Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Метод экспертных оценок



2019-12-29 225 Обсуждений (0)
Метод экспертных оценок 0.00 из 5.00 0 оценок




Он заключается в изучении мнения специалистов, обладающих глубокими знаниями и практическим опытом в определенной сфере. В качестве экспертов отбираются как научные, так и практические работники (не более 20 – 30 человек). Опрос экспертов может быть индивидуальным или групповым, очным или заочным.

Индивидуальный опрос проводится путем анкетирования или интервьюирования. Групповой опрос возможен в форме «круглого стола», в ходе которого происходит обмен мнениями между специалистами. Собранный с помощью рассмотренных способов эмпирический материал требуется обобщить и проанализировать. Для этого применяются различные методы сводки, группировки и статистического анализа.

Статистическая сводка состоит в том, что содержащиеся в анкетах, карточках и других материалах сведения систематизируются, сводятся в статистические совокупности и обозначаются обобщающими показателями (абсолютными числами, процентами и т. д.).

Группировка заключается в расчленении статистических показателей на качественно однородные группы по существенным признакам, например, по возрастным интервалам, социальному положению.

Существует три основных вида группировок:

1) типологическая; 2) структурная; 3) аналитическая.

Для измерения статистических связей между признаками изучаемого явления применяется корреляционный анализ. Корреляционной связью называется такая форма причинной связи, при которой причина порождает следствие не однозначно, а лишь с определенной долей вероятности. Количественная мера связи называется коэффициентом корреляции.

Методы установления статистических связей между признаками явления основаны на принципах: 1) совместного появления событий и 2) ковариации. Первый гласит, что постоянное парное появление признаков А и Б дает основание предполагать о наличии связи между ними. Принцип ковариации означает, что если для двух рядов количественных данных изменения в одном их них соответствуют изменениям в другом, есть основание предположить о наличии связи между этими рядами.

 7. Программа научного исследования

1. Программа исследования и процедуры ее разработки

Любое исследование начинается с составления программы - документа, в котором определяются методология и методика исследования, его цель и задачи, объект и предмет.

2. Сущность понятия «научно-исследовательская тема»

Тема – это научная задача, охватывающая определённую область научного исследования. Она базируется на многочисленных исследовательских вопросах.

При разработке темы выдвигается конкретная задача в исследовании – например, разработать новую методику и т. д.

Выбор темы является трудной, ответственной задачей, включает в себя ряд этапов:

1) формулирование проблемы (формулируют основную проблему и определяют в общих чертах ожидаемый результат).

2) разработка структуры проблемы (выделяют темы, подтемы, вопросы, по каждой теме выявляют ориентировочную область исследования).

3) установление актуальности проблемы, т. е. ценность её на данном этапе для науки и техники.

Требования, предъявляемые к НИТ.

К теме предъявляют ряд требований:

1) тема должна быть актуальной, т. е. важной, требующей разрешения в настоящие время;

2) тема должна решать новую научную задачу.

3) тема должна быть значимой.

4) тема должна соответствовать профилю научного коллектива.

5) внедряемость.

 

3. Формулирование исследовательской проблемы.

Любое научное исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено

   Постановка проблемы предполагает детальное осмысление проблемной ситуации - реально существующее в социальной действительности противоречие.

Каждая проблемная ситуация требует своего предварительного анализа, который включает в себя:

а) внешнее наблюдение;

б) интервью с участниками проблемной ситуации;

в) анализ документов;

г) интервью с экспертами.

Очень важным является грамотная формулировка проблемы. Именно формулировка есть результат осмысления проблемной ситуации.

Например, в качестве противоречий, существующих сегодня в системе образования, можно выделить такие:

- противоречие между объективной необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов и реально сложившейся практикой подготовки их в вузе с использованием традиционных форм и методов обучения;

- противоречие между усилением требований к самостоятельной работе студентов и недостатком у них знаний и умений по организации самостоятельной познавательной деятельности и т. д.

4. Определение объекта и предмета исследования.

Объект - это то, на что направлен процесс познания. Это то социальное явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию.

Объект исследования должен быть:

1.чётко обозначен;

2. ограничен временными рамками;

3. количественно определён;

4. описан в системе факторов, влияющих на его состояние.

В исследовании должны быть указаны все значимые характеристики объекта.

Предмет исследования - свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемые в определенных исторических условиях.

5. Определение цели и постановка задач исследования.

В зависимости от решаемых проблем цели могут быть разные. Это может быть:

- получение нового теоретического знания;

- разработка методики исследования;

- прогноз развития объекта исследования;

- выявление обстоятельств, сопутствующих возникновению проблемы;

- разработка вариантов решения проблемы и т. д.

Цель исследования формулируется коротко и точно, конкретизируясь в задачах исследования, и в содержательном отношении выражает то основное, что должен сделать исследователь.

Задачи исследования - это то, что требует решения в процессе исследования; вопросы, на которые должен быть получен ответ.

Они могут быть:

а) основными - ориентированы на решение главной проблемы;

б) вспомогательными - ориентированы на решение побочных вопросов.

При выдвижении исследовательских задач необходимо помнить, что:

- они должны чётко определять основные этапы решений поставленной проблемы;

- каждому виду задач соответствует определённый состав познавательных действий, средств и методов познания;

- они не должны произвольно перемешиваться, как между собой, так и с целью исследования.

6. План исследования.

В зависимости от состояния знания об изучаемом объекте существуют следующие планы исследования:

а) поисковый

б) описательный

в) экспериментальный.

Поисковый - применяется в случае отсутствия ясного представления о проблеме или объекте исследования. Цель плана - формулировка проблемы.

Описательный - применяется тогда, когда имеющиеся знания о проблеме позволяют сформулировать описательную гипотезу. Цель плана - проверка этой гипотезы, получение точных характеристик изучаемого объекта.

Экспериментальный - применяется тогда, когда имеющееся знание об объекте позволяет сформулировать объяснительную гипотезу. Цель плана - выявит причинно-следственные связи в объекте, раскрыть его структуру, причины, обуславливающие его функционирование и развитие.

 8. Оформление результатов исследования.

1.Оформление результатов научного исследования.

1) титульного листа; 2) оглавления; 3) введения; 4) основной части; 5) заключения; 6) списка источников литературы. Некоторые работы имеют седьмой элемент - приложения, куда включают таблицы, графики и другие дополнительные материалы.

Характерной особенностью языка письменной научной речи является формально – логический способ изложения материала. Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связанность. Средство выражения логических связей следующие:

1) специальные функционально – синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли;

2) причинно – следственные отношения;

3) переход от одной мысли к другой;

4) итог, вывод.

Основным признаком научной речи является целенаправленность и прагматическая установка, и отсутствие экспрессии. Объективность изложения – основная стилевая черта речи, вытекает из специфики научного познания, изложение обычно ведётся от третьего лица. Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость.

 

 



2019-12-29 225 Обсуждений (0)
Метод экспертных оценок 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Метод экспертных оценок

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)