Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура организационной культуры.



2019-12-29 242 Обсуждений (0)
Структура организационной культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок




Анализируя структуру организационной культуры, Э. Шайн выделяет три ее уровня: поверхностный, внутренний и глубин­ный.

Знакомство с организационной культурой начинается с по­верхностного уровня, включающего такие внешние организаци­онные характеристики, как продукция или услуги, оказываемые организацией, используемая технология, архитектура производ­ственных помещений и офисов, наблюдаемое поведение работ­ников, формальное языковое общение, лозунги и т.п. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах организационной культуры.

Те, кто пытаются познать организационную культуру глуб­же, затрагивают ее второй, внутренний, уровень. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации в соответствии с тем, насколько эти ценно­сти отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания лю­дей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложно­сти.

Третий, глубинный, уровень включает базовые предполо­жения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие орга­низационную культуру.

Некоторые исследователи предлагают более дробную структуру организационной культуры, выделяя ее следующие компоненты:

1. Мировоззрение - представления об окружающем мире, природе человека и общества, направляющие поведение членов организации и определяющие характер их отношений с другими сотрудниками, клиентами, конкурентами и т.д. Мировоззрение тесно связано с особенностями социализации индивида, его эт­нической культурой и религиозными представлениями.

Значительные различия в мировоззрениях работников серьезно затрудняют их сотрудничество. В этом случае имеется почва для значительных внутриорганизационных противоречий и конфликтов. При этом очень важно понимать, что кардинально изменить мировосприятие людей очень сложно, и требуются зна­чительные усилия, чтобы достичь некоторого взаимопонимания и принятия позиций лиц с иными мировоззрениями. Мировоззрение индивида трудно выразить в четких словесных формулировках, и далеко не каждый в состоянии объяснить основные принципы, лежащие в основе его поведения. И для понимания чьего-либо мировоззрения подчас требуется много усилий и времени, чтобы помочь человеку эксплицировать базовые координаты его виде­ния мира.

2. Организационные ценности, т.е. предметы и явления организационной жизни, существенно важные, значимые для ду­ховной жизни работников. Ценности выступают связующим зве­ном между культурой организации и духовным миром личности, между организационным и индивидуальным бытием. Личностные ценности отражаются в сознании в виде ценностных ориентаций, которые включают в себя также широкий круг социальных ценно­стей, признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве собственных целей и принципов. Поэтому возможно как неполное, неадекватное отражение личностных ценностей в соз­нании, так и ориентация в плане сознания на ценности, не яв­ляющиеся реальными мотивами поведения.

Ценности могут сохраняться, даже если в организации про­изошли значительные кадровые изменения. В то же время может быть осуществлена определенная смена ценностей, которые скажутся и на поведении членов организации. Организационные ценности тесно связаны с организационной мифологией, выра­жающейся в системе историй, мифов и даже анекдотов, в кото­рых заключена некоторая достойная уважения характеристика какого-либо члена организации, выгодно отличающая его от мно­гих других.

3. Стили поведения, характеризующие работников кон­кретной организации. Сюда также относятся специфические ри­туалы и церемонии, язык, используемый при общении, а также символы, которые обладают особым смыслом именно для членов данной организации. Важным элементом может стать какой-либо персонаж, обладающий характеристиками, в высшей степени ценными для данной культуры и служащий ролевой моделью по­ведения для сотрудников. Поведение сотрудников успешно кор­ректируется разнообразными тренингами и мерами контроля, но только в том случае, если новые образцы поведения не вступают в противоречие с вышеописанными компонентами организацион­ной культуры.

4. Нормы — совокупность формальных и неформальных требований, предъявляемых организацией по отношению к своим сотрудникам. Они могут быть универсальными и частными, импе­ративными и ориентировочными и направлены на сохранение и развитие структуры и функций организации. К нормам относятся так называемые правила игры, которые новичок должен освоить, чтобы стать членом организации.

5. Психологический климат в организации, с которым сталкивается человек при взаимодействии с ее сотрудниками. Психологический климат представляет собой преобладающую и относительно устойчивую духовную атмосферу, определяющую отношения членов коллектива друг к другу и к труду.

Ни один из этих компонентов в отдельности не может быть отождествлен с культурой организации. Однако в совокупности они могут дать довольно полное представление об организаци­онной культуре.

Многие компоненты культуры трудно обнаружить посторон­нему человеку. Можно несколько недель провести в организации, но так и не понять основных положений культуры, управляющих поступками людей. Каждый сотрудник, приходя в организацию, проходит через определенную процедуру организационной со­циализации, в ходе которой он месяц за месяцем постигает все те мельчайшие нюансы, которые в совокупности и образуют ор­ганизационную культуру.

Содержание организационной культуры.

Существует много подходов к анализу содержательной стороны той или иной организационной культуры. Ф. Харрис и Р. Моран предложили выделить десять содержательных характери­стик, свойственных любой культуре, в том числе и организацион­ной (табл. 1.).

Указанные характеристики культуры организации в сово­купности отражают и придают смысл концепции организационной культуры. Содержание организационной культуры определяется не простой суммой ожиданий и реального положения вещей по каждой характеристике, а тем, как они связаны между собой и как они формируют профили определенных культур.

 

Таблица 1

Характеристики культуры и организационной культуры

Культура

Организационная культура

Характери­стика Содержание Характе­ристика Содержание

Идентифи­кация и цель: смысл Я (ощуще­ние себя), место, мис­сия Культура дает людям ощущение иден­тичности в отношении группы и до не­которой степени определяет их место в жизни. Границы, которые отмечают и определяют группу, могут быть кон­кретными или абстрактными, явными или неявными. Культура также спо­собствует объяснению смысла объе­динения людей в группу посредством миссии и целей Осозна­ние себя и своего места в органи­зации В одних культурах ценится сдер­жанность и сокрытие работником своих внутренних настроений и проблем, в других - поощряется открытость, эмоциональная поддержка и внешнее проявление своих переживаний; в одних случаях творчество проявляется че­рез сотрудничество, а в других - через индивидуализм

Коммуника­ции и язык: передача информа­ции, взаимо­действие, обмен Группа отличается своими собствен­ными системами как вербальной, так и невербальной связи. Уникальные про­цессы взаимодействия развиваются с помощью использования специально­го набора слов, особой терминологии и кодов. Дальнейшее дифференцирование происходит через диалекты, сленг, жаргон и т.д. Коммуни­кацион­ная сис­тема и язык об­щения Использование устной, письменной, невербальной коммуника­ции, «телефонного права» и от­крытости коммуникации варьиру­ется от организации к организа­ции; профессиональный жаргон, аббревиатуры, язык жестов спе­цифичен для организаций раз­личной отраслевой, функцио­нальной и территориальной при­надлежности организации

Одежда и внешний вид: стиль, имидж, репутация Культура проявляет себя через пред­меты одежды, художественное оформление, через украшения и т.д. Длина волос или отсутствие их, оформление лица, наличие драго­ценностей, спецодежда или унифор­ма могут характеризовать племя или подразделение компании (пираты, старики, подростки, террористы, во­енные, медработники, железнодо­рожники и т.д.) Внешний вид, одеж­да и пред­ставление себя  на работе

Разнообразие униформ, дело­вых стилей, нормы использова­ния косметики, духов, дезодо­рантов и т.п., свидетельствую­щие о существовании множест­ва микрокультур

Пища и обы­чаи подачи: подготовка, обслужива­ние, пищевые предпочтения Способ, которым продовольствие произведено, приготовлено, пред­ставлено и съедено, отличается куль­турой, о чем знает каждый посетитель китайского или французского ресто­рана. Религиозные нормы запрещают некоторую пищу, типа говядины или свинины, или определяют способ их приготовления. Способ подачи может включать использование рук, палочек для еды или столового прибора Привычки и тради­ции, свя­занные с приемом и ассорти­ментом пищи

Как организовано питание ра­ботников в организации, вклю­чая наличие или отсутствие столовых и буфетов; участие организации в оплате расходов на питания; периодичность и продолжительность питания; совместное или раздельное питание работников с разным организационным статусом и т.п.

Взаимоотно­шения и раз­личия полов: родство, род, ранг, статус, награды и признание   Культуры устанавливают человеческие и организационные отношения к воз­расту, полу, статусу и степеням родст­ва, богатству, власти и мудрости. При изучении сексуальной практики (клан, брак, семейные группировки, роли, свя­занные с полом) следует отметить, что семья - ключевое проявление этой ха­рактеристики. Семьи широко ранжиру­ются по размеру и по форме; имеются нуклеарные семьи, как на Западе, или расширенные формы, типа индусской объединенной семьи. В зависимости от того, является ли культура патриар­хальной или матриархальной, и главен­ствующей фигурой власти является мужчина или женщина. В некоторых культурах у власти находятся старики, в других - молодежь. Культура может давать равную возможность для жен­щин или вынуждать представительниц женского пола носить чадру, казаться почтительным и уступать многие права доминирующим мужчинам Взаимоот­ношения между людьми

Влияние на межличностные от­ношения таких характеристик, как возраст, пол, националь­ность, статус, объем власти, образованность, опыт, знания и т.д.; соблюдение формальных требований этикета или прото­кола; степень формализации отношений, получаемой под­держки, принятые формы раз­решения конфликтов. В успеш­ных многонациональных корпо­рациях мультикультурные от­ношения являются фактором глобальной разработки наряду с техническим обеспечением

 

Ценности и нормы: сис­тема потреб­ностей/ при­оритетов, стандарты поведения   Культура влияет на то, как люди вос­принимают свои потребности и как они ранжируют их по приоритетам. На уровне потребностей выживания оцениваются такие базовые потреб­ности, как жилье, пища, одежда. На уровне потребностей безопасно­сти - общественный порядок, права собственности. На уровне потребно­сти самоутверждения и самоактуали­зации - потребность в признании, зна­чимости, качестве жизни и самосо­вершенствовании. Ценности культуры и нормы поведения выражены в об­ществе открыто или скрыто Ценности и нормы

Первые представляют собой совокупности представлений о том, что хорошо, а что - плохо; вторые - набор предположений и ожиданий в отношении опре­деленного типа поведения. Эти приемлемые стандарты пове­дения могут быть представлены в форме рабочей этики, в прин­ципах этикета, кодексах пове­дения, нормативах и законах. Процесс усвоения норм и цен­ностей начинается в семье, где диапазон норм варьируется от абсолютного повиновения до полного разрешения. Процесс продолжается в организацион­ной жизни, где стандарты пове­дения служащего заявлены формально или неформально

Убеждения и отношения: мифы, фило­софия, пер­спектива, ре­лигия, обря­ды, ритуалы   Каждая культурная группа имеет убе­ждения, которые формируют стрем­ления и отношения своих членов не­зависимо от рациональности этих убеждений или от объективной прав­ды. В национальных культурах это может принимать форму веры в сверхъестественное или в Бога и быть связано с принятием религиоз­ной системы. Таким образом, культу­ра позволяет обеспечивать руково­дство людьми, формируя систему взглядов на такие фундаментальные вопросы жизни, как особенности че­ловеческой сущности; смысл жизни человека; отношение людей к приро­де; временной фокус жизни (на про­шлое, настоящее или будущее); мо­дальность человеческой деятельно­сти (непосредственное выражение, саморазвитие, измеримое достиже­ние); отношение одного человека к другому Мировоз­зрение  

Вера/отсутствие веры в: справед­ливость, успех, свои силы, руково­дство; отношение к взаимопомощи, к этичному или недостойному по­ведению, убежденность в наказуе­мости зла и торжестве добра и т.п. В организационных культурах до­минирующая деловая философия отражается в документах, процеду­рах и публикациях. Организационные убеждения и отношения определяют системы признания и вознаграждения: об­ряды и ритуалы, которые ранжиру­ются от вечеров и церемоний на­граждения призами до учреждения клубов для ведущих сотрудников, включаются в мифы, традиции, легенды о героях группы и их ис­ключительном характере. Убеждения могут проявлять себя в организации многими способами: например, в отношении к молоде­жи, ветеранам, женщинам, руково­дству и т.д.

 

 
Ментальные привычки и обучение: мыслительные процессы, об­разование Способ, которым люди думают, изучают, организовывают и обрабатывают инфор­мацию, уникален и часто различен. Неко­торые культуры используют целостное мозговое мышление, другие предпочита­ют право- или левополушарное развитие. Например, в некоторых странах высоко ценится логика, в то время как в других -интуиция. Хотя рассуждение и изучение -это универсальные процессы, формы об­разования и обучения могут быть очень разными Развитие и самореали­зация ра­ботника

Бездумное или осознанное выпол­нение работы; опора на интеллект или силу; свободная или ограни­ченная циркуляция информации в организации; признание или отказ от рациональности сознания и по­ведения людей; творческая обста­новка или жесткая рутина; призна­ние ограниченности человека или акцент на его потенции к росту

 
Особенности и методы рабо­ты: фокус, на­правленность работы,рабо­чие паттерны и процедуры, управление и лидерство Культуры отличаются способом воспри­ятия и отношением к работе; они разли­чаются по типам одобряемой работы, способам разделения работы и методам работы Трудовая этика и мо­тивирова­ние

Отношение к работе как ценности или повинности; ответственность или безразличие к результатам своего труда; отношение к своему рабочему месту; качественные ха­рактеристики трудовой деятельно­сти (качество трудовой жизни; дос­тойные и вредные привычки на работе; справедливая связь между вкладом работника и его вознагра­ждением; планирование профес­сиональной карьеры работника в организации)

 
             

Отличительной чертой той или иной культурыявляется приоритетность формирующих ее базовых характеристик, указывающая на то, какие принципы должны превалировать в случае возникновения конфликта между ее разными составляющими.

В этом контексте говорить об организационной культуре как однородном феномене не приходится. В любой организации потенциально заложено множество субкультур. Фактически любая из этих субкультур может стать доминирующей, т.е. собственно организационной культурой, если она целенаправленно поддерживается и используется организационной властью как инструмент консолидации индивидуальных целей в направлении общей организационной цели.

Приведем 10 заповедей корпоративной культуры, о которых необходимо помнить, занимаясь развитием организации:

1. Корпоративная культура существует не в стратегиях и миссиях компании, а в головах сотрудников, в сознании персонала.

2. Корпоративная культура не меняется постановлением или приказом, даже самые маленькие нововведения необходимо тщательно готовить.

3. Единство мнения по какому-то вопросу, не всегда есть свидетельство сильной корпоративной культуры, а лишь результат достигнутой договоренности.

4. Оформление компании, ее правила, гласные и негласные, корпоративные мероприятия - открытая книга ее корпоративной культуры.

5. Безусловно, инициатором возникновения и развития корпоративной культуры в организации является руководство компании, но само существование ее немыслимо без ее сотрудников.

6. Внутриорганизационные конфликты могут являться источником развития и укрепления корпоративной культуры.

7. Корпоративная культура живет в коммуникациях.

8. Корпоративная культура не представляет собой твердого монолита, чем более формально структурирована организация, тем более фрагментирована корпоративная культура предприятия.

9. Корпоративная культура несет в себе отпечаток той профессиональной культуры, в сфере которой действует организация.

10. Корпоративная культура непрерывно изменяется.


 Глава 2. Корпоративная культура ИНВЕСТСБЕРБАНК (ОАО)



2019-12-29 242 Обсуждений (0)
Структура организационной культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура организационной культуры.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)