Фенологические наблюдения за растениями
По организации самостоятельной работы студентов
УФА 2018 Задание 1. Цель задания: получить представление о Галактике, планетах Солнечной системы, их размерах, расстоянии от Солнца, периоде обращения вокругСолнца: познакомиться с движением Луны вокруг Земли, лунными фазами и причиной их сменяемости. Методические рекомендации При выполнении данного задания необходимо заполнить таблицу, что позволит систематизировать знания о расположении больших планет на орбитах, об их удаленности от Солнца, о некоторых физических свойствах. Вопросы по теме «Земля — планета Солнечной системы»: 1.Что произошло в результате Большого взрыва? 2. Как давно существуют Солнце и Земля? 3. Какие планеты входят в состав Солнечной системы? 4. Чем планеты внешней группы отличаются от внутренней? 5. Что такое астероиды, кометы, метеоры и метеориты. 6. Какие четыре природных состояния вещества вам известны? Какое из них самое распространенное? Заполните таблицу «Характеристика планет Солнечной системы». Характеристика планет Солнечной системы
Литература 1. Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. М., 2002. 2. Петросова Р.А. и др. Естествознание и основы экологии. – М., 1997 3. Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Землеведение и краеведение. – Минск, 1987. и др. Задание 2. Выбрать и написать реферат на темы: По землеведению и краеведению 1. Планеты Солнечной системы. 2. Литосфера – твердая оболочка Земли. (Строение и ее состав. Полезные ископаемые. Землетрясения и вулканы) 3. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. (Строение и ее состав. Вода в атмосфере. Ветры и их виды. Погода и климат) 4. Гидросфера – водная оболочка Земли (Мировой океан. Воды суши (реки, озера, подземные воды, болота). 5. Особо охраняемые территории в Башкортостане. Красная книга Башкортостана 6. Зона Арктических пустынь. (Географическое положение, климатические условия, растения и животные и их приспособления к жизни в условиях этой природной зоны, проблемы и охрана зоны) 7. Тундра. (Географическое положение, климатические условия, растения и животные и их приспособления к жизни в условиях этой природной зоны, проблемы и охрана зоны) 8. Тайга (Географическое положение, климатические условия, растения и животные и их приспособления к жизни в условиях этой природной зоны, проблемы и охрана зоны) 9. Смешанные и широколиственные леса. (Географическое положение, климатические условия, растения и животные и их приспособления к жизни в условиях этой природной зоны, проблемы и охрана зоны) 10. Степи. (Географическое положение, климатические условия, растения и животные и их приспособления к жизни в условиях этой природной зоны, проблемы и охрана зоны) 11. Пустыни. (Географическое положение, климатические условия, растения и животные и их приспособления к жизни в условиях этой природной зоны, проблемы и охрана зоны) Раздел «Ботаника» 12. Вирусы 13. Бактерии 14. Грибы 15. Лишайники 16. Водоросли 17. Мохообразные. 18. Папоротникообразные. 19. Голосеменные растения. 20. Покрытосеменные растения.
Раздел «Зоология» 21. Простейшие 22. Кишечнополостные 22. Черви 23. Моллюски 24. Паукообразные 25. Насекомые 26. Рыбы 27. Земноводные 28. Пресмыкающиеся. 29. Птицы 30. Млекопитающие
Оформление Общая характеристика: строение, питание, размножение. Классификация (виды, представители) Распространение и значение в природе и для человека. Занимательные факты об объекте исследования.
Методические рекомендации к подготовке реферата
Студенту после выбора темы реферата необходимо уяснить себе содержание темы, её узловые теоретические аспекты и отдельные проблемы. С этой целью сначала нужно ознакомиться с избранной темой по программе курса, прочитать соответствующую литературу, предлагаемую в данном пособии и только после этого приступать к подбору дополнительной литературы. Следует соблюдать требования, предъявляемые к оформлению реферата: 1) содержание темы раскрывается в соответствии с планом, включающим введение, 3-4 вопроса, заключение и список использованной литературы. 2) объём реферата – не менее 15 печатных страниц. На титульном листе должны быть приведены исходные данные: название института, факультета, название темы, фамилия, имя, отчество студента, город и год написания реферата. Литература
1. Лисов Н.Д. Ботаника с основами экологи. – Мн., 1991. 2. Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. М., 2002. 3. Петросова Р.А и др. Естествознание и основы экологии. – М., 1997 4. Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. – М., 2001. 5. Яковлев Г.П., Челомобитько В.А. Ботаника. – М., 2000. Задание 3. Ведение фенологических наблюдений за сезонными изменениями в природе. Цель: закрепитьтеоретические знания по естествознанию и экологии; развивать умение наблюдать и описывать наблюдаемые объекты; расширить знания о местной фауне и флоре. Задание: Систематически в течение года проводить наблюдения за сезонными изменениями в природе и данные записывать в таблицу
СЕЗОН года (Осень) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Месяц (сентябрь) | Наблюдения за метеорологическими явлениями | Наблюдения за растениями | Наблюдения за животными | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата (число) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методические рекомендации
Организация фенологических наблюдений — очень важная часть в подготовке учителя начальных классов. Фенологические наблюдения проводят в течение всего года.
Студенты наблюдают за сезонными явлениями в неживой и живой природе. К явлениям неживой природы относят:
- климатические явления: первые проталины, сход снежного покрова, поздние снегопады и заморозки, зимние оттепели и грозы и т.д.
- гидрологические явления: начало и конец ледохода, половодья, образования ледяных закраин, ледостав и т.д.
К явлениям живой природы относят:
- фенофазы у растений: распускание почек, цветение; созревание плодов и семян, осенняя раскраска листьев, начало и конец листопада и т.д.
- фенофазы у животных: появление насекомых весной, исчезновение осенью, весенний прилет птиц, появление птенцов, осенний отлет и т.д.
Наблюдения за неживой природой
Метеорологические наблюдения
Цель: познакомиться с особенностями погоды и климата своей местности, проводить наблюдения за погодными явлениями, приобрести умения работать с метеоприборами, устанавливать связь между погодой и климатом на конкретном материале.
К числу местных признаков, определяющих погоду и ее изменения, относятся форма облаков и вид атмосферных осадков, сила и направление ветра, давление и температура воздуха, образование росы, тумана. При этомприобретаются умения и навыки пользования метеоpoлогическими приборами.
Температура воздуха. Наблюдения за температурой воздуха ведут по термометрам, защищенным от прямых солнечных лучей, искажающих их показания.
Давление атмосферы. Для определения давления служит барометр-анероид.
Ветер. Прибором для определения направления и скорости ветра служит флюгер. Обычно он состоит из легкой металлической флюгарки, которая под действием ветра поворачивается и указывает его направление.
Влажность воздуха. Для измерения влажности воздуха используют волосной гигрометр — прибор, на шкале которого нанесены деления, указывающие процент относительной влажности.
Облачность определяется на глаз. Облака мысленно сгоняют в одну сторону и устанавливают, какая часть неба покрыта облаками. Оценка ведется по десятибалльной шкале от 0 до 10: ясно — 0, незначительная облачность — 1—4, половина неба в облаках — 4-6, облачность с просветами — 7—9, пасмурно или сплошная облачность — 10 баллов.
Форма облаков определяется по внешнему виду: облака верхнего яруса (выше 6 км) — перистые; облака среднего яруса (от 2 до 6 км — высокослоистые, высококучевые; облака нижнего яруса (от 2 км и ниже) — слоистые, слоисто-кучевые, кучевые, кучево-дождевые, слоисто-дождевые.
Атмосферные явления. К атмосферным явлениям относят все виды осадков, туманы, пыль, дождь, метель, оптические и электрические явления. Для краткости их записывают условными знаками.
По заданию преподавателя каждый студент один раз в неделю проводит наблюдения за погодой, за климатическими и гидрологические явлениями фиксирует их в своих дневниках наблюдений в виде таблицы (см. ниже). Для более точных результатов можно проводить 3—6 наблюдений за день. Преподаватель ежемесячно проверяет и оценивает индивидуальные дневники наблюдений.
Фенологические наблюдения за растениями
Для ежедневных (еженедельных) наблюдений выбирают один или два объекта растений и животных, наиболее распространенных в данной местности (наблюдают заих развитием и образом жизни). В качестве растительных объектов подходят древесные и кустарниковые породы. В этом случае наблюдения проводят с марта — апреля идо конца сентября.
Наблюдения необходимо проводить регулярно, чтобы не пропустить отдельные фазы развития растений или животных.
Для фиксации фенологических наблюдений рекомендуется использовать несколько таблиц, позволяющих более точно и последовательно характеризовать сезонные изменения в растительном и животном мире. В таблицы записывают названия 5 — 7 деревьев и 2 — 3 видов кустарников, которые растут поблизости от учебного заведения или места жительства студента.
Ежегодные наблюдения и их фиксация позволяют составить фенологический календарь, содержащий важные сведения, которые рекомендуется использовать при изучении живых организмов.
Необходимо фиксировать все сезонные изменения в повадках животных. Наиболее удобные объекты — птицы и насекомые. Наблюдая за птицами, следует отметить время прилета, начало весеннего пения или токования, постройки гнезда, откладывания яиц, их насиживания, появления птенцов, вылета птенцов из гнезда, осеннего отлета. В городских условиях легче проводить наблюдения за грачами, скворцами, городскими ласточками. В парках, на лесополосах можно наблюдать за зябликами, дятлами и другими птицами.
Фенологические наблюдения за древесными растениями
Фенофазы |
1. Начало сокодвижения |
2. Набухание почек |
3. Начало распускания почек |
4. Появление первых листьев |
5. Полное распускание листвы |
6. Зацветание |
7. Начало массового цветения |
8. Конец массового цветения |
9.Первое появление плодов и семян |
10.Массовое созревание плодов |
11. Вторичное цветение |
12.Начало осеннего расцвечивание Листвы |
13. Начало листопада |
14. Массовый листопад |
2019-12-29 | 420 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Фенологические наблюдения за растениями |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы