Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Модели поведения фирм на рынке олигополии



2019-12-29 229 Обсуждений (0)
Модели поведения фирм на рынке олигополии 0.00 из 5.00 0 оценок




Важной чертой олигополии, отличающей ее от других типов несовершенной конкуренции, является взаимозависимость фирм в отрасли. Олигополисты – не только конкуренты, но и негласные партнеры. При небольшом количестве производителей в отрасли фирме-олигополисту необходимо планировать свою стратегию с учетом поведения остальных участников рынка. Ведь размер ее прибыли зависит от объемов выпуска и цен, устанавливаемых другими олигополистами. Таким образом, ценовое поведение олигополиста сковано взаимозависимостью. Олигополисты как бы находятся в одной лодке, они слишком крупны и несогласованные телодвижения опасны. Однако у них нет возможности договориться между собой, так как сговор воспрещается антимонопольным законодательством. Вступление же в тайное соглашение довольно рискованно, поскольку нет уверенности в прочности союза с конкурентом. Поэтому для олигополиста очень важно уметь предвидеть, или предугадывать, поведение своих конкурентов.

Аналогичные ситуации рассматриваются в теории игр. Поведение участников команды, которые должны принять наилучшее для них решение, но не имеют возможности договориться, называется некооперативным. Наиболее простая и распространенная модели матричная модель, с помощью которой исследуется некооперативное поведение, называется «дилеммой заключенных».

Это классический пример теории игр в экономике: двух заключенных обвинили в совместном совершении преступления. Они находятся в отдельных тюремных камерах и не могут поддерживать связь друг с другом. Если оба сознаются – каждый получит срок наказания в 5 лет. Если оба не сознаются – дело не будет доведено до конца, и каждый получит по два года. Если один сознается, а другой нет – то первый получит 1 год наказания, а другой – 10 лет. Матрица возможных результатов:

Заключенный А

 

Заключенный Б

Признался

Не признался

Признался   5 5   1 10
Не признался   10 1   2 2

 

Перед заключенными стоит дилемма: признаваться или не признаваться. Если бы они могли договориться, чтобы не признаваться, то они бы не признались и получили бы по 2 года наказания. Но даже если бы такая возможность существовала, они не могут доверять друг другу. Если один не признается, то он рискует, что второй этим воспользуется. Поэтому, чтобы не делал первый, второму всегда выгоднее признаться. Тогда вероятнее всего признаются оба и пойдут в тюрьму на 5 лет. Такое предположение о худшем (подельник сознается) будет в данном случае более рациональным, так как это будет наименее рискованным вариантом.

Олигопольные фирмы часто сталкиваются с дилеммой заключенных. Предположим, две фирмы – естественные продавцы на рынке. Они сталкиваются с дилеммой: какую цену устанавливать, высокую или низкую? Если договорятся и оба установят высокую цену, то получат по 20 млн. руб., если установят оба относительно низкую цену – то по 15 млн. руб., если одна из фирм установит высокую цену, а вторая – низкую, то первая получит 10 млн. руб., вторая – 30 (за счет первой), т.е. есть стремление к обману. Матрица возможных результатов:

Фирма А

 

Фирма Б

Высокая цена

Низкая цена

Высокая цена   20 20   10 30
Низкая цена   30 10   15 15

Очевидно, что каждой фирме выгодно назначить относительно низкую цену, независимо от того, как поступят конкуренты. Поэтому фирмы назначат низкие цены и получат по 15 млн. руб. Дилемма заключенных объясняет жесткость цены при олигополии.

Еще одной моделью ценового поведения олигополистов является лидерство в ценах. В данной модели доминирующая на рынке фирма меняет цену, а все другие следуют этому изменению, то есть координируют свое поведение посредством молчаливого согласия следовать за лидером. Ценовому лидеру с молчаливого согласия всех остальных отводится ведущая роль в установлении отраслевых цен. Ценовой лидер может объявить об изменении цены, и, если его расчет верен, то остальные фирмы также увеличивают цены. В результате отраслевая цена изменяется без тайного сговора. Например, «Дженерал Моторс» устанавливает на свою новую модель определенную цену, а «Форд» и «Крайслер» назначают на свои новые автомобили того же класса примерно ту же цену. Если же другие фирмы не поддерживают лидера, то он отказывается от увеличения цены, причем при частом повторении подобной ситуации происходит смена лидера на рынке.

Такая модель поведения олигополистов распространена в странах с развитой рыночной экономикой особенно в обрабатывающей промышленности. Самая крупная и технически передовая фирма отрасли устанавливает цену, а другие, менее весомые фирмы, придерживаются этой цены. Следуя и за повышением, и за понижением цены лидера, ведомые фирмы являются ценополучателями. Фирма-лидер меняет цены редко и осторожно, учитывая возможности более мелких фирм, идущих в ее фарватере. Например, в США лидер сигаретной промышленности «Рейнольдс» в течение 20 лет только шесть раз изменял цены на продукцию отрасли.

 

Монополия: сущность, причины возникновения, типы и организационные формы .

Полной противоположностью совершенной конкуренции служит чистая монополия.

Чистая монополия (от греч. monos – один и pōleō – продаю) – тип рынка, на котором единственная фирма осуществляет 100% продаж некоего продукта, не имеющего субститутов, заменителей.

В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовал бы один-единственный производитель товаров, не имеющих субститутов, поскольку большинство товаров имеют заменители. Поэтому чистая монополия, как и совершенная конкуренция – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации. Хотя, если рассматривать рынок в масштабах отдельного региона или, например, города, то ситуация, где наблюдается «чистая» монополия, будет довольно типичной (единственный аэропорт, одна железная дорога, одна электростанция, одна бензоколонка и т.п.).

Таким образом, можно рассматривать монополию с двух сторон. Под монополией понимается:

1. крупное предприятие, которое занимает лидирующее положение в определенной отрасли;



2019-12-29 229 Обсуждений (0)
Модели поведения фирм на рынке олигополии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Модели поведения фирм на рынке олигополии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)