Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ШКОЛА. АИБС «МАРК- SOL »



2019-12-29 353 Обсуждений (0)
ШКОЛА. АИБС «МАРК- SOL » 0.00 из 5.00 0 оценок




 

            В нашей стране создание комплексных автоматизированных библиотечно-информационных систем (АИБС) началось в 70-х годах и велось крупнейшими библиотеками страны.

   На сегодняшний день на российском рынке присутствует достаточное количество автоматизированных библиотечно-информационных систем среди них:

-Информсистема МАРК-SOL;

-«РУСЛАН», (разработчик Центр «Открытые библиотечные системы» Санкт-Петербургского государственного технического университета);

-ИРБИС (разработчик ГПНТБ России);

-Библиотека 4.0., 5.0. (разработчик МГУ) и др.

   Первая коммерческая версия АИБС «МАРК-SOL» была выпущена в 2000 году НПО «Информ-Система»- одним из ведущих разработчиков программных средств в области автоматизации библиотечных процессов.

    Данная программа обеспечивает комплексную автоматизацию всех библиотечных процессов: комплектование литературы, создание и ведение электронного каталога, систематизацию, обработку поступающих изданий, справочно-информационное обслуживание, обслуживание читателей, учет библиотечного фонда.

АИБС «МАРК-SOL» состоит из пяти АРМов:

       Администратор;

       Каталогизатор;

       Комплектование;

       Поиск;

       Абонемент

 

  АРМ «Комплектование» - подсистема, в которой реализуются функции по заказу и учету поступающей литературы, контролю поступлений, формированию отчетных бухгалтерских документов. Подсистема реализована в рамках локальной сети. В рамках АРМа « Комплектование» реализована подсистема « Книгообеспеченность» Во всех АРМах предоставляется возможность различного представления документов на экране. Имеется возможность создавать собственные экранные формы представления документов. АТБС «МАРК-SOL» обеспечивает автоматическое формирование и печать полного комплекта стандартных выходных форм ( карточек, формуляров, читательских требований). При печати предоставляется возможность изменить параметры печати, т.е. подобрать необходимые отступы и шрифты. В режимах создания и корректировки документов, как и в прежних версиях, реализован режим автоматического определения авторского знака по таблице Хавкиной. В системе реализованы четыре вида поиска: простой, расширенный, фиксированный и поиск по словарям.

 

 

 

 

 

 

                           Г Л А В А 3

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК
ШЕРБАКУЛЬСКОГО РАЙОНА

 

 

Первая задача школьной библиотеки на пути информатизации – организация объективно построенного электронного каталога на книжный фонд, принадлежащий исследуемой нами библиотеки Шербакульской средней общеобразовательной школы №1.

Данная библиотека оснащена компьютером модели «Pentium – 4».

Школа является средним образовательным учреждением, имеющим единую локальную сеть, Интернет, компьютерный класс на 20 компьютеров самой современной модели, оснащены компьютерами модульные кабинеты физики, химии, русского языка и литературы, школа имеет для работы интерактивную доску, на которой умеет работать каждый учитель и тот, кто использует новые информационные технологии в работе. В период осенних и зимних каникул все желающие учителя и работники школы прошли компьютерные курсы, дающие навыки работы с интерактивной доской.

В школе имеется спутниковое кабельное телевидение, школьное радиовещание. Компьютерами, сканерами и ксероксами оснащены кабинеты директора, зам. директора по учебной и воспитательной работе, секретарь, бухгалтер, учительская.

Школьная библиотека оснащена компьютером, лазерным принтером «Canon», сканером «РН», имеет цветной телевизор с DVD, спутниковое телевидение, пока еще не подключены к Интернету.

Администрация и Попечительский Совет школы, ее коллектив открыты инновациям, нововведениям, понимают роль школьной библиотеки в жизни школы, работе коллектива учителей и учащихся.

Программа компьютеризации библиотек общеобразовательных учреждений с целью информатизации образовательного и воспитательного процесса в школе должна иметь в виду следующее:

ü Оснащение техникой;

ü Обеспечение современными конвертируемыми программами;

ü Обучение специалистов.

Главная цель программы - создание необходимых условий для обеспечения школ современной, достоверной и полной информацией.

Цель - вхождение школьной библиотеки в единый общероссийский мощный центр корпоративной каталогизации, а в дальнейшем – вхождение в единое библиотечно-библиографическое информационное пространство.

  В данной школьной библиотеке существует два фонда: фонд учебников и основной фонд, включающий в себя научно-популярную, художественную, справочную, методическую литературу. Все свои ресурсы библиотека предоставляет читателям в целях поддержки деятельности и расширения ее возможностей. Контингент читателей неоднозначен: учащиеся, учителя, родители, студенты.

   Библиотека располагается на площади в 72 м2. имеется читальный зал. Фонд учебной и художественной литературы составляет 29.000 экземпляров, всего 480 читателей. В штатном расписании – 1 ставка – заведующая библиотекой.

Школа работает над программой личностно-ориентированного подхода к учащимся в учебно-воспитательном процессе в условиях адаптивной многопрофильной школы, и библиотека, как структурное подразделение, развивается и комплектуется в этом направлении.

  Библиотека становится информационным центром.

  Когда в 2004 году стали говорить о новых информационных технологиях в работе школьной библиотеки у нас не возникло вопроса – зачем в библиотеке компьютер.

  В 2003 году была предложена государственная программа «Школьной библиотеке – компьютер». В 2004 году библиотека получила компьютер и лазерный принтер, все программное обеспечение, в том числе и программу «MARK – SGL» - версия для школьных библиотек.

  В октябре 2004 года заведующей библиотекой были пройдены курсы повышения квалификации в Омском институте усовершенствования учителей по теме «Новые информационные технологии», была защищена творческая работа, и выдано свидетельство об окончании курсов.

   В начале 2005 года приступили к работе по обработке новой справочной и художественной литературы и учебников, созданы списки новинок художественной и методической литературы для учителей.

  Описание и распечатка картотек ведется в соответствии с ГОСТом.

В рамках реализации задач модернизации образования, средние учебные заведения активно оснащаются компьютерной техникой и программным обеспечением. Наряду с использованием обучающих программ, электронных информационных ресурсов, систем управления школой, в настоящее время идет процесс внедрения средств автоматизации библиотечно-информационной деятельности в школьной библиотеке.

Цель данной автоматизации – повышение производительности и эффективности труда, улучшение качества информационных услуг, устранение трудоемких и монотонных операций. Осуществляемая автоматизация позволит библиотеке стать центральным звеном в создании единого информационного образовательного пространства школы.

   Закупка системы «MARK – SGL» произведена по результатам тендера проведенного Национальным фондом подготовки кадров в рамках Инновационного проекта развития образования. Было представлено 5 разработок, но лучшим программным продуктом была признана разработанная НПО «Информсистема автоматизированная информационно-библиографическая система (АИБС) «MARK – SGL» - версия для школьных библиотек. Именно эта система поставлена в 39512 школах РФ, в том числе 18 программ в Шербакульском районе.

   Школа получила компакт-диск с программным обеспечением, базой данных, включающих Федеральный перечень и Федеральный каталог учебных изданий, базу данных по развивающей педагогике, а также 2 брошюры «Руководство по установке» и «Руководство пользователя». Школьная библиотека получает возможность для формирования фонда самыми разнообразными ресурсами, в том числе и электронными.

   Важной особенностью АИБС «MARK – SGL» является ее особенность служить сетевой программой и функционировать как на отдельном локальном компьютере, так и на компьютерах, соединенных в локальную сеть и образующих единое информационное поле школы.

   Для достижения целей, поставленных перед школьным образованием, библиотеке отводится роль информационного центра в школе. АИБС, используемая здесь, должна обеспечить автоматизацию всех библиотечных процессов, предусмотренных нормативно-правовыми документами, развитие электронных ресурсов библиотеки, эффективный обмен данными, кооперацию с другими библиотеками.

    АИБС «MARK – SGL» обеспечивает комплексную автоматизацию всех библиотечных процессов.

   Поступившие в библиотеку издания отмечаются в АРМе «Комплектование»

   В режиме «Заказ» при составлении заказа на новые учебные издания библиотекой составлены заказы по издательствам:

ü АСТ

ü Вита – Пресс

ü Дрофа

ü Просвещение

ü Мнемозина

  Библиотеке предоставляется возможность для текущего библиографического описания составлять заказы на книгу, определив издательство (выбирается из списка существующих или вводится новое, если это необходимо), указывается источник поступления, количество требуемых экземпляров, дату составления и исполнения заказа.

   При поступлении книг в окне «Поступление» вводится количество поступивших экземпляров и дата поступления.

  В окне «Издательство» библиотеке предоставляется возможность добавлять, изменять и удалять элементы списка издательств, с которыми она работает.

   В подсистеме «Книгообеспеченность» библиотека проводит анализ состояния обеспеченности учебного процесса, оперативно информирует об обеспеченности по отдельным предметам.

В данные о структуре школы библиотекой вводятся списки всех учебных классов с указанием количества учеников в каждом классе, отдельные списки учебников по предметам.

   Списки составлены в алфавитном порядке, его можно пополнять, редактировать, удалять.

   В подсистеме «Книгообеспеченность» в перечне отчетов в библиотеке имеется:

ü «Перечень предметов, изучаемых в школе»

ü «Перечень учебников, изучаемых в школе»

ü «Книгообеспеченность учащихся в Ι ступени (1 – 4 класс),ΙΙ ступени (5 – 8 класс), ΙΙΙ ступени (9 – 11 класс)»

ü «Списки основной и дополнительной литературы»

Основная работа в библиотеке ведется в подсистеме «АРМ» Каталогизация»

В этой подсистеме библиотекой ведется электронный каталог, проводится техническая обработка поступивших изданий, формируется книга суммарного учета.

 В режиме «Документ» поиск ведется используя режим «Найти», «Поиск по словарям», выбирая соответствующие пункты меню.

Создаются документы с предоставлением возможности ручного ввода документа по заранее определенному шаблону.

Основные технологические процессы в АРМе «Каталогизация»:

1. Создание библиографических записей

2. Копирование документов

3. Сохранение документов

4. Режим редактирования документов

5. Удаление документов

6. Режим постановки на учет

7. Списание документов Распечатка Акты списания.

8. Формирование Книги суммарного учета

9. Поиск по словарям. Простой, расширенный, фиксированный поиск

10. Формирование и печать отчетных документов

11. Отчеты

12. Виды отчетных документов в Шаблоне

13. Словари. Типы словарей

14. Загрузка записей из Федерального перечня учебников.

В этом АРМе выполняются необходимые для библиотечной работы операции: создание, сохранение, редактирование документов, определение авторского знака по таблице Хавкиной.

К стандартным выходным формам относится каталожная карточка, формуляр, читательское требование. Создание и печать стандартных выходных карточек.

  Для работы с документами, необходимо с помощью команды «Найти» осуществить просмотр документов в прямом направлении.

При удалении документов из базы данных нужно быть осторожным, так как удаленные документы восстановлению не подлежат.

  Поступающие в школьную библиотеку издания ставятся на инвентарный и безинвентарный учет.

Для постановки на учет необходимо сначала найти библиографическое описание изданий, а если его нет, то создать – внести информацию характеризующую экземпляры изданий: тип учета (инвентарный и безинвентарный), инвентарный номер (если есть), штрихкод, цена, дата поступления.

    Списание литературы в библиотеке производится по команде «Списать» с указанием причины списания и номера акта. На основании этих данных в поле «Отчеты» формируется «Акт списания».

  Формирование «Книги суммарного учета», ее ведение состоит в вводе информации в базу данных и получении выходных отчетных форм.

   КСУ состоит из двух вариантов: КСУ учебников и КСУ книг.

Каждый вариант КСУ состоит из трех частей:

Часть I – поступление экземпляров

Часть II – выбытие экземпляров

Часть III – итоговое движение фонда

 

1.2. Библиотекой было проведено исследование и проанализирована работа по внедрению новых технологий в сеть  школьных библиотек Шербакульского района Омской области.

  В 2003-2004 Управлением образования Шербакульского района для школьных библиотек было получено 18 компьютеров и 18 лазерных принтеров.

В качестве программного обеспечения поступило 15 лицензионных программ «MARK – SGL».

В 2004 году прошли курсы повышения квалификации в Омском институте усовершенствования учителей 6 библиотекарей района:

Сентябрь 2004 Шербакульская средняя школа № 1 Романенко Т.А.
Октябрь 2004 Шербакульский лицей Лазарева И.А.
Ноябрь 2004 Екатеринославская средняя школа Рожнова Н.Н.
Декабрь 2004 Борисовская средняя школа Миронкина Ф.А.
Январь 2005 Бабежская средняя школа Маруськина Л.А.
Февраль 2005 Славянская средняя школа Ахметова Ж.А.

 

Школьные библиотеки используют в своей работе компьютеры модели «Pentium – 4», лазерные принтеры «Canon»

По программе «MARK – SGL» ведут работу:

С 2005 года: Шербакульская средняя школа № 1,

                    Шербакульский лицей

                    Славянская средняя школа

                    Бабежская средняя школа

                    Екатеринославская средняя школа

В районе из 12 библиотек средних школ компьютеры имеются в 11 библиотеках. Нет компьютера лишь в школьной библиотеке Борисовской средней школы, хотя библиотекарем пройдены курсы повышения квалификации, но администрация школы использует школьный компьютер в работе администрации.

  Работу по созданию электронного каталога ведут в районе всего 3 школы:

1. Шербакульский лицей – 750 ед. хр.

2. Шербакульская средняя школа № 1 – 980 ед. хр.

3. Екатеринославская средняя школа – ? ед. хр.

 

Электронный каталог состоит из БОСН рубрик:

1. Культурно-исторических линий

2. Социально-правовая линия

3. Информационно-методическая линия

4. Экологическая линия

5. Культура здоровья

6. Энциклопедии, справочники

Ведутся списки и федеральные перечни учебников.

 

Информационно-коммуникативными технологиями владеют школьные библиотекари:

1. Шербакульская средняя школа № 1

2. Шербакульский лицей

3. Екатеринославская средняя школа

4. Славянская средняя школа

5. Максимовская средняя школа

6. Бабежская средняя школа

7. Александровская средняя школа

8. Кутузовская средняя школа

9. Красноярская средняя школа

10. Каратальская средняя школа

11. Томарская средняя школа

12. Изюмовская средняя школа

Из 12 библиотекарей всего 6 библиотекарей прошли курсы повышения квалификации в Омском институте усовершенствования, а 6 библиотекарей не имеют средне-специального образования, работают на 0,5 ставки, в возрасте 50 – 55 лет

 В районе имеются 3 интерактивных доски:

Шербакульская средняя школа № 1

Екатеринославская средняя школа

Шербакульский лицей

Библиотекари имеют специальную курсовую подготовку для работы с интерактивной доской. Некоторые уроки информационно-библиографической грамотности, например, «Электронный каталог школьной библиотеки» проводятся с помощью интерактивной доски.

 

Многие школы создают свои веб-страницы и сайты в Интернете. В районе имеет свой сайт только Екатеринославская средняя школа. Идет подготовительная работа по созданию своего сайта в Шербакульской средней школе № 1.

 

                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  Скорость и радикальность происходящих в стране преобразований непрерывно меняют и условия функционирования библиотек, требуют от них постоянной перестройки структуры их деятельности. Глобальная информация многих сфер деятельности не только привела к переосмыслению роли информации в системе стратегических ресурсов, но и выдвинула библиотеки в число наиболее значимых источников формирования и представления информаций.

  Повышение эффективности функционирования библиотек в настоящее время может быть обеспечено путем внедрения новых автоматизированных технологий. С помощью современных АИБС возможна автоматизация всех этапов процесса комплектования.

Библиотечно-информационный центр- это качественно новое экономически и методически обоснованное место для обеспечение возможностей самоподготовки.

Именно школьные библиотеки станут в дальнейшем центрами информационной культуры.

 

       ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

Аниканова Е.А.

Новые технологии и воспитание-вещи совместимые// Библиотека.-2005.-№5.-с.35.36

Андрианова Л.А.

Автоматизация школьных библиотек. Опыт и перспективы// Шк. биб-ка.-2004.-№9-10.- с.27.32

Бондарева Т.В.

Компьютерные технологии в работе школьной библиотеки// Шк. биб-ка.-2004.-№3.-с.12-13

Бродский М.А.

Клуб и Интернет в приобщении детей к чтению// Шк. биб-ка.-2005.-№1-2.-с.97-104

Гендина Н.И.

Компьютерные технологии в работе школьной библиотеки//Шк. биб-ка.-2004.-№3.- с.12-13, с.16-18

Дворецкая М.А.

Информационные технологии - инструмент удовлетворения запросов//Библиография.-2007.-№5.-с.62-64

Жукова Т.Д.

Информация и информационный сервис в школьной библиотеке. Комплектование фондов школьных библиотек на основе электронных технологий//Шк. биб-ка.-2007.-№6-7.-с.69-72

Жемерикина А.И.

С Интернетом – на ТЫ //Библиополе.-2006.-№11.-с.42-44

Иванов С.Т.

Дети. Библиотеки. Новые информационные технологии//Библиотековедение.-2002.-№5.-с.16-24

История со счастливым началом// Биб-ка в школе.-2005.-№2.- с.15-17

Иванова Е.

Вчера. Сегодня. Завтра// Биб-ка в школе.-2005.-№5.- с.4-7

Калашникова Т.В.

Освоение навыков информационного поиска и приобретение новых знаний при помощи современных технологий// Шк. биб-ка.-2007.-№7.-с.57-60

Козлова В.Н.

Автоматизация библиотечного обслуживания в школах и создание единой электронной сети//Шк. биб-ка.-2003.-№3.-с.19-22

Коршунова Л.И.

Век информации и наши дети//Шк. биб-ка.-200.-№1.-с.43-48

Коршунова Л.И.

Школьная библиотека на пути к автоматизации библиотечно-библиографических процессов// Шк. биб-ка.-2000.-№6.-с.33-37

Крынкин В.В.

СД-РОМ, Интернет и школьная библиотека//Шк. биб-ка.-2001.-№3.-с.41-43

Логинов Б.Р.

Центр ЛИБНЕТ для школьный библиотек//Шк. Биб-ка.-2006.-№8.-с.67

Львова Л.И.

Школа. «МАРК -SOL».-Библиотека в школе .-2005.-№8.-с.6-13

Львова Л.И.

Школа. «МАРК-SOL»-Библиотека в школе.-2005.-№11.- с.14-18

Львова Л.И.

Школа. «МАРК-SOL».-Библиотека в школе.-№10.-с.14-18

Львова Л.И.

Школа. « МАРК-SOL».-Библиотека в школе .-2005.-№6.-с.15-17

Матвеева И.П.

Наше общее пространство// Библиотека в школе .- 2005.-№12.-с.6-10

Мамонтова М.С.

Информационные ресурсы: современные формы развития// Библиография.-2007.-№5.- с.3-5

Майстрович Т.В.

Проблемы формирования фонда электронных документов//НТБ.-2000.-№10.-с.37-42

Мелкова Н.П.

Его величество «Чистое слово» в эпоху информационно-коммуникационных технологий//Шк. Биб-ка.-2005.-№3.-с.25-28

Осин А.

Новый носитель или новое явление//Библиотека в школе.-2006.-№3.-с.9-13

Осин А.

Новый носитель или новое явление//Биб-ка в школе.-2006.-№4.-с.3-6

Рудишина Т.А.

Школьные детские, юношеские библиотеки на страницах «Информационного бюллетеня РБА»//Библиотека в школе.-2006.-№11.-с.8-12

Павлова Е.П.

Роль библиотечно-информационного центра общеобразовательного учреждения//Шк. биб-ка.-2003.-№8-с.63-66

Сукиасян Э.Р.

Электронные каталоги//Биб-ка.-2003.-№2.-с.38-41

Стрелкова Е.П.

К детям пришла современная техника, а с ней - и новые заботы//Шк. Биб-ка.-2000.-№3.-с.35-39

Столяров Ю.Н.

Что такое медиатека// Шк. биб-ка.-2006.-№2.-с.59-63

Тлеукеева Р.И.

Традиционные и электронные ресурсы: состояние, проблемы, эффективность использования//Биб-ка.-2008.-№1.-с.15-20

Трифонова Е.Е.

Ретроспективная конверсия библиотечных каталогов//Биб-ка.-2005.-№2.-с.45-50

Чудинова В.П.

Детям нужны технологически оснащенные библиотеки, которые помогут подготовить их к обществу знаний//Шк. биб-ка.-2006.-№4.-с.25-28

Хахалева Н.И.

Стратегический ресурс государства: тенденции развития//Биб-ка.-2005.-№1.-с.35-38

Шрайберг Я.Л.

Библиотеки и информационные технологии: десять лет спустя//Шк. биб-ка.-2003.-№6.-с.4-6

Школа «МАРК»

Практикум по АИБС «МАРК-SOL»-версия для школьных библиотек. Абонемент. Комплектование. Административные системы//Биб-ка в школе.-2006.-№3.-с.3-30

Школа «МАРК»

Практикум по АИБС «МАРК-SOL»-версия для школьных библиотек. Введение в систему. Каталогизация//Биб-ка в школе.-2006.-№2.-с.3-30

Ястребцова Е.Н.

Библиотечный медиацентр в единой информационной среде школы//Шк. биб-ка.-2002.-№8-с.26-30

 

 

                                                                     

 



2019-12-29 353 Обсуждений (0)
ШКОЛА. АИБС «МАРК- SOL » 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ШКОЛА. АИБС «МАРК- SOL »

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (353)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)