Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культурно-исторические концепции психического развития. Зона ближайшего развития по Л.С Выготскому.



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
Культурно-исторические концепции психического развития. Зона ближайшего развития по Л.С Выготскому. 0.00 из 5.00 0 оценок




Билет 1.

Предмет, задачи, методы исследования возрастной психологии.

Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека по мере его роста и взросления, возрастную динамику его психики.

Объект изучения возрастной психологии – это нормальный здоровый человек развивающийся, изменяющийся в онтогенезе .

Предмет возрастной психологии - возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Задачи возрастной психологии:

- Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всём протяжении жизненного пути человека.

- Периодизация психического развития в онтогенезе.

- Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов.

- Установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний.

- Исследование возрастного развития личности

- Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека.

- Создание службы систематического контроля за ходом психического здоровья и развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях.

- Возрастная и клиническая диагностика.

- Выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека.

.Коротко Задачи психологии можно сформулировать так:

Научиться понимать сущность психологических явлений и их взаимосвязь;

Научиться управлять ими;

Использовать полученные знания на практике

. Методами исследования возрастной психологии являются:

1. наблюдение;

2. опрос;

3. эксперимент

Наблюдение бывает внешним и внутренним. Внешнее наблюдение осуществляется посредством наблюдения за субъектом, а получаемые результаты фиксируются. Внутреннее наблюдение — это самонаблюдение, когда психолог исследует явления, происходящие в его собственном сознании. Метод наблюдения предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения.

Опрос проводят с целью изучить ответы на ряд задаваемых вопросов. Существует несколько разновидностей опросов: устный опрос и письменный опрос-анкета. Применяя тесты, получают количественный и качественный результаты. Есть два вида тестов —это тест-опросник и тест-задание.

В эксперименте экспериментатор проводит опыт, осуществляет наблюдение за психическими явлениями, процессами испытуемого. Существуют две разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Важное преимущество эксперимента заключается в том, что для контроля можно многократно повторять опыт, а также вмешиваться в протекание психических процессов.

Билет 2.

Психологическое понятие возраста.

Возраст- это не только количество прожитых лет, но и внутреннее содержание, духовное развитие человека, изменения в его внутреннем мире.

Возраст включает в себя ряд аспектов:

1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);

2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);

3) Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается: а) умственный возраст Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный "общий интеллектуальный показатель". б) социальная зрелость, социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает) в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость. В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

Билет 3.

Культурно-исторические концепции психического развития. Зона ближайшего развития по Л.С Выготскому.

Культурно-историческая теория развития психики и развития личности разрабатывалась Выготским и его школой в 20-30 гг. Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности.. По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком "психологических орудий", путем овладения системой знаков-символов, таких как - язык, письмо, система счета. Как правило, на этом первом этапе внешней деятельности все, что делает ребенок, он делает в сотрудничестве, вместе со взрослыми.

Как пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Именно сотрудничество с другими людьми является главным источником развития личности ребенка, а важнейшей чертой сознания является диалогичность. Сознание развивается через диалог: диалог ребенка со взрослым либо диалог взрослого со взрослым. Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу – "человек и наедине с собой сохраняет функции общения.

Л.С. Выготский вводит понятие "зона ближайшего развития" –это те задачи, к которым малыш проявляет интерес, с которыми способен справиться, если взрослые создадут опору или направят его собственные мысли и действия в нужное русло. То, что ребенок сегодня выполняет с помощью родителя или педагога, но уже завтра способен будет выполнить самостоятельно, и является его зоной ближайшего развития, которая в ходе детских усилий и посильного умственного напряжения становится зоной актуального развития.

Чтобы успешно с ними справиться, ему требуется помощь взрослого.

Знание о том, что такое зона ближайшего развития (ЗБР), поможет взрослым определить, в чем стоит «подтянуть» своего ребенка, а в чем он может развиваться быстрее своих сверстников. Если же малыш даже после совместной работы со взрослым не научился самостоятельно справляться с задачей, значит, она пока находится в зоне актуально недоступного, и требуется время, чтобы эта задача перешла в ЗБР.

В ходе своих наблюдений Л. Выготский заметил еще одну интересную особенность: обучение выводит психические процессы ребенка на новый уровень. При этом для освоения определенных навыков есть оптимальные возрастные периоды, называемые сензитивными. Например, лучший возраст для того, чтобы ребенок научился ходить, - от 8 месяцев до 1,2 года. Однако временные рамки сензитивных периодов индивидуальны, и у каждого ребенка могут отличаться.

Нельзя сравнивать детей друг с другом! Сравнивайте своего ребенка только с ним самим, оценивая его навыки и умения в прошлом и настоящем периоде. Такое сравнение помогает увидеть прогресс и порадоваться не только родителям, но и детям!

Билет 4.



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
Культурно-исторические концепции психического развития. Зона ближайшего развития по Л.С Выготскому. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культурно-исторические концепции психического развития. Зона ближайшего развития по Л.С Выготскому.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)