Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рассмотрим виды готовностей детей к обучению в школе.



2019-12-29 275 Обсуждений (0)
Рассмотрим виды готовностей детей к обучению в школе. 0.00 из 5.00 0 оценок




-Физиологическая готовность

Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. При формировании и диагностике психологической готовности к школе необходимо учитывать уровень физиологического развития и состояние здоровья ребенка, так как они составляют фундамент школьной деятельности. Частоболеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении. С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника.

-Психомоторная (функциональная) готовность

К ней следует отнести преобразования, происходящие в детском организме, которые способствуют повышению его работоспособности и выносливости, большей функциональной зрелости. Среди них в первую очередь выделяем:

· 1) возрастающая на протяжении всего дошкольного детства сбалансированность процессов возбуждения и торможения позволяет ребенку более длительное время сосредоточивать внимание на объекте деятельности, способствует формированию произвольных форм поведения и познавательных процессов;

· 2) развитие мелких мышц руки и зрительно-моторной координации создает основу для овладения действиями письма;

· 3) совершенствование механизма функциональной асимметрии мозга активизирует становление речи как средства познания и вербально-логического мышления

Интеллектуальная готовность.

-Умственное развитие в психологических исследованиях характеризуется с разных сторон, и выделяются разные его критерии. Л.С. Выготский один из первых высказал мысль о том, что интеллектуальная готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития мыслительных процессов, т.е. в качественных особенностях детского мышления. По мнению ученого, быть готовым к школе - значит обладать умением обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира.

-Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. В интеллектуальную готовность включаются:

· 1) известный запас знаний об окружающем мире, причем важен не только их объем, но и качество (правильность, четкость, обобщенность);

· 2) представления, отображающие существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности;

· 3) достаточный уровень развития познавательных интересов -интереса к новому, к самому процессу познания;

· 4) определенный уровень развития познавательной деятельности, психических процессов:

o а) сформированность сенсорных эталонов;

o б) качества восприятия -- умение планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства;

o в) качества мышления - умение выделять существенное в явлениях действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины явлений, делать выводы;

o г) определенная степень децентрации мышления;

o д) высокий уровень развития наглядно-образного и образно-схематического мышления, позволяющего вычленять наиболее

· е) сформированность символической функции и воображения.

· 5) начало формирования произвольности психических процессов. Несмотря на то, что она начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу еще не достигает полного развития: ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т.п.;

· 6) развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т.е у него должен быть развит фонематический слух. Кроме того, должно быть сформировано умение связно, последовательно, понятно для окружающих описать и объяснить что-то, передать ход своих мыслей.

· Особое место занимает овладение дошкольником некоторыми специальными знаниями и навыками, относящимися к собственно школьным-грамотой, счетом, решением арифметических задач.

-Эмоционально-волевая готовность

существенные свойства и отношения между предметами действительности; Эмоциональная готовность - это уровень произвольной регуляции эмоциональных состояний, которые способствуют адекватному переживанию процесса переключения эмоций, овладению структурой деятельности, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуется психическая активность. Волевая готовность - это уровень произвольной регуляции поведения, деятельности, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуется психическая активность Специфическая особенность волевого поведения заключается в том, что человек внутренне переживает состояние «я должен», а не «я хочу». Именно сознательная целеустремленность действий характеризует волевое поведение.

-Личностная готовность

Личностная готовность к школе предполагает формирование мотивационно-потребностной сферы личности ребенка. Она включает:

· 1) формирование готовности к принятию новой социальной позиции -- положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав. Выражается в желании стать школьником, на появление которого влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, влияет и отношение других детей. Л. И Божович отмечала, что новая позиция ребенка изменяется, становится со временем содержательнее. Первоначально детей привлекает внешние атрибуты школьной жизни-портфель, пеналы, ручки и т.д. возникает потребность в новых впеатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою «работу» отметки;

· 2) мотивационную готовность - соподчинение мотивов, наличие в поведении общественных и моральных мотивов (чувства долга). Существенный момент мотивационной готовности к школьному обучению - произвольность поведения и деятельности (А.Н. Леонтьев), т. е. возникновение у ребенка такой структуры потребностей и мотивов, «при которой он становится способным подчинять свои непосредственные импульсивные желания сознательно поставленным целям» (Л.И. Божович). Н.И. Гуткина рассматривает мотивацию как определяющий компонент психологической готовности к обучению, а произвольность - как функцию мотивации .

· 3) определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. Самооценка школьника не должна быть завышенной и недифференцированной. Если ребенок заявляет, что он «хороший», его рисунок «самый хороший» и поделка «лучше всех», значит, нельзя говорить о личностной готовности к обучению .

· -Нравственная готовность.

· Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л. С. Выготским внутренними этическими инстанциями. В раннем детстве деятельность ребенка осуществляется преимущественно в сотрудничестве со взрослыми; в дошкольном возрасте ребенок становится способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания. В результате совместная деятельность его со взрослыми как бы распадается, вместе с чем ослабевает и непосредственная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых людей.

· Таким образом, для успешной организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке их к школе необходимо учитывать следующее:

· формирование психологической готовности к школе;

· для достижения эффективности в обучении шестилеток необходимо формирование положительного, эмоционального отношения к знаниям;

· использовать большие воспитательные возможности совместной деятельности;

· формировать способности к ролевому и личностному общению как важному условию в подготовке смены ведущей деятельности;

· при формировании психологической готовности к школе необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности, которые проявляются на уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношение к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения и др.

· Билет 23.

· Психологическая характеристика ребенка младшего школьного возраста.

· Младший школьный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка- поступлением в школу. Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственности за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие.

· Главная задача данного возраста - научить детей учиться, не тратя лишних усилий.

· Новообразования младшего школьного возраста: возникновение и закрепление очень важной личностной характеристики, которая становится достаточно устойчивой (мотивация достижения успеха или мотив избегания неудач); чувство компетентности; общими характеристиками всех познавательных процессов становится произвольность, продуктивность, устойчивость; саморегуляция, самоконтроль, целеполагание; внутренний план действия; рефлексия; словесно – логическое мышление (с опорой на наглядность); анализирующее восприятие; появление синтезирующего восприятия (в конце периода); произвольная смысловая память, произв внимание; адекватная самооценка; обобщение переживаний; логика чувств.

· Ведущий вид деятельности — учебная деятельность.- (это тот вид деятельности, который определяет наибольшие успехи в развитии познавательных процессов).

· Соц сит развития – соц-ный статус школьника (ситуация обучения) -(это специфич. сист отношений в окр действит-ти, отражённая в переживаниях и реализуемая в совместной деят-ти с другими людьми)

· Особенности общения: система «ребёнок- взрослый» дифференцируется на «ребёнок-родители» и «ребёнок-учитель», ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя, который является для него значимым взрослым;

· Необходимое воздержание от ситуативных импульсивных желаний и обязательная саморегуляция создают изначально у ребенка чувство одиночества, отчужденности себя от близких; общение в среде сверстников (в классе) становится особой школой социальных отношений, усваиваемые и используемые ребенком средства эффективного общения определяют отношение к нему окружающих; общение со сверстниками строится от полного безразличия.

· Особенности познавательной сферы: Все виды деятельности способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности, ребёнок осваивает способы самостоятельного управления ими, чему помогает прогресс в речевом развитии. В умственном плане осваиваются классификация. Сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящееся предпосылками формирования в будущем формально-логического мышления.

· Физическое развитие: увеличивается вес, скелет подвергается окостенению, развитие мышечной системы, развиваются мелкие мышцы кисти.

· Личность младшего школьника: развиваются элементы социальных чувств; формируются навыки общественного поведения (взаимопомощь,

· коллективизм); формируются нравственные качества.

· Речь: К моменту поступления ребенка в школу словарный запас ребенка увеличивается на столько, что он может свободно объясняться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Словарь ребенка состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных союзов. В этом возрасте ребенок овладевает чтением и письмом. Освобождаясь от напряжения, связанного с овладением исполнительскими действиями письма, ребенок начинает осваивать саму письменную речь.

· Мышление. Основные виды мышления: наглядно-образное, наглядно-действенное и словесно-логическое .

· Но на протяжении периода от начала обучения в школе до перехода на следующий возрастной этап во взаимосвязи с речью мышление развивается от

· наглядно-образного к абстрактно-логическому.

· Внимание. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Ребенок может по несколько часов играть или заниматься продуктивной

· деятельностью. Однако, он будет томиться, отвлекаться, если нужно быть внимательным в той деятельности, которая ему не интересна или требует умственного напряжения. Таким образом, хотя дети младшего школьного возраста могут произвольно регулировать свое поведение, преобладает непроизвольное внимание.

· Память имеет наглядно-образный характер, безошибочно запоминает интересный, яркий, конкретный материал. Ребенок овладевает приемами продуктивного запоминания. Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная деятельность.

· Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

· Основные достижения этого возраста обусловлены ве­дущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хо­теть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

· Полноценное проживание этого возраста, его позитив­ные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуаль­ности каждого ребенка.

· Билет 24.

· Формирование личности подростка. Особенности подросткового кризиса.

· Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Подростковый возраст представляет собой сложный период в развитии человека, потому что на данном этапе происходит перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

· Психологическое состояния этого периода связано с двумя «переломными» моментами: психофизиологическим - половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным - конец детства, вступление в мир взрослых.

· Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.

· Второй момент - окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознании подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка.

· Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым созреванием, как причиной различных психологических и психических отношений.

· Подростковый комплекс включает перепады настроения от безу - держного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно.

· Основная разница между маленьким школьником и подростком, легко обнаруживаемая даже самым поверхностным наблюдением над их поведением, - общеизвестная склонность подростка к рассуждениям. Подростковый возраст - возраст проблем, рассуждений и споров.



2019-12-29 275 Обсуждений (0)
Рассмотрим виды готовностей детей к обучению в школе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рассмотрим виды готовностей детей к обучению в школе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (275)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)