Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функции наблюдения и его виды



2019-12-29 738 Обсуждений (0)
Функции наблюдения и его виды 0.00 из 5.00 0 оценок




Наблюдение в научном исследовании осуществляет следующие функции.

Первая - заключается в обеспечении эмпирической информацией, необходимой для постановки новых проблем, выдвижения гипотез и их последующей проверке.

Вторая функция - состоит в проверке гипотез и теорий, не осуществимой экспериментально. Это бывает в случае невозможности постановки эксперимента, когда единственным свидетельством могут служить данные наблюдения. Важным условием реализации этой функции является сопровождение наблюдений точными измерениями.

Третья функция заключается в сопоставлении результатов теоретического исследования, проверке их адекватности и истинности.

В научном исследовании практикуется деление наблюдений на косвенные и непосредственные. Косвенные применяются в том случае, когда наблюдение не сам предмет или процесс, а эффект его взаимодействия с другими предметами или явлениями.

Различают включенное и невключенное наблюдение.

Эксперимент структура и функции

Проведение эксперимента предполагает возможность активного практического воздействия на изучаемые объекты. В ходе эксперимента исследователь сознательно вмешивается в ход протекания изучаемых явлений.

Основной целью эксперимента является проверка идей, гипотез, теорий относительно свойств и закономерностей протекания тех или иных процессов и явлений.

Эксперимент является важным, но тем не менее лишь определенным звеном в общей цели научного исследования. Проведение его не самоцель. И он не есть альтернатива теории. Никакое научное экспериментирование невозможно без теории, так как эмпирическое познание всегда отталкивается от существующих теоретических представлений.

В структуру эксперимента входят:

1. объект исследования;

2. исследователь;

3. материальные средства воздействия на изучаемый объект.

Важнейшей функцией эксперимента является опытная проверка гипотез и теорий.

По основной цели эксперименты бывают:

- проверочные – с помощью которых осуществляется эмпирическая проверка той или иной гипотезы или теории;

- поисковые – с помощью которых собирается необходимая эмпирическая информация для построения или уточнения некоторого предположения.

По характеру исследуемого объекта:

- физические; - химические; - биологические; - психологические; - социальные.

По методу и результатам исследования:

- Качественные, проводимые для выявления действия тех или иных факторов на исследуемый процесс. Подобные эксперименты носят поисковый характер. С их помощью проводится проверка и оценка той или иной гипотезы или теории.

- Количественные, проводимые с целью обеспечения точности измерений существующих факторов, влияющих на поведение изучаемого объекта. Эти эксперименты проводятся с применением значительного количества экспериментальной техники, а результаты измерений нуждаются в математической обработке.

По методу осуществления:

- статистическое, используется для оценки результатов экспериментов, с целью повышения их точности и надежности;

- нестатистическое, в которых исследуемые величины задаются индивидуальным образом.

Существует также деление экспериментов на прямые и модельные.

Прямой – в нем объектом изучения является реально существующий предмет или процесс.

Модельный – в нем объектом изучения является не сам предмет, а некоторая его модель.

Опрос

Опрос может проводиться заочно путем распространения, сбора и обработки анкет (анкетирования) либо очно в форме беседы с опрашиваемым (интервьюирования). Первый метод опроса требует разработки анкеты. Обычно она состоит из следующих частей:

1) преамбулы (вводной части), в которой указывается, кто проводит опрос, с какой целью, дается инструкция по заполнению анкеты и её возврату, гарантия анонимности и высказывается благодарность за ответы;

2) паспортички (демографической части), содержащей вопросы по социально-демографической характеристике респондентов. Иногда эти вопросы помещают в конце анкеты;

3) контактных вопросов, позволяющих заинтересовать респондента и ввести его в изучаемую проблему;

4) основных вопросов, с помощью которых собирают ту информацию, ради которой проводят исследование; 

5) заключительных вопросов, предоставляющих возможность опрашиваемому свободно высказаться по теме исследования.

Имеет значение порядок расположения вопросов. Они должны располагаться в логической последовательности. Социологи рекомендуют в начале анкеты ставить простые вопросы, в середине - сложные, трудные, деликатные. Затем сложность вопросов убывает. В анкете не должно быть ненужных или наводящих вопросов.

Следует продумать содержание, форму и порядок не только вопросов, но и ответов на них. В зависимости от формы ответов различают вопросы закрытые, открытые и полузакрытые.

Закрытые вопросы бывают:

а) с альтернативными ответами типа «да - нет» (иногда с добавлением «не знаю»);

6) с шкальными ответами, например, для оценки интенсивности какого-либо явления в баллах;

в) с ответами-меню, из списка которых можно выбрать один или несколько ответов.

Открытые вопросы не содержат ответов, и респондент может дать любой, какой пожелает.

Полузакрытые вопросы имеют неполный перечень ответов, и опрашиваемый может ответить на них в строке «другое (иное)».

Для проверки правильности составления анкеты проводится пробный (пилотажный) опрос. Он состоит в том, что анкета размножается в небольшом количестве и распространяется среди специально подобранных типичных респондентов. Если окажется, что, например, многие отказались ответить на вопросы анкеты либо среди опрошенных большой процент ответивших «не знаю (затрудняюсь ответить)» или вообще отсутствуют ответы на вопросы, то придется пересмотреть формулировки этих вопросов и ответов либо исключить их.

После пилотажа можно приступить к массовому опросу. Анкеты могут быть разосланы по почте (количество возвратившихся анкет около 30%) или непосредственно розданы респондентам (возвращается около 90%).

Интервью

Интервью - это беседа интервьюера с респондентом по определенному плану. Интервью может проводить сам исследователь или его помощники. Интервьюер, пользуясь вопросником, планом, бланком или карточкой, задает вопросы, направляет беседу, фиксирует ответы опрашиваемых.



2019-12-29 738 Обсуждений (0)
Функции наблюдения и его виды 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функции наблюдения и его виды

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (738)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)