Стиль» («Де стейл» - оформилось в 1917г. в Лейдене; организатор и теоретик – Т. ван Дусбург; выдвигало теорию неопластицизма – отказ от изобразительности, обращение к чистой художественной форме; распалось в 1931) - Т. ван Дусбург, Г. Ритвелд, Я. Ауд и др. Рационализм был связан с нараставшими после первой мировой войны технократическими тенденциями. В 50-е гг 20в. регулярность стала еще более жесткой, дав начало минимализму.

Антитехницистские тенденции в начале 20 в. связаны с абсолютизацией живописного. Сугубо индивидуальное, уникальное проявление живописности в архитектуре – творчество великого архитектора модерна А. Гауди. Как масштабное явление живописность – неотъемлемая часть   экспрессионистической архитектуры 20гг. 20в. Ассоциации были связаны с антропоморфизмом и природными формами. (Э. Мендельсон – «Башня Эйнштейна» в Потсдаме, 1921г.). Проблема развития живописности в архитектуре - столкновение замысла и воплощения.

Подъем строительства в Западной Европе с 1924г. Центр архитектурной деятельности - высшая школа строительства и художественного конструирования, и, одновременно архитектурно-художественное направление Германии Баухауз. Основатель Баухауза – В. Гропиус. Просуществовало до 1933г. (упразднено нацистами). Эстетический фундамент Баухауза – функционализм («то хорошо выглядит, что хорошо действует»). Архитекторы и дизайнеры стремились выработать универсальные принципы современного формообразования, найти комплексное художественное решение современной материально-предметной среды. Основная задача Баухауза как учебного заведения – стремление развить у студентов способность творческого осмысления новых материалов и конструкций, осознание красоты функционально обусловленных форм предметов, создаваемых в условиях современного машинного производства. Баухауз сыграл важную роль в утверждении принципов рационализма в мировой архитектуре 20 в., в становлении современного художественного конструирования.

Вальтер Гропиус (1883-1969) – один из основоположников архитектуры функционализма. Стремился к выявлению конструкций и функционального назначения построек в их внешнем облике (здание обувной фабрики «Фагус», Альфельде, 1911-16). В Баухаузе Гропиус стал одним из первых осваивать возможности создания новых форм в архитектуре и дизайне, заложенные в индустриальном производстве. Здание Баухауза в Дессау (1925-26) – манифест идей Гропиуса: задача организации функциональной среды обусловила асимметричность планировочной и пространственной композиции. В Берлине с 1928г. решал проблему дешевого жилья (проекты «строчной застройки»)

Френк Ллойд Райт (1869-1959) крупнейший американский архитектор. Идеолог антиурбанизма в архитектуре 20 в. Воинствующий антиурбанизм Райта – основа его архитектурных идеалов: «Я верю, что город, каким мы его знаем сегодня, должен умереть. Мы – свидетели повышения темпа, которое предшествует концу». Альтернатива современному городу – «город широких просторов», противопоставление урбанистическим утопиям Ле Корбюзье: город везде и нигде, равномерное рассеяние жилых массивов, промышленных зон, культурных центров, связанное воедино инфраструктурой скоростных автодорог. Парадоксальная личность в архитектуре: с одной стороны – верный сентиментальной мечте о «естественной жизни» на лоне природы, с другой – первый функционалист. В 1887-1902гг. сотрудничает с Адлером и Салливаном. Создает свой стиль: его архитектурная композиция основана не на каркасе (как в чикагской школе) а на динамической системе пересекающихся плоскостей. Объем у Ф. Райта – не монолитные блоки, а развитая система взаимопроникающих частей. Планы Салливена – решение практических задач, категории его мышления – массы и конструкции; для Райта план, диктующий членения и связи пространств – генератор формы, которую он представляет в пространственных категориях. «Прежде всего новое понимание пространства как реальности здания, из чего следует внешняя форма, результат этого нового понимания пространства… Затем свободный план; вместо здания, представляющего набор коробок в коробках, план становится все более открытым… внешнее пространство все более входило внутрь, а интерьер все более открывается наружу…».

Первые постройки Райта – жилые дома в стиле «гонтовой» архитектуры: простота и целесообразность, увиденная в цельном пространстве (1893г.– дом Уинслоу в Ривер Форест, Иллинойс; Дом Уиллитса в Хайлендс-парке, Иллинойс, 1902г.). Он создает проекты идеальных домов - «Дома прерий», в которых внутренние пространства свободно «перетекают» одно в другое. Интерьер связан с внешним пространством окнами, образующими непрерывные горизонтальные полосы и системой террас и лоджий. Здание фирмы «Ларкин» в Буффало, 1905г. - органичное включение архитектурных форм в ландшафт сочетается с рациональным использованием специфических свойств строительных материалов и конструкций. В начале 20-х гг. строит дома из бетонных блоков, членя фасады с помощью многократного повтора стандартных элементов (дом Милларда в Пасадине, Калифорния, 1923г.).

Райт выдвинул принцип органичной архитектуры, не связанный кодексом правил, но определяющий некий идеал. Не имея возможности сохранять чистую живописность формы в сооружениях, архитекторы 30-50 гг. сделали попытку создать законы живописной упорядоченности, смысл которых связан с гуманистическими идеями и настроениями 20 в., а логика основана на творческой переработке функциональной и конструктивной целесообразности. В качестве модулей Ф. Райт и его последователи часто использовали шестиугольные и треугольные планировочные модули. Уже их непрямоугольность связывалась ассоциативно с «природоподобием» и казалась энергично противостоящей регулярности.

С 30-х гг. – лидер «органической» архитектуры. Программное произведение – дом Кауфмана в Бен-Ране, Пенсильвания, 1936г. (Дом над водопадом): это предел сознательной индивидуализации произведения архитектуры. Композиция основана на необычном и исключительном. Дом «соты» (Дом П. Хенна в Пало-Алто, Калифорния, 1939г.) – система основана на шестигранном модуле с углами 60 и 120 градусов: стремление уйти от жестких прямоугольных систем. Опираясь на аналогии с природными формами Райт создал «древоподобные структуры высотных зданий с бетонными «стволами», вмещающими вертикальные коммуникации, и расходящимися от них «ветвями» - консольными перекрытиями (Башня Прайса, в Бартлсвилле, Оклахома, 1953-56 гг). Лабораторное здание исследовательского центра компании Джонсона (1950г.) - последовательно воспроизводит структуру растительного организма. Пятнадцатиэтажная башня имеет мощный центральный железобетонный стержень, заключающий в себе основные вертикальные коммуникации. От стержня-ствола отходят консольные плиты перекрытий, попеременно квадратные и круглые в плане. Квадратные плиты несут на своем периметре наружные стены, круглые образуют антресоли. Непрерывные пояса остекления набраны из стеклянных трубок, пропускающих свет, но обеспечивающих изоляцию помещений. Мощный стержень с нанизанными перекрытиями по смыслу конструкции повторяет грибовидную колонну-дерево, неся целую серию плоскостей-лотков. Райт в этом сооружении полемизирует с чикагской школой, противопоставляя каркасу динамичную консольную конструкцию. Консоль – выступ в стене или заделанная одним концом в стену балка, поддерживающая конструкцию.

Завершающий аккорд творческой жизни Райта – здание музея Гуггенхейма в Нью-Йорке (проект 1943-46гг., строительство 1956-1959гг.). Главный объем формируется спиральным пандусом, охватывающим перекрытый прозрачным куполом световой дворик, который пронизывает здание по всей высоте. Воплощение райтовской идеи пластичности как непрерывности - цельность нерасчлененного внутреннего пространства подчеркивается однородностью «текучей» формы его ограждения. Необычное решение фасада – однородность фактуры и белизна бетонных поверхностей. Галерея-пандус – воплощение идеи вечного движения в пространстве, вопреки даже функции музея (противоречие функции и эстетики). Это обусловлено категорическим неприятием окружения здания – городской среды. Композиция музея замкнута, обращена в себя. Форма монолитной внешней оболочки агрессивна к внешнему окружению.

К богатому творческому опыту Райта обращались приверженцы всех ответвлений «новой архитектуры» - утвердившейся в Европе в 40 годы как направление, борющееся с эклектикой и академической рутиной под флагом социальной утопии, а в Америке без драматических перипетий.

Ле Корбюзье (Шарль Эдуар Жаннере) 1887–1965. Архитектор, теоретик архитектуры, художник, дизайнер. Он изучал архитектуру у О.Перре в Париже (1908–1910).  1914г. - проект сборных серийных домов, названный им «Домино» (первая в истории архитектуры идея каркасного дома для серийного производства). Проект не был реализован и получил признание лишь в 1929 г.  В 1920г. Ле Корбюзье и поэт П. Дермэ создали авангардный полемический журнал «Эспри нуво» (издавался в 1920–1925), со страниц которого звучала пропаганда идей функционализма. Он дал иное решение соотношения рационального и эмоционального в архитектуре.

С 1922г. Ле Корбюзье строит несколько небольших сооружений в окрестностях Парижа в совершенно новом стиле по пластике, композиции и форме - небольшие дома-виллы, мастерские для ближайших друзей-художников: живописца Амедея Озанфана в Париже, скульптора Жака Липшица в Булонь-сюр-Сен: свободная планировка внутренних помещений создает необычные, но логически завершенные интерьеры. Проект виллы Ла Рош (1923-1925) по праву считается первым по-настоящему модернистским домом с его необычными геометрическими формами, минималистской эстетикой и приглушенной цветовой палитрой. В вилле Ла Рош Ле Корбюзье впервые воплощает свои революционные замыслы. Позднее он назовет их «пятью отправными точками архитектуры»: столбы-пилоты, плоская крыша, которая может служить садом и террасой, интерьеры с открытой планировкой, ленточные окна и фасад, независимый от несущей конструкции. Пять принципов современной архитектуры сформулированы в книгах «К архитектуре» (1923), «Урбанизм» (1925) и в ряде статей, напечатанных в «Эспри нуво» -

1) здание на свободно стоящих опорах

2) свободная композиция фасада

3) ленточные окна

4) плоская крыша с террасой-садом

5) свободная внутренняя планировка.

Эти принципы нашли свое воплощение при создании виллы «Савой» в Пуасси близ Парижа (1929), в общежития швейцарских студентов в университетском городке в Париже (1930–1932). В России по проекту Ле Корбюзье было построено здание Центросоюза на Мясницкой улице (1928–1933, при участии архитектора Н.Д. Колли).

Ле Корбюзье создавал утопические градостроительные проекты, предусматривавшие организацию городской жизни в нескольких вертикальных ярусах, регулярный план города с делением на разнофункциональные зоны, строго упорядоченную посредством архитектуры и, таким образом, уподобленную работе машины деятельность людей - план «Вуазен» для Парижа, планы нового устройства Буэнос-Айреса, Алжира, Антверпена, проект перестройки Москвы по регулярному плану абсолютно без учета ее исторической застройки и особенностей ландшафта. Постройки Ле Корбюзье 1930-х-начала 1940-х гг. – здание Центра Армии спасения в Париже (1932–1933), Министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро (1937–1943).

В 1940-е гг. Ле Корбюзье разработал «модулор» - систему гармонических величин, основанную на пропорциях человеческого тела, отправная точка архитектурного проектирования.

1948–1952гг. строительство в Марселе «жилой единицы» – 17-этажный дом яркой расцветки, снабженный солнцерезами, с возможностью автономного функционирования (идея не была осуществлена).

1950–1953гг. - капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане. Римско-католическая капелла в Роншане является одним из наиболее радикальных проектов Ле Корбюзье. Это здание ознаменовало собой отказ от философии функционализма, характерного для ранних работ. «Все в ней взаимосвязано. Поэтичность и лиричность образа порождены свободным творчеством, блеском строго математически обоснованных пропорций, безукоризненностью сочетания всех элементов». Капелла построена на ранее существовавшем месте паломничества пилигримов, которое было полностью разрушено во время Второй мировой войны. Вздымающаяся бетонная крыша, напоминающая морскую раковину, поддерживается толстыми криволинейными стенами с россыпью окон неправильной формы.

1951–1962гг. – Дворец Ассамблей в Чандигархе, столице индийского штата Пенджаб. Монументальный восьмиэтажный Дворец Ассамблей является частью Капитолия — правительственного комплекса, расположенного на севере Индии у подножия Гималаев. Здесь Ле Корбюзье впервые воплотил в жизнь некоторые из своих идей об идеальном городе. Техника необработанного бетона, использовавшаяся при строительстве Капитолия, стала отправной точкой брутализма. «Город — это мощный образ, действующий на сознание человека. Разве не может он быть для нас источником поэзии и сегодня?» Главный вход оформлен портиком в форме изогнутой ладьи, поддерживаемой восемью бетонными пилонами. Ядро здания — зал заседаний, расположенный во внутренней цилиндрической конструкции, пробивающий потолок подобно огромному дымоходу. Яркие контрастные элементы фасадов оживляют тяжеловесную композицию.

1956-1957гг. – жилой дом в Западном Берлине. Из-за масштабных бомбардировок Берлин переживал крупный жилищный кризис после Второй мировой войны. В качестве решения проблемы архитектор разработал проект многоэтажного социального жилья, состоящего из 530 квартир. Бетонное здание, напоминающее океанский лайнер, стало символом послевоенной модернизации Германии и ярким примером «машины для жизни» Ле Корбюзье. Концепция "жилой единицы" была впервые успешно реализована в Марселе. Берлинский жилой комплекс является почти точной копией Марсельской жилой единицы, признанной самым значимым примером брутализма всех времен. Корбюзье стремился создать «город в городе», который бы отвечал повседневным человеческим потребностям.

«Это не архитектура для королей или князей, это архитектура для простых людей: мужчин, женщин, детей»

1957–1959гг. Национальный музей западного искусства в Токио. Художественная галерея, расположенная в центре Токио, — единственный проект великого модерниста в Юго-восточной Азии и один из немногих примеров архитектурного брутализма в Японии. В своей художественной значимости здание ничуть не уступает картинам Пикассо, Ван Гога, Моне и Поллока, представленным в экспозиции музея. Трехэтажное здание, облицованное фактурными бетонными панелями, Ле Корбюзье называл «квадратной спиралью». Начиная с конструкционных элементов и заканчивая архитектурными деталями и предметами интерьера — всё построено по системе «Модулор», основанной Ле Корбюзье на пропорциях человеческого тела. Символически вынесенная за пределы строения лестница — аллегория восхождения в храм искусства.

1953—1960гг. Монастырь Сент-Мари-де-ла-Туретт. Монастырь Доминиканского ордена недалеко от Лиона, построенный для общины монахов, больше походит на руины давно забытой цивилизации, чем на религиозное сооружение: грубые бетонные поверхности, цветовые контрасты, плоские крыши, покрытые травой, асимметрия и нелогичность архитектурной композиции. Комплекс состоит из множества различных помещений: сто отдельных келий для уединенного богослужения и отдыха, библиотека, монастырские помещения, церковь и учебные комнаты. В отличие от большинства зданий Ле Корбюзье строение не гармонично дополняет окружающую действительность, а резко доминирует над ландшафтом, противопоставляя суровую целеустремленность веры хаосу неподвластной природы.

 

Церковь Сен-Пьер де Фирмини во Франции - последний проект Ле Корбюзье (1971—1975, 2003—2006). последний крупный, но так и не реализованный при жизни Ле Корбюзье проект, начатый в 1960г. и завершенный через 41 год после его смерти. Бетонная пирамидальная церковь больше похожа на промышленное сооружение или космический корабль, чем на место религиозного поклонения. Выбор столь необычной формы объясняется желанием архитектора передать дух места: здание построено в небольшом шахтерском городе. «Церковь должна быть просторной, чтобы сердце могло чувствовать себя свободно и возвышенно, так чтобы молитвы в ней могли дышать». Простая геометрия со сложной космологической символикой: квадратное в основании строение по мере возвышения сужается, теряя строгость формы, метафорически обозначая переход от земного к небесному. Крошечные круглые окна, усеивающие стену подобно созвездию звезд, лучами света проецируют созвездия Ориона на восточную стену церкви. Разноцветные окна-конусы, символизирующие небесные светила, в зависимости от времени года и религиозных праздников по-разному освещают помещение.

Ле Корбюзье принадлежит около 50 монографий и статей. Самые известные из его трудов – К архитектуре (Vers une architecture, 1923); Урбанизм (Urbanisme, 1925); Когда соборы были белыми (Quand les cathedrales etaient blanches, 1937); Три человеческих установления (Les Trois Etablissements humains, 1945).

 

Новая архитектура Америки (функционализм) оперировала, прежде всего, доводами практичности (удобство, экономичность, простота). Радикальное обновление строительной техники и технологии обусловило строительство «архитектуры металла и стекла» - воплощение рассудочных образов бесстрастной геометрии, технического совершенства и всеобщности технократической культуры.

1947 г. утвержден архитектурный план будущей штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке (У. Харрисон, при содействии Ле Корбюзье) – осуществление идей функционализма конца 20-х гг. на более высоком уровне технических и экономических возможностей. Официальная церемония закладки первого камня состоялась в октябре 1949 г., а уже летом 1950г. небоскреб был завершен. Высотный объем – завершение начавшегося в 30-е гг. процесса развития небоскреба-пластины, очертания которого достигли простоты элементарного геометрического тела. Новый уровень строительства привел к появлению сооружения, имеющего параметры точности отдельных частей, присущие только машиностроению и функционирующего как машина.

Поэт архитектуры «стекла и металла» - Людвиг Мис Ван дер Роэ (1886-1969), автора афоризма «Бог в деталях». Он принял участие в проекте посольства Германии в Санкт-Петербурге (1911-1912). Неоклассический «дворец» на Исакиевской площади, символом гипертрофированной весомости которого стали конные статуи на фронтоне, был построен совместно с Петером Беренсом. Изучив в теории и на практике неоклассицизм, так и не найдя ответа на главный волновавший вопрос, — в чем же задача архитектуры — сразу после начала Первой мировой войны Мис ван дер Роэ открыл свое бюро и начал собственные изыскания. Однако его проекты этого периода так и не были реализованы. Но в них оказались сформулированы — а в дальнейшем применены — основные принципы его архитектурного метода и подхода. Он мечтал найти средства универсального высказывания в архитектуре — такие, чтобы не зависели ни от функции здания, ни от его географического положения: «Я фактически ярый противник идеи, что специфика здания должна иметь индивидуальный характер, — скорее, характер должен быть универсальным, определяемым общей проблемой, которую архитектура должна стремиться решить», — писал Мис ван дер Роэ. Универсальное архитектурное решение было найдено в проекте «стеклянного небоскреба».: у здания есть «кости» (каркас) и «кожа» — например, стекло. Если кости, как им и положено, будут находиться под кожей, то нет нужды использовать отдельные оконные конструкции. Придя к такому выводу, он нарисовал башню со сплошным остеклением, хотя технологии того времени могли предложить лишь ленточное остекление в чередовании со сплошными поверхностями. В концепциях кирпичного и бетонного дома — в тот период, когда доктрины проектирования частных домов не существовало, — Мис ван дер Роэ сформулировал принцип деления внутреннего пространства на приватную и общественную части. Это деление было скорее вынужденной мерой: он понимал, что ряд помещений — вроде санузлов и спален — возле стеклянных стен размещать нельзя, а нужно концентрировать ближе к композиционной середине дома. 

1929г. Павильон Германии на Всемирной выставке в Барселоне. Знаковая постройка ван дер Роэ, ставшая реальным воплощением его многолетних идей. Под плоской крышей установлены тонкие, но прочные стальные опоры, с помощью которых отпала необходимость устанавливать массивные стены. Стекло, плиты декоративного камня (оникса и полированного травертина) — архитектор получил возможность играть с фактурами и теми самыми «деталями», в которых он видел бога. Самое божественное, что, с точки зрения ван дер Роэ, доступно человеку, — это природа. Потому стеклянные стены, стирающие границы между человеком и природой, человеком и космосом, — краеугольный камень его философии. Будучи последователем Фомы Аквинского, он верил в гармоничный союз разумного и божественного, человеческого и природного, причем не банальное их мирное сосуществование, а глубокое и плодотворное взаимопроникновение. Находящийся в павильоне не просто наблюдает за природой из окна. Она сама приходит к нему в дом, пространства перетекают одно в другое: нет ни дверей, ни замкнутых помещений. Только несколько предметов мебели — ван дер Роэ разработал их специально для проекта павильона, и коллекция Barcelona по его чертежам выпускается по сей день. Кресла, шезлонги и банкетки на X-образных опорах выражают философию автора, который убежден, что «ценность вещи — в ее использовании».

1946-1952г. Иллинойский технологический институт, первый американский заказ ван дер Роэ — институт в Чикаго, в котором архитектор впоследствии преподавал. Объемно-планировочное решение полностью определяется функцией: единую форму с возможными перегородками заменяет сеть сообщающихся и перетекающих друг в друга модулей-параллелепипедов.

Уже знакомая тема открытого павильона, опробованная в Барселоне, воплощена в здании архитектурной школы Краун-Холл (Crown Hall): на заглубленном в землю и замаскированном первом этаже покоится полностью остекленный второй — с мощным каркасом, вынесенным вовне. Сталь и стекло — палитра художника становится все лаконичнее. Однако «универсальность» именно это и подразумевает — никаких излишеств и украшательств. «Чем меньше, тем больше» — это еще одна знаменитая формула от ван дер Роэ. Только «железная логика» (стальной каркас) и божественная матушка-природа — лучшее, кстати, украшение для любой архитектуры.

1946-1950гг. «Стеклянный дом» Фэрнсуорт-Хаус. Дом для женщины-хирурга из Чикаго (Farnsworth House) стал квитэссенцией еще нескольких лет исследовательской работы Миса в области малоэтажного домостроения. Постепенно развивая идеи, заложенные в Барселонском павильоне, архитектор пришел к очень чистому решению — простому прямоугольному в плане объему, размещенному на подиуме и от этого кажущемуся повисшим в воздухе. Опоры и плиты перекрытий выкрашены в белый цвет, стены полностью стеклянные, почти без членения, так что и внешние, и внутренние перегородки едва угадываются — за исключением тех, что ограничивают санузел. При том, что лаконичные формы постройки далеки от природных биоморфных, она как будто растворяется в окружающем ландшафте. Так и должны, по мнению ван дер Роэ, соотноситься человеческое и божественное: проникать и дополнять друг друга, сохраняя свою изначальную сущность: «Природа должна жить своей собственной жизнью, нам не следует разрушать ее красками своих домов и интерьеров. Но мы должны стремиться к тому, чтобы придать природе, домам и людям высшее единство. Когда вы смотрите на пейзаж сквозь стеклянные стены Фэрнсуорт-хауc, он приобретает более глубокое значение, чем в том случае, когда вы созерцаете его, находясь вне здания. К пейзажу предъявляются большие требования, когда он становится частью более обширного целого», — объяснял архитектор свою точку зрения в одном из интервью.        
1950-е гг. Чикагские и нью-йоркские небоскребы. Он выдвинул идею «универсальной архитектурной формы» - единого внутреннего пространства, дающего максимум возможностей для различного использования интерьера. Простота конструкций Ван дер Роэ – простота скрытого напряжения кристалла. Формы его построек непереводимы на язык стандарта, ритм незаметно отклонен от механического ритма. Его небоскребы отличает подчеркнутая четкость навесных конструкций и экспрессивность объемов.

 «Чтобы действительно понять, чем является архитектура, мне понадобилось пятьдесят лет — полстолетия», — писал в эти годы Мис ван дер Роэ. Идею стеклянных небоскребов, которую он вынашивал с 1920-х гг., наконец-то удалось осуществить. Первой ласточкой становятся жилые высотки на Лейк-Шор-Драйв (Lake Shore Drive, 1951), затем «Коммонуэлс променад» (Commonwells Promenade, 1957) и офисное здание Сигрэм-билдинг в Нью-Йорке (Seagram Building, 1958) - для него использовалось особое стекло — сиреневое, с добавлением сплава золота, перемычки каркаса изготовлены из меди. «Моя концепция и подход к работе над Сигрэм-билдинг не отличались от работы над другими зданиями, которые я построил. Моя идея, или, лучше направление, которым я иду к ясной структуре и конструкции, приложимы не только к какой-либо одной проблеме, но ко всем архитектурным проблемам, которыми я занимаюсь», — пояснял он свои идеи универсализма.

Развившееся его трудов Фомы Аквинского философское направление неотомизма отражает «высшую гармонию» и «абсолютную идею» — их и пытался воплотить ван дер Роэ, сведя абсолют к универсуму, невыразимого бога — к осязаемым и формирующим наше окружение деталям. Другие ключевые понятия томизма и неотомизма — лучезарность и светлость. «Определение истины по Фоме Аквинскому — «Истина есть сущность факта». Это обнадеживающий и направляющий свет», — делился архитектор своими мыслями в дневниках. И, чтобы наполнить свои постройки этим светом и символической истиной делал стеклянные стены.

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) – стиль в архитектуре, зародившийся в 1970-е гг. и нашедший широкое применение в 1980-х гг. Главные теоретики и практики хай-тека – Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, Ренцо Пиано и др.

Хай-тек относится к позднему модернизму, его характеризуют прагматизм, сложная простота, скульптурная форма, технологичность, анти-историчность, монументальность. Архитекторов хай-тек называют новым поколением модернистов, так как они не порывают с традициями европейской архитектуры: их произведения очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. Но если хай-тек — пик модернизма, даже шире — пик идеи «современности» в архитектуре, в таком случае его можно считать поэтичным завершением целой эпохи. Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Центр Жоржа Помпиду в Париже (1977) построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа. В Англии здания хай-тек появились позже, только лишь в 1980-1990-е гг. Хай-тек уже с 1980-х гг. выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие), Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек — стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог (работы  Р. Пиано).

Основные черты стиля хай-тек: использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений; прямых линий и форм, широкое применение стекла, пластика и металла; использование функциональных элементов: лифтов, лестниц, систем вентиляции, вынесенных наружу здания; децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещенного помещения; широкое использование серебристо-металлического цвета; высокий прагматизм в планировании пространства; частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).

Направления в архитектуре хай-тек:

· Индустриальный хай-тек - основан на использовании элементов соответствующей эстетики: это сочленения, заклёпки, металлические и стеклянные детали, а также арматура, трубы, перемычки и так далее, которые используются в виде имитирования интерьера завода, фабрики, ТЭЦ. Это направление можно назвать очень откровенным, потому что оно выносит на обозрение все коммуникации, перекрытия, подчеркивая их, добавляя к ним аналогичные конструкции

· Геометрический хай-тек - архитектор играет с формами: простые и сложные формы геометрии могут переплетаться и сочетаться в самых необычных позициях

· Био-хай-тек, эко-хай-тек - подражает формам живой природы, создавая целостную «органическую архитектуру». Такая архитектура гармонизирует весь внешний вид жилища, создаваемого путем плавных линий, свойственных природе. Самым необычным фактом в бионической архитектуре хай-тек можно считать использование природных частей как части здания. Например, одна стена дома может быть естественной необработанной скалой или растущее из пола дерево может являться частью самого дома, а его ствол использоваться как несущая конструкция

Первым в



2019-12-29 241 Обсуждений (0)
Тема 5 «Архитектура и материальная культура Новейшего периода» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5 «Архитектура и материальная культура Новейшего периода»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)